Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка

Описание работы

Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.

Файлы: 1 файл

эксшпор.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Но после того как картельное соглашение будет достигнуто и будет установлена монопольная цена, Pm, каждое картелированное предприятие окажется заинтересованным в скрытомнарушении установленной квоты. В самом деле, если ему удастся "потихоньку" продать q > qkпродукции по цене Pm, его прибыль будет еще больше. Она составит CPmМ'К', что значительно выше той, которая была бы получена при соблюдении установленных квотой ограничений на величину выпуска и продаж. Если же такой скрытой политике последуют и другие картелированные предприятия, рыночная цена продукции быстро упадет и после возможных колебаний вновь вернется к квазиконкурентному уровню, Pc. Таким образом, то же самое стремление к прибыли, которое и побудило квазиконкурентные предприятия к образованию картеля, приведет к его распаду.

Более того, картелированным предприятиям станет выгодным не только нарушать установленные  квоты выпуска и продаж, но и  продавать продукцию "налево" по более низкой, чем установленная  картельным соглашением, цене (Р < Pm). "Если, ≈ писал В. С. Войтинский, ≈ цена поднята слишком высоко, то понижение ее становится слишком соблазнительным. А при таких условиях слишком мало вероятия, что соглашение просуществует долгое время. Это устанавливает предел, выше которого соглашение всех купцов, торгующих данным товаром, не может поднять цены товара. Пределом повышения цены является, следовательно, то положение цен, при котором искусственное монопольное соглашение рушится из-за недостатка выдержки купцов, из-за того, что каждому из них слишком выгодно изменить уговору".7

Следствием  этого поистине замечательного вывода В. С. Войтинского является весьма малая  вероятность стабилизации картеля, поскольку предел повышения цены (Р на рис. 11.10, б) может оказаться  столь близким к уровню квазиконкурентной  Цены, Pс, что добавочная прибыль не оправдает хлопот по достижению картельного соглашения и дополнительных затрат на выпуск запрашиваемой рынком продукции, объем которой при цене Р < Pmокажется большим, чем Qm, соответствующее точке Курно (MR = MCS). Поэтому, видимо, в начале XX в., особенно в годы первой мировой войны, получили столь широкое распространение (и реальное воплощение) идеи принудительной картелизации(Германия) или принудительного синдицирования (Россия).

Для того чтобы  предотвратить (или по крайней мере ограничить) стремление предприятий  к нарушению установленных соглашением  квот и/или цен, а тем самым  и угрозу развала картеля, те, кто  заинтересован в его стабилизации, должны будут централизовать все управление картелированными предприятиями, лишив их статуса самостоятельных юридических лиц. Это предполагает переход к более высокой форме сговора ≈ тресту. Вырождение простого сговора в трест произошло впервые в США в 1882 г. при образовании знаменитой нефтяной компании "Standart Oil". Ее назвали трестом потому, что вошедшие в нее (т. е. трестифицированные) компании передали ведение всех своих дел совету уполномоченных, или доверенных лиц (англ, trustees).8

Модель такого централизованного картеля, или  треста, подобна модели монополии  с несколькими заводами, рассмотренной  в разделе 10.5. Заметим здесь лишь, что для эффективного управления подобной многозаводской (англ, multiplant) монополией необходима полная и совершенная информированность управляющих ею об индивидуальных функциях затрат трестированных предприятий, тогда как у последних появляется заинтересованность в сокрытии и/или искажении информации о затратах, предоставляемой центральному органу управления трестом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Спрос на ресурс в условиях совершенной конкуренции. Факторы спроса на ресурс.

В условиях совершенной конкуренции.

  • фирма реализует маленькую долю от общего объема продукции.
  • фирма не может повлиять на рыночную цену.

 

   Спрос на  ресурсы является производным спросом, те производным от спроса на готовые товары и услуги, которые изготавливаются из приобретаемых ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребительские запросы не прямо, а косвенно- через производство товаров и услуг.

   Устойчивость спроса  на ресурс зависит от нескольких факторов:

  • производительности использования ресурса при производстве товара или предоставлении услуги
  • рыночной стоимости или цены или услуг, произведенного или предоставленного с использованием данного ресурса.

    В условиях  совершенной конкуренции цена  продукта является постоянной  величиной, кривая спроса на  ресурс плавно понижается исключительно  из-за убывающей предельной производительности. На сов конкурентном цена ресурса  равно MRC.

 

  1. Конкурентный рынок труда. Спрос на труд и рыночное предложение труда. Равновесие на конкурентном рынке труда.

