Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития системы налогообложения с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и состав налогообложения;
- Систематизировать факторы и условия функционирования и развития налогообложения в стране;
- Представить систему показателей оценки состояния налогообложения и на их основе выявить тенденции и факторы развития налоговой системы в России;
- Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов системы налогообложения в РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования налоговых доходов бюджетной системы как элемента экономической деятельности страны………….….…….…4
1.1 Налоговые доходы: сущность, понятие, состав, функции..........................4
1.2 Факторы и условия функционирования налогообложения в стране……7
1.3 Показатели оценки состояния налоговой системы и налоговых доходов бюджета ……….........................................................................................11
Глава 2. Анализ современных процессов формирования и развития налоговых доходов бюджетной системы в Российской Федерации на примере транспортного налога…………………………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика транспортного налога…………………………17
2.2 Анализ динамики показателей транспортного налога. ……..…………22
2.3 Факторы развития транспортного налога в экономике ………………25
Глава 3. Перспективы развития налоговых доходов бюджетной системы России…………………………………………………………………………………33
3.1 Стратегические направления развития системы налогообложения в стране…………………………………………..........................................................47
3.2 Основные направления государственной политики в сфере системы налогообложения …………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………56
Список использованных источников…………………………………….………….57

Файлы: 1 файл

система налогообложения как элемента экономической деятельности страны.docx

— 104.18 Кб (Скачать файл)

Налог на прибыль 

Для расчета налога на прибыль  вычисляется показатель «налогооблагаемая  прибыль». Большинство предприятий  формируют бюджеты исходя из учетной  политики для целей управленческого  учета и определяют так называемую управленческую прибыль. Для того чтобы  рассчитать налогооблагаемую прибыль, необходимо произвести корректировки, которые рассчитываются исходя из разницы  между учетными политиками управленческого  и налогового учета, например разницы  в порядке начисления амортизации, учете нормируемых расходов и  т. д. Разумеется, заранее точно определить величину налога невозможно, поэтому  берутся только те корректировки, которые  являются наиболее существенными. Скорректированная  прибыль и есть плановая величина налогооблагаемой прибыли, по которой  затем определяется прогнозная сумма  налога на прибыль, причитающаяся к  уплате в бюджет.

При планировании налога на прибыль целесообразно также  определять отложенные налоги. Отражение  отложенных налогов в бюджете  доходов и расходов позволяет  выявить те суммы налога на прибыль, которые компания должна будет уплатить в будущем с уже полученных доходов и расходов, признаваемых в управленческом учете.

ЕСН

Для расчета ЕСН в качестве налогооблагаемой базы используются расходы на оплату труда персонала, включая заработную плату, премии и другие выплаты. Предприятиям, которые применяют регрессивную шкалу ставок по ЕСН, необходимо планировать  налог по каждому сотруднику, что  достаточно трудоемко. Поэтому рекомендуется  рассчитывать сумму ЕСН исходя из среднемесячной заработной платы и  накопленной среднемесячной заработной платы в разбивке по категориям персонала. Данный расчет не является абсолютно  достоверным, но достаточно приближен  к реальному за счет применения к  различным категориям персонала  регрессивных ставок.

Планирование  налогов возможно, когда составлены операционные бюджеты (кроме бюджета  расходов и доходов) и инвестиционный бюджет. После определения «затратных»  налогов и налога на прибыль формируется  бюджет доходов и расходов и определяется чистая прибыль. Затем, после составления  графика расчетов с поставщиками и покупателями и формирования на его основе бюджета движения денежных средств, рассчитываются платежи по НДС. Однако однозначно утверждать, что  окончательный вариант бюджета  движения денежных средств готовится  до составления бюджета НДС, нельзя. Информация о платежах по НДС, которые  следует перечислить в бюджет, может потребовать пересмотра бюджета  движения денежных средств в связи  с необходимостью дополнительного  кредитования. Руководство компании также может решить направить  свободные денежные средства, остающиеся на конец периода, на оплату поставщикам, чтобы увеличить сумму вычетов  по НДС. Таким образом, после расчета  НДС бюджет движения денежных средств  может корректироваться, в связи  с чем, первоначальный расчет НДС  также может измениться (рис 3. приложение 2). После того как бюджеты налогов  составлены, формируется прогнозный баланс.

Бюджет  налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что  и основные бюджеты компании: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Как правило, в годовых или  квартальных бюджетах проводится помесячная «разбивка» и все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом.

Контроль исполнения бюджета налогов 

Контроль  исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, то есть в соответствующих  статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая  служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность  только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку ФЭС не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей. При наличии отклонений от бюджета налогов целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

В заключение отмечу, что составление бюджета налогов  на конкретном предприятии должно проводиться  с учетом его возможностей и объективной  потребности в соответствующей  информации. В противном случае затраты  на составление бюджета налогов  будут превышать получаемые от него выгоды.

 

Глава 2. Анализ современных процессов  формирования и развития налоговых  доходов бюджетной системы в  Российской Федерации (на примере транспортного  налога)

2.1 Общая характеристика транспортного налога.

Транспортный налог устанавливается  Налоговым Кодексом Российской Федерации  и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в  действие в соответствии с настоящим  Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Транспортный  налог является региональным. Поэтому  платить его нужно только в  том случае, если органы власти того региона, где зарегистрировано транспортное средство, приняли соответствующий  закон и ввели его в действие с 1 января 2003 года. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим  Кодексом, порядок и сроки его  уплаты, форму отчетности по данному  налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации  могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (хотя бы одно), признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 Налогового кодекса РФ.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в  ГИБДД МВД Российской Федерации  предусмотрено, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных  этими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств  – физическими или  юридическими лицами, указанными:

  • в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 г. № 399/388/195;
  • в справке-счете, или заключенном в установленном порядке договоре, или ином документе, удостоверяющем правом собственности на транспортное средство.

 Правилами государственной  регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) предусмотрено, что машины регистрируются за физическими и юридическими лицами, указанными:

  • в документе, подтверждающем право собственности;
  • в паспорте самоходной машины и других видов техники (п. 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденных Минсельхозпродом России от 16.01.95 г.).

Транспортные  средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств.

Таким образом, в отношении  наземных транспортных средств указанные  выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

Государственной регистрации  в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него. Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в реестре арендованных судов – фрахтователь судна.

Государственная регистрация гражданских воздушных судов РФ является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации).

Таким образом, в отношении  воздушных судов именно эксплуатанты будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими  на основании доверенности на право  владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона (30 июля 2002 года), налогоплательщиком является лицо, указанное в такой  доверенности. При этом лица, на которых  зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган  по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных  транспортных средств.

Во всех остальных случаях  налог платит владелец транспортного  средства, на которого оно зарегистрировано.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства. В главе 28 Налогового кодекса РФ под транспортными средствами понимаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из данного определения, транспортные средства можно подразделить на:

  • наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
  • водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства;
  • воздушные транспортные средства, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства.

Некоторые транспортные средства не подлежат налогообложению. К ним  относятся:

  1. весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  2. автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  3. промысловые морские и речные суда;
  4. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  6. транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  7. транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Согласно статье 359 Налогового кодекса РФ налоговая база для  расчета транспортного налога определяется:

  1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  2. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  3. в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

Если организация имеет  несколько транспортных средств, относящихся  к первой и ко второй группе, то налог  необходимо считать по каждому транспортному  средству.

Информация о работе Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны