Шпаргалка по "Экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 03:46, шпаргалка

Описание работы

В этом документе есть 60 ответов к экзамену по экономики

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА шпаргалка.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 изменение цены на товар A

Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

Она зависит от следующих факторов:

Значимость товара для бюджета  семьи.

Является ли товар предметом  роскоши или предметом необходимости.

Консерватизм во вкусах.

Если увеличение дохода приводит к  уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).

Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.

12.Теория поведения потребителя.  Кривые безразличия и бюджетная  линия

Потребитель является королем на рынке, т.к. решает, что ему необходимо для  удовлетворения собственных потребностей. Главным ограничителем для потребителя  является размер дохода, поэтому он должен постоянно совершать выбор.

Рациональность выбора потребителя определяется стремлением достичь максимального результата при ограниченных возможностях.

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто выбрал наилучший вариант потребительского поведения, т.е. максимизировал полезность при ограниченном доходе. В этом и состоит сущность теории потребительского поведения.

Анализ поведения потребителя  рассматривает его с двух сторон:

Что может позволить себе потребитель  при данном ограниченном доходе;

Что он хотел бы иметь из данного  набора вариантов.

Для более глубокого объяснения поведения потребителя используется метод бюджетных линий и кривых безразличия. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированном денежном доходе.

График бюджетной линии:

Каждая точка бюджетной линии  показывает, какое количество товаров A и B может приобрести потребитель на ограниченный бюджет.

Если цены на товары будут пропорционально  изменяться, то бюджетные линии будут  параллельны.

Если изменение цен на товары различно, то бюджетная линия изменит  свой наклон.

Таким образом, расположение бюджетных  линий зависит:

от величины денежного дохода;

от влияния изменения цены.

Желая приобрести товары, входящие в  набор, потребитель высказывает  свои предпочтения. Путем опроса потребителя  ему предполагают различные сочетания  товаров. Нас интересуют те сочетания, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в  товарах A и B. Это исследование отражается кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя. Значит потребителю безразлично, какой набор приобрести. Поэтому построение по точкам носит название кривой безразличия.

График кривой безразличия:

Каждая точка кривой безразличия  показывает все возможные комбинации товаров A и B, дающие одинаковые удовлетворения.

Полезность, которую потребитель  теряет, отказываясь от одного товара, компенсируется пользой от дополнительного  количества другого товара. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия.

Чем дальше от начала координат находится  кривая, тем большую полезность она  обеспечивает потребителю. Поэтому  потребитель будет искать такой  вариант сочетания разных товаров, при котором пользы в рамках его  бюджета будет максимальной.

Чтобы сделать оптимальный выбор  необходимо наложить на карту кривых безразличия бюджетную линию  и выбор будет сделан.

График оптимального выбора:

Точка Е - это максимально суммарная полезность при данном доходе потребителя.

Кривая безразличия II и бюджет минимальны, с ab пересекаются в точке Е, что приносит потребителю максимальную полезность. Точки L и M на кривой безразличия I потребитель отвергает, т.к. его доход может претендовать на более высокую полезность. Кривая безразличия III для потребителя недоступна, т.к. полезность ее очень высока, а доход потребителя ограничен.

 

13.Эффект масштаба. Закон  убывающей предельной производительности

Убывающая предельная производительность. Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи. В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи. Действие закона предполагает неизменность технологического уровня производства, и поэтому переход к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.

Краткосрочный период. Рассмотрим действие этого закона в краткосрочном временном интервале, когда часть ресурсов или факторов производства остается постоянной. Допустим, что фирма в своей деятельности использует только один переменный ресурс — труд, отдачей которого является производительность. Как будут изменяться издержки фирмы при постепенном увеличении числа нанимаемых рабочих? Сначала рассмотрим, как будет изменяться выпуск продукции при увеличении численности рабочих. По мере загрузки оборудования выпуск продукции быстро нарастает, затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если дальше продолжать нанимать рабочих, они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

Долгосрочный период. В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Например, стоит создавать для выпуска заданного объема товаров одно крупное предприятие или несколько мелких? Почему мы наблюдаем на практике, что в автомобильной, металлургической промышленности существуют крупные предприятия, в то время как производство одежды, сфера услуг сосредоточены, как правило, на мелких фирмах?


