Шпаргалка по "Планирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:31, шпаргалка

Описание работы

1.Дать понятие предмету, сущности и функции планирования. Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в рыночных условиях предполагает целостное рассмотрением производственно- хозяйственных, организационно- управленческих, финансово- экономических и многих иных проблем и ориентировано на принятие будущих решений. Планирование способствует обоснованному выбор важных экономических целей и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде

Файлы: 1 файл

planirovanie.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

 

1.Дать понятие  предмету, сущности и функции  планирования. Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или  управление ими с  целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в рыночных условиях предполагает целостное рассмотрением производственно- хозяйственных, организационно- управленческих, финансово- экономических  и многих иных проблем и ориентировано на принятие будущих решений.  Планирование способствует обоснованному выбор важных экономических целей  и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде. В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений который предшествует будущему. В процессе планирования рассматриваются  и оцениваются альтернативные варианты будущего действия, из которых выбирается наилучший. Планирование внутрифирменной деятельности на предприятии является важной функцией управления производством, который включает себя: обоснование целей, формирования стратегии, планирование работы, проектирование операций, организацию процессов, координации работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценку результатов, корректировку цели, изменение планов.  Планирование  на предприятия служит основой организации управления производством, является нормативной базой для выработки и принятия управленческих решений . 
 
2.Принципы внутрифирменного планирования.

Принцип-это руководящее  положение или установки. Четыре принципа предложил А.Файоль: 1.Принцип  единства-предпо лагает, что планирование в эк. организации должно иметь  системный характер.2.Принцп непрерывности  заключается в следующем: процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла, разработанные планы должны непрерывно происходить на смену друг другу. 3.Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.4.Принцип точности –в соответствие с этим принципом всякий план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой организации неизвестностью. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации.5Принцип участия(Р.Акофф)-связан с принципом единства. Он означает ,что каждый  член эк.организ. становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функцией. Планирование основанное на этом принципе называют партисипативным.

2.Определение  производственной мощности организации.

Производственная мощность – это максимально возможный объем СМР, который может быть выполнен собственными силами в планируемом периоде, при соответствующей структуре работ и наиболее  полном использованием ,представленный в распоряжении организации трудовых ,материальных и финансовых ресурсов на основе  прогрессивных технологий ,передовых методов организации труда ,производства и управления. Производственная мощность-внутренняя хар-ка предприятия. Она зависит от имеющихся непроизводственных площадей, эффективности оборудования, материалов, трудовых и финансовых ресурсов.

Выделяют:1.Теоритическая-объем  хоз. операций, который может быть  достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами.2.Практическая –наивысший уровень пр-ва, который достигается при сокращении приемлемой степени допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия.3.Нормальная- характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточной для удовлетворения спроса на производимые товары или услуги в течение ряда лет, с учетом сезонных и циклических колебаний спроса тенденцией его роста или сокращения.4.Плановая-равна годовой нормальной производственной мощности.5.Фактическая –то, что есть на самом деле в конкретное время.

3.Описать принципы  внутрифирменного планирования  по А. Файолю.

Во внутрифирменном  планировании обоснование принимаемых  решений и прогноз ожидаемых  результатов опираются на теоритические  положения  и принципы. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. А.Файоль определил четыре основных принципа планирования. Р.Акофф обосновал еще один ключевой принцип планирования -принцип участия.(см. вопрос 1)

1.Принцип единства-предпо  лагает, что планирование в эк. организации должно иметь системный характер.2.Принцп непрерывности заключается в следующем: процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла, разработанные планы должны непрерывно происходить на смену друг другу. 3.Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.4.Принцип точности –в соответствие с этим принципом всякий план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой организации неизвестностью. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации.

4.Перечислить  методы, применяемые во внутрифирменном  планировании.

В связи с различиями в структурности проблем планирования используются несколько методов  разработки прогнозов, программ, планов.

1.Экспертные (оценочные) или эвристические методы. Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов –экспертов, интуиции. Конкретными формами являются: 1.массовая оценка-выяснение мнений отдельных групп населения по существу какой-либо проблемыпланирования.2. организация систематической работы экспертов. Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, обладают практическим опытом.3.организацияработы экспертов на основе особой системы их деятельности.