 

   Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза.

Конкурентный рынок труда  отвечает следующим требованиям:

  • Существует большое число фирм, конкурирующих за право найма рабочей силы определенного вида, которая будет использоваться на идентичных рабочих местах. Удельный вес любой фирмы на рынке незначителен.
  • Существует значительное число работников одинаковой квалификации, независимо друг от друга предлагающих свои трудовые услуги.
  • Затраты по получению информации равны нулю, а мобильность труда совершенная.

Основными компонентами рынка труда являются:

  • спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
  • стоимость рабочей силы;
  • цена рабочей силы;
  • конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

 Субъектами рынка труда выступают:

  • работодатели и их представители (союзы)
  • работники и их представители (профсоюзы);
  • государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.

    Рыночный  спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами. Спрос на труд отдельной фирмы связан обратной зависимостью с уровнем реальной заработной платы.  
    Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга.

На рынке совершенной  конкуренции предприниматели предъявляют  спрос  на

труд  и  нанимают  работников,  стремясь  к   максимизации   прибыли.   Наём

работников продолжается до тех пор, пока объём дополнительной выручки от привлечения ещё одного работника не сравняется с  дополнительными

издержками фирмы  на  его  наём.  Следовательно,  границей,  устанавливающей

размеры найма при данной технике и фиксированном размере  капитала,  является

равенство предельного продукта труда и реальной заработной платы.

   Равновесие  на  рынке  труда  означает,  что все желающие   работать

полностью реализуют свои  планы  по  продаже  рабочей  силы  по  сложившейся

равновесной ставке реальной заработной платы,  а  работодатели  –  планы  по

найму рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешние эффекты: определение, сущность, разновидность.

Внешние эффекты - издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

  • Отрицательный внешний эффект - эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Это вызвано невключением части издержек производства в цену продукции, что равнозначно их бесплатному использованию.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ: MSB = MBP+ MEB,

MSB- предельные общественные выгоды

               МРВ – предельные частные выгоды

            МЕВ – предельные внешние выгоды.

 

  • Положительный внешний эффект - эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

 

По направлению  действия внешние эффекты могут  быть разделены на следующие четыре группы.

    • "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
    • "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.
    • "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
    • "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.
  1. Характеристики общественного блага. Типология благ.

 

 

   ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО, общественные фонды потребления - товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся юридическая помощь, оборона, бесплатное образование, здравоохранение, бесплатный проезд, общедоступное посещение музеев.

 

Классификация и свойства общественных благ.

 

Существуют различные  блага:

  1. Частные – это товары и услуги, которые предоставляются потребителям с учётом индивидуального спроса. Им присущи такие экономические признаки:
  • Делимость;
  • Реализация по рыночным ценам;
  • Польза (выгода) от их использования принадлежит потребителю;
  • Обладают «принципом исключения», т.е. потребители, которые не могут приобрести эти блага по рыночной цене, исключаются из потребления. К ним относят продовольственные, промышленные товары и многие виды услуг.
  1. Общественные – не являются однородной совокупностью, их можно разделить на:
    1. Чисто общественные блага и услуги.

Они создаются и реализуются  на основе общественного потребления  и независимы от индивидуального  спроса каждого из членов обществ                                 

Свойства:

      • Потребление не приводит к уменьшению объёма потребления других благ и услуг;
      • Не обладают принципом исключения;
      • Поступая к группе населения, они не требуют затрат сверх того, как если бы ими пользовался один человек;
      • Индивидуальный спрос на них выражает одновременный совокупный спрос.

Всё это способствует возникновению  экономической ситуации, когда потребители  имеют возможность избежать денежной компенсации расходов по созданию и  использованию этих благ, т.е. возникает  проблема «безбилетника».

Экономическая природа этих благ и услуг определяет специфику  их спроса и предложения. В отличие  от частных они поступают в  равном количестве потребителям, но при  разной предельной оценке данного объёма. При реализации частных благ клиенты  при одинаковой цене имеют различный  уровень их потребления.

 

 

В современной рыночной экономике  производство и реализация их возлагается  на государство.

    1. Частично общественные блага и услуги.

  Признаки:

      • Обладают принципом исключения.
      • Польза от их потребления принадлежит не только отдельному потребителю, но и обществу в целом.

        Их  производство и потребление может  вестись на основе рыночных  отношений, но поскольку они  затрагивают интересы не только  отдельных потребителей, но и  общества в целом, то рынок  не в состоянии создать их  в таком количестве, которое необходимо  для обеспечения развития экономики  в целом.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"