Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Микроэкономике".
а
Рис. 14. Кривая “цена – потребление” (а) и построение кривой спроса (б)
Наклон бюджетных линий, рассчитываемый как соотношение , при изменении РХ или РY меняется (при ¯РX угол наклона уменьшается, при РX – возрастает).
Покажем варианты “Р – С” при Рх для товаров – субститутов, комплиментарных и нейтральных товаров (рис. 15), учитывая два обстоятельства:
1. В переходной экономике типичен рост цен, а не их снижение.
2. Для различных видов товаров линия “Р – С” специфична по конфигурации.
Рис. 15. Линия “Р – С”: а – для субститутов; б – комплиментарных
товаров;
в – нейтральных товаров
На рис. 15а товар Y является субститутом товара Х.
На рис. 15б товар Y комплиментарный по отношению к товару Х.
На рис. 15в товар Y нейтральный.
Анализ графических вариантов линии “Р – С” для товаров Х и Y при Рх можно представить следующей схемой взаимосвязей
Рх |
Х, Y
– товары- |
Q
потребления Y; ¯Qх;
“Р
– С” |
Х, Y
– комплиментарные |
¯Q потребления Y; ¯Qх; “Р – С” с положительным наклоном | |
Х, Y
– нейтральные |
Q потребления Y = const; ¯Qх; “Р – С” горизонтальна (угол наклона = 0) |
По каждому из трех вариантов можно построить графики спроса при Рх (методика построения аналогична рис. 14). В заключении следует отметить, что линия “Р – С” и соответствующая ей линия DD (см. рис. 14 а, б) показывают взаимообратные движения цен и объемов. В этом движении проявляется фундаментальный принцип, лежащий в основе соотношения Р и Qd: при прочих равных условиях потребитель покупает больше товара при снижении цен, меньше – при их росте. Этот принцип определяет отрицательный наклон кривой спроса, придавая функции Qd = f (Р) обратную зависимость. Из этого следует, что функциональные зависимости теории спроса основываются на теории поведения потребителя.
бюджетное ограничение - показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах.
Уравнение бюджетного ограничения будет иметь вид: I=PX·X+PY·Y. Бюджетное ограничение имеет достаточно простой смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и Y. Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью.
Наклон бюджетной линии равен коэффициенту при X в уравнении бюджетной линии. Экономический смысл данного наклона состоит в измерении альтернативной стоимости товаров, в данном случае стоимости одной единицы товара X в единицах товара Y.
Рис.. Бюджетное ограничение
Бюджетная линия характеризуется отрицательным наклоном, поскольку увеличение закупок одного товара возможно лишь путем сокращения расходов на другой товар. Пространство, ограниченное бюджетной линией и осями координат, образует треугольник, площадь к-ого представляет собой варианты разных потребительских наборов и называется бюджетным множеством. Точки пересечения с осями координат = I/PX и I/PY.
На расположение бюджетной лини влияют изменения величины дохода и уровня цен.
При изменении дохода потребитель будет приобретать иное количество благ, строя их разное сочетание, но угол наклона бюджетной линии в таком случае не изменится. Каждое увеличение дохода при постоянных ценах и неизменных наборах благ будет сопровождаться сдвигом бюджетной линии вправо и вверх, а уменьшение дохода – влево и вниз.
Под воздействием изменений цены товаров бюджетная линия будет менять свое положение на графике – вращаться вокруг определенной точки на оси X или У.
Появляясь на рынке, потребитель
имеет представление о
6.7. Кривая «цена – потребление».
Построение кривой
При изменении цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара будет происходить поворот бюджетной линии. При этом каждому значению цены товара В будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии – своя точка потребительского оптимума. Соединив все состояния равновесия потребителя, получим линию «цена - потребление» товара В.
На основе кривой «цена - потребление» можно построить кривую индивидуального спроса.
Кривая индивидуального спроса обладает двумя свойствами: во-первых, по мере движения вдоль кривой спроса при изменении цены данного товара изменяется уровень полезности, получаемой потребителем; во-вторых, в каждой точке кривой спроса потребитель максимизирует получаемую им полезность.
Построенная кривая «цена - потребление» имеет положительный наклон, а кривая спроса – отрицательный, т.е. показывает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него со стороны покупателя (для нормальных товаров). Для товаров низшей категории – кривая «цена - потребление» PC имеет отрицательный наклон, а кривая индивидуального спроса D – положительный. Если товары независимыми – кривая «цена - потребление» становится горизонтальной.
При постоянных ценах изменение дохода будет выражаться в сдвиге бюджетной линии. Если соединить все варианты выбора при росте дохода, получим кривую «доход - потребление».
При помощи кривой «доход - потребление» можно построить график зависимости величины потребления того или иного товара от дохода потребителя (при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос), названный кривой Энгеля.
Закон потребления: при неизменном уровне цен рост доходов семьи приводит к снижению доли расходов на продукты питания.
Для нормальных товаров кривая «доход - потребление» и кривая Энгеля имеют положительный наклон. Это означает, что спрос на эти товары изменяется в направлении изменения дохода. Спрос на товары первой необходимости растет медленнее, чем доход, а спрос на предметы роскоши – быстрее, чем доход.
K товарам низшей категории относятся блага, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном вектору изменения дохода. Отнесение товара к той или иной категории зависит также от уровня дохода.
8.
Эффект дохода и эффект
Изменение цены товара может оказывать двоякое воздействие на величину спроса на товар: во-первых, снижение цены на некоторый товар при постоянстве цен на другие товары означает относительное удешевление этого товара, и спрос на него будет возрастать; во-вторых, снижение цены на определенный товар можно рассматривать как повышение дохода потребителя. Общий эффект изменения цены – общее изменение величины спроса, вызванное изменением цены данного товара и дохода потребителя; представляет собой сумму эффектов замещения и дохода. Эффект замещения – при падении цены потребитель переключается с приобретения относительно более дорогих товаров на покупку данного товара. Эффект дохода – при падении цены потребитель имеет освободившуюся часть располагаемого бюджета, к-ую он может направить на покупку дополнительного объема товаров. В зав-ти оттого, как трактуется понятие реального дохода, различают два подхода к разграничению эффекта дохода и эффекта замещения.
Согласно подходу Слуцкого, реальный доход потребителя измеряется кол-вом благ, к-ое потребитель может приобрести на денежный доход. Реальный доход будет неизменным, если потребитель в состоянии каждый раз приобретать прежнее кол-во благ на свой денежный доход. Тождество Слуцкого: ∆D=∆S+∆I. Эффект замещения всегда действует в сторону, противоположную изменению цены товара. Эффект дохода может действовать в обоих направлениях. Для нормального товара – оба эффекта действуют в направлении, противоположном изменению цены, т.е. общий эффект – отрицательный. Для товаров низшей категории – эффект дохода положителен, эффект замещения отрицателен, т.е. общий эффект отрицателен. Однако в отдельных случаях положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замещения, т.е. общий эффект положителен – для товаров Гиффена. В таком случае снижение цены сопровождается сокращением спроса, ибо появляется возможность приобрести другой продукт.
Согласно подходу Хикса, реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем за свой денежный доход. О неизменности реального дохода можно говорить, если после изменения цен потребитель имеет возможность приобретать набор товаров с той же полезностью, т.е. он остается на прежней кривой безразличия. Бюджетное ограничение выражает только влияние эффекта замещения на величину спроса, вследствие чего объем спроса изменяется на величину ∆S. Эффект дохода можно определить как разность между общим эффектом изменения цены и эффектом замещения. Данное изменение величины спроса связано с переходом от одной бюджетной лини к другой, т.е. с увеличением покупательской способности потребителя.
9.
Совершенная конкуренция и
По мнению зарубежных исследователей, чисто конкурентная экономика сопровождается наиболее эффективным использованием редких ресурсов. Используемые здесь свободные цены позволяют, таким образом, распределить ограниченное число ресурсов, что приводит к максимизации удовлетворения человеческих потребностей. Это достигается за счет того, что, с одной стороны, ресурсы распределяются так, чтобы с их помощью создавать ассортимент продукции, который наиболее необходим обществу. С другой стороны, производство продукции обеспечивается наименее дорогостоящим способом за счет применения новейшей технологии. Или, иначе говоря, производство ведется таким образом, чтобы на изготовление продукции затрачивался минимум ресурсов. Но подобный подход для рынка явно недостаточен. Нужна не только совершенная технология, очень важно, чтобы производилась та продукция, которая в данный момент нужна обществу. Денежная оценка такого товара и есть та общественная мера, тот критерий, к-ый характеризует относительную предельную ценность этого продукта. Может возникнуть вопрос о том, до какой степени в условиях совершенной конкуренции фирмы будут развивать производство? Предприниматели будут производить продукт до тех пор, пока цена на товары и предельные издержки не уравняются. Это как раз и будет означать, что ресурсы в условиях совершенной конкуренции распределяются эффективно. Таким образом, следует отметить, что высокоэффективное распределение ресурсов, которому благоприятствует экономика состояния совершенной конкуренции, происходит потому, что предприятие и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. В чисто конкурентной экономике предприниматели в интересах получения прибыли стремятся к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение запросов потребителей. Равенство в долгосрочном периоде цены и минимума средних издержек показывает, что фирмы заинтересованы использовать самые совершенные технологии и с учетом своих издержек производства назначать самую низкую цену на производимую продукцию. Равенство цены и предельных издержек производства свидетельствуют о том, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Только в условиях конкурентного равновесия достигается максимальные совокупный выигрыш и эффективность.
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде
отсутствует экономическая
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями
и олигополистическими
№10. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли и минимизация убытков). Принципы сопоставления общего дохода с общими издержками (графическая интерпретация).
№11. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли и минимизация убытков). Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.
Важнейшая цель функционирования любой
фирмы – получение прибыли. Каждая
фирма стремится
Первый подход. Прибыль = разница между общим доходом и общими издержкам (TR-TC). Общая прибыль будет максимальной при объеме производства, обеспечивающем превышение общего дохода над общими издержками на максимальную величину.
Второй подход. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна расширять производство до тех пор, пока предельный доход (MR) будет превышать предельные издержки (MC). Точка пересечения этих кривых служит показателем максимальной прибыли. Разница между предельным доходом и предельными издержками – это дополнительная (предельная), к-ая добавляется к общей экон. прибыли. Сигналом к тому, что дальнейшее увеличение объема производства приведет к снижению экон. прибыли, будет исчезновение разницы между предельным доходом и предельными издержками: MR-MC=0. MC=MR – условие максимизации прибыли.