Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка
1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...
1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.
По мере роста мирового хозяйства и рынка усиливается тенденция к миграции населения. Этот процесс создает определенные проблемы для развитых стран, обостряя социальные, расовые и религиозные противоречия.
Международные интеграционные процессы. Одной из форм международных экономических отношений выступают интеграционные процессы,происходящие в рамках мировой экономики. Интеграция представляет собой межгосударственное регулирование национальных экономик; формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, направленными на потребности некоторых экономик; устранение национальных барьеров в отношении движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы; создание единого регионального рынка; обеспечение общего роста производительного труда и уровня жизни в странах объединенной группировки. Наилучшим примером такой интеграции стало Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), образованное на базе Римского договора в 1958 г.6 странами Западной Европы, затем оно расширилось в 1973 г. до 9 стран, а1980—1982 гг. — до 12 стран и в 1992 г. — до 15 стран. На базе Маастрихтского соглашения 1ноября 1993 г.ЕЭС было преобразовано в Европейский союз.
Этот западноевропейский тип интеграции осуществлялся поэтапно от таможенного союза к совместной аграрной, бюджетной и валютной политике, выравниванию налогообложения, унификации в области социального обеспечения и созданию единого внутреннего рынка, предусматривающего с 1993 г. свободу передвижения рабочей силы, услуг, капиталов и товара. Затем было подписано Шенгенское соглашение о безвизовом передвижении населения стран Европейского союза, В 70-е гг. была создана ассоциация между Европейским союзом и странами АКТ (Африки,Карибского и Тихоокеанского бассейнов), в которую вошло около 60 государств.Ассоциация получила название Ломейское соглашение (г. Ломе, Того) и охватывающую торговлю, кредит, займы и инвестиции.
В 80-х гг. возникла интеграционная группировка в Азии АСЕАН (Ассоциация свободной торговли Юго-Восточной Азии), куда вошли рад стран Азии, а также США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Лидерами этой рыночной группировки стали Япония, США и так называемые «восточные тигры» — Гонконг,Тайвань, Малайзия, Таиланд, Сингапур, КНР. Основным направлением Ассоциации является либерализация торговли, таможенных пошлин, инвестиций, кредитная взаимопомощь,взаимный доступ на рынки ценных бумаг. АСЕАН, организованная позже западноевропейской интеграции, пока отстает от последней в решении ряда важных интеграционных проблем.
Под воздействием конкуренции и несбалансированности торговых и платежных балансов со странами Западной Европы, Японии и ряда государств Юго-Восточной Азии в 1992 г. была создана новая интеграционная группировка Зона свободной торговли Северной Америки, куда вошли США, Канада и Мексика с целью дальнейшей либерализации торговли, перемещения рабочей силы и капиталов.Развитие этой интеграционной схемы пока идет очень медленно в связи со значительным разрывом между экономическим потенциалом США и Канады, с одной стороны, и Мексики — с другой. Помимо этого, острый финансовый кризис 1997 г. в Мексике еще больше замедлил продвижение интеграционных процессов. Предполагается, что по мере развития этой интеграции к ней присоединятся также страны Латинской Америки.
Кроме названных мощных и крупных интеграционных группировок на различных континентах действуют более мелкие, формируемые развивающимися странами. Это прежде всего Андский пакт, куда входят такие страны Латинской Америки, как Чили, Аргентина, Перу, Уругвай, Парагвай, Венесуэла,Колумбия, Эквадор. Данная интеграция действует с начала 70-х гг. и предусматривает либерализацию торговли и инвестиции между указанными странами.
Целью всех
интеграционных процессов, осуществляемых
между различными странами, является
повышение эффективности
Развитие транснациональных
В свою очередь
масштабы операций транснациональных
компаний потребовали кредитно-
Межгосударственное регулирование международных экономических отношений. Это регулирование, представляя собой форму международных экономических отношений, позволяет поддерживать их длительное время на уровне относительной стабильности.
Межгосударственное регулирование, как правило,сводится к выработке общей политики между группой стран в области различных сфер международных экономических отношений: торговли, миграции капиталов и рабочей силы, валютной политики, таможенных тарифов, инвестиций. Данное регулирование осуществляется посредством проведения совещаний министров финансов, торговли,экономики, глав правительств и государств. Такое координационное регулирование проводится либо в рамках интеграционных группировок, либо вне их. Начиная с70-х гг. регулирование международных экономических отношений осуществляется на уровне стран Большой семерки — ведущих промышленно развитых стран Запада (США,Японии, ФРГ, Франции, Англии, Канады и Италии). Ими обычно принимаются глобальные решения в области мировой торговли, валютно-денежной политики, инвестиций,миграции капиталов. В настоящее время эти решения являются определяющими для многих других стран и международных кредитно-финансовых институтов.
