Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития системы налогообложения с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и состав налогообложения;
- Систематизировать факторы и условия функционирования и развития налогообложения в стране;
- Представить систему показателей оценки состояния налогообложения и на их основе выявить тенденции и факторы развития налоговой системы в России;
- Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов системы налогообложения в РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования налоговых доходов бюджетной системы как элемента экономической деятельности страны………….….…….…4
1.1 Налоговые доходы: сущность, понятие, состав, функции..........................4
1.2 Факторы и условия функционирования налогообложения в стране……7
1.3 Показатели оценки состояния налоговой системы и налоговых доходов бюджета ……….........................................................................................11
Глава 2. Анализ современных процессов формирования и развития налоговых доходов бюджетной системы в Российской Федерации на примере транспортного налога…………………………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика транспортного налога…………………………17
2.2 Анализ динамики показателей транспортного налога. ……..…………22
2.3 Факторы развития транспортного налога в экономике ………………25
Глава 3. Перспективы развития налоговых доходов бюджетной системы России…………………………………………………………………………………33
3.1 Стратегические направления развития системы налогообложения в стране…………………………………………..........................................................47
3.2 Основные направления государственной политики в сфере системы налогообложения …………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………56
Список использованных источников…………………………………….………….57

Файлы: 1 файл

система налогообложения как элемента экономической деятельности страны.docx

— 104.18 Кб (Скачать файл)

Сроки уплаты транспортного  налога. Уплата транспортного налога может производиться по окончании  налогового периода разовым платежом, либо может быть установлено несколько  сроков уплаты транспортного налога в течение налогового периода. Конкретные сроки уплаты устанавливаются региональным законом.

Обязанность уплаты физическими  лицами транспортного налога в сроки, установленные законами о транспортном налоге субъектов Российской Федерации, возникает при получении налогового уведомления.

Льготы по уплате транспортного  налога для определенных категорий  налогоплательщиков. Транспортный налог  не относится к федеральным налогам, является региональным налогом и  полностью поступает в региональные бюджеты; в связи с этим право  предоставления льгот по транспортному  налогу относится к компетенции  субъекта Российской Федерации.

А также, льготы по транспортному  налогу могут быть предоставлены  бюджетным организациям, органам  социальной защиты населения, учреждениям  здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и  содержание автомобильных дорог  общего пользования.

Расчет транспортного  налога в случае регистрации и  снятия с регистрации транспортного  средства в течение налогового периода (одного года). В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ при расчете транспортного  налога указывается количество полных месяцев владения транспортным средством, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика  в истекшем налоговом периоде. При  этом месяц регистрации транспортного  средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации  принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации  транспортного средства в течение  одного календарного месяца вышеуказанный  месяц принимается как один полный месяц.

Коэффициент, используемый при исчислении суммы транспортного  налога в случае регистрации транспортного  средства и (или) снятия транспортного  средства с регистрации в течение  налогового периода, определяется как  отношение числа календарных  месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем периоде, к числу календарных  месяцев в налоговом периоде.

Дифференциация налоговых  ставок. В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки транспортного  налога устанавливаются законами субъектов  Российской Федерации и могут  увеличиваться (уменьшаться) по сравнению  со ставками, предусмотренными в п. 1 данной статьи Кодекса, но не более  чем в пять раз. Законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрена  норма, в соответствии с которой  уплата транспортного налога производится по ставкам, установленным п. 1 ст. 361 НК РФ (то есть по средним ставкам).

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает  установление дифференцированных налоговых  ставок транспортного налога с учетом категории и срока полезного  использования транспортных средств  на конец налогового периода.

Следует отметить, что немногие законодательные органы субъектов  Российской Федерации воспользовались  правом дифференциации налоговых ставок в зависимости от срока полезного  использования транспортных средств.

Применяемые ставки транспортного  налога, если они не установлены  законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 361 НК РФ средние налоговые  ставки транспортного налога могут  увеличиваться (уменьшаться), но не более  чем в пять раз. Таким образом, например, ставка налога по яхтам с  мощностью двигателя до 100 л.с. должна быть установлена в соответствии с требованиями НК РФ и не может быть меньше 4 руб. за 1 л.с. Если законодательным актом о транспортном налоге ставка налога для данной категории транспортных средств не установлена, что противоречит ст. 361 НК РФ, применяется средняя ставка, определенная главой 28 НК РФ, то есть 20 руб. за 1 л.с.

Ответственность граждан  за неуплату транспортного налога. Транспортный налог исчисляется  налоговым органом в отношении  физического лица с направлением ему налогового уведомления об уплате транспортного налога. Физические лица обязаны уплатить исчисленную налоговыми органами сумму транспортного налога по указанным банковским реквизитам в сроки, приведенные в налоговом  уведомлении.

При этом налоговое уведомление  может быть передано налогоплательщику - физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В частности, налоговое уведомление может  быть направлено по почте заказным письмом. Налоговое уведомление  считается полученным по истечении  шести дней с даты направления  заказного письма.

Тем гражданам, кто своевременно не уплатил налог, налоговыми органами будет выставлено требование об уплате транспортного налога.

Если налогоплательщик не выполнит требование об уплате транспортного  налога, налоговый орган обратится  в суд о принудительном взыскании  этого налога.

Плательщик транспортного  налога по автомобилю, проданному по генеральной  доверенности. Продажа автомобиля по доверенности не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Если автомобиль продается, то данная сделка подлежит оформлению посредством заключения договора купли-продажи. Если автомобиль передан по доверенности на право владения и распоряжения, то передача оформляется документом установленной формы.

В соответствии с НК РФ плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Налогоплательщиком будет  признаваться также лицо, которому транспортное средство передано по доверенности, выданной до 30 июля 2002 года. При этом читателям журнала следует иметь  в виду, что органы, регистрирующие транспортные средства, не представляют сведения о лицах, которые владеют  и распоряжаются транспортными  средствами по доверенности, следовательно, у налоговых органов таких  сведений не имеется.

Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно известить  налоговые органы о передаче транспортного  средства по доверенности. В уведомлении, подаваемом в налоговый орган, должны быть точно указаны транспортное средство, о котором идет речь, а  также лицо, которому передан автомобиль.

Если подтвердится факт передачи автомобиля по доверенности, лицо, владеющее  транспортным средством по доверенности, будет признано плательщиком транспортного  налога.

Если от физического лица уведомление о передаче на основании  доверенности транспортного средства в налоговый орган не поступило, то именно это физическое лицо будет  признаваться плательщиком транспортного  налога.

Плательщик транспортного  налога по автомобилю, если срок доверенности на право его использования истек. В этих случаях необходимо учитывать  нормы ст. 186 и 187 ГК РФ.

Согласно ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать  трех лет, а при отсутствии указания о сроке доверенности она действует  в течение года со дня совершения.

Во-вторых, если автомобиля фактически у собственника в распоряжении нет (поскольку он передан по доверенности), а налоговое уведомление на уплату транспортного налога за этот автомобиль поступило собственнику, то, вероятно, данный автомобиль продолжает числиться за этим гражданином.

В этом случае необходимо уточнить данный вопрос в ГИБДД МВД России, где зарегистрирован автомобиль, и, если автомобиль не снят с государственной  регистрации и числится за собственником, рекомендуем обращаться в органы МВД России с целью розыска  данного автомобиля.

При этом читателям журнала  следует иметь в виду, что на период розыска данный автомобиль не является объектом обложения транспортным налогом согласно подпункту 7 п. 2 ст. 358 НК РФ. Для этого необходимо представить  в налоговый орган соответствующий  документ из органов МВД России.

Однако справка из органов  МВД России должна представляться в  налоговый орган до окончания  розыска, то есть ежегодно на начало налогового периода (если автомобиль не найден).

НК РФ не признает объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии  подтверждения уполномоченными  органами факта угона (кражи). При  предъявлении в налоговые органы справки из органов МВД России, подтверждающей факт угона (кражи) транспортных средств, данное транспортное средство не будет облагаться транспортным налогом  в период, пока оно находится в  розыске.

Если гражданин не позаботился  о снятии своей машины с государственной  регистрации, то она продолжает числиться  заявленной к дорожному движению и подлежит налогообложению в  общеустановленном порядке.

Уплата транспортного  налога гражданином, у которого автомобиль изъят в принудительном порядке. Если автомобиль конфискован по решению  суда и возврату собственнику не подлежит, то с момента принятия решения  суда транспортный налог этим гражданином  не уплачивается. В этом случае необходимо представить в налоговый орган  определение суда.

Если автомобиль изъят  у гражданина принудительно и  подлежит возврату собственнику, на которого транспортное средство зарегистрировано, то транспортный налог платить необходимо, поскольку объектом обложения этим налогом являются транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию.

Однако если изъятое у  собственника транспортное средство утилизировано, то с момента утилизации транспортный налог не взыскивается. Для этого  достаточно представить в налоговый  орган документ из организации, которая  произвела утилизацию автомобиля.

Уплата транспортного  налога по автомобилю, который фактически не эксплуатируется. До тех пор пока транспортное средство включено в государственный  реестр о регистрации транспортных средств, оно является объектом обложения  транспортным налогом.

Если зарегистрированный в органах ГИБДД МВД России автомобиль эксплуатируется несколько  месяцев и не снят с государственной  регистрации, транспортный налог исчисляется  в общеустановленном порядке  за весь налоговый период.

Если автомобиль не эксплуатируется (не участвует в дорожном движении) по причине изношенности или нахождения в ремонте либо другим причинам, то гражданин может его утилизировать  и, следовательно, снять с государственной  регистрации, после чего такой автомобиль не подлежит обложению транспортным налогом.

Налогообложение незарегистрированных транспортных средств. Транспортные средства, не зарегистрированные (снятые с учета) в установленном порядке, не подлежат обложению транспортным налогом.

Государственная регистрация  транспортных средств означает заявление  к эксплуатации этих транспортных средств  по назначению, то есть передвижение по транспортным путям, на содержание которых  взимается транспортный налог.

Органы, осуществляющие контроль за уплатой транспортного налога. Органы, регистрирующие транспортные средства, не участвуют в контроле за полнотой уплаты в бюджет транспортного  налога, а извещают налоговые органы о зарегистрированных ими транспортных средствах.

Обязанность уплачивать транспортный налог возлагается на всех налогоплательщиков, на которых зарегистрированы наземные, водные и воздушные транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения  в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Граждане уплачивают налог  только на основании налогового уведомления  на уплату транспортного налога. Поэтому  контроль за уплатой налога осуществляют налоговые органы. Предъявления гражданами квитанции на уплату налога органам  ГИБДД МВД России в этом случае не требуется. При этом читателям  журнала следует иметь в виду, что сроки уплаты транспортного  налога и сроки прохождения технического осмотра автомототранспортных средств могут не совпадать. Кроме того, налоговое уведомление может быть направлено физическому лицу после прохождения технического осмотра автомобиля.

Признание налоговыми органами физических лиц налогоплательщиками  производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию  транспортных средств в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ.

Согласно Классификации  и системе обозначения автомобильного подвижного состава автотранспортные средства (АТС - подвижной состав автомобильного транспорта) подразделяются на пассажирские (легковые автомобили и автобусы), грузовые и специальные.

При этом грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы подразделяются на АТС общего назначения (например, бортовые автомобили) и специализированные, имеющие различные кузова, предназначенные  для перевозки грузов.

К специальному подвижному составу относятся автотранспортные средства (пожарные автомобили, автокраны, автомобили с компрессорными установками, уборочные автомобили, автолавки), предназначенные  для выполнения различных, преимущественно  нетранспортных, работ.

Автомобильные и колесные самоходные стреловые краны, являясь  специальными транспортными средствами, относятся к категории "Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и  других специальных сельскохозяйственных комбайнов)".

Информация о работе Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны