Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития системы налогообложения с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и состав налогообложения;
- Систематизировать факторы и условия функционирования и развития налогообложения в стране;
- Представить систему показателей оценки состояния налогообложения и на их основе выявить тенденции и факторы развития налоговой системы в России;
- Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов системы налогообложения в РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования налоговых доходов бюджетной системы как элемента экономической деятельности страны………….….…….…4
1.1 Налоговые доходы: сущность, понятие, состав, функции..........................4
1.2 Факторы и условия функционирования налогообложения в стране……7
1.3 Показатели оценки состояния налоговой системы и налоговых доходов бюджета ……….........................................................................................11
Глава 2. Анализ современных процессов формирования и развития налоговых доходов бюджетной системы в Российской Федерации на примере транспортного налога…………………………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика транспортного налога…………………………17
2.2 Анализ динамики показателей транспортного налога. ……..…………22
2.3 Факторы развития транспортного налога в экономике ………………25
Глава 3. Перспективы развития налоговых доходов бюджетной системы России…………………………………………………………………………………33
3.1 Стратегические направления развития системы налогообложения в стране…………………………………………..........................................................47
3.2 Основные направления государственной политики в сфере системы налогообложения …………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………56
Список использованных источников…………………………………….………….57

Файлы: 1 файл

система налогообложения как элемента экономической деятельности страны.docx

— 104.18 Кб (Скачать файл)

В условиях экономического спада и сокращения внутреннего спроса стабилизация промышленного  производства в значительной степени  обеспечивалась за счет поставок на внешние  рынки. Происходящий в определенные периоды наблюдения некоторый рост производства ряда товаров зачастую был связан с увеличением удельного  веса экспортируемой продукции в  общем объеме производства этих товаров.

Кроме того, одна из ключевых проблем начала 90-х годов - насыщение российского рынка товарами была во многом решена за счет импорта. [Давыдов О. Период либерализации внешней торговли завершен. Сегодня. 7 июня 1996 г.]

Внешняя торговля в определенной мере смогла стать важным инструментом поддержки  находящейся в кризисе экономики  и существенным, хотя пока недостаточно совершенным фактором интеграции российской экономики в мировой рынок.

В сложившейся  ситуации, связанной со сложностями  формирования доходов бюджета, весьма актуальным является поиск стабильных и адекватных этой ситуации источников бюджетных доходов и их эффективное  использование.

В силу рассмотренных причин внешняя торговля является одним из таких источников формирования доходов бюджета, в  первую очередь его налоговых  доходов.

Следовательно, способ классификации налоговых  доходов на доходы от внутренней экономической  деятельности и на доходы от внешнеторговой деятельности является целесообразным и обоснованным.

II способ классификации  налоговых доходов

по признаку государственного ведомства, обеспечивающего поступление  в бюджет соответствующих налоговых  доходов: (рис. 1)

1. налоговые доходы, мобилизуемые  в бюджет Государственной налоговой  службой; 

2. налоговые доходы, мобилизуемые  в бюджет Государственным таможенным  комитетом (Таможенными органами  РФ).

 

 

Рисунок 1

III способ

Кроме классификации, представленной во втором способе, целесообразно заметить, что  налоговые доходы, мобилизуемые в  бюджет Государственной налоговой  службой, могут быть разделены на доходы, поступающие в бюджет в  денежной форме, и в неденежной форме (например, казначейские налоговые  освобождения (КНО), различные зачеты). [Начиная с 1 января 1998 года в соответствии с Указом Президента РФ такого рода поступления в федеральный бюджет отменены. Вместе с тем, при изучении предлагаемого курса важно представлять, что поступление в бюджет налоговых  доходов во многом обусловлено существующим в России кризисом неплатежей. И  проблемы, вызванные кризисом неплатежей не могут быть решены указами, отменяющими, например, поступление средств в  бюджет в неденежной форме.]

Поэтому налоговые доходы бюджета могут  быть представлены следующим образом:

Рисунок 2

Итак, доходы бюджета могут  быть классифицированы и представлены в виде таблицы, наиболее “бюджетообразующих”  налогов.

Таблица 1.  Доходы бюджета: 

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Доходы целевых бюджетных  фондов

Налоговые доходы, полученные в результате проведения хозяйственных  операций (например, производство, реализация) внутри страны, то есть операций невнешнеторгового  характера

Налоговые доходы, полученные от внешнеторговых операций (таможенные платежи)

   

Налог на прибыль

НДС

Акцизы

Др. налоги

Итого

Таможенные пошлины

НДС

Акцизы

Итого

   

Налоги, мобилизуемые в  бюджет Государственной налоговой  службой

Налоги, мобилизуемые в  бюджет Государственным таможенным комитетом

   

Доходы в денежной форме

Доходы в неденежной форме

     

Необходимо сделать оговорку, что две нижних строки приведенной  таблицы в определенной степени  носят приблизительный характер, поскольку в настоящее время  в ряде случаев взимание налогов  на внешнеторговые операции с товарами возложено на Государственную налоговую  службу.

Характерными примерами  в данном случае являются, взимание акциза за экспортируемый природный  газ и взимание акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, экспортируемые в страны - члены  СНГ.

 

1.3 Показатели  оценки состояния налоговой системы  и налоговых доходов бюджета

Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит  от многих параметров операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.

В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности  компании перед бюджетом (включая  реструктуризированную задолженность).

Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего  расчета финансовых показателей  компании и определения влияния  на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря  и, в-третьих, для оптимизации налогов.

Не обязательно составлять бюджет налогов отдельно от всех остальных  бюджетов и включать в него прогнозные показатели по всем налогам сразу. На практике предприятия часто планируют  налоги, относимые на затраты, в соответствующих  бюджетах расходов и только косвенные  налоги (НДС, акцизы) отражают в отдельном  бюджете. Иногда компании и вовсе  не формируют обособленные налоговые  бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых  налоговых платежах и прогнозах  задолженности перед бюджетом показываются соответственно в бюджете доходов  и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе  предприятия. Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о  включении расчетных налоговых  показателей в промежуточные  операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Как правило, один общий бюджет налогов формируют крупные компании. Примерная форма такого бюджета приведена в табл. 2. Приложение 1

Процедура формирования бюджета  налогов

Процедуру формирования бюджета  налогов можно разбить на несколько  частей: планирование начисления налогов, налоговых платежей и налоговой  задолженности.

Начисление налогов

Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для  этого используются следующие исходные данные:

  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая и т.д.);
  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Источниками получения  планируемых показателей для  определения налоговой базы по налогам  являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты (табл. 3), а также  документы, подтверждающие права компании на определенное имущество (землю, транспортные средства).

Таблица 3. Бюджеты и документы, на основе которых определяется планируемая  налоговая база по налогам.

Налог

Налоговая база

Бюджет/другие документы

Налог на доходы физ. лиц

Сумма зарплаты

Бюджет расходов на оплату труда

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Бюджет доходов и расходов

Налог на добавленную стоимость

добавленная стоимость

Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций

Налог на имущество 

Имущество компании

Прогнозный баланс

Налог на рекламу

Затраты на рекламу

Бюджет коммерческих расходов

Земельный налог

Площадь предприятия

Документы, подтверждающие права на земельные участки

Транспортный налог

Мощность используемых транспортных средств

Тех. паспорт автомобилей


Остальные параметры для  расчета налогов (ставки налогов, сроки  начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в Налоговом кодексе  РФ.

Расчет начисляемых налогов  в общем виде производится по следующей  формуле:

Н=(НБр-НБно)*Сн-Льготы

Н - Начисленный налог 

НБр -Налогооблагаемая база рассчитанная

НБно - Налогооблагаемая база, необлагаемая налогом

Сн - Ставка налога

Налоговые платежи

После того как определены начисления по налогам, необходимо произвести расчет налоговых выплат, чтобы составить  графики расчетов с бюджетом и  сформировать бюджет движения денежных средств.

Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Вн=Нн-Ау+Вп+Аб

Вн - Выплаты по налогам 

Нн - Налоги начисленные 

Ау - Авансы по налогам, ранее уплаченные,

Вп - Выплаты в соответствии с  графиками погашения реструктуризированной  задолженности, пеней и штрафов 

 Аб - Авансы по налогам в  счет будущих периодов.

Налоговая задолженность

На заключительном этапе  необходимо определить задолженность  перед бюджетом для составления  прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

Окп=Онп+Нн-Рз-Вн

Окп - Остаток задолженности по налогам на конец периода 

Онп - Остаток задолженности по налогам на начало периода 

Нн - Налоги начисленные 

Рз - Реструктуризированная задолженность 

Вн - Выплаты по налогам.

Особенности планирования отдельных  налогов

Планирование некоторых  налогов на предприятиях традиционно  вызывает определенные трудности. Рассмотрим подробнее основные из них.

НДС

При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные  косвенные налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так  как не является «затратным», то есть не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств  и прогнозного баланса.

Для расчета плановой величины НДС  определяются следующие показатели.

НДС по приобретенному имуществу (работам, услугам) вычисляется как  разница между «входным» НДС  по всему приобретенному имуществу (работам, услугам) и суммой «входного» НДС, приходящейся на оплаченное имущество (работы, услуги). Данный показатель используется в балансе при расчете балансовой статьи «НДС по приобретенным, но не оплаченным активам».

НДС по расчетам с покупателями товаров и услуг определяется как разница между суммой НДС, начисленной по реализованной на внутреннем рынке (а также в Республике Беларусь) продукции, и суммой НДС, полученной в выручке от покупателей продукции. Данный показатель используется в балансе  при расчете балансовой статьи «НДС по отгруженной, но не оплаченной продукции  и прочим активам» в случае, если предприятие использует для расчета  НДС учетную политику «по оплате».

Задолженность по НДС определяется с помощью следующих величин:

  1. суммы НДС в выручке — если компания использует учетную политику «по отгрузке», то берутся вся выручка за плановый период и суммы авансовых платежей от покупателей; если же применяется учетная политика «по оплате», то НДС рассчитывается с сумм, которые поступят в компанию от покупателей либо за уже отгруженную продукцию, либо в виде авансовых платежей;
  2. суммы НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг), оплата которых была произведена авансом (если применяется учетная политика «по отгрузке»);
  3. суммы НДС в выплатах поставщикам товаров и услуг — операция начисления возмещаемой суммы налога по факту оплаты (без учета авансовых платежей).

Информация о работе Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны