Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития системы налогообложения с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и состав налогообложения;
- Систематизировать факторы и условия функционирования и развития налогообложения в стране;
- Представить систему показателей оценки состояния налогообложения и на их основе выявить тенденции и факторы развития налоговой системы в России;
- Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов системы налогообложения в РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования налоговых доходов бюджетной системы как элемента экономической деятельности страны………….….…….…4
1.1 Налоговые доходы: сущность, понятие, состав, функции..........................4
1.2 Факторы и условия функционирования налогообложения в стране……7
1.3 Показатели оценки состояния налоговой системы и налоговых доходов бюджета ……….........................................................................................11
Глава 2. Анализ современных процессов формирования и развития налоговых доходов бюджетной системы в Российской Федерации на примере транспортного налога…………………………………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика транспортного налога…………………………17
2.2 Анализ динамики показателей транспортного налога. ……..…………22
2.3 Факторы развития транспортного налога в экономике ………………25
Глава 3. Перспективы развития налоговых доходов бюджетной системы России…………………………………………………………………………………33
3.1 Стратегические направления развития системы налогообложения в стране…………………………………………..........................................................47
3.2 Основные направления государственной политики в сфере системы налогообложения …………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………56
Список использованных источников…………………………………….………….57

Файлы: 1 файл

система налогообложения как элемента экономической деятельности страны.docx

— 104.18 Кб (Скачать файл)

Развитие межбюджетных отношений  на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих  в них органов публичной власти, прежде всего при осуществлении  инвестиционных и социальных расходов.

Определение дополнительных сфер государственного управления, в  которых могут быть применены  принципы делегирования исполнения федеральных полномочий органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации с предоставлением  субвенций из федерального бюджета. Своевременное принятие документов, определяющих порядок предоставления субвенций из федерального бюджета  для исполнения делегируемых федеральных  полномочий и контроля за эффективностью их использования.

Одиннадцатое. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Назрела необходимость включения  в Бюджетный кодекс Российской Федерации  современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности  за нарушение бюджетного законодательства. Соответствующий проект федерального закона должен быть внесён в Государственную  Думу уже в 2008 году.

Основные  направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной  системы

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач –  модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Структура и уровень налогообложения  должны минимизировать искажающее и  оказывать позитивное воздействие  на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия  для развития предпринимательской  деятельности и инновационной активности.

Бизнес должен проявить высокую  степень ответственности при  выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение  от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых  в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

При формировании налоговой  политики на среднесрочную перспективу  должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный  период произошло резкое снижение доходов  бюджетной системы, прежде всего  налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство граждан  и организаций находятся сегодня  в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения  о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной  пенсионной системы и соответствующее  повышение размеров платежей приведут- при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с  учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

В 2009–2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой  системы.

Требуется дополнительно  проанализировать последствия повышения  страховых взносов в системе  пенсионного и медицинского страхования  для финансового положения организаций  и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения  потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении  субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться  со снижением уровня пенсионного  обеспечения.

Начиная с 2010 года необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять  упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.

С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным  ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в  соответствии с текущими процентными ставками;

установить временный  специальный порядок работы с  налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика  использовать все имеющиеся инструменты  изменения сроков уплаты налога.

Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного  налогового кредита).

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

во-первых, в 2009 году в целях  исчисления налога на прибыль организаций  законодательно установить возможность  признания затрат инвесторов на строительство  или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для  государственных или муниципальных  нужд;

во-вторых, разработать меры налогового стимулирования повышения  энергоэффективности производства.

В целях создания условий  для развития научно-технической  и инновационной деятельности, а  также внедрения результатов  такой деятельности необходимо усовершенствовать  порядок амортизации нематериальных активов. При этом для нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, целесообразно  установить срок амортизации два  года.

Актуальной остается проблема налогообложения добычи твердых  полезных ископаемых, и в первую очередь угля, в части, касающейся  перехода на взимание налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля и отдельных условий его добычи.

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных  доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением  налоговых обязательств, в том  числе за счет внедрения современных  технологий налогового администрирования.

Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования  схем уклонения от уплаты налогов.

В этой связи целесообразно  реализовать следующий комплекс мер. 

Первое. Законодательно закрепить  инструменты противодействия злоупотреблению  нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом  практический опыт, накопленный арбитражными судами.

Второе. Оперативно принять  поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. При  этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками  налоговых правоотношений, гарантировать  работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием трансфертных цен. 

Третье. Законодательно закрепить  механизмы противодействия использованию  соглашений об избежании двойного налогообложения  в целях минимизации налогов  при осуществлении операций с  иностранными компаниями, когда конечными  выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено  соглашение.

Деятельность налоговых  органов должна быть скорректирована  с учетом экономической ситуации. Нужно исключить практику борьбы за формальные показатели собранных  налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового  состояния налогоплательщиков.

Необходимо совершенствовать процедуры администрирования, ведения  и представления действительно  востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга  показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных  средств, потери рабочего времени сотрудников  налоговых органов Российской Федерации  и граждан, не несут какой-либо значимой информации.

В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует  проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и  инвестиций.

Прибыль компаний не должна рассматриваться как бесплатный ресурс для инвестиций. При ее распределении  приоритет должен быть отдан не поощрительным  выплатам руководству компаний, а  выплатам дивидендов акционерам. Данная мера направлена прежде всего на сохранение инвестиционной привлекательности  компаний и их капитализацию. Особое внимание в этой сфере должно быть уделено компаниям, осуществившим  в последние годы открытые размещения акций на фондовом рынке.       

Необходимы также решения  и активная работа по следующим направлениям:

инвентаризация и оптимизация  установленных федеральным законодательством  льгот по региональным и местным  налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;

скорейшее создание условий  для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;

увеличение доходов от использования недвижимости, в том  числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные  участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также  взаимодействия федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации  и органов местного самоуправления при администрировании налогов;

повышение ставок акцизов  на табачную и алкогольную продукцию  темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости  решения задач в области охраны здоровья населения;

оптимизация системы налогов  и таможенных платежей, связанных  с добычей и экспортом нефти  и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора  в среднесрочной перспективе  будут в значительной степени  формировать доходную базу бюджетной  системы.

Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета

В 2010 году и в среднесрочной  перспективе необходимо осуществить  действия по следующим направлениям.

1. Минимизация бюджетных  рисков

Бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза.

В федеральном бюджете  на 2010 год должен быть предусмотрен достаточный объем резервов, которые  могли бы использоваться по решениям Правительства Российской Федерации, а на 2011 и 2012годы необходимо увеличить  объемы условно утверждаемых расходов.

Необходимо на практике реализовать  принцип безусловного исполнения действующих  расходных обязательств, ряд из которых  остается недооцененным. Принятие новых  расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых  для их исполнения не только в очередном  году и плановом периоде, но и за его пределами.

В связи с этим остается актуальной задача по расширению  горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования. Трехлетние экономические прогнозы и бюджеты должны разрабатываться в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет.

Кроме того, необходимо провести тщательный анализ текущих условных обязательств, оценить их объемы и  продумать подходы к снижению бюджетных рисков, вызванных этими  обязательствами. Правительству Российской Федерации нужно определить возможные  варианты действий в случае, если условные обязательства придется исполнять.

2. Эффективное управление  средствами Фонда национального  благосостояния и Резервного  фонда

Необходимо сохранить  бюджетные резервы в форме  средств Фонда национального  благосостояния и Резервного фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия  внешних условий на бюджетную  систему.

Следует рассмотреть возможности  по сдерживанию темпов расходования средств Резервного фонда за счет некоторого повышения в финансировании дефицита бюджета доли государственных  заимствований и, на последующем  этапе, средств от приватизации федерального имущества.

Управление средствами Резервного