Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Микроэкономике".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Модель ломаной  кривой спроса исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Эта модель объясняет негибкость цен при олигополии. Если при равновесной цене прибыли фирм достаточны, то ни одному из участников нет резона изменять цену даже при определенном увеличении издержек. Иной раз спрогнозировать поведение конкурента невозможно. В таких условиях рациональной стратегией поведения будет ориентирование на уровень собственных издержек, подчинение ценообразования принципу «издержки плюс»: к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная наценка, к-ая обеспечивает получение заданной прибыли (обычно в размере средней нормы прибыли), сложившейся в отрасли за длительный период времени.

Теория игр анализирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами. У фирмы есть только два варианта поведения: установить высокие цены на свой товар либо снизить их. Матрица результатов и показывает исходы любой стратегии при любом возможном ответе конкурента. Исход будет равновесным, если обе фирм установят низкие цены. Если одна фирма устанавливает низкие цены, то она проводит доминирующую стратегию. Смешанные стратегии – игроки анализируют возможные варианты выбора противника, взвешивая вероятность каждого из них, и выбирают свою стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента. Чистая стратегия отражает поведение игрока, сделавшего выбор и придерживающегося его. «Дилемма заключенного» - равновесие достигнуто, хотя и «неэффективное», поскольку не нравится ни одному из игроков, однако что-либо изменить самостоятельно, не сговариваясь друг с другом, они не могут.

Монополизм негативно влияет на уровень общественного благосостояния. Фирмы-монополисты получают высокую прибыль, но для населения монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами производства продукции и зачастую плохим ее качеством.

Рыночная власть – способность эконом. субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия в собственных интересах. Признаки использования рыночной власти: рост цен и снижение объемов продаж.

Показатели монопольной власти:

1. коэффициент Лернера L = (P-MC)/P. Коэффициент Лернера может изменяется от 0 до 1. чем больше его значение, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке.

2. коэффициент концентрации  – представляет собой выраженное  в % отношение объема продаж  определенного кол-ва крупнейших  фирм к общему отраслевому  объему продаж.

Уровень монополизации белорусской  экономики достаточно высок. Эконом. ситуация в РБ характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего крупной долей собственности в стране. Также государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам.

Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничения рыночной власти или предотвращение ее приобретения эконом. субъектами.

Меры антимонопольной  политики: законодательные запреты  на организацию картелей, ограничение  возможностей слияния фирм, отслеживание фактов дискриминации, прямое и косвенное  регулирование цен товаров, регулирование  прибыльности фирм.

В РБ – Закон «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» и  Закон «О естественных монополиях».

 

 

27. Модель олигополии в контексте теории игр (Равновесие Нэша. Модель Курно)

 

Теория  игр занимается общим анализом стратегического взаимодействия субъектов (как отдельных людей, так и фирм). Некоторые элементы теории игр можно изложить на простых примерах с двумя игроками (фирмами), у каждого из которых 
есть лишь два возможных варианта поведения: установить высокие цены на свой товар либо значительно снизить их. Каждый из вариантов обеспечит различные объемы прибыли обеим фирмам. Построим платежную матрицу игры (табл. 6.1).

 

Фирма 2

Низкая  цена

Высокая цена

Фирма1

Низкая  цена

2 2

3 1

Высокая цена

1 3

2 2


В столбцах матрицы указаны исходы игры при  двух возможных вариантах поведения  фирмы 2, в строках — исходы при  возможных вариантах поведения  фирмы 1. Соответственно, в четырех  ячейках обозначены объемы прибылей для каждой из фирм (правые верхние углы — прибыли фирмы 2, левые нижние — прибыли фирмы 1) в случаях разных вариантов поведения обеих фирм.

Если фирма 1 решит  установить высокую цену, а фирма 2 — низкую, то фирма 1 потеряет часть  рынка (некоторые клиенты перейдут к конкуренту) и получит 1 ден. ед. прибыли, а фирме 2 достанутся 3 ден. ед. прибыли. Наоборот, если фирма 1 установит низкую цену, а ее конкурент — высокую, то фирма 1 завоюет большую часть рынка и получит больше прибыли. Если обе фирмы установят высокие или низкие цены, то получат одинаковую прибыль, равную 2 ден. ед. Таким образом, что бы 
ни делала фирма 2, для фирмы 1 выгодно устанавливать низкую цену товара, тем самым проводя доминирующую стратегию, при которой у каждого игрока есть один оптимальный выбор вне зависимости от того, что делает конкурент. В такой игре 
равновесный исход (т.е. состояние окончательного выбора игроков, сохраняющееся при неизменных правилах) возможен при установлении низких цен обеими фирмами.

Равновесия с  доминирующей стратегией встречаются  не всегда. В ряде случаев оптимальный  выбор каждого игрока зависит  от действий конкурента, и тогда  возможно равновесие по Нэшу: рынок сохраняет состояние равновесия, если каждая 
фирма осуществляет стратегию, которая является лучшим ответом на стратегии других фирм.

Различают чистые и смешанные стратегии поведения. Чистые стратегии отражают поведение игроков, придерживающихся единожды сделанного выбора. Смешанные стратегии свойственны игрокам, которые анализируют возможные варианты выбора противника, взвешивая реальность каждого из них, и выстраивают собственную стратегию, ориентируясь на наиболее вероятный выбор конкурента. В отличие от смешанных стратегий чистые стратегии не всегда приводят к равновесию по Нэшу. В то же время игра может иметь более одного равновесия по Нэшу. Так, устойчивое равновесие наступает при различных вариантах выбора фирм, если ни одна из них, оценив выбор конкурента, не предпримет альтернативных действий.

Практический  интерес представляет и так называемая дилемма «заключенного»: достигнутое равновесие неэффективно, поскольку не нравится ни одному из игроков, однако оно сохраняется, так как соперники не могут что-либо изменить 
самостоятельно, не сговариваясь друг с другом. Название связано с примером, которым данная ситуация обычно иллюстрируется.

Допустим, пойманы  и посажены в разные камеры два  преступника, так что они не могут  общаться между собой. Если оба они  признаются в совершении преступления, то получат по три года тюрьмы. Если один из них станет отпираться, а  второй согласится сотрудничать со следствием, то первому присудят шесть лет  тюрьмы, а второго отпустят на свободу. Если оба станут все отрицать, то у следствия не хватит доказательств для 
обвинения, и через полгода оба выйдут на свободу (табл. 6.2)

 

Игрок 2

Низкая  цена

Высокая цена

Игрок 1

Признаться

-3 -3

0 -6

Не  признаться

-6 0

-0,5 -0,5


 

 Очевидно, что для каждого из заключенных доминирующая стратегия — признание: они не уверены в выборе подельника и опасаются, как бы другой не сознался первым. Равновесие установится в ситуации, когда признаются оба. Они получат по три года тюрьмы, что все-таки меньше по сравнению с возможными шестью годами. Однако такое равновесие неэффективно для данных субъектов, поскольку обоим было бы выгоднее не признаваться. Но если заключенные не могут сговориться, то эффективное равновесие для них недостижимо.

Это и есть равновесие Курно отражает ситуацию, в которой каждая 
из двух фирм (если рассматривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляемого на продажу другой фирмой.

Приведенный пример объясняет логику поведения фирм в условиях олигополии: конкуренты, договорившись между собой о  разделе рынка и повышении  цены (т.е. сократив уровень конкурентной борьбы), получают выгоду.

В целом возможность  сотрудничества игроков взамен конкуренции  зависит от продолжительности игры. Фирмы изначально готовы сотрудничать в надежде на получение выгоды

в будущем. Следовательно, они ожидают, что это будущее  наступит, т.е. игра будет продолжаться достаточно долго. Если бы заключенные  были уверены, что никогда больше не встретятся, они не стали бы защищать друг друга во время следствия.

 

30. Рынки ресурсов. Спрос и предложение  на рынке ресурсов. Структура  рынков ресурсов. Совершенная и  несовершенная конкуренция на  рынках ресурсов. Предельный продукт  и предельная доходность ресурса.  Предельные издержки ресурса.  Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы.  Эластичность спроса на ресурсы.  Неценовые факторы спроса на  ресурсы.

В рыночной экономике ценообразованию  подвержены не только готовые товары или услуги, но и 

ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Любое производство для своего осуществления требует приобретения определенного вида, кол-ва и качества ресурсов. При этом формирование спроса на ресурсы и их предложение имеет свою специфику.

Спрос на ресурсы – понятие, производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресурса. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким и спрос на ресурсы, и наоборот. Ресурсы – это специфический товар, в отношении к-ого действуют факторы, свойственные спросу на любой другой товар. Ресурсы часто ограничены, и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом их ограниченности.

Вовлечение в производство ресурсов зависит от их производительной отдачи, к-ая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы вовлекаются в процесс производства до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс обеспечивает увеличение дохода в большей степени, чем возрастают издержки.

Неценовые факторы, определяющие спрос на ресурсы: 1. производительность ресурса; 2. рыночная цена продукта, произведенного с помощью этого ресурса; 3. изменение цены на др. ресурсы.

Устойчивость спроса на ресурсы  зависит от их производительной силы и величины спроса на товар, произведенный  с помощью этих ресурсов. Этот показатель вводится на основе определения таких характеристик, как предельный продукт (прирост выпуска продукции в физических единицах, обеспеченный за счет увеличения использования переменного ресурса на одну единицу МР), предельный продукт в денежном выражении (прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного фактора производства MRP = MP*P) и предельные издержки (прирост издержек на ресурсы за счет его каждой дополнительной единицы). Для фирмы прибыльно применять дополнительные единицы ресурсов до тех пор, пока доход от предельного продукта не уравняется с предельными издержками (MRP = MRC).   

Цены на продукт и предельный доход при совершенной конкуренции равны, потому равны и цены на ресурсы и предельные издержки на них. В условиях чистой конкуренции цена продукта постоянна, поэтому из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурсы плавно понижается. 

При несовершенной конкуренции фирма в целях увеличения объема производства устанавливает более низкую цену. Кривая спроса на ресурсы падает, ибо предельный продукт уменьшается и его цена снижается по мере роста выпуска продукции.

Отраслевой спрос  на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной его цене. Рыночной спрос на ресурс – сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.

Ценовая эластичность спроса - % изменение объема спроса на ресурс в ответ на % изменение его цены. Она зависит от эластичности спроса на продукт, произведенный посредством данного ресурса, доли издержек на ресурс в общих издержках, технических возможностей замены одного ресурса другими и эластичности их предложения, временного периода, а также коэффициента снижения предельного продукта ресурса.

Правило максимизации прибыли: фирма будет реализовать ресурсы в сочетании, пока цена каждого вводимого фактора производства будет равна его предельному продукту в денежном выражении P = MRP. Т.е. MRPL/PL = MRPK/PK = 1.

Структура рынков ресурсов: продавцы (домашние хозяйства),  покупатели (фирмы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Особенности  рынка ресурсов. Спрос на ресурсы:  общий подход.

На рынке ресурсов объектами  купли-продажи являются:

- труд,   - земля,   - капитал

Субъекты рынка ресурсов:

- продавцы (домашние хозяйства,  фирмы),  - покупатели (фирмы/предприятия)

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"