Рассмотрим хлебопекарню, выпускающую  булочки. На имеющемся оборудовании издержки на производство булочек являются минимальными при объеме выпуска 1000 шт. в день. Кривая средних валовых  издержек АТС1 изображена на рис. 3.3. Если пекарня будет выпускать большее количество булочек, то ее средние валовые издержки возрастут.

Нивелировать действие закона убывающей  отдачи можно, только расширив масштабы производства, открыв новый цех с  новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии (кривая средних валовых издержек АТС2) закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска, и минимальные издержки на одну булочку будут достигнуты при выпечке 2000 шт. ежедневно.

Если мы и дальше будем расширять  предприятие, то кривая средних валовых  издержек АТС3 поднимется вверх и минимальные издержки при выпечке 3000 булочек будут выше, нежели при выпечке 2000 булочек. Дуга АС, описывающая кривые АТС1, АТС2, АТС3, будет представлять собой кривую долгосрочных средних валовых издержек при разных масштабах производства. Минимальными издержки будут при выпечке 2000 булочек ежедневно.

Эффект масштаба. Такое положение кривой среди их долгосрочных издержек предприятия связано с положительным или отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным — если они увеличиваются.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

• по мере роста размеров предприятия  увеличиваются возможности использования  преимуществ специализации в  производстве и управлении;

• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов  основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает  в связи с нарушением управляемости  в чрезмерно крупной фирме:

1) снижается эффективность взаимодействия  между ее отдельными подразделениями,  фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;

2) затрудняется контроль за реализацией  решений, принимаемых руководством  фирмы;

3) в отдельных подразделениях  возникают локальные интересы, противоречащие  интересам фирмы в целом;

4) с ростом размеров фирмы  увеличиваются издержки на передачу  и обработку информации, необходимой  для принятия решений, и т.п.

Эффект масштаба проявляется в  отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают  минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном  для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование  одной крупной фирмы. Это отрасли  так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий  регулируется государством.

В некоторых отраслях кривые средних  долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго  остаются на одном уровне — горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины. В нашем примере оптимальным  по размеру является предприятие, выпускающее 2000 булочек ежедневно. Если рыночный спрос превышает это количество, целесообразно создать новое  предприятие, а не расширять уже  работающее.

14.Многообразие форм  собственности и организационно-правовые  типы предприятий в России (согласно  Гражданского Кодекса РФ).

15.Предпринимательство:  сущность, типы, масштабы

В условиях рынка любое предприятие, занимаясь производственной или  иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Вплотную к понятию  «предприниматель» примыкает понятие  «предпринимательство».

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги, приводящая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Субъектами предпринимательства  могут быть как отдельные частные  лица, так и объединения партнеров(предприятия).

По виду, или назначению, предпринимательская  деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной  и др. Все эти виды могут функционировать  раздельно или вместе. Характеристика основных видов предпринимательской  деятельности представлена в табл. 1.1.

На процесс предпринимательства  оказывает влияние ряд факторов:

экономические условия – это  в первую очередь предложения  товаров и спрос на них;

социальные условия – это, прежде всего, стремление покупателей приобретать  товары, отвечающие определенным вкусам и моде;

Таблица 1.1

Виды предпринимательства

Сфера деятельности предпринимателя

Институты предпринимательства

Производственное

Производство товаров, работ, оказание услуг

Производственные предприятия

Коммерческое

Купля продажа товаров и услуг

Торговые организации, товарные биржи

Финансовое

Купля продажа валюты, ценные бумаги

Банки, фондовые биржи, страховые компании

Консультативное

Консультационные услуги

Консалтинговые компании


правовые условия – наличие  законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для ее развития.

Ассоциативные формы предпринимательства

Холдинг – компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Холдинг позволяет выстроить систему участий формально независимых фирм, которые могут обладать капиталами, непосредственно превосходящими капитал учредителя холдинга.

Синдикат − объединение предпринимателей или производителей товаров с целью их сбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности входящих в него предприятий.

Картель – форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении.

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономики"