Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития системы налогообложения с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и состав налогообложения;
- Систематизировать факторы и условия функционирования и развития налогообложения в стране;
- Представить систему показателей оценки состояния налогообложения и на их основе выявить тенденции и факторы развития налоговой системы в России;
- Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов системы налогообложения в РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования налоговых доходов бюджетной системы как элемента экономической деятельности страны………….….…….…4
1.1 Налоговые доходы: сущность, понятие, состав, функции..........................4
1.2 Факторы и условия функционирования налогообложения в стране……7
1.3 Показатели оценки состояния налоговой системы и налоговых доходов бюджета ……….........................................................................................11
Глава 2. Анализ современных процессов формирования и развития налоговых доходов бюджетной системы в Российской Федерации на примере транспортного налога…………………………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика транспортного налога…………………………17
2.2 Анализ динамики показателей транспортного налога. ……..…………22
2.3 Факторы развития транспортного налога в экономике ………………25
Глава 3. Перспективы развития налоговых доходов бюджетной системы России…………………………………………………………………………………33
3.1 Стратегические направления развития системы налогообложения в стране…………………………………………..........................................................47
3.2 Основные направления государственной политики в сфере системы налогообложения …………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………56
Список использованных источников…………………………………….………….57

Файлы: 1 файл

система налогообложения как элемента экономической деятельности страны.docx

— 104.18 Кб (Скачать файл)

Если на балансе предприятия  числится несколько транспортных средств, относящихся к третьей группе, то при расчете налога нужно их количество умножить на ставку, установленную.

Транспортный налог рассчитывают следующим образом:

коэффициент =

количество месяцев, в течение количество месяцев, в  течение которых транспортное средство было зарегистрировано

      : 12 месяцев


А затем, чтобы рассчитать сам налог, нужно воспользоваться  следующей формулой:

количество  лошадиных сил или регистровые  тонны или единица транспортного  средства

 

ставка налога

коэффициент    =

сумма налога

 

В расчет должны входить  и те месяцы, в которых транспортное средство было зарегистрировано или  снято с регистрации. При этом не важно, когда проходила регистрация: в начале или в конце месяца. А если транспорт зарегистрирован  и снят с регистрации в течение  одного месяца, то этот месяц считается  как один.

Органы, осуществляющие государственную  регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые  органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в  этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после  их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную  регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые  органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых  зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего  календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо  всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный  год.

Налоговые органы для осуществления  администрирования нового налога должны провести организационные мероприятия  по созданию базы данных о налогоплательщиках данного налога и транспортных средствах.

Все сведения, о регистрации  транспортных средств и их владельцах,  представляются органами, осуществляющими  государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным  налоговым органом.

В целом можно сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Также транспортный налог можно  использовать для уменьшения налогооблагаемой прибыли.

 

2.2 Анализ динамики показателей  транспортного налога

По итогам работы за январь-февраль 2009 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило 25 995,0 млн. руб. платежей, администрируемых налоговыми органами, что на 16,9% меньше объема доходов  за аналогичный период прошлого года.  
В федеральный бюджет направлено 8 715,8 млн. руб. налогов, что на 11,1% больше объема собранных доходов федерального уровня аналогичного периода прошлого года.  
Основная часть доходов федерального бюджета обеспечена за счет поступлений трех видов налогов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. В совокупности эти налоги обеспечили 8 469,6 млн. руб. или 97,2% в общем объеме поступлений федерального бюджета.

Налога на добавленную  стоимость поступило 5 878,0 млн. руб., что составило 67,4% в структуре  доходов федерального бюджета. По сравнению  с уровнем аналогичного периода 2008 года поступления налога на добавленную  стоимость увеличились в 2,1 раза. Основной причиной значительного увеличения поступлений является снижение сумм возмещения из федерального бюджета  налога на добавленную стоимость. Возмещение налога за январь-февраль 2009 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 968,1 млн.рублей. Также на рост поступлений повлияло то, что значительная часть налогоплательщиков не воспользовалась правом уплаты налога равными долями не позднее 20-го числа  каждого из трех месяцев, следующими за отчетным периодом и произвела  уплату налога за 4 квартал 2008 года в  полном объеме.  
Кроме того, поступления налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из республики Беларусь, составили в отчетном периоде 66,3 млн. руб., что на 23,5% меньше поступлений аналогичного периода 2008 года.

Удельный вес поступлений  налога на прибыль организаций в  доходах федерального бюджета составил в отчетном периоде 4,4%, поступило 387,1 млн. руб., что в 6,1 раза меньше аналогичного показателя 2008 года. По организациям реального  сектора экономики отмечено снижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе и отражение убытков от финансово-хозяйственной деятельности.

Единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило 2 204,5 млн. рублей или 25,3% в  совокупном объеме доходов федерального бюджета. Темпы роста к аналогичному периоду прошлого года составили 91,2 процента.

Налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами  в федеральный бюджет поступило 120,6 млн. руб., что составляет 86,9% к  аналогичному периоду прошлого года.

В консолидированный бюджет Свердловской области поступило 9 873,1 млн. руб., что меньше уровня января-февраля 2008 года на 36,7 процента. 
В областной бюджет направлено (с учетом доходов от уплаты акцизов, подлежащих распределению в бюджет области) 6 031,1 млн. руб. налоговых и неналоговых платежей, контролируемых ФНС России, что в 1,9 раза меньше аналогичного периода прошлого года.

Основная часть доходов  областного бюджета обеспечена за счет поступлений по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.Анализ финансовой деятельности организаций в сложившихся экономических условиях показывает четкую тенденцию снижения прибыли. За январь-февраль 2009 года поступления налога на прибыль организаций в областной бюджет уменьшились в 6,4 раза, тогда как темп роста за этот же период 2008 года к аналогичному периоду 2007 года составлял 176,3 процента.

Негативные тенденции  в экономике повлияли на социальную сферу. В ноябре и декабре 2008 года на предприятиях начался режим экономии средств, расходуемых на оплату труда  и соответственно, снизился объем  сумм НДФЛ, перечисляемых в бюджет. В январе-феврале 2009 года поступило налога в областной бюджет 3 948,9 млн. руб., что составляет 93,1% к уровню аналогичного периода прошлого года. Налога на имущество организаций собрано в бюджет области 120,0 млн. руб., что в 2,0 раза больше соответствующего показателя прошлого года. На высокие темпы роста повлияла разовая уплата налога в январе 2009 года ранее наступления срока уплаты.  
Поступления транспортного налога составили 389,3 млн. руб., что больше на 3,6% уровня поступлений аналогичного периода прошлого года.

Поступления всех видов акцизов  в областной бюджет (с учетом доходов  от уплаты акцизов, подлежащих распределению  в бюджеты субъектов РФ) составили 75,9 млн. рублей. Из них основную долю составляют доходы от акцизов на пиво (81,9%). В доходы бюджетов муниципальных  образований поступило налогов 3 842,0 млн. руб., что составляет 95,8% к  уровню января-февраля 2008 года. Основными  источниками формирования налоговых  доходов бюджетов местного уровня являются поступления по налогу на доходы физических лиц, земельному налогу и единому  налогу на вмененный доход для  отдельных видов деятельности.

Налога на доходы физических лиц собрано 2 673,7 млн. руб., что составило 69,6% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Поступления  налога по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года снизились на 5,6 процента.  
Земельного налога поступило 635,3 млн. руб., что составило 16,5% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступлений по земельному налогу составили 96,7 процента.

Единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности собрано 476,6 млн. руб., что  составило 12,4% в структуре доходов  бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступлений по сравнению  с аналогичным периодом 2008 года составили 104,0 процента.

Объем поступлений в государственные  внебюджетные фонды за счет налогов  и взносов на социальные нужды (без  учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) составил в отчетном периоде  
7 314,9 млн. руб. или 94,3% к аналогичному периоду прошлого года.  
Кроме того, поступления во внебюджетные фонды по налогам со специальными налоговыми режимами составили 91,3 млн. руб. или 104,3% к аналогичному периоду прошлого года.

Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых  в Пенсионный Фонд Российской Федерации (с учетом платежей в счет погашения  недоимки, штрафов, пеней), собрано 5 979,0 млн. руб. или 94,9% к аналогичному периоду 2008 года.

Объем платежей, направленных в Фонд социального страхования, в отчетном периоде составил 197,6 млн. руб. или 76,7% к уровню аналогичного периода прошлого года.

Доходы Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  по источникам, администрируемым налоговыми органами, сформированы на 414,9 млн. руб., что на 3,8% меньше уровня поступлений  соответствующего показателя 2008 года.

В Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования собрано 723,4 млн. рублей или 94,4% к уровню аналогичного периода прошлого года. В результате проведенного камерального контроля организаций  и физических лиц за январь-февраль 2009 года дополнительно начислено  платежей (с учетом налоговых санкций  и пени) к уплате в бюджетную  систему 760,8 млн. рублей. В результате проведенных налоговыми органами Свердловской области выездных налоговых проверок организаций и физических лиц  дополнительно начислено платежей (с учетом налоговых санкций и  пени) в бюджеты всех уровней 421,2 млн. рублей. В отчетном периоде проведено 212 выездных проверок юридических и  физических лиц, из них во всех случаях  выявлены нарушения, таким образом, результативность выездных проверок в  отчетном периоде составила 100 процентов. Суммы дополнительно начисленных  платежей в расчете на одну выездную налоговую проверку в отчетном периоде  составили 1 987,0 тыс. рублей.

2.3 Факторы развития транспортного  налога в экономике

На исчисление и уплату транспортного налога влияет ряд  достаточно веских факторов.

Нормы, применяемые при  исчислении налога. В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) транспортный налог  обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и вводится региональным законом о транспортном налоге.

В то же время нормы главы 28 НК РФ являются нормами прямого  действия и, следовательно, действуют  на всей территории Российской Федерации. Что касается регионального закона, то в нем должны быть определены только ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, и сроки уплаты этого налога. Кроме того, могут быть установлены  льготы по уплате транспортного налога сверх тех, что установлены НК РФ (за исключением индивидуальных льгот).

Порядок уплаты транспортного  налога. Исходя из мощности двигателя  транспортного средства (валовой  вместимости, единицы транспортного  средства) организации самостоятельно определяют сумму транспортного  налога по данным технического паспорта в соответствии со свидетельством о  государственной регистрации транспортного  средства. Транспортный налог должен уплачиваться организациями согласно срокам, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, по месту нахождения транспортных средств, определяемому согласно ст. 83 НК РФ.

Физическое лицо уплачивает транспортный налог на основании  направленного в его адрес  налогового уведомления на уплату транспортного  налога. Такой порядок уплаты применяется  в настоящее время также по налогу на имущество физических лиц  и земельному налогу.

Налоговые органы исчисляют  налог по данным, которые им представляют органы, осуществляющие государственную  регистрацию транспортных средств.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении неверно  отражены какие-либо характеристики транспортного  средства, которые влияют на исчисленную  и указанную в налоговом уведомлении  сумму транспортного налога, налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган  по месту нахождения транспортного  средства для уточнения этих данных и пересчета налога. При этом физическое лицо должно представить технический  паспорт на транспортное средство.

Возможность получения отсрочки по уплате транспортного налога. Получив  налоговое уведомление на уплату транспортного налога, и не имея возможности уплатить его в установленные  законом сроки (указываются в  налоговом уведомлении), гражданин  вправе обратиться в налоговый орган  о предоставлении ему отсрочки по уплате налога в соответствии с НК РФ.

Возможность пересчета транспортного  налога, если транспортное средство продано  до окончания налогового периода. Если гражданин продал транспортное средство в течение налогового периода, то он вправе обратиться в налоговый  орган с заявлением для перерасчета  налога. В то же время налоговые  органы, получив сведения из регистрирующих органов, самостоятельно могут зачесть  сложившуюся переплату по транспортному  налогу в счет предстоящего платежа  за следующий налоговый период, и  в этом случае гражданину нет необходимости  обращаться в налоговый орган.

Информация о работе Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны