Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития системы налогообложения с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и состав налогообложения;
- Систематизировать факторы и условия функционирования и развития налогообложения в стране;
- Представить систему показателей оценки состояния налогообложения и на их основе выявить тенденции и факторы развития налоговой системы в России;
- Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов системы налогообложения в РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования налоговых доходов бюджетной системы как элемента экономической деятельности страны………….….…….…4
1.1 Налоговые доходы: сущность, понятие, состав, функции..........................4
1.2 Факторы и условия функционирования налогообложения в стране……7
1.3 Показатели оценки состояния налоговой системы и налоговых доходов бюджета ……….........................................................................................11
Глава 2. Анализ современных процессов формирования и развития налоговых доходов бюджетной системы в Российской Федерации на примере транспортного налога…………………………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика транспортного налога…………………………17
2.2 Анализ динамики показателей транспортного налога. ……..…………22
2.3 Факторы развития транспортного налога в экономике ………………25
Глава 3. Перспективы развития налоговых доходов бюджетной системы России…………………………………………………………………………………33
3.1 Стратегические направления развития системы налогообложения в стране…………………………………………..........................................................47
3.2 Основные направления государственной политики в сфере системы налогообложения …………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………56
Список использованных источников…………………………………….………….57

Файлы: 1 файл

система налогообложения как элемента экономической деятельности страны.docx

— 104.18 Кб (Скачать файл)

В проекте стратегии отражена сбалансированная точка зрения на этот вопрос.

Мы исходим из того, что  государственное регулирование  транспортной деятельности будет необходимо, пока существуют такие факторы, как  потенциально высокая опасность  транспортной деятельности как таковой, потребности транспортного обеспечения  национальной обороны, необходимость  обеспечения независимости внешней  торговли и гармоничного развития базовой  транспортной инфраструктуры.

Кроме того, рынок не может  пока обеспечить необходимого уровня транспортных услуг в социально  чувствительных секторах - таких, как  общественный пассажирский транспорт  или транспортное обеспечение труднодоступных  и депрессивных регионов, или эксплуатации и обновления флота атомных ледоколов.

Вместе с тем, участие  государства в транспортной деятельности в настоящее время следует  оценить как в целом избыточное.

Это относится как к  сфере транспортного бизнеса, где  государство без особых на то оснований  продолжает вступать как предприниматель, так и к отдельным сферам регулирования  транспортной деятельности.

Представляется, что в  перспективе деятельность государства  как субъекта конкурентного рынка  транспортных услуг будет, скорее, исключением, чем правилом, а сфера государственного регулирования будет сведена  до необходимого минимума.

Следующий важный принцип  заключается в том, что, несмотря на существование очевидных видовых и региональных различий в транспортной системе, на макроуровне государство должно рассматривать транспорт как единый объект управления.

Это, не означает, что государство  возвращается к тотальному директивному планированию.  Под единством государственного управления транспортом понимается следующее:

На единых принципах должны развиваться правовые основы транспортной деятельности и подходы к регулированию  всех секторов транспорта.

Необходимо сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта, исходя из приоритетов национальной экономики.

Должны быть созданы условия  для взаимодействия видов транспорта на принципах логистики, межвидовой конкуренции и формирования для  этого единого информационного  пространства;

Должны быть разумным образом  скоординированы усилия и ресурсы  федерального центра, регионов и бизнеса  в развитии транспортной системы.

Принцип единства государственного управления транспортным комплексом не является самоцелью или попыткой группы чиновников найти себе занятие.

Мировая практика свидетельствует  о том, что согласованное развитие различных видов транспорта и  организация четкого их взаимодействия делают транспорт не просто суммой отраслей, а комплексом, который  способен обеспечить для пользователей  транспортных услуг дополнительный системный эффект. Способствовать достижению такого эффекта может только государство.

Одной из принципиальных задач  государственного регулирования является дальнейшее развитие рынка транспортных услуг.

В качестве экономической  основы функционирования и развития этого рынка в стратегии рассматривается  конкуренция независимых негосударственных  операторов.

Государственные унитарные  предприятия, конкурирующие сегодня  с частными операторами на рынке  транспортных услуг, уже в среднесрочной  перспективе должны быть приватизированы. При этом особого подхода потребуют, видимо, такие предприятия, как муниципальные  унитарные, которые работают в сегменте городских и пригородных пассажирских перевозок.

Государственное участие  в акционерных обществах на уровне контрольного или блокирующего пакета акций на среднесрочную перспективу  оправдано только в отношении  тех компаний, которые определяют устойчивость целых сегментов национального  рынка транспортных услуг. Там, где  пакеты не позволяют реально влиять на проводимую обществом политику, ставится задача реализации государственных  пакетов уже в ближайшие 2-3 года.

Одновременно государство  будет всемерно усиливать свое влияние  в вопросах развития справедливой конкуренции  и обеспечения равной доступности  инфраструктуры, в первую очередь  – в транспортных узлах.

С этой целью намечены и  реализуются меры по совершенствованию  управления государственной собственностью в морских портах, аэропортах, на внутренних водных путях.

Что касается бюджетного финансирования транспортного сектора, то проект стратегии предполагает, что оно должно носить минимально необходимый характер.

На обозримую перспективу  должно быть сохранено государственное  финансирование систем безопасности, навигации, управления движением, устойчивости напорных фронтов водохранилищ и  автомобильных дорог.

При этом, за счет проведения структурных реформ и повышения  экономической эффективности отдельных  видов деятельности должен сокращаться  объем бюджетных средств, направляемых на прямое субсидирование отдельных  видов социально значимых перевозок.

Необходим переход от покрытия убытков транспортных операторов, которое  еще имеет место в ряде секторов, к конкурсной закупке транспортных услуг или к адресной компенсации  расходов их потребителей. При этом государственная поддержка субъектов  рынка транспортных услуг или  пользователей будет оправданной  только в тех случаях, когда за счет рыночных механизмов не может  быть обеспечен достаточный уровень  предложения или социально приемлемый уровень тарифов.

Необходимо полностью  отказаться от полномасштабного финансирования коммерчески окупаемых проектов и исключить бюджетное финансирование проектов, которые потенциально конкурируют  между собой.

Одновременно должна быть расширена практика инициирующего  бюджетного финансирования с целью  стимулирования притока частного капитала. Средства бюджета явно не смогут покрыть  потребности активно растущей транспортной отрасли даже в секторах прямой ответственности  государства. Интерес частного капитала, отечественных и иностранных  инвестиционных институтов к нашей  системе сегодня возрастает.

Однако законодательная  база явно отстает и не позволяет  органично сочетать интересы государства  и бизнеса. Отсутствует правовая база для концессий, схем «построил  – используй- передай государству» и других механизмов, которые хорошо известны в мировой практике. Необходимо четкое законодательное распределение  прав, ответственности и рисков между  государством и инвесторами, без  чего частный капитал в подобные проекты просто не придет.

3.2 Основные направления  государственной политики в сфере  системы налогообложения

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления  налоговой политики) разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют участникам налоговых  отношений определить ориентиры  в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления  налоговой политики не являются нормативным  правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о  налогах и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий  документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и  разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в  среднесрочной перспективе, комплекса  мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует  принимать во внимание, что налоговая  политика, с одной стороны, будет  направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а  с другой стороны, - на создание условий  для восстановления положительных  темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция  изменения иных макроэкономических показателей может привести к  росту задолженности по налогам  и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных  рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также  развитие института изменения срока  уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и  отсрочки).

Необходимо постоянно  анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

В рамках антикризисных мер  налогового стимулирования в 2008 году в  оперативном порядке были внесены  целый ряд уточнений и изменений  в законодательство о налогах  и сборах. В частности, увеличены  размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена  ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены  налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

В ходе обсуждения мер налоговой  политики в период экономического кризиса  одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в  области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки  для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы  для экономического роста с помощью  мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики  или отдельных ее секторов) либо приоритетными являются меры бюджетной  поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для  бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному  отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан - основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 года. В ближайшие  годы антикризисные меры будут реализовываться  путем осуществления бюджетной  политики.

В целях повышения налоговой  автономии органов власти субъектов  Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов  региональных бюджетов, предполагается с 2010 года внести следующие изменения  в главу 28 Кодекса:

1) Предоставить право  органам власти субъектов Российской  Федерации устанавливать ставки  транспортного налога также в  зависимости от года выпуска  транспортного средства, а также  его экологического класса;

2) Увеличить средние ставки  транспортного налога, установленные  статьей 361 Кодекса в два раза, при этом сохранив действующий  в настоящее время минимальный  уровень налоговых ставок, разрешив  органам власти субъектов Российской  Федерации уменьшать данные ставки  не в пять, а в десять раз.  Такой порядок позволит региональным  властям, при желании, не повышать  налоговую нагрузку на владельцев  транспортных средств, либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.

 

 

 

 

 

Заключение.

На мой взгляд, актуальность темы исследования раскрыта.

На основании данных курсовой работы были выявлены тенденции и  обосновны перспективы развития системы налогообложения с учетом современных реалий экономического развития страны.

Исходя из поставленных ранее  целей, можно сказать, что задачи курсовой работы я выполнены:

- Раскрыла понятие и  охарактеризовала сущность и  состав  налогообложения;

- Систематизировала факторы  и условия функционирования и  развития налогообложения в стране;

- Представила систему  показателей оценки состояния  налогообложения и на их основе  выявила тенденции и факторы  развития налоговой системы в  России;

- Охарактеризовала нормативно-правовую  базу функционирования субъектов  системы налогообложения в РФ;

Объект исследования –  система налогообложения как  элемента экономической деятельности страны.

Предмет курсовой работы –  тенденции, факторы и перспективы  развития системы налогообложения  как элемента в экономике.

Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды  ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам  налогообложения, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также  Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав основного текста, заключения, списка используемых источников, приложений. Содержание работы изложено на 75 страницах машинописного текста и включает 3 рисунка, 3 таблиц, список литературы состоит из 17 наименований.

Информация о работе Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны