Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:31, шпаргалка
1.Дать понятие предмету, сущности и функции планирования. Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в рыночных условиях предполагает целостное рассмотрением производственно- хозяйственных, организационно- управленческих, финансово- экономических и многих иных проблем и ориентировано на принятие будущих решений. Планирование способствует обоснованному выбор важных экономических целей и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде
Инактивное планирование (означает инертность организации), при его использовании существующие условия воспринимаются как достаточно хорошие, приемлемые. Его основными целями являются выживание и стабильность производства, предотвращение изменений и сохранение своего стиля. Инактивные организации эти цели ценят выше, чем эффективность планово – производственной деятельности. Инактивисты считают, что равновесие в положении экономической организации достигается естественным путем, автоматически. Поэтому их главный принцип – «планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Большая часть времени отводится сбору и обработке информации, учету реалий настоящего времени, аналитические отделы «раздуты», так как нужно постоянно «держать руку на пульсе». Недостатки инактивного планирования – неспособность приспособиться к изменениям и слабое использование творческого потенциала сотрудников организации. Хорошо идет работа инактивных организаций только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из них, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств. Но и бюджетные организации выживают только в том случае, если материальное состояние общества велико и оно может обеспечить бюджет необходимыми финансовыми ресурсами. Это относится и к государственным предприятиям, административным учреждениям, отделам обслуживания и функциональным службам различных организаций (фирм). Инактивное планирование не способствует экономическому росту и развитию предприятий.
Преактивное планирование (упреждение) ориентированно на будущее изменение в различных сферах деятельности организации. Преактивисты пытаются угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну», чтобы обеспечить выживание и рост организации. Преактивное планирование включает поиск оптимальных решений (эффективного варианта развития организации). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование осуществляется «сверху - вниз» и начинается с прогнозирования будущего организации и внешних условий. Затем формулируются ее важнейшие цели, стратегии и целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятность ошибки. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего организации и изыскании путей его построения. Ускорение социально-экономических изменений делает участие и обучение менеджеров, адаптацию и развитие организации ключевыми моментами интерактивного планирования. Р.Л. Акофф описал цикл интерактивного планирования, состоящий из этапов: формулирование «проблемного месива»; планирование целей, планирование средств достижения целей; планирование ресурсов; проектирование системы внедрения и контроля. Состав проблем «проблемного месива» постоянно меняется. Ни одну проблему нельзя решить отдельно от других, навсегда или надолго, поэтому по мере ускорения изменений период принятия и действия планово – управленческих решений сокращается. С интерактивным планированием связано две основные проблемы: интерактивное планирование – это скорее идеальное построение, чем практическая модель будущего; даже с теоретической точки зрения отдельно взятая организация не способна полностью контролировать свое будущее. Более реальным для организации является не проектирование ее будущего, а адоптация и приспособление к нему.
Такой вид планирования
характеризуется двумя
-оно основано на
принципе участия и
-предполагает, что будущее
подвластно контролю и в
Методы проектирования будущего активно применяют в последнее время многие крупные компании-монополисты. Почему? Затраты на преобразование вкусов потребителей, формирование спроса, создание некой удобной для организации философии потребителя – это очень капиталоемкий и долгосрочный процесс. Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию:
·инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;
·реактивисты пытаются плыть против него;
·преактивисты стараются оседлать его первую волну;
·интерактивисты намерены поменять течение реки.
С интерактивным планированием связаны две основные проблемы:
-интерактивное планирование – это, скорее, идеальное построение, чем практическая модель менеджмента;
-даже с теоретической
точки зрения экономическая
Это самый ресурсоемкий из представленных типов планирования.
|
10.Дать понятие
системам показателей
Разработка всех видов управленческих решений в форме прогнозов ,стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования. Под показателями в современном учете и статистике понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Различают: 1.системупоказателей планирования в целом .Она включает в себя комплексные прогнозы, показатели системы национальных счетов.2.Систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов.3.систему показателей развития отдельной отрасли.4.систему показателей, прогнозов, стратегических программ, планов развития.
11.Дать понятие группам
показателей внутрифирменного
Различают следующие группы показателей:1.конечные и промежуточные. Конечные результаты представляют собой блага, удовлетворяющие потребности товаропроизводителей, физических лиц .т.е. это показатели ,характеризующие объемы продукции выходящие за пределы коммерческой организации. Характеризуют продукцию для личного и общественного пользования .Промежуточные результаты это такие, которые характеризуют продукцию, необходимую для изготовления конечной, или же продукт, предназначенный для дальнейшей его переработки в производстве.2.натуральные и стоимостные. Натуральные характеризуют вещественную сторону производства. Они дают возможность установить прямое соответствие между объемом производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в этой продукции. Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса. Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов, прогнозов ,программ и планов. Позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек.3.Количественные и качественные. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции.4.Объемные и сетевые. Объемные показатели отражают размеры производства продукции. Сетевые выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры.5.Абсолютные и относительные. Абсолютные выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления. Относительные -характеризуют эти явления на основе определенной базы.6.Рассчетные и информационные. К расчётным относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые.(это показатели госбюджета, объема производства, уровень издержек). Информационные-это различного рода аналитические показатели .Позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов РФ (областей, регионов.)
12.Перечислить формы экспертных методов.
Экспертные (оценочные) или эвристические методы. Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов –экспертов, интуиции. Конкретными формами являются: 1.массовая оценка-выяснение мнений отдельных групп населения по существу какой-либо проблемыпланирования.2. организация систематической работы экспертов. Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, о13.Понятие методов прямых инженерно-экономических расчетов.
Проектирование роста
14.Понятие балансового метода.
Под балансовым методом в планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимосвязанных показателей. Цель этих приемов – добиться баланса(равновесия) между показателями. Балансы,используемые на уровне фирмы ,по зволяют судить о наличии производственных мощностей , их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать производство продукции в маркетинговом мониторинге, получить четкое представление о ресурсах фонда,времени работы оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, а так же о фонде рабочего времени пресонала, подготовить плановый бюджет фирмы и т.д.Ошибочно смешивать балансовый метод с разработкой только одних балансов.Балансы разрабатываются при планировании,как на макроуровне, так и на уровне предприятия. Материальные балансы выражают натурально- вещественные пропорции,трудовые- источники поступления трудовых ресурсвов и их использования, стоимостные или денежные балансы применяются при разработке финансовых планов ,согласовании доходов с расходами.Все материальные балансы,как и подавляющая часть других балансов,имеют два раздела:в 1м показывают ресурсы и источники их поступления ,во 2 м определябтся потребности или рапределение ресурсов.
15.Понятие целевой программы.
Представляет собой
16. Понятие программно- целевого метода.
Применяется для решения народно-
бладают практическим опытом.3.организацияработы экспертов на основе особой системы их деятельности
17. Дать понятие нормам.
Чем они отличаются от
Норма – это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.
Норматив – это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятия.