Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".
Общая система ситуационного
1.Модель сферы производства товаров и рыночных услуг описывает процессы производства и потребления в следующих отраслях региональной экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи, торговли и других отраслях рыночных услуг.
2. Модель движения региональных финансовых ресурсов описывает процессы образования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных средств. Выражая экономические и социальные связи и отношения в денежной форме, эта модель является базисом для объединения в одно целое частных модели, описывающих вполне определенные виды деятельности.
3. Модель потребительского рынка представляет собой систему балансовых и эконометрических уравнений, имитирующих поведение субъектов потребительского рынка: населения, производителей, региональных и федеральных торговых организаций и внешних экспортеров.
4. Модель демографии реализует сдвиг возрастов в темпе имитации с учетом естественного движения населения и миграционных процессов. При этом рассчитываются: численность населения (мужского и женского соответственно), численность пенсионеров и молодежи, численность трудоспособного населения, сальдо миграции.
5. Модель сферы нерыночных услуг .Доходы складываются из средств местного и федерального бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий. Расходы включают следующие статьи: оплата труда, промежуточное потребление, капитальные расходы.
6. Модель рынка трудовых ресурсов описывает движение занятого населения. В ней оцениваются потенциальные трудовые ресурсы сферы производства товаров и рыночных услуг и сферы нерыночных услуг и рассчитывается занятость населения в этих сферах. При этом учитывается спрос на трудовые ресурсы и инерционность перехода населения из одной категории в другую. Оценивается текущая безработица.
После того, как все модели построены
и количественно описаны, выполняется
«прогон» общей модели региона на
глубину прогнозируемого
Достоверность прогнозов с помощью технологии ситуационного прогнозирования зависит от следующих факторов: ошибки в исходных данных, ошибки при задании сценария, грубости модели. Ошибки первого рода вызваны объективными причинами; их удается существенно уменьшить за счет верификации и коррекции исходных данных. Ошибки третьего рода уменьшаются за счет развития модели. Ошибки в сценарных параметрах носят субъективный характер и целиком зависят от профессионализма лиц осуществляющих прогнозирование. Влияние этих ошибок на прогноз – самое существенное, особенно в годы высокой инфляции и падения производства.
24.Программно-целевые
методы государственного
Программно-целевое
В общем случае программно-целевые методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются:·в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей; ·в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы;·в создании механизмов распределения ресурсов;·в создании организационных систем управления реализацией программы;·в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.
Таким образом, основными особенностями программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.
Основными компонентами программно-целевого
метода являются:·комплекс
Функции и задачи, решаемые с помощью
программно-целевого подхода:·задание
вектора развития системы на основе
анализа существующих взаимосвязей
компонентов системы, тенденций
их изменения и потенциала системы.
Определение целевого состояния
системы;·координация развития различных
подсистем (например, экономической, социальной,
научно-технической, экологической), в
целях достижения мультипликативного
эффекта;·создание основы для принятия
управленческих решений всеми субъектами
системы (в случае региональной экономической
системы: органы исполнительной и муниципальной
власти, ведомства, частный бизнес,
население);·балансировка
Особенность программно-целевого
подхода заключается в том, что
он позволяет решать сложные задачи,
стоящие на стыке ведомственных
и отраслевых компетенций, полномочий
и зон ответственности
В настоящее время
о программно-целевой метод
Целевая программа состоит из следующих разделов: ·характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;·основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;перечень программных мероприятий;·обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;·оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы. К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования. Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы. Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям
программы:·специфичность (цели должны
соответствовать компетенции
Раздел должен содержать обоснование
необходимости решения
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу
целевой программы изложены в
разделе VII Постановления Правительства
РФ от 25.12.2004 N 842 "О Внесении изменений
в порядок разработки и реализации
Федеральных целевых программ и
межгосударственных целевых программ,
в осуществлении которых
Шестой раздел целевой программы
должен содержать описание социальных,
экономических и экологических
последствий, которые могут возникнуть
при реализации программы, общую
оценку вклада целевой программы
в экономическое развитие, а также
оценку эффективности расходования
бюджетных средств. Оценка эффективности
осуществляется по годам или этапам
в течение всего срока
Методика оценки эффективности
целевой программы
Виды программ. Целевые региональные программы по уровням территориального управления « масштабам реализации делятся на: - региональные программы общефедерального значения разрабатываются и реализуются на уровне федеральных органов государственной власти с привлечением администраций регионов, действуют на территории практически всех крупных экономических районов России (программы "Миграции", "Чернобыль", "Малочисленные народы Севера" и др.), служат для обеспечения неотложных федеральных нужд и преодоления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, за выполнение программ отвечают федеральные органы власти;- региональные программы крупного межрайонного значения составляются и осуществляются на уровне федеральных органов государственной власти с активным привлечением администраций субъектов, реализуются на территории одного крупного или двух-трех смежных экономических районов России (программы "Каспий", "Освоение Нижнего Приангарья", "Возрождение Волги" и др.), служат для обеспечения неотложных государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд и преодоления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, за выполнение программ отвечают федеральные и региональные органы государственной власти; региональные программы развития субъектов Российской Федерации разрабатываются и реализуются в основном на уровне администраций субъектов Федерации, служат для обеспечения неотложных государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд, преодоления региональных чрезвычайных ситуаций; за выполнение программ в основном отвечают региональные органы государственной власти, при сохранении полной ответственности за федеральными органами (государственные заказчики); региональные межмуниципальные программы готовятся и применяются на уровне администраций субъектов Федерации и местных администраций, в отдельных случаях (программа "Курилы") с участием федеральных органов власти, осуществляются на территории одного или нескольких экономических подрайонов внутри субъекта РФ или на территории нескольких МО (программы "Кавказские Минеральные Воды", "Краснодарское водохранилище" и др.), служат для обеспечения приоритетных федеральных, государственных (на уровне субъектов Федерации) и муниципальных нужд, преодоления региональных чрезвычайных ситуаций, отвечают за выполнение федеральные, региональные и муниципальные органы власти; региональные (локальные) программы развития муниципальных образований разрабатываются и реализуются на уровне администраций субъектов Федерации и местных администраций, осуществляются на территории одного муниципального образования (программы по развитию города-курорта Сочи, сохранению исторической части г. Санкт-Петербурга, оздоровлению экологической обстановки городов Череповец, Чапаевск, Нижний Тагил, Братск и др.), служат для обеспечения неотложных муниципальных, государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд, преодоления локальных чрезвычайных ситуаций; ответственность за выполнение программ лежит на муниципальных, региональных и федеральных органах власти.