Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка
1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...
1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.
Англо-саксонская правовая концепция оказала влияние на экономическую науку и послужила основой формирования теории прав собственности. Суть ее состоит в том, что в экономике нет абсолютных прав собственности. Каждое экономическое решение должно опираться на тот определенный набор прав собственности или «пучок правомочий»,который достаточен и необходим для наиболее выгодной реализации экономического решения. Стремление каждый раз к приобретению абсолютных прав собственности может привести к излишним издержкам по обслуживанию прав собственности(трансакционным издержкам), что ведет к снижению эффективности экономических решений.
Если исходить из ограниченности любого экономического блага и социальной природы процесса извлечения собственником полезности из блага, то нетрудно увидеть, что извлечение собственником полезности из ограниченного блага возможно только при исключении других лиц из доступа к нему.
Правособственности - это исключительное право, предполагающее запрет на несанкционированный доступ к объекту собственности со стороны, тех, кто не является собственником. Так, владелец автомобиля может запретить, а может и разрешить другим людям садиться в свою машину. Под доступом понимается не только
физический доступ к объекту собственности, но и возможность реализации индивидом одного, нескольких или всех прав собственности.
Эффективное использование благ, при
котором исключается
Чем более четко специфицированы права, тем труднее доступ к благу других лиц и, соответственно,полнее собственнические полномочия. Процесс, противоположный спецификации, называется размыванием прав собственности. В этом случае границы правомочий теряют определенность (недостаточно ясно, что кому принадлежит), и между разными лицами может возникнуть конфликт по поводу взаимных притязаний на извлечение полезности из блага.
Итак, большинство благ допускает
разнообразные способы
Отношения собственности
- это санкционированная
Наиболее известен перечень, предложенный английским экономистом Андре Оноре в 1961 году. Он включает следующие 11 правомочий:
1.Право владения,означающее исключительное право собственника осуществлять физический контроль над благом.
2.Право пользования,т.е. право извлекать полезность непосредственно из блага.
3.Право управления,которое обозначает исключительное право принимать решения о любых действиях по отношению к благу, составляющему предмет собственности.
4.Право на доход,т.е. на полезность, полученную в результате использования блага в целях производства других благ. Он может быть получен как самим собственником, так и другими лицами.
5.Право на капитальную стоимость - по своему усмотрению изменять физическое содержание и форму блага вплоть до его уничтожения, а также продажи или дарения.
6.Право на безопасность, т.е. на защиту от изъятия блага частными лицами (грабеж,воровство) или государством (экспроприация).
7.Право на передачу блага по наследству. По форме оно близко к праву на капитальную стоимость, но,строго говоря, не является отчуждением владельцем своих прав, потому что после смерти владельца понятие его прав теряет смысл.
8.Бессрочность правомочий - они принадлежать субъекту без каких-либо ограничений по времени
9.Запрещение вредного
10.Ответственность в виде
11.Право на восстановление правомочий. Например, после окончания срока уступки правомочия(сдачи в аренду), оно автоматически возвращается к собственнику.
Некоторые правомочия(5,7)
являются дополнением друг к другу.
Некоторые прямо повторяют
Следует специально отметить,
что столь подробное рассмотрен
Количественное изменение
прав собственности приводит к качественным
изменениям в экономическом положении
(статусе)субъектов отношений
Теоретической основой
функционального определения
Вторым существенным признаком выделения форм собственности являются правомочия распоряжения созданными объектами собственности. Их особой стоимостной формой является доход.Варианты: 1) доход присваивает тот, кто его создает; 2) создает один, а присваивает другой. Возможны и промежуточные варианты.
Управление. Процесс созидания объектов собственности в сколько-нибудь крупном масштабе нуждается в согласовании и координации всех участников. С образованием АО функции и субъекты собственности отделяются от функций и субъектов распоряжения. Субъекты управления (менеджеры), контролируя движение, экономический оборот имущества и активов, становятся реальными обладателями
некоторых правомочий по распоряжению средствами и результатами производства. Этот процесс получил название «революции управляющих».
Основные черты разных форм собственности.
Формы собственности представляют собой различные комбинации выделенных выше признаков .
1.Индивидуальнаясобственность -концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление,распоряжение доходом и имуществом, (некорпорированные собственники) -ИЧП.
