Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:47, шпаргалка
Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.
Чисто общественное благо (pure public good) – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят за него или нет.
Чисто частное благо (pure private good) – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
Чисто общественное
благо характеризуется
Рисунок 4. Определение совокупного спроса на чисто частное благо и чисто общественное благо
Кривая спроса
на чисто общественное благо
отражает предельную
Если чистое частное
и чистое общественное блага
признаются исключительно
Перегружаемые блага,
для которых свойство
Исключаемые блага,
для которых не выполняется
свойство неисключаемости (
С точки зрения
дифференциации границ
Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К их числу относятся стандарты, сокращающие трансакционные затраты, результаты фундаментальных научных исследований и т.д.
Общенациональные (общегосударственные) общественные блага включают национальную оборону, поддержание общего правопорядка, деятельность исполнительных, законодательных и судебных властей и т.д.
Местные общественные блага представляют собой любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.
Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Такая ситуация получила название проблема безбилетника, «зайца» (free – rider problem).
Проблема безбилетника
—Когда люди могут получить благо
независимо от того, заплатили они
за него или нет, у них меньше стимулов
платить. У них есть соблазн стать
безбилетниками: людьми, которые пользуются
выгодами, не оплачивая свою долю издержек,
связанных с обеспечением этих выгод.
В связи с этим возникает такая
проблема: будет ли у кого-нибудь
должный стимул, чтобы создавать
эти выгоды, или все будут надеяться
получить их в качестве внешнего эффекта
от действий других людей?
Внешние выгоды и стремление получить
что-либо даром, которое они стимулируют,
действительно создают некоторые серьезные
социальные проблемы. И в культуре они
наиболее откровенны. Создавая культурное
благо, львиная доля ценности которого
приходится как раз на внешние выгоды,
художник получает плату за рисунок, а
не за те непредсказуемые удовольствия,
которые получают потребители от созерцания
рисунка. В результате, осознание неоплаченности
«главного состава» творческого продукта
вызывает нежелание такого типа продукт
производить. Как следствие—творцы «вымываются»
из рядов производителей культурных ценностей,
открывая места тем, кто художественную
подлинность легко подменяет «готовыми»
(неавторизованными) проектными технологиями
и бизнес-приемами.