Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Микроэкономике".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 2.01 Мб (Скачать файл)

- не может обеспечить  социальное равенство, сгладить  процессы дифференциации общества;

- не может осуществлять  рационализацию производства и  структурные преобразования в  нем, а след-но, направлять преобразования в нем, а след-но, направлять НТП.

Негативные стороны рынка  образуют понятие фиаско рынка. Наличие негативных моментов рынка требует организованного и упорядоченного государственного вмешательства в эконом. жизнь, но такой деятельности гос-ва, к-ая не мешала бы самореализации механизма функционирования рынка. Органы гос. управления могут ослабить или предотвратить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государство может, например, уравнять доходы людей путём перераспределения доходов (налоги), может перераспределить ресурсы между отраслями, ввести субсидии или взять на себя финансирование отдельных сфер, взять на себя заботу о малоимущих и нетрудоспособных гражданах. Государство может осуществлять контроль над различными монополистическими структурами и крупными рыночными предприятиями. Выделяют пять экономических функций государства: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защита конкуренции; перераспределение дохода и богатства; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики.

Формы госрегулирования (методы и инструменты): законодательная (конституция, законодательные акты); административная (административно-эконом.: нац. программа эконом. развития, гос. цены; организационно-административные: приказы, запреты, разрешения, указания, инструкции); социально-эконом. (бюджетно-налоговые: госбюджет, налоги, госрасходы; денежно-кредитные: норма процента, учётная ставка; валютные: валютный курс; внешнеторговые : таможенные тарифы).

 

39. Теория внешних эффектов. Особенности  государственного регулирования  внешних эффектов в Республике  Беларусь.

Теория внешних эффектов используется при разработке эконом. политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику. При использовании ресурсов окружающей среды, а также нередко в процессе производства возникают отрицательные ВЭ – загрязнение воздуха и воды вредными выбросами промышленности. результатом отрицательных ВЭ является избыточное использование природных ресурсов. Их расточительное перепотребление может улучшить качество окружающей среды будущих поколений и снизить воспроизводимость естественных богатств.

Целью административных мер является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышения качества окружающей среды.

1. экологические  предписания (стандарты, нормы), к-ые способствуют ослаблению нагрузки на ОС и снижению внешних издержек. Контролируемыми переменными, регулирующими допустимую нагрузку на ОС считаются: а) выбросы (предельно допустимая концентрация, установленная в технических нормативах загрязнения воздуха), б) производственный процесс (свободный от использования нек-ых видов сырья, сильно загрязняющих ОС, основанный на технологиях, соответствующих определенным стандартам), в) само производство (с ограничением выпуска благ, сопровождаемого выбросом вредных в-в в особо крупных размерах). Экологические стандарты определяют норму допустимых выбросов вредных в-в, но не стимулируют фирмы к снижению объемов выбросов, к-ые укладываются в пределы, установленные стандартами.

2. взимание платы  за выбросы – уплата фирмой сбора за каждую единицу объема вредных выбросов.  Поступающие в бюджет средства направляются на финансирование мероприятий по предотвращению загрязнения ОС, что способствует внедрению экологически чистых технологий. Сборы распространяются на все предприятия, но искажающе воздействуют на конкуренцию.

3. экологические  лицензии. Гос-во являясь собственником ресурсов ОС. Устанавливает объемы, в к-ых предприятия могут использовать способность ОС к поглощению вредных в-в, и выдает соответствующие платные сертификаты, или сертификаты на загрязнение. Главное, чтобы выполнялось следующее условие: общий объем выбросов по всем разрешениям, передаваемых гос-вом, не должен превышать объем, отвечающий определенному качеству ОС. Разрешения могут обмениваться (продаваться и покупаться) на рынке прав ВЭ.

В 1997г. был принят Киотский протокол, в к-ом зафиксированы кол-ва обязательств по сокращению выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран с переходной экономикой.

Основными инструментами  административного регулирования  в РБ являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые  государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или  запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью  субъектов хозяйствования и т.п. Центральное место в административном регулировании принадлежит системе  экологических стандартов, которая  подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и  требований (стандарты качества окружающей среды; стандарты воздействия на окружающую среду; технологические  стандарты; стандарты качества продукции).

Помимо экологических  стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое  применение правовых рычагов, мер административного  воздействия на виновников загрязнения (запреты, лимиты, сертификаты, разрешения и лицензии).

 

40. Информация, неопределенность  и риск в экономике.

При изучении процесса выбора субъектов хозяйствования той или  иной модели экономического поведения  в условиях рыночной экономики микроэкономическая теория исходит из двух возможных  ситуаций. В одной ситуации допускается  полная рациональность в поведении  потребителя или производителя.

Полная рациональность предполагает, что люди полностью используют всю доступную им информацию, рассчитывая, как наилучшим способом достичь своих целей. В принципе, это достаточно характерно для рынков совершенной конкуренции.

Однако часто выбор  осуществляется в условиях неопределенности, что предполагает допущение об ограниченной рациональности. Это означает, что люди намерены выбирать такие варианты, которые наилучшим образом соответствуют их целям, но они (люди) располагают ограниченными возможностями в получении и обработке информации. Неопределенность означает недостаток информации о вероятных будущих событиях.

