Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка
Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.
Наклон кривой спроса олигополиста определяется, как мы уже знаем, не только предпочтениями потребителей, но и реакцией на его действий других олигополистов. Нашему олигополисту эта реакция в точности неизвестна. Он в своих действиях исходит тогда из наименее благоприятного для него варианта реакции: в случае повышения им цены хотя бы некоторые из его соперников последуют его примеру, а в случае снижения они сохранят свои цены на прежнем уровне. Предполагается, что олигополист испытывает отвращение к риску, а потому в своем поведении исходит из вероятности наименее благоприятного варианта реакции соперников.
Ценовое лидерство - вариант олигополии доминирующей фирмы; неофициальный метод установления цены, согласно которому одна фирма (ценовой лидер) объявляет изменение цены, а другие (следующие за лидером) фирмы вскоре объявляют (примерно) идентичные изменения цены. При этом ценовой лидер фактически выполняет сигнальную роль, что исключает необходимость тайного сговора.
Различают два основных типа ценового лидерства:
Картель – соглашение (сговор) нескольких крупных продавцов, которое они заключают с целью ограничить выпуск продукции и повысить рыночную систему.
Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
Некооперативные стратегии фирм.
Стратегическим принято
считать такое поведение
Цели стратегий фирм могут быть самые разнообразные, начиная с определения ориентиров по доле рынка, которую считает рациональной для себя данная фирма, уровня цены, качества продукции, степени умелости персонала, скорости обновления моделей продукции, и завершая прогнозными ориентирами развития рынков, отношения общества к определенным продуктам.
Здесь важно понять, что активные фирмы взаимодействуют на рынке, а не ведут изолированно бизнес. Их бизнес встроен в «цепочку ценности» других компаний. Поэтому, если в классическом варианте, модели поведения фирм предполагали автономное поведение фирм, то в отраслевой организации рынков их будем рассматривать с позиции их взаимодействие на отраслевом рынке. Иными словами компания предстает здесь как неотъемлемая часть совокупности игроков, действующих на этом рынке.
Следовательно, нас больше будет интересовать особенности стратегического поведения не всех фирмы на отраслевом рынке, а только тех, которые обладают способностью влиять, как на поведение других субъектов отраслевого рынка, так и на изменение его структуры и результативности.
В качестве моделей некооперативного
поведения активных фирм, (т.е. когда
крупные фирмы в большей
Антуан Огустин Курно (А. О. Cournot), утверждал, что когда фирма выбирает объем выпуска, максисмизирующий ее прибыль, то, как реакция на это, появится фиксированный объем выпуска конкурентов. В модели Курно для заданного числа фирм всегда существует определенной равновесие по объему выпуска. Модель иллюстрирует механизм установления этого равновесного состояния. Суть его состоит в том, что формируя собственную стратегию поведения, активная фирма вынуждена учитывать возможные варианты реакции конкурентов.
Жозеф Бертран (Bertrand J), подверг критике модель Курно. В качестве стратегических переменных он рассматривал цены. Анализ дуополии Бертрана допускает выпуск однородного продукта. На таком рынке существуют барьеры входа, препятствующие конкуренции со стороны других фирм и отсутствие соглашений между ними. Целью же каждой фирмы является максимизация прибыли. При этом цены устанавливаются одновременно, а каждый участник не может прогнозировать реакцию конкурента на свой выбор уровня цены. Средние издержки в модели постоянные и равны между собой в долгосрочном периоде.
Тогда механизм, моделируемый Бертраном, можно упрощенно представить следующим образом. Пусть фирма А назначает свою цену первой. Но как только она назначила цену, эта цена становится базовой для принятия решения фирмой В. Если фирма В назначит цену выше значения, установленного фирмой А, она не сможет продать свою продукцию. Если фирма В назначит цену на уровне фирмы А или чуть-чуть ниже, то она имеет шанс успешных продаж.
Подобную стратегию может осуществить и фирма А. В результате на рынке сложится ситуация, получавшая название ценовой конкуренции. Это означает, что взаимодействие двух крупных фирм с равными предельными издержками оказывается нестабильным и приводит к ценовой войне, истощающей силы обеих участников.
На практике же при ценовой войне цены не опускается до уровня издержек, поскольку конкурируют фирмы, обладающие рыночной властью. Этот результат получил название парадокс Бертрана. Если бы этого парадокса не было, то постепенно все рынки монополистической конкуренции постепенно превращались бы в совершенные рынки. Но этого на практике нет.
Кооперативные стратегии поведения фирм на рынке.
Рассмотрев некооперативные
стратегии поведения активных фирм
на отраслевом рынке, можно заключить,
что имеются способы
Объединение фирм, которые заключают явное или тайное соглашение о согласовании своей деятельности, называется картелем. Первые появляются в результате формального договора, вторые при молчаливом согласии фирм.
Картель, который объединяет в себе все фирмы, присутствующие на данном рынке, в сущности, является монополией, получающей соответственно монопольную прибыль и делящую ее между членами объединения.
Не следует смешивать
преднамеренный сговор со случайным
совпадением поведения
Олигополия Курно —
экономическая модель рыночной конкуренции.
Названа в честь сформулировавшего ее
французского экономиста А.Курно (1801-1877)
Основные положения модели:
Общее количество фирм на рынке N предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм ci(qi) могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.
Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна величине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене).
Рассмотрим модель с двумя фирмами (дуополию). Для определения равновесной цены вычислим наилучшие ответы каждой из фирм.
Прибыль i-й фирмы имеет вид:
Πi = P(q1 + q2).qi − Ci(qi).
Ее наилучшим ответом является объем выпуска qi, максимизирующий прибыль Πi при заданном объеме выпуска другой фирмы . Производная Πi по переменной qi имеет вид:
Приравнивая ее к нулю, получим:
Значения qi, удовлетворяющие данному условию, являются наилучшими ответами фирмы i. Равновесие в данной модели достигается, если q1 является наилучшим ответом на q2, а q2 - наилучшим ответом на q1.
Пусть обратная функция спроса имеет вид: P(q1 + q2) = a − (q1 + q2), а издержки фирмы i Ci(qi) таковы, что , . Тогда прибыль фирмы i составит:
Решение задачи максимизации имеет вид:
Таким образом, задача фирмы 1:
Из симметрии рассматриваемой системы:
Полученные выражения
Равновесием Нэша в этой системе являются объемы выпуска (q1 * ,q2 * ), а равновесная рыночная цена будет представлять собой величину P(q1 + q2) = a − (q1 + q2).
Модель Штакельберга — теоретик
В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.
Пусть существует отрасль с двумя фирмами, одна из которых «фирма-лидер», другая — «фирма-последователь». Пусть цена на продукцию является линейной функцией общего объема предложения Q:
P(Q) = a − bQ.
Предположим также, что издержки фирм
на единицу продукции постоянны
и равны с1 и с2 соответственно
Π1 = P(Q1 + Q2) * Q1 − c1Q1,
а прибыль второй соответственно
Π2 = P(Q1 + Q2) * Q2 − c2Q2.
В соответствии с моделью Штакельберга, первая фирма — фирма-лидер — на первом шаге назначает свой выпуск Q1. После этого вторая фирма — фирма-последователь — анализируя действия фирмы-лидера определяет свой выпуск Q2. Целью обеих фирм является максимизация своих платёжных функций.
Равновесие Нэша в этой игре определяется методом обратной индукции. Рассмотрим предпоследний этап игры — ход второй фирмы. На этом этапе фирма 2 знает объем оптимального выпуска продукции первой фирмой Q1*. Тогда задача определения оптимального выпуска Q2* сводится к решению задачи нахождения точки максимума платёжной функции второй фирмы. Максимизируя функцию Π2 по переменной Q2, считая Q1 заданным, находим, что оптимальный выпуск второй фирмы
.
Это наилучший ответ фирмы-
.
Подставляя это в выражение для Q2*, получим
.
Таким образом, в равновесии фирма-лидер производит в два раза большее количество продукции, нежели фирма-последователь.
В модели Курно суммарный выпуск
для такой же функции спроса будет
ниже, а цена соответственно выше, следовательно
на уровне теоретических рассуждений
можно предположить, что для общества
в отраслях, где сложилась олигополия,
выгодно выделение фирмы-