Деятельность международных
Основные направления деятельности этих институтов сводятся к предоставлению валютно-финансовой помощи различным странам в виде кредитов на стабилизацию экономики, выравнивание платежных балансов, реализацию крупных целевых проектов, регулирование денежно-кредитных и валютных систем. Большая часть денежных ресурсов, реализуемых данными институтами, идет на оказание помощи развивающимся странам и в меньшей степени — развитым странам (в основном малым, а с начала 90-х гг. — странам Восточной и Центральной Европы,СНГ, с так называемой переходной экономикой.
В 80-90-х гг. роль таких институтов, как МВФ, МБРР,ЕБРР, резко возросла в системе международных экономических отношений с точки зрения предоставления займов на развитие национальных экономик. При этом МВФ и МБРР определяют основные параметры в отношении развития экономики (объем денежной массы, размер дефицита бюджета, уровень инфляции, процентные ставки,реструктуризация отдельных отраслей национальных экономик).
В связи с растущей задолженностью по кредитам и займам МВФ и МБРР осуществляют также мероприятия по реструктуризации долгов ряда стран. Особую роль спасателей эти учреждения стали играть в 1997—1998 гг. в связи с мировым финансовым кризисом. В частности, Мексике было выделено 50 млрд долл., странам Юго-Восточной Азии — 47 млрд. долл. на стабилизацию финансово-экономического положения. Предполагается также оказание помощи Бразилии в размере 40—50 млрд долл. в связи с финансовым кризисом и девальвацией денежной единицы — реала в январе 1999 г. Таким образом,международные кредитно-финансовые институты принимают активное участие в формировании валютно-финансовой сферы современных международно-экономических отношений.
Научно-техническое и
Научно-техническое и производственное сотрудничество может осуществляться либо путем лицензионных и патентных отношений, что было характерно в основном для капиталистических стран (проводилось большей частью через частный корпоративный сектор), либо путем соглашений о научно-техническом сотрудничестве между государствами, как практиковалось между социалистическими странами в 60—80-х гг., а также между ними и некоторыми развивающимися странами.
Важное место в реализации научно-технического сотрудничества занимают интеграционные группировки типа Европейского союза или АСЕАН.Аналогичное сотрудничество и кооперация осуществлялись в рамках СЭВ между социалистическими странами до роспуска этой организации. Кроме того,научно-техническое сотрудничество может осуществляться по реализации отдельных целевых программ, в которых заинтересована группа. государств. Так, в Западных странах, особенно среди членов НАТО, научно-техническое сотрудничество проводится в области производства вооружений, в основном в авиации и ракетостроении, а также в атомной энергетике. Например, многоцелевой истребитель «Торнадо» —результат научно-технического и производственного сотрудничества Англии,Франции, Италии. Новый европейский истребитель XXI в. также разрабатывается рядом стран Европы, в частности Англией, Францией, ФРГ, Испанией.
Такое же
научно-техническое
Научно-техническое сотрудничество, которое проявляется в самых различных формах, способствует индустриализации и повышению технологического потенциала ряда стран, и особенно некоторых развивающихся. Россия в этом отношении длительное время сотрудничает с Индией, что позволило последней повысить свой научно-технический потенциал в области металлургии,машиностроения, энергетики, производства военной авиации. В последнее время Россия оказывает научно-техническую и производственную помощь в строительстве атомной электростанции в Иране. Аналогичная помощь была оказана много лет назад Финляндии.
Кроме того, одной из форм научно-технического сотрудничества является подготовка кадров и специалистов, обмен учеными, заключение соглашений между академиями наук, университетами, научными и другими учреждениями высшего образования. Данная форма сотрудничества позволяет готовить национальный рабочий потенциал для новых технологий, научных разработок,производственных процессов. Все это в итоге способствует ускорению темпов экономического развития, повышению эффективности экономики отдельных стран.Научно-техническое и производственное сотрудничество отражается, как правило,через торговый и платежный баланс стран-участниц и соответственно обслуживается через внешнюю торговлю и международную платежно-расчетную систему, действующие в рамках современных международных экономических отношений.
Переход России к рыночной экономике в начале 90-х гг.обусловил ее более тесное вхождение в мировой рынок и мировое хозяйство. В этих условиях, естественно, Россия как бы автоматически интегрируется в решение ряда глобальных мировых проблем. Однако существуют определенные границы участия России в решении тех или иных глобальных проблем. Эти границы прежде всего определяются состоянием ее экономического положения, а также статусом страны с переходной экономикой. Кроме того, ее участие в решении глобальных проблем в значительной степени определяется тем, что она является преемницей СССР, который также участвовал в их решении.
Прежде всего Россия в последние годы принимает активное участие в решении таких проблем, как состояние международной торговли, разоружение, охрана окружающей среды (экологии), продовольственная проблема, освоение космоса, проблема международной задолженности. В то же время существуют определенные объективные и субъективные причины участия России в решении глобальных проблем.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"