Шпаргалка по "Планирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:31, шпаргалка

Описание работы

1.Дать понятие предмету, сущности и функции планирования. Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в рыночных условиях предполагает целостное рассмотрением производственно- хозяйственных, организационно- управленческих, финансово- экономических и многих иных проблем и ориентировано на принятие будущих решений. Планирование способствует обоснованному выбор важных экономических целей и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде

Файлы: 1 файл

planirovanie.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

 

Нормы в отличие от нормативов имеют  конкретное отраслевое или внутрипроизводственное назначение. Они устанавливаются  для соответствующих локальных  условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменение затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения, в заданных производственных условиях с учетом различных производственно-хозяйственных факторов. Нормы подлежат пересмотру в соответствии с изменением нормообразующих факторов. По своему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, количественными и качественными и т.д.С практических позиций нормы и нормативы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования. С практических позиций нормы и нормативы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования.

 

Между нормами и плановыми показателями  существует весьма прочный механизм взаимодействия. Так, например, норма  потребления, то есть реализации продукции  предшествует определенный план производства. На машиностроительных предприятиях комплексную систему рыночного воздействия на основные результаты производства образуют многие связанные между собой механизмы, которые устанавливают высокую степень зависимости между такими планово-экономическими показателями, как спрос и объем производства продукции, величина предложения и численность персонала, занятость работников и эффективность труда, результаты труда и личные доходы работников и т.д.Следовательно, планово-экономический механизм определяется взаимодействием различных показателей, основными составляющими элементами которых могут выступать как исходные нормативы и нормы, так и завершающие плановые показатели. Наиболее значимые в производственно-хозяйственной деятельности предприятий являются механизмы равновесия между производством и потреблением. Но если объем производства в пределах определенного периода работы предприятия может быть заранее запланирован с высокой точностью, то объем продаж больше в рыночных условиях склонен к прогнозированию.

 

18. Описать  классификацию норм и нормативов. Ввиду большого разнообразия применяемых на предприятиях норм и нормативов, возникает необходимость в их классификации. С точки зрения уровня управления нормы и нормативы можно разделить на 2 группы: вышестоящими органами управления (они используются при планировании и управлении предприятием в целом, их параметры (значения) заданы предприятию и не могут быть пересмотрены);

разрабатываемые для  планирования и управления различными подсистемами предприятия (они не только используются для реализации различных функций управления, но изменяются и пересматриваются).

К первой группе норм и  нормативов можно отнести:

- нормы (лимиты) использования  различных ресурсов (трудовых, энергетических);

- природоохранные (допустимые  пределы выброса в атмосферу  вредных веществ, сброса сточных вод, потребления воды и т.д.);

- некоторые нормы и  нормативы использования живого  труда (продолжительность рабочей  недели и рабочего дня, тарифная  ставка 1-го разряда, тарифные  коэффициенты и т. д.);

- некоторые нормативы  использования средств труда (нормы амортизации, категория ремонтной сложности, ремонтный цикл и т. д.);

- социальные нормативы  (удельная площадь на 1 работающего,  норма численности по медицинскому  обслуживанию и т.д.);

- нормы и нормативы  по охране труда (температура  воздуха, освещенность, загазованность  и т. д.);

- экономические нормы  и нормативы (налоги включаемые  в себестоимость и в цену, налог  на прибыль, предельный уровень  рентабельности и т. д.).

Вторую группу норм и нормативов можно представить в виде трех подгрупп:

- нормы и нормативы  организации производственного  процесса (длительность производственного  цикла, размер партий запуска  (выпуска) деталей в производство; нормы запасов сырья, материалов, топлива; нормы заделов и незавершенного производства). Они используются для организации производственных процессов, оперативного планирования и регулирования хода производства;

- нормы и нормативы,  для планирования основных технико-экономических  показателей (нормы и нормативы использования средств труда, материальных затрат, затрат живого труда, оборотных средств)

- нормы и нормативы  оценки принятых управленческих  решений и результатов работы  предприятия или его структурных  подразделений (уровень рентабельности, показатели качества продукции, нормативы по освоению новой продукции и т.д.). Их назначение вытекает из самого названия.

 

19. Описать  сущность и структуру стратегического  планирования.

Стратегическое  планирование -представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Сущность стратегического  планирования.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты  высшим руководством. Прежде всего, стратегия  большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Новое направление развития корпорации «Крайслер» было задумано и осуществлено ее главой — Ли Якоккой. Популярность новых моделей, расширение деятельности по маркетингу и восстановление устойчивой прибыльности «Крайслера» можно отнести на счет успешного формулирования и реализации стратегии.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с  точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть. В то время как глава корпорации, возможно, пожелает иметь частный реактивный самолет, особняки на обоих побережьях, роскошные кабинеты и тому подобное, насущным интересам организации эти привилегии наилучшим образом служить не могут.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Структура стратегического  планирования:

 

20. Перечислить этапы стратегического планирования.

а) оценка существующей стратегии;

б) собственно фаза формулирования;

в) планирование риска;

г) выбор стратегических альтернатив.

Рассмотрим подробнее  эти пункты.

А. Оценка существующей (действующей) стратегии.

Первичная оценка действующей  стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.

Однако, оценивая имеющиеся  резервы на предприятиии, позволяющие  повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии и сформулированных правил поведения.

Б. Собственно фаза формулирования.

Стратегия, будучи объединённой основой, для организационных усилий, требует разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия  в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение.

В. Планирование риска.

Планирование риска  является одной из важных составляющих стратегического плана. Основной целью является поддержание высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от данных возмущений.

В последнее время  в западных фирмах становится всё  более популярной не разработка резервных  стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.

Г. Выбор стратегических альтернатив.

В рамках выбранной базовой  стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами.

Разработка стратегии  должна затрагивать все уровни управления предприятия, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения.[

21. Какие требования  предъявляются к целям в стратегическом  планировании.

К целям предъявляются  следующие требования:

а) Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более  высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев.

б) Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. В условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых  необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. Следовательно цели должны быть избирательными, а не всеобъемлющими.

в) Множественность. Необходимо ставить цели во всех сферах, от которых  зависит жизнеспособность предприятия.

г) Достижимость, реальность. Нереальная цель приводит к демотивации  сотрудников, к потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть достаточно напряженными, чтобы не расхолаживать сотрудников. В то же время они должны быть достижимыми, то есть не выходить за пределы возможностей исполнителей.

д) Гибкость. Это означает возможность корректировки целей  в соответствии с изменениями  во внешней и внутренней среде  фирмы в процессе их реализации.

е) Измеримость. Это означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации.

ж) Конкретность. Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении  должна функционировать фирма, что  необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать.

з) Совместимость. Все  цели в системе должны быть совместимы. Долгосрочные цели должны соответствовать  миссии предприятия, а краткосрочные - долгосрочным.

и) Приемлемость. Это качество означает совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом.

 

22.Перечислить,  какие недостатки существуют  у стратегического планирования.

 

Недостатки  и ограниченные возможности стратегического планирования:

1. Стратегическое планирование  не дает и не может дать  в силу своей сущности детального  описания картины будущего. То, что  оно может дать — качественное  описание состояния, к которому  должна стремиться фирма в  будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.

2. Стратегическое планирование  не имеет четкого алгоритма  составления и реализации плана.  Цели стратегического планирования  обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Планирование"