Шпаргалка по "Планирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:31, шпаргалка

Описание работы

1.Дать понятие предмету, сущности и функции планирования. Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в рыночных условиях предполагает целостное рассмотрением производственно- хозяйственных, организационно- управленческих, финансово- экономических и многих иных проблем и ориентировано на принятие будущих решений. Планирование способствует обоснованному выбор важных экономических целей и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде

Файлы: 1 файл

planirovanie.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Инактивное планирование (означает инертность организации), при его использовании существующие условия воспринимаются как достаточно хорошие, приемлемые. Его основными целями являются выживание и стабильность производства, предотвращение изменений и сохранение своего стиля. Инактивные организации эти цели ценят выше, чем эффективность планово – производственной деятельности. Инактивисты считают, что равновесие в положении экономической организации достигается естественным путем, автоматически. Поэтому их главный принцип – «планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Большая часть времени отводится сбору и обработке информации, учету реалий настоящего времени, аналитические отделы «раздуты», так как нужно постоянно «держать руку на пульсе». Недостатки инактивного планирования – неспособность приспособиться к изменениям и слабое использование творческого потенциала сотрудников организации. Хорошо идет работа инактивных организаций только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из них, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств. Но и бюджетные организации выживают только в том случае, если материальное состояние общества велико и оно может обеспечить бюджет необходимыми финансовыми ресурсами. Это относится и к государственным предприятиям, административным учреждениям, отделам обслуживания и функциональным службам различных организаций (фирм). Инактивное планирование не способствует экономическому росту и развитию предприятий.

Преактивное планирование (упреждение) ориентированно на будущее изменение в различных сферах деятельности организации. Преактивисты пытаются угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну», чтобы обеспечить выживание и рост организации. Преактивное планирование включает поиск оптимальных решений (эффективного варианта развития организации). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование осуществляется «сверху - вниз» и начинается с прогнозирования будущего организации и внешних условий. Затем формулируются ее важнейшие цели, стратегии и целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятность ошибки. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего организации и изыскании путей его построения. Ускорение социально-экономических изменений делает участие и обучение менеджеров, адаптацию и развитие организации ключевыми моментами интерактивного планирования. Р.Л. Акофф описал цикл интерактивного планирования, состоящий из этапов: формулирование «проблемного месива»; планирование целей, планирование средств достижения целей; планирование ресурсов; проектирование системы внедрения и контроля. Состав проблем «проблемного месива» постоянно меняется. Ни одну проблему нельзя решить отдельно от других, навсегда или надолго, поэтому по мере ускорения изменений период принятия и действия планово – управленческих решений сокращается. С интерактивным планированием связано две основные проблемы: интерактивное планирование – это скорее идеальное построение, чем практическая модель будущего; даже с теоретической точки зрения отдельно взятая организация не способна полностью контролировать свое будущее. Более реальным для организации является не проектирование ее будущего, а адоптация и приспособление к нему.

  1. Описать интерактивное планирование. Чем оно отличается от других типов

Такой вид планирования характеризуется двумя основными  чертами:

-оно основано на  принципе участия и максимально  мобилизует творческие способности  участников организации;

-предполагает, что будущее  подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель интерактивного планирования – проектирование будущего.

Методы проектирования будущего активно применяют в последнее время многие крупные компании-монополисты. Почему? Затраты на преобразование вкусов потребителей, формирование спроса, создание некой удобной для организации философии потребителя – это очень капиталоемкий и долгосрочный процесс. Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию:

·инактивисты стремятся  удержаться в бурном потоке;

·реактивисты пытаются плыть против него;

·преактивисты стараются  оседлать его первую волну;

·интерактивисты намерены поменять течение реки.

С интерактивным планированием  связаны две основные проблемы:

-интерактивное планирование  – это, скорее, идеальное построение, чем практическая модель менеджмента;

-даже с теоретической  точки зрения экономическая организация, взятая отдельно, не может полностью контролировать свое будущее. Самое большое, на что она способна, – эффективно приспособиться к нему. Следовательно, способом отношения фирмы к своему будущему является не проектирование его, а адаптация, приспособление. Но даже этот тип медленно находит свое признание в среде бизнеса, хотя применение этого способа подстегивается многочисленными внешними факторами.

Это самый ресурсоемкий из представленных типов планирования.

 

9.Описать виды  планирования в зависимости от  горизонта планирования.

В зависимости от того, какой горизонт (период) времени  охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на 3 типа:долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

Разделение планирования на эти виды означает различие отрезков времени, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер.

Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени  — от 10 до 25 лет. Одно время долгосрочное планирование отождествлялось со стратегическим, но теперь эти два понятия существуют отдельно. Стратегическое планирование по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного, которое осуществляется за счет простого удлинения периода планирования. Стратегическое планирование — это не просто функция времени.

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, бывает рассчитано на более короткий период. До недавнего времени горизонт среднесрочного планирования равнялся 5 годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды вынудили многие фирмы сократить промежуток планирования с 5 до 3 лет, соответственно 5-летние планы перешли в разряд долгосрочных.

Краткосрочное планирование — это разработка планов на 1-2 года (обычно краткосрочные планы —  это годичные планы). Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования необходимых для достижения целей ресурсов организации, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.

Все три типа планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.



10.Дать понятие  системам показателей внутрифирменного  планирования.

Разработка всех видов  управленческих решений в форме  прогнозов ,стратегических программ и  планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования. Под показателями в современном учете и статистике понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Различают: 1.системупоказателей планирования в целом .Она включает в себя комплексные прогнозы, показатели системы национальных счетов.2.Систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов.3.систему показателей развития отдельной отрасли.4.систему показателей, прогнозов, стратегических программ, планов развития.

11.Дать понятие группам  показателей внутрифирменного планирования.

Различают следующие группы показателей:1.конечные и промежуточные. Конечные результаты представляют собой блага, удовлетворяющие потребности товаропроизводителей, физических лиц .т.е. это показатели ,характеризующие объемы продукции выходящие за пределы коммерческой организации. Характеризуют продукцию для личного и общественного пользования .Промежуточные результаты это такие, которые характеризуют продукцию, необходимую для изготовления конечной, или же продукт, предназначенный для дальнейшей его переработки в производстве.2.натуральные и стоимостные. Натуральные характеризуют вещественную сторону производства. Они дают возможность установить прямое соответствие между объемом производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в этой продукции. Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса. Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов, прогнозов ,программ и планов. Позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек.3.Количественные и качественные. Количественные  показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Качественные   показатели характеризуют потребительную стоимость продукции.4.Объемные и сетевые. Объемные показатели отражают размеры производства продукции. Сетевые  выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры.5.Абсолютные и относительные. Абсолютные выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления. Относительные  -характеризуют эти явления на основе определенной базы.6.Рассчетные и информационные. К расчётным относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые.(это показатели госбюджета, объема производства, уровень издержек). Информационные-это различного рода аналитические показатели .Позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов РФ (областей, регионов.)

12.Перечислить формы  экспертных методов.

Экспертные (оценочные) или эвристические  методы. Они основаны на использовании  косвенной и неполной информации, опыта специалистов –экспертов, интуиции. Конкретными формами являются: 1.массовая оценка-выяснение мнений отдельных групп населения по существу какой-либо проблемыпланирования.2. организация систематической работы экспертов. Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, о13.Понятие методов прямых инженерно-экономических расчетов.

Проектирование роста производства  на предприятиях обосновывается детальными инженерно- экономическими расчетами потребности рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства. На предприятиях такие расчеты охватывают: улучшение использования планирования производственных мощностей, сырья, материалов,топлива,энергии, трудовых ресурсов, снижение себестоимости продукции.Особое место среди инженерно-экономических рачетов занимают расчеты экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, используемых кредитных ресурсов и т.д.Инженерно-экономический расчет часто базируется на системе норм: нормы использования основных производственных средств(сырья,материалов); фондов, затрат труда и трудоемкости изделий,организации производственных процессов,качества продукции, окупаемости капитальных затрат, издержек производства и обращения,рентабельности.

14.Понятие балансового  метода.

Под балансовым методом в планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения  увязки и согласования взаимосвязанных показателей. Цель этих приемов – добиться баланса(равновесия) между показателями. Балансы,используемые на уровне фирмы ,по зволяют судить о наличии производственных мощностей , их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать производство продукции в маркетинговом мониторинге, получить четкое представление о ресурсах фонда,времени работы оборудования и производственных мощностей и его использовании в производстве, а так же о фонде рабочего времени пресонала, подготовить плановый бюджет фирмы и т.д.Ошибочно смешивать балансовый метод с разработкой только одних балансов.Балансы разрабатываются при планировании,как на макроуровне, так и на уровне предприятия. Материальные балансы выражают натурально- вещественные пропорции,трудовые- источники поступления трудовых ресурсвов и их использования, стоимостные или денежные балансы применяются при разработке финансовых планов ,согласовании доходов с расходами.Все материальные балансы,как и подавляющая часть других балансов,имеют два раздела:в 1м показывают ресурсы и источники их поступления ,во 2 м определябтся потребности или рапределение ресурсов.

 

 

 

 

15.Понятие целевой программы.

Представляет собой совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных  в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели. Существует большое  многообразие целевых программ. В зависимости от целей, способа действий, временной протяженности, уровня их принадлежности (сферы), масштабности, роли в управлении, что позволяет упорядочить совокупность разрабатываемых и применяемых целевых программ, выделить специфические черты методов разработки и управления реализацией разных видов программ.В целевой программе обеспечивается увязка мероприятий и очередность их поведения с объемами финансовых ресурсов ,Целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета  РФ,бюджетов субъектов  Федерации,местных бюджетов и внебюджетных источников.

16. Понятие программно- целевого  метода.

Применяется  для решения народно-хозяйственных  и локальных производственных,технических  и других задач.Разрабатываются  федеральные, региональные, местные  целевые программы. Перечень целевых  программ формируется в соответствии с прогнозом социально- экономического развития страны, определенными приоритетами и в непосредственной связи с разработкой бюджета на год.Разрабатываются производственно- экономические,научно- технические , иновационные, социальные, экономические,внешне-экономические и другие программы. Каждая программа содержит определенную информацию:-перечень и стоимость проводимых научно- исследовательских ,проектно- контсрукторских и технологических разработок;капитальные вложения и источники их финансирования;-наименование,период реализации,основные  цели ,задачи,мероприятия, этапы и механизм реализации программы;-оценку эффективности, а также социально- экономических и экологических последствий реализации программы;-организацию управления программной м контроль за ходом ее выполнения.

бладают практическим опытом.3.организацияработы  экспертов на основе особой системы  их деятельности

 

17. Дать понятие нормам. Чем они отличаются от нормативов. Как нормы и нормативы связаны  с плановыми показателями?

Норма – это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.

Норматив – это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Планирование"