Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 217.33 Кб (Скачать файл)

Общая система ситуационного прогнозирования  СЭР региона включает в себя построение определенных прогнозных моделей, в  которых отражаются основные экзогенные и эндогенные параметры социально-экономической системы региона .

1.Модель сферы производства товаров и рыночных услуг описывает процессы производства и потребления в следующих отраслях региональной экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи, торговли и других отраслях рыночных услуг.

2. Модель движения региональных финансовых ресурсов описывает процессы образования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных средств. Выражая экономические и социальные связи и отношения в денежной форме, эта модель является базисом для объединения в одно целое частных модели, описывающих вполне определенные виды деятельности.

3. Модель потребительского рынка представляет собой систему балансовых и эконометрических уравнений, имитирующих поведение субъектов потребительского рынка: населения, производителей, региональных и федеральных торговых организаций и внешних экспортеров.

4. Модель демографии реализует сдвиг возрастов в темпе имитации с учетом естественного движения населения и миграционных процессов. При этом рассчитываются: численность населения (мужского и женского соответственно), численность пенсионеров и молодежи, численность трудоспособного населения, сальдо миграции.

5. Модель сферы нерыночных услуг .Доходы складываются из средств местного и федерального бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий. Расходы включают следующие статьи: оплата труда, промежуточное потребление, капитальные расходы.

6. Модель рынка трудовых ресурсов описывает движение занятого населения. В ней оцениваются потенциальные трудовые ресурсы сферы производства товаров и рыночных услуг и сферы нерыночных услуг и рассчитывается занятость населения в этих сферах. При этом учитывается спрос на трудовые ресурсы и инерционность перехода населения из одной категории в другую. Оценивается текущая безработица.

После того, как все модели построены  и количественно описаны, выполняется  «прогон» общей модели региона на глубину прогнозируемого периода  по заданному сценарию и выдаются результаты прогнозирования в виде пакета прогнозных документов по всем показателям СЭР.

Достоверность прогнозов с помощью  технологии ситуационного прогнозирования  зависит от следующих факторов: ошибки в исходных данных, ошибки при задании  сценария, грубости модели. Ошибки первого  рода вызваны объективными причинами; их удается существенно уменьшить  за счет верификации и коррекции  исходных данных. Ошибки третьего рода уменьшаются за счет развития модели. Ошибки в сценарных параметрах носят  субъективный характер и целиком  зависят от профессионализма лиц  осуществляющих прогнозирование. Влияние  этих ошибок на прогноз – самое  существенное, особенно в годы высокой  инфляции и падения производства.

24.Программно-целевые  методы государственного регулирования  территориального развития: виды  целевых программ, этапы разработки, задачи, структура, показатели.

Программно-целевое планирование - один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели-пути-способы-средства". При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

В общем случае программно-целевые  методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана  увязываются с ресурсами при  помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются:·в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей; ·в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы;·в создании механизмов распределения ресурсов;·в создании организационных систем управления реализацией программы;·в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.

Таким образом, основными особенностями  программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная  обособленность целевых программ.

Основными компонентами программно-целевого метода являются:·комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи;·организационная система управления программой;·система распределения/стимулирования привлечения ресурсов;·система контроля реализации программы и оценки ее эффективности;·законодательная и  нормативная базы программы.

Функции и задачи, решаемые с помощью  программно-целевого подхода:·задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций  их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния  системы;·координация развития различных  подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в  целях достижения мультипликативного эффекта;·создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (в случае региональной экономической  системы: органы исполнительной и муниципальной  власти, ведомства, частный бизнес, население);·балансировка интересов  участников системы.

Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что  он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных  и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих  субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для  решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы  таких стыковок.

В настоящее время  о программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления  государственной социальной и экономической  политики развития страны и ее отдельных  регионов наряду с методами прогнозирования  и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития РФ. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих  разделов: ·характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;·основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;перечень программных мероприятий;·обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;·оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы. К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования. Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы. Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям  программы:·специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных  заказчиков целевой программы);·достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);·привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей.

Раздел должен содержать обоснование  необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование  сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и  показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения  реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы  должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать  для решения задач целевой  программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых  для реализации каждого мероприятия  ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой  программы должно содержаться обоснование  ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также  сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности  привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и  средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных  мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу  целевой программы изложены в  разделе VII Постановления Правительства  РФ от 25.12.2004 N 842 "О Внесении изменений  в порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ и  межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует  Российская Федерация".

Шестой раздел целевой программы  должен содержать описание социальных, экономических и экологических  последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую  оценку вклада целевой программы  в экономическое развитие, а также  оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности  осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости  и после ее реализации.

Методика оценки эффективности  целевой программы разрабатывается  государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Виды программ. Целевые региональные программы по уровням территориального управления « масштабам реализации делятся на: -    региональные программы общефедерального значения разрабатываются и реализуются на уровне федеральных органов государственной власти с привлечением администраций регионов, действуют на территории практически всех крупных  экономических районов России (программы "Миграции", "Чернобыль", "Малочисленные народы Севера" и др.), служат для обеспечения неотложных федеральных нужд и преодоления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, за выполнение программ отвечают федеральные органы власти;-    региональные программы крупного межрайонного значения составляются и осуществляются на уровне федеральных органов государственной власти с активным привлечением администраций субъектов, реализуются на территории одного крупного или двух-трех смежных экономических районов России (программы "Каспий", "Освоение Нижнего Приангарья", "Возрождение Волги" и др.), служат для обеспечения неотложных государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд и преодоления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, за выполнение программ отвечают федеральные и региональные органы государственной власти; региональные программы развития субъектов Российской Федерации разрабатываются и реализуются в основном на уровне администраций субъектов Федерации, служат для обеспечения неотложных государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд, преодоления региональных чрезвычайных ситуаций; за выполнение программ в основном отвечают региональные органы государственной власти, при сохранении полной ответственности за федеральными органами (государственные заказчики); региональные межмуниципальные программы готовятся и применяются на уровне администраций субъектов Федерации и местных администраций, в отдельных случаях (программа "Курилы") с участием федеральных органов власти, осуществляются на территории одного или нескольких экономических подрайонов внутри субъекта РФ или на территории нескольких МО (программы "Кавказские Минеральные Воды", "Краснодарское водохранилище" и др.), служат для обеспечения приоритетных федеральных, государственных (на уровне субъектов Федерации) и муниципальных нужд, преодоления региональных чрезвычайных ситуаций, отвечают за выполнение федеральные, региональные и муниципальные органы власти;  региональные (локальные) программы развития муниципальных образований разрабатываются и реализуются на уровне администраций субъектов Федерации и местных администраций, осуществляются на территории одного муниципального образования (программы по развитию города-курорта Сочи, сохранению исторической части г. Санкт-Петербурга, оздоровлению экологической обстановки городов Череповец, Чапаевск, Нижний Тагил, Братск и др.), служат для обеспечения неотложных муниципальных, государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд, преодоления локальных чрезвычайных ситуаций; ответственность за выполнение программ лежит на муниципальных, региональных и федеральных органах власти. 

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"