2.Методы социально-экономического  анализа. Социально-экономический  анализ представляет собой всестороннее  изучение социально-экономической  деятельности, познание внутренних  связей и зависимостей явлений  с целью определения прогрессивных тенденций    развития и возможностей совершенствования общественных отношений и производства. При анализе используются такие методы как сравнение, выборочное изучение работы крупных объектов планирования, цепные постановки, исчисление балансовых разниц, индексов и т.п.

3.Методы прямых инженерно-экономических  расчётов. Проектирование роста  производства на предприятиях  обосновывается инженерно-экономическими  расчетами потребностей рынка  в данном виде продукции и  возможностей ее производства. Эти  расчеты охватывают улучшение использования планирования производственных мощностей, материалов, топлива, энергии и т.д. Инженерно-экономический расчет базируется на системе норм использования основных средств, фондов, затрат труда и трудоемкости, издержек производства.

4.Балансовый метод.-это  совокупность приемов, используемых  для обеспечения увязки и согласования  взаимозависимых показателей. Цель  этих приемов-добиться равновесия  между  показателями. Балансы  позволяют судить о наличии  производственных мощностей, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования и проч. Балансы разрабатываются в соответствующих физических единицах измерения или в условно-натуральном исчислении. Материальные балансы   имеют два раздела: в первом показываются ресурсы и источники их поступления, во втором определяются потребности или распределение ресурсов.

5.Экономико-математические  методы. Они основаны на использовании  экономико-математических моделей.  Для их использования экономический  объект или процесс записать  с помощью математических зависимостей(уравнений, неравенств и т.п)

  1. Описать, какие бывают виды планирования и виды планов с точки зрения обязательности плановых заданий

С точки зрения обязательности плановых заданий выделяют директивное  и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование наиболее распространенная во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план носит направляющий, рекомендательный характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено.

Задания индикативного  плана называются индикаторами. Это  параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В качестве индикаторов  используются показатели, характеризующие  динамику, структуру и эффективность  экономики, состояние финансов, занятость  и качество жизни населения и т.п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, но и обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики.

При составлении перспективных  планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное.

 

  1. Описать, какие бывают виды планирования в зависимости от степени неопределенности плановой деятельности

В зависимости от степени  неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа: детерминированная и вероятностная (стохастическая).

Детерминированный тип планирования используют те организации, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Организации, использующие детерминированный тип планирования называют детерминированными системами. На практике среди организаций, функционирующих в условиях рынка, не существует детерминированных систем, потому что они действуют в условия неопределенности меняющейся среды и не уверены в конкретном результате. Однако подразделения, цехи, участки, рабочие места могут являться детерминированными подсистемами и, как правило, обладают высокой определенностью и точностью в предвидении результатов. Здесь возможно применение детерминированного типа планирования.

Вероятностный (стохастический) тип планирования используется организациями при недостатке информации и определенности во внешней среде. Организации, использующие вероятностный тип планирования, относятся к вероятностным системам. Вариантами вероятностного типа планирования являются: планирование основанное на системе жестких обязательств (планирование контракта с хорошо знакомым проверенным партнером ); планирование под личную ответственность (менеджер действует на свой страх и риск, берет всю ответственность на себя); планирование приспособленное к случайным обстоятельствам (вариантное, сценарное планирование).

  1. Перечислить, какие типы планирования существуют в зависимости от временной ориентации идей планирования

В зависимости от временной  ориентации или типологии составления  планов по классификации Р.Л. Акоффа выделяют четыре вида планирования: реактивное (ориентированное на прошлое организации); инактивное (ориентированное на настоящее); преактивное (ориентированное на будущее организации); интерактивное (ориентированное на прошлое, настоящее и будущее).

Реактивное планирование базируется на генетическом подходе, анализе и преемственности предшествующего опыта на истории развития организации и опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы бессистемно. Всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Ошибочно считается, что если найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать, то проблема исчезнет. Однако не всегда отказавшись от ненужного, мы приобретаем требуемый результат. Реактивное планирование осуществляется снизу - вверх, но является функцией высшего руководства и управляется сверху – вниз. Это планирование начинает менеджер низшего звена с составления перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причин недостатков, производится оценка затрат и результатов и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование большего количества ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит выбор окончательного варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование является негибким, не учитывает объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений, снижает общую эффективность хозяйственной деятельности организации. Поэтому продукция и услуги организации, использующих тип реактивного планирования, часто вытесняются не только с внешнего, но и с внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Информация о работе Шпаргалка по "Планирование"