Шпаргалка по "Экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 03:46, шпаргалка

Описание работы

В этом документе есть 60 ответов к экзамену по экономики

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА шпаргалка.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

2)эффективности эк-ки

3)эк-ком выборе

4)альт издержек

Альт издержки – это затраты  на произв-во одного продукта, выраженные через затраты на произ-во  другого. Они опр кол-вом др продукта, от произв-ва к-рого нужно отказатья  ради произв-ва дополнительной единицы  данного продукта.

Закон возрастающих альт издержек произв-ва.

В усл полного исп ресурсов для  получения каждой доп ед одного продукта приходиться отказываться от возрастающего  кол-ва другого. Это обусл ограниченностью  ресурсов, отсутст абс взаимозаменяемость их при полном исп для произв-ва альт благ, потерями об-ва при переключении ресурсов из одних сфер в другие. Граф это отражает выпуклость ГПВ.

5.Экономическая система:  сущность, критерии, типы

Экономическая система – это совокупность взаимосв эк эл-тов, обр эк стр-ру об-ва, единство отношений, складывающихся по поводу произв-ва, распр, обмена и потребления экономических благ.

Осн эл-ты, оказывающие влияние  на всю систему:

1)отношения собственности (регулирование  имущ отношений)

2)механизм координации (согласование  планов потр и произв-ва)

3)ф-ии гос регулирования (связь  м/у гражданами или гос-вом).

1.командно-административная 

основана на общественной (гос) собственности  на средства производства, вся хозяйственная  деятельность планируется и координируется из единого центра. Экономический  процесс управляется через государственную  плановую комиссию (Госплан в СССР), которая составляет общий план и  его разделы, а также утверждает цены. В центр гос органах происх согласование объемов произв-ва и  потребления, гос-во выст осн работодателем, прав-во решает большинство эк вопросов.

2.рыночная 

Основана на частной собственности  на средства производства, подавляющая  часть экономических вопросов решается рынком. В рыночной экономике домашние хозяйства сами определяют свое потребление, а фирмы – свои производственные планы (что и как производить) самостоятельно и независимо друг от друга. Напр, дом хоз-ва хотят покупать дешевле, а фирмы – продать  дороже, это противоречие выравнивается  через механизм рыночных цен.  Экон деятельность гос-ва огр тем, чтобы  удовлетворять общественные потребности (здравоохр, оборона, образование и  т.д.) В ост гос-во призвано гарантировать  осн права свободной рыночной эк-ки.

Рыночная и командная экономика  в чистом виде предс собой модели. Реальные эк-кие системы содержат черты рын и команд эк-ки и наз. смешанными.

3.смешанная

Эк-ка с элементами рынка и командно-административной формы управления.

6.Рынок: сущность, структура,  функции

Рынок есть особая форма организации товарного  хозяйства. Это объективное явление  экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и  человек, осуществляющий какие-либо покупки  или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и  затрагивают практически всех.

Основной характеристикой  рынка выступает обмен.

Сущность рынка  наиболее полно проявляется в  его функциях, среди которых следует  выделить:

· соединение производства и потребления - обеспечение непрерывности общественного  производства;

· регулирование производства и  потребления;

· стимулирование организации современного производства;

· информационную функцию и санирующую функцию.

Соединение производства и потребления  и обеспечение непрерывности  общественного производства является важнейшей функцией рынка.

Рынок объединяет обособленных производителей и потребителей. Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различных товаров, а от потребителей к производителям движутся денежные средства, необходимые  для продолжения процесса производства.Рынок  также выполняет функцию регулирования  производства и потребления. Через  рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной  продукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного  спроса покупателей. Постоянные изменения  в соотношении между спросом  и предложением влияют на цену товара. При превышении спроса над предложением цена товара растет, что делает его  более прибыльным и способствует расширению масштабов его производства. Одновременно рост цен уменьшает  потребление данного товара, что  неизбежно приводит к новым изменениям в соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данный механизм сбалансирует спрос и предложение. Но это равновесие, как правило, не бывает долговременным. Дальнейшее увеличение производства приведет к тому, что возникнут трудности  в реализации, цены начнут падать, доходы производителей уменьшатся, и они  начнут сокращать объем производства данного товара.

Рынку присуща и стимулирующая  функция. Суть ее состоит в том, что  конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует  внедрение новой техники и  технологии, совершенствование организации  производства.

Одной из функций рынка является информационная. Рынок информирует  производителей о потребностях покупателей, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит  о том, что он удовлетворяет определенную потребность. Если товар реализуется  по цене, которая возмещает расходы  на его производство, то это свидетельствует  об общественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают и  несостоявшиеся акты купли-продажи. Они  посылают сигналы производителям о  том, что им следует уменьшить  или вообще отказаться от производства определенных благ. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям для принятия решений  о способах удовлетворения своих  многочисленных потребностей. Например, при высоких ценах на готовую  модную одежду для потребителя может  оказаться более выгодным ее пошив  в ателье.

Санирующую функцию рынок выполняет  путем дифференциации производителей в соответствии с эффективностью их хозяйственной деятельности. Экономически эффективные фирмы развиваются, расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные - несут убытки, разоряются. Таким путем происходит оздоровление общественного производства, освобождение его от экономически слабых предприятий.

Структура рынка:

1. по объектам рынка

1)рынок товаров и услуг 2)рынок  капиталов 3)рынок труда 4)финансовый  рынок 5)рынок информации 

2. по географическому положению

1)местный 2)региональный 3)национальный 4)мировой 

3. по механизму функционирования

1)рынок свободной конкуренции  2)монополизированный рынок 3)регулируемый  рынок 

4. по степени насыщенности

1)равновесный рынок 2)дефицитный  рынок 3)избыточный рынок 

5. в соответствии с действующим  законодательством 

1)легальный рынок 2)нелегальный  рынок 

Разновидности структур рынка:

Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

7. Государство и рынок

Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования  и управления экономической жизнью, признается экономистами наиболее эффективной  формой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспечивает: эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организации и управлении производством; экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей (в других экономических системах абсолютная свобода выбора невозможна). Также рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адаптивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутренним; может успешно функционировать при весьма ограниченной информации (основную информацию в рыночной системе несут цены); обеспечивает оптимальное использование достижений НТП (в условиях конкуренции производители, стремясь максимизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведения- ми); способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции.

Вместе с тем, как показывает практика, рынок как саморегулирующаяся система не всегда справляется с рядом проблем, решение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, когда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся механизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти решения — не результат ошибок отдельных рыночных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» — «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упомянуть: воспроизводство значительного неравенства в распределении доходов; ориентация в основном не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; неспособность устранять так называемые внешние эффекты, например рынок не решает экологические проблемы; общественные блага либо не производятся, либо производятся в недостаточном количестве (примеры общественных благ — национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры); невозможность обеспечить полной занятости экономических ресурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; подверженность нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными явлениями; в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкуренции (возникают олигополистические и монополистические рынки); неспособность ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходимые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.).

Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство — инициатор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.

К сведению. Объективный подход к исследованию функционирования современных экономических систем смешанного типа требует упомянуть и о недостатках государственного регулирования, порождаемых спецификой и природой такого экономического субъекта, как государство. Речь идет о так называемых «провалах» государства, когда через государственные органы принимаются решения нежелательные или неоптимальные с точки зрения общественных интересов. В частности:

• государство не всегда обладает полной и объективной информацией для принятия оптимальных с точки Зрения общества экономических решений;

• бюрократизм в принятии решений, когда длительные и трудные согласования между отдельными ведомствами оборачиваются  неспособностью государства принять  своевременные и необходимые меры по корректировке текущей экономической ситуации;

• недостаток контроля общества за деятельностью  государственных подразделений часто приводит к тому, что решения, принимаемые государственными органами, отражают интересы государственного аппарата, а не общества в целом.

Вмешательство государства в экономику  не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономические функции государства.

 

8.Спрос, закон спроса, график

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено  по различным ценам в определенный период времени.

Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.

Цена, Р

1

2

3

4

Величина спроса, Q

30

20

15

10





 
 
                                                             Рис. 5. Кривая спроса

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители  согласны купить по определенной цене в течении определенного периода  времени.

Изменение в величине спроса - это  движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или  услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов  его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель  готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

доходы потребителей;

вкусы и предпочтения потребителей;

цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые  товары;

запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

Информация о работе Шпаргалка по "Экономики"