2.Частнаясобственность - близка по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом или юридическом лице. Отличие - признаки могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых - экономической зависимостью. В промежуточном положении находится управляющий.
3.Кооперативнаясобственность - в ее основе лежит объединение индивидуальных собственников. Но это не арифметическая сумма,а их функциональное единство. Каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Кооперативная собственностьможет быть долевой, где определены доли каждого участника в имуществе кооператива, или бездолевой, т.е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника.
4.Государственнаясобственность - абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти.
5.Муниципальнаясобственность - является разновидностью публичной собственности. Верховным распорядителем имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти.
6.Смешанные формы. Современная экономикахарактеризуется динамизмом, многообразием изменений экономических отношений,форм и институтов. Внутри отдельных форм собственности соединяются черты разных форм собственности. Например, различные медицинские центры в государственных медицинских учреждениях функционируют на частных или кооперативных началах.Колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества, но продолжают функционировать на кооперативных началах, вновь объединив выделенные работникам паи.
7.Комбинированные формы. Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего содержания. В результате образуются холдинги, ФПГ, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом, в ФПГ могут участвовать частные и государственные формы без утраты своего базового качества
Основной вопрос конституционной экономики - это собственность. От того, как он решён, зависит многое: не только юридические формы ее существования, но и природа экономической системы в целом.Особенности конституционной регламентации собственности обусловлены многими обстоятельствами: временем принятия конституций, экономической ориентацией государства, идеологическими установками, характером существующих правовых систем.
Первые конституции не различали форм собственности. Она могла принадлежать как государству,так и частным, физическим или юридическим, лицам. Единый правовой статус собственности предполагал равенство прав собственников.
Конституции следующего поколения, как правило, различают две основные формы собственности - государственную(публичную) и частную, но при этом подчеркивают равный их статус(Италия). В некоторых послевоенных конституциях, помимо указанных форм выделены муниципальная (ФРГ) и кооперативная (Португалия) собственность.
Большинство конституций зарубежных стран первой волны провозгласили принцип неприкосновенности частной собственности. Однако абсолютизации этого принципа не было.В тех же конституциях содержались нормы об изъятии собственности для общественных нужд при условии справедливой компенсации собственникам. Конституцией США была установлена норма о лишении собственности в рамках надлежащей правовой процедуры.
Одной из отличительных черт конституций второй волны стало признание социальной функции собственности. Другой новеллой были нормы о недопущении концентрации собственности в одних руках (конституции Индии и Шри-Ланки). Впрочем, подобные меры предусмотрены в законодательстве многих других стран, в том числе тех, где конституции были приняты до начала XX в.
В некоторые конституции были включены положения о национализации и государственном контроле за экономикой. Проведение национализации предусмотрено конституциями Италии, Мексика Индонезии, ряда других государств. От национализации следует отличать установление государственного контроля над отдельными отраслями либо сферами деятельности. В этом случаесобственность к государству не переходит, но оно осуществляет планирование,директивное руководство и более жесткий контроль за собственниками либо руководителями предприятий (конституции Италии, Испании и др.). Институт приватизации в конституциях, как правило, не закрепляется.Исключение составляют лишь отдельные основные законы развивающихся и постсоциалистических стран.
Наконец,еще одной отличительной чертой конституций второй волны стало закрепление перечня отраслей экономики, а также объектов собственности, которые принадлежат государству. Следует подчеркнуть, что и в конституциях многих стран западной демократии предусмотрены исключительные права государства на те или объекты собственности.В собственности государства остаются территориальные воды, континентальный шельф, ресурсы экономической зоны (см., например, ст. 132 Конституции Испании). Некоторые основные законы расширяют этот перечень, включая в него землю(Ирландия, Мексика), природные ресурсы (Болгария, Йемен), определенные отрасли экономики, например ядерную энергетику,транспорт, почтовые и телекоммуникационные системы.
В зависимости от того, как конституции закрепляют вопросы собственности, различаются формы,методы, степень вовлечённости государства в экономическую жизнь. Нередко можно услышать, что государственное управление экономикой существует только в странах социалистической ориентации. Подобные высказывания имеют мало общего с действительностью. Государство нигде и никогда не стояло в стороне от вопросов экономики.Менялись формы, приемы, интенсивность экономического регулирования, но неизменным оставалось одно: само существование конституции, а нередко и самого государства зависело от того, насколько эффективно осуществлялось экономическое управление.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"