Ограниченная  рациональность при выборе модели экономического поведения связана с существованием асимметричной информации. Асимметричная информация – это ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Так, продавцы продуктов знают об их качестве лучше, чем покупатели.

Значимость асимметричной  информации заключается в том, что  продавцы и покупатели не всегда имеют  свободный доступ к исчерпывающей  и точной информации для того, чтобы  принять наиболее эффективное решение, в результате чего рынки становятся неконкурентными и, в конечном счете, терпят несостоятельность.

Важная экономическая  роль информации состоит в снижении уровня неопределенности и сокращении потерь. Чем лучше информированы  экономические субъекты, тем выше их благосостояние. В условиях асимметричной  информации возникает возможность  образования монополий и обогащения одних за счет других, т. е. существует заинтересованность в извлечении сверхприбыли путем обладания информацией, которая  неизвестна другим экономическим субъектам.

В изучении поведения в  условиях асимметричной информации важное значение имеют понятия “риск”, “вероятность” и “ожидание”.

Риск – это ситуация, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют вероятность каждого из возможных исходов.

Вероятность, т. е. возможность получения определенного результата, базируется на расчете ожидаемого значения, или математическом ожидании.

Различают два типа вероятности:

1. Математическая – это абсолютно однородная классификация случаев, во всем идентичных.

2. Статистическая – это эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями, неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив. Именно этот тип характерен для деловой сферы.

Математическое  ожидание – это сумма значений каждого возможного исхода, умноженного на вероятность каждого исхода:

E(x) = π1x1 + π2x2 + … + πnxn = πixi,

где E(x) – ожидаемое значение;

xi – возможный результат;

πi – вероятность результата, Σπi = 1.

 

Отклонение – это разница между действительным результатом и ожидаемым.

Пойдет ли человек на риск зависит от оценки математического  ожидания и от склонности к риску. Последняя предполагает три возможных  варианта:

1. Антипатия к риску. Предпочтение определенного исхода с предполагаемым значением ряду рискованных исходов с таким же математическим ожиданием результата (рис. 73).

 

 

 

 

 

 

Рис. 73. Антипатия к риску

 

2. Предпочтение риска. Предпочтение ряда рискованных исходов с предполагаемым значением определенному исходу с таким же математическим ожиданием результата (рис. 74).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 74. Предпочтение риска

 

3. Нейтралитет к риску. Безразличие к обоим выборам – определенному исходу с заданным значением или ряду рискованных исходов с таким же математическим ожиданием результата (рис. 75).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 75. Нейтралитет к риску

Выбор варианта поведения  зависит от оценки субъектом предельной полезности дохода (богатства). В первом случае прирост общей полезности уменьшается на каждую дополнительную единицу дохода (богатства).

Соответственно величина Е(х) будет принимать отрицательные значения.

Во втором случае предполагается рост предельной полезности общего дохода.

В данной ситуации величина Е(х) имеет положительные значения.

В третьем случае происходит линейный рост общей полезности и Е(х) = 0.

Существуют следующие  основные способы снижения риска:

1. Диверсификация – это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

2. Объединение (или распределение) риска – это метод, при котором риск от вероятных потерь или ущерба делится между многими людьми, так что эффект ущерба для каждого участника невелик. Этот метод лежит в основе страхования.

3. Поиск информации. Поскольку информация – это редкое благо, за нее надо платить. Поэтому необходимо сравнивать ожидаемые от нее предельные выгоды (МВ) с ожидаемыми предельными издержками (МС), связанными с ее получением (рис. 76).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 76. Определение оптимального объема информации

 

41. Чистые частные и чистые общественные блага.  Свойства общественных благ

В современной экономике большинство  товаров и услуг распределяются через акты купли-продажи, т. е. с  помощью рынка. В такой ситуации цена является ориентиром и для продавцов, и для покупателей в решении  вопросов: что, сколько, для кого производить, что и сколько потреблять. Однако многие блага дает нам природа (реки, леса, горы и др.), а также государство (правительство). Это, например, парки, освещение городов и другое, т. е. государство в рыночной экономике  выступает как один из экономических  субъектов и позволяет преодолеть несовершенства рынка, не способного в  полной мере обеспечить людей необходимыми им благами.

Все производимые в обществе блага  можно классифицировать по двум основным признакам:

· исключительность благ;

· благо как объект соперничества.

По этим признакам блага можно  разделить следующим образом:

1. Исключительные частные блага, которые являются объектом соперничества. Таких благ большинство. Их присвоение делает невозможным присвоение их другими лицами.

2. Общественные блага, которые не являются исключительными и не являются объектами соперничества. Потребление таких благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другими (например, парки).

3. Общие ресурсы, которые являются объектом соперничества, но не исключительны (например, рыба в океане).

4. Исключительные блага, не являющиеся объектом соперничества (естественные монополии). К таким благам можно отнести организацию пожарной охраны в небольшом городе.

На принятие решения отдельным  индивидом о потреблении блага  часто влияют так называемые внешние эффекты, которые, в частности, могут возникать в случае общественных благ и общих ресурсов, когда невозможно определить их реальную цену. Это может привести к их неэффективному использованию. Поэтому государство в лице правительства своим вмешательством может повысить экономическое благосостояние.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"