Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 03:46, шпаргалка
В этом документе есть 60 ответов к экзамену по экономики
2)эффективности эк-ки
3)эк-ком выборе
4)альт издержек
Альт издержки – это затраты на произв-во одного продукта, выраженные через затраты на произ-во другого. Они опр кол-вом др продукта, от произв-ва к-рого нужно отказатья ради произв-ва дополнительной единицы данного продукта.
Закон возрастающих альт издержек произв-ва.
В усл полного исп ресурсов для получения каждой доп ед одного продукта приходиться отказываться от возрастающего кол-ва другого. Это обусл ограниченностью ресурсов, отсутст абс взаимозаменяемость их при полном исп для произв-ва альт благ, потерями об-ва при переключении ресурсов из одних сфер в другие. Граф это отражает выпуклость ГПВ.
5.Экономическая система: сущность, критерии, типы
Экономическая система – это совокупность взаимосв эк эл-тов, обр эк стр-ру об-ва, единство отношений, складывающихся по поводу произв-ва, распр, обмена и потребления экономических благ.
Осн эл-ты, оказывающие влияние на всю систему:
1)отношения собственности (
2)механизм координации (
3)ф-ии гос регулирования (
1.командно-административная
основана на общественной (гос) собственности
на средства производства, вся хозяйственная
деятельность планируется и координируется
из единого центра. Экономический
процесс управляется через
2.рыночная
Основана на частной собственности на средства производства, подавляющая часть экономических вопросов решается рынком. В рыночной экономике домашние хозяйства сами определяют свое потребление, а фирмы – свои производственные планы (что и как производить) самостоятельно и независимо друг от друга. Напр, дом хоз-ва хотят покупать дешевле, а фирмы – продать дороже, это противоречие выравнивается через механизм рыночных цен. Экон деятельность гос-ва огр тем, чтобы удовлетворять общественные потребности (здравоохр, оборона, образование и т.д.) В ост гос-во призвано гарантировать осн права свободной рыночной эк-ки.
Рыночная и командная
3.смешанная
Эк-ка с элементами рынка и командно-
6.Рынок: сущность, структура, функции
· соединение производства и потребления
- обеспечение непрерывности
· регулирование производства и потребления;
· стимулирование организации современного производства;
· информационную функцию и санирующую функцию.
Соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общественного производства является важнейшей функцией рынка.
Рынок объединяет обособленных производителей
и потребителей. Через рынки от
производителей к потребителям направляются
огромные потоки различных товаров,
а от потребителей к производителям
движутся денежные средства, необходимые
для продолжения процесса производства.Рынок
также выполняет функцию
Рынку присуща и стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства.
Одной из функций рынка является информационная. Рынок информирует производителей о потребностях покупателей, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит о том, что он удовлетворяет определенную потребность. Если товар реализуется по цене, которая возмещает расходы на его производство, то это свидетельствует об общественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают и несостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям о том, что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенных благ. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям для принятия решений о способах удовлетворения своих многочисленных потребностей. Например, при высоких ценах на готовую модную одежду для потребителя может оказаться более выгодным ее пошив в ателье.
Санирующую функцию рынок
Структура рынка:
1. по объектам рынка
1)рынок товаров и услуг 2)
2. по географическому положению
1)местный 2)региональный 3)национальный 4)мировой
3. по механизму функционирования
1)рынок свободной конкуренции
2)монополизированный рынок 3)
4. по степени насыщенности
1)равновесный рынок 2)
5. в соответствии с действующим законодательством
1)легальный рынок 2)
Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
7. Государство и рынок
Рыночная система
Вместе с тем, как показывает практика, рынок как саморегулирующаяся система не всегда справляется с рядом проблем, решение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, когда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся механизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти решения — не результат ошибок отдельных рыночных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» — «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упомянуть: воспроизводство значительного неравенства в распределении доходов; ориентация в основном не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; неспособность устранять так называемые внешние эффекты, например рынок не решает экологические проблемы; общественные блага либо не производятся, либо производятся в недостаточном количестве (примеры общественных благ — национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры); невозможность обеспечить полной занятости экономических ресурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; подверженность нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными явлениями; в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкуренции (возникают олигополистические и монополистические рынки); неспособность ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходимые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.).
Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство — инициатор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.
К сведению. Объективный подход к исследованию функционирования современных экономических систем смешанного типа требует упомянуть и о недостатках государственного регулирования, порождаемых спецификой и природой такого экономического субъекта, как государство. Речь идет о так называемых «провалах» государства, когда через государственные органы принимаются решения нежелательные или неоптимальные с точки зрения общественных интересов. В частности:
• государство не всегда обладает полной и объективной информацией для принятия оптимальных с точки Зрения общества экономических решений;
• бюрократизм в принятии решений, когда длительные и трудные согласования между отдельными ведомствами оборачиваются неспособностью государства принять своевременные и необходимые меры по корректировке текущей экономической ситуации;
• недостаток контроля общества за деятельностью государственных подразделений часто приводит к тому, что решения, принимаемые государственными органами, отражают интересы государственного аппарата, а не общества в целом.
Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономические функции государства.
8.Спрос, закон спроса, график
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.
Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.
Цена, Р |
1 |
2 |
3 |
4 |
Величина спроса, Q |
30 |
20 |
15 |
10 |
Объем спроса - это то количество товара
или услуги, которое потребители
согласны купить по определенной цене
в течении определенного
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
доходы потребителей;
вкусы и предпочтения потребителей;
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);