Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 03:46, шпаргалка
В этом документе есть 60 ответов к экзамену по экономики
В ситуации предельной структуры данного рынка, когда огромной массе потребителей противостоит один производитель, рынок превращается в монополию. При такой модели рынка как монополия один продавец выступает и производителем продукта, который не имеет товаров-заменителей. Монополист за счет этого приобретает рыночную власть и возможность полного контроля цен.
Если на рынке сосуществует довольно большое число производителей, готовых поставлять разнородную продукцию, то его называют рынком монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция в
качестве модели рынка характеризуется
большим числом производителей похожей,
однако не идентичной продукции. Поскольку
существует дифференциация продукции,
то фирмы вступают в борьбу друг
с другом через цены, а также
с помощью еще большей
Особый тип несовершенной
Взаимосвязи между производителями
и покупателями, когда единому
потребителю соответствует
19. Экономические последствия
развития рынка совершенной
Конкуренция (от лат. конкурере – бежать вместе, столкновение) – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» дает следующее определение конкуренции: «конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Значение конкуренции нельзя переоценить. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует производить.
Конкуренция – способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресурсов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложения, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стремится предложить более высокую цену за дефицитный товар – цена повышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.
Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы (факторы производства) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателя совершенствовать свое производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, думая прежде всего о собственной выгоде, предлагает лучшие или более дешевые товары, тем самым принося пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.
Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения:
• креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
• приспособленческое – учитывающее
инновационные изменения в
• обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают: лидеров; претендентов на лидерство; ведомых; новичков.
Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее активными, атакующими конкурентами выступают «новички».
В целях обеспечения лучших возможностей
сбыта своей продукции
• ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.
• неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.
Все это – методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).
Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов как:
• продажа по цене ниже себестоимости;
• установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;
• установление зависимости поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;
• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;
• недобросовестное копирование товаров конкурентов;
• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
• промышленный шпионаж;
• переманивание ведущих
Недобросовестная конкуренция
запрещается законодательством
большинства стран с рыночной
экономикой, гражданскими и уголовными
кодексами. Закон РФ «О конкуренции
и ограничении
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
• продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности...
• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца (ст. 4).
Итак, конкуренция является необходимым
инструментом рыночного механизма,
способом достижения рыночного равновесия.
Однако характер конкуренции может
быть различным. В зависимости от
соотношения конкуренции и
20.Олигополия. Основные
черты олигополистического
Олигополия - форма несоверш конкуренции, когда в отрасли доминируют неск-ко очень крупных фирм. Объем произв-ва каждой из них может влиять на отраслевое предложение, тем самым и на рыночную цену. Олигополия встречается наиболее часто в высокоразвитых эк-ках. Признаки:
1.несколько крупных фирм
2.однородная или с незнач дифф продукция
3.высокие входные барьеры
4.частичный контроль над ценой
5.некоторый ограничения
Барьеры связаны с эффектом масштаба,
существующими патентами и
Часто встречается поведение
Р D2
Р3 Р1 MR1
Р2
|
Q3 Q1 Q2 сильная слабая реакция реакция (эластичность) (неэластичность) |
Напр. отд. продвец снижает цену с P1 до P2. Остальные реагируют тем же. Продажи не возрастут существенно. В то же время прибыль первого упадет. Значит, нет смысла понижать цену. Если за повышением цены от Р1 до Р3 отдельного олигополиста не последует повышение этой цены остальными олигополистами, то ему придется считаться с сильным падением продаж от Q1 до Q3. И в этих обстоятельствах для отдельного олигополиста имеет смысл оставить цену неизменной.
Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение и понижение цены будет разной. Поэтому кривая спроса будет состоять как бы из двух разных кривых, в итоге образуется «излом» . Соответственно, кривая предельного дохода также будут состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса (рис. 7.18). Тезис о стабильности цены также можно продемонстрировать графически (рис. 7.19).
P
P1
MR Q |
Равновесие олигополистической фирмы
Пока кривая предельных издержек лежит в интервале АВ, т.е. кривая МС пересекает кривую предельного дохода на ее вертикальном отрезке, результирующая рыночная цена будет неизменной. Следовательно, в определенной степени цена не зависит от изменений уровня предельных издержек.
ТАЙНЫЙ СГОВОР И КАРТЕЛИ
В связи с тем, что во многих странах действует антимонопольное (антитрестовское) законодательство, открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, становится невозможным. В таких случаях соглашения заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах. При этом используются изощренные формы камуфляжа согласованных действий олигополистов. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами.
Наиболее изощренной формой тайных
сговоров являются так называются джентльменские
соглашения, которые заключаются
в устной форме в непринужденной
обстановке за рамками рабочего времени
и которые весьма трудно выявляются
с целью предъявления иска. Конечно,
тайные соглашения о ценах требуют
от их участников взаимного доверия
и готовности пойти на компромиссы
и уступки, чтобы добиться сбалансированности
интересов участников. Расхождения
в издержках, различия в целевых
установках обуславливают далеко не
одинаковое рыночное поведение олигополистов.
В рамках тайных соглашений, которые
фактически блокируют ценовую конкуренцию,
могут развиваться неценовые
формы конкуренции, сопровождаемые
предоставлением скрытых скидок
и дополнительных услуг, улучшением
форм обслуживания клиентов, обеспечением
наилучшим послесбытовым
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.