Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Микроэкономике".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Величина прибыли или  убытков в краткосрочном периоде  зависит от уровня рыночной цены. Если цена превышает средние общие  издержки (P>ATC), то фирма получает экон. прибыль. Если P=ATC, то фирма работает на уровне самоокупаемости. Если P<ATC, то фирма несет экон. убытки. Она прекращает свою деятельность, если цена опускается ниже минимума средних переменных издержек (AVC).

Минимизация убытков. Объем производства Q0 минимизирует краткосрочные убытки фирмы. При данном объеме выпуска цена превышает средние переменные издержки, но оказывается меньше средних общих издержек. Фирма понесет убытки, равные площади заштрихованного прямоугольника, но они будут меньше убытков, которые возможны в случае прекращения производства, поскольку фирме удастся возместить частично постоянные издержки.

Площадь прямоугольника VP1KL — это дополнительный доход, который может быть получен, если фирма продолжит производить до уровня Q0. Поскольку средние постоянные издержки AFC равны         разнице между средними общими АТС и средними       

         

       Рис. Минимизация убытков совершенно

                      конкурентной фирмой

переменными AVC издержками, то на рис. средние постоянные издержки на единицу продукции представлены отрезком ML.

Прямоугольник VCML отражает полные постоянные издержки фирмы. Как видно, общий доход (0P1KQ0) позволяет полностью возместить общие переменные издержки (0VLQ0) и часть постоянных в размере площади прямоугольника VP1KL. В этой ситуации убытки меньше, чем могли быть в случае остановки выпуска продукции. Производя до уровня Q0, фирма сократила убытки до величины, равной площади прямоугольника Р1СМК. При закрытии ее потери были бы равны полным постоянным издержкам, соответствующим площади VCML, которые должны покрываться даже при нулевом выпуске.

Продолжение производства с  целью минимизации убытков оправданно исключительно для краткосрочного периода функционирования фирмы. Это позволяет ей работать с убытками в расчете на получение прибыли в будущем — по мере роста цены или снижения издержек производства. Однако в долгосрочном периоде, если цена на продукцию фирмы упадет ниже уровня средних переменных издержек, свести убытки к минимуму можно, только остановив производство.

 

№12. Кривая предложения  фирмы и отрасли на краткосрочных  временных интервалах.

Кривая  предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Фирма, максимизирующая прибыль, доводит объем выпуска до точки, когда предельный доход равен предельным издержкам MR(P) = MC (рис. 1).

Ряд линий предельных доходов соответствует  различным ценам, которые рынок  может установить для конкурентной фирмы.

Решение фирмы в зависимости  от изменения цены от уровня Р1 до уровня Р5. Фирма прекратит производство, когда цена опустится ниже средних переменных издержек. Следовательно, кривая

 

Рис.1. Кривая предложения фирмы в краткосрочном

                                      периоде

предложения фирмы будет  совпадать с кривой предельных издержек, лежащей выше точки пересечения с кривой средних переменных издержек (точка b).

При любом уровне цены выше минимума AVC оптимальный объем производства (предложения) фирмы в краткосрочном  периоде соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек. Так, при цене Р2 фирма может произвести Q2 единиц продукции. В точке b она несет убытки, равные ее постоянным издержкам. При цене Р3 фирме целесообразно производить Q3 продукции, чтобы минимизировать свои убытки, полностью покрыв переменные издержки и часть постоянных издержек. Цена Р4 обеспечивает фирме нулевую экономическую прибыль, позволяя просто возместить все свои издержки, так как при объеме Q4 цена равна средним общим издержкам. Точка d — точка безубыточности фирмы. В пределах цены Р4—Р5 фирма начнет получать экономическую прибыль, максимальную величину которой обеспечит объем выпуска Q5.

Отраслевое предложение  фирмы в краткосрочном периоде складывается из кривых предложения отдельных фирм, т.е. ΣS = S1 + S2 + ... + Sn.

Rривая предложения фирмы совпадает с кривой предельных издержек (S = МС) и вычерчивается только в той части, которая лежит выше кривой AVC. На рис. 2 показаны кривые предложения трех фирм в отрасли с различными издержками производства в краткосрочном периоде (МС1 = S1; МС2 = S2; МС3 = S3).

 

 

Рис. 2. Кривая краткосрочного отраслевого предложения

При цене ниже Р1 в отрасли не будет произведено ни одной единицы продукции. При цене Р1 производит только фирма 3, и отраслевое предложение будет представлено объемом выпуска 6 ед. Цена Р2 простимулирует участников увеличить объем выпуска, и фирма 1 предложит на рынок 2 ед., фирма 2 — 5 ед., а фирма 3 — 8 ед. продукции. Совокупное предложение составит 15 ед.

При цене Р3 фирма 1 произведет 4 ед., фирма 2 — 7 ед., фирма 3 — 10 ед. Всего отрасль предложит 21 ед. продукции. Кривая предложения конкурентной отрасли имеет положительный наклон.

 

№13. Равновесие фирмы  – совершенного конкурента в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде отдельная  фирма может изменять размеры  своего производства с целью получения  повышенной прибыли и применять  новые технологии ради снижения средних издержек.

При планировании долгосрочного  изменения объема производства фирма стремится найти оптимальный размер, позволяющий ей минимизировать долгосрочные средние издержки (LATC) (рис). Долговременное приспособление завершается, когда цена соответствует точке минимума общих средних издержек фирмы (Р0 = 60), что определяет оптимальный размер производства.

Точка К иллюстрирует равенство цены и минимума LATC и определяет объем производства Q0, обеспечивающий нулевую прибыль. У фирм нет побудительных мотивов к вступлению в отрасль и выходу из нее. Следовательно, отрасль находится в равновесии.

Условием долгосрочного равновесия фирмы — совершенного конкурента является равенство МР(Р) = МС = LATC.

 

    Рис.  Долгосрочное равновесие фирмы  — совершенного

                                    конкурента.

Анализ долговременного  равновесия фирмы предполагает, что  все фирмы получают нулевую прибыль. На практике непостоянство спроса и  предложения, реагирующих на поведение  неценовых факторов, вызывает появление  положительной или отрицательной экономической прибыли и служит для одних фирм побудительным мотивом, чтобы вступить в отрасль, а для других — чтобы выйти из нее.

Под влиянием такого неценового фактора, как рост доходов потребителей, спрос на продукцию отрасли увеличился. Тогда цена (Р2 = 70) превысит минимальные средние долгосрочные издержки, субъекты отрасли получат экономическую прибыль, и это стимулирует приток новых фирм. В результате предложение продукции возрастет. В отрасль будут приходить все менее эффективные производители, цены станут снижаться, а средние долгосрочные издержки производства расти, и экономическая прибыль пойдет на спад. Долгосрочное равновесие наступит лишь при нулевой экономической прибыли, когда фирмы будут получать только нормальную прибыль.

При сокращении спроса и  падении цены (Р1 = 50) ниже уровня минимальных средних долгосрочных издержек часть фирм покинет отрасль, так как производство станет убыточным. В результате предложение продукции сократится, а цена возрастет. Отток фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока цена не сравняется с минимальными средними издержками. Вывод: когда цена устанавливается на уровне средних долгосрочных издержек, количество фирм в отрасли и объем производства каждой фирмы стабилизируются. В долгосрочном периоде рыночные силы спроса и предложения объективно приводят к тому, что все фирмы производят продукцию на уровне минимума LATC.

Долгосрочное равновесие — скорее теоретическое допущение, нежели устойчивое состояние конкурентного рынка. Конкурентная фирма, как любая экономическая система, находится в постоянном поиске равновесного и стабильного состояния, в движении от одной точки равновесия к другой. Наличие или отсутствие экономической прибыли приводит в действие механизмы спроса и предложения, в результате чего устанавливается нормальная прибыль, которая позволяет оставаться в отрасли и которую можно получить только при уровне производства, соответствующем MR(P) = МС = LATC.

 

13-15. Равновесие  фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

Для того чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции  находилась в состоянии долгосрочного равновесия, необходимо соблюдение условий: 1. Фирма не должна иметь мотивов к увеличению или снижению объемов выпуска при заданной величине постоянных издержек, а это означает, что краткосрочные предельные издержки должны равняться краткосрочному предельному доходу. 2. Каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия, т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов. 3. Не должно быть мотивов, побуждающих старые предприятия покидать отрасль, а новые – входить в нее. Если эти требования соблюдаются, тогда: 1) цена окажется равной краткосрочным предельным издержкам; 2) цена будет равна краткосрочным предельным издержкам; 3) цена уравняется с долгосрочными средними издержками. И лишь в таком случае будет достигнуто долгосрочное равновесие. Уравнение долгосрочного равновесия: Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

При соблюдении описанных выше условий  фирма будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия в точке Е при цене Р и объема выпуска продукции Q. Нарушение любого из указанных условий выведет фирму из состояния долгосрочного равновесия. В долгосрочном периоде рыночные силы под воздействием спроса и предложения приводят фирмы к такому состоянию, когда все они производят продукцию на уровне долгосрочных средних издержек, а это означает, что фирма покрывает все свои затраты и, кроме того, получает нормальную прибыль, которая включается в издержки. Никто не может получить доход больше, чем составляет его нормальная прибыль. Долгосрочное равновесие достигается очень долго и оно крайне непродолжительно. При этом, как правило, в долгосрочном периоде фирмы переживают многократные случаи прохождения точек равновесия.

Вариант долгосрочного равновесия исходит из условия, что изменение объема производства в отрасли происходит при соблюдении постоянных цен на ресурсы. Значит, издержки производства в отрасли не меняются. Такую отрасль принято называть отраслью постоянных издержек. Естественно, что и кривая предложения здесь будет строиться с учетом постоянных издержек, т.е. они не будут влиять на цену и объем производства. Отрасль постоянных издержек имеет совершенно эластичную кривую предложения долгосрочного периода.  Но на практике цены на ресурсы очень изменчивы, и конкурентные фирмы вынуждены приспосабливаться к этим условиям. Предложение будет также меняться в зависимости от доходов или изменения вкусов потребителей. Если цены ресурсов повышаются при увеличении объемов производства (отрасль возрастающих издержек), то кривая отраслевого предложения принимает положительный наклон, а если цены ресурсов снижаются (отрасль убывающих издержек), - то долгосрочная кривая отраслевого предложения имеет отрицательный наклон.

 

16. Монополия как  рыночная структура: основные  черты, факторы монополизации  и виды монополий.

Монополия – это особый тип рыночной структуры, в которой один продавец является поставщиком на рынок определенного продукта, не имеющего близких субститутов.

Факторы возникновения  монополии следующие:

· нововведения и новации;

· экономия от масштаба;

· исключительная собственность на продукт и способы его производства;

· государственная политика.

Чистая монополия представляет собой отрасль, состоящую из одной фирмы, которая является единственным продавцом товара, не имеющего заменителей.

Чистая монополия отличается от чистой конкуренции следующим:

· в отрасли существует один продавец;

· товар не имеет заменителей;

· вступление в отрасль заблокировано.

Выделяют следующие виды монополий:

1. Закрытая монополия представляет собой фирму, которая защищена юридическими запретами (институт авторских прав).

2. Естественная монополия – это такая фирма, у которой экономия позволяет ей одной удовлетворять весь рыночный спрос на данный продукт. В результате на рынке данного продукта не может быть больше одного эффективного производителя. Естественным монополиям государство представляет исключительные привилегии (электрические и газовые компании).

3. Открытая монополия является единственным поставщиком данного (нового) продукта на некоторое время и не обладает никакой защитой от конкурентов.

Фактически все монополии  могут считаться открытыми, классификация  монополий на три категории достаточно условна в силу многих причин.

 

17. Определение  цены и объема производства  в условиях чистой монополии  в краткосрочном и долгосрочном  периодах.

Монополист является ценоустановителем, а не ценополучателем, как это было в условиях чистой конкуренции. Он функционирует на рынке один, поэтому кривая спроса фирмы и отрасли совпадает. Для монополиста кривой предложения не существует, поскольку нет соответствия между ценой и предельным доходом при движении по линии спроса. Из набора возможных цен монополист ищет наиболее выгодную для себя цену, приносящую ему максимум дохода. Чтобы повысить объем продаж, монополист вынужден понизить цену. Это и является причиной того, что предельный доход (MR) становится меньше цены Р для каждого уровня выпуска товара, кроме первого. Монополист ищет на линии спроса точку, которой соответствует объем производимой продукции, максимизирующий прибыль фирмы. Он руководствуется правилом предложения MR = MC, которое и определяет оптимум производимой продукции Q0. Цена Р0, которую устанавливает фирма на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса, а не высотой МR в точке оптимального выпуска К равновесия Курно (рис. 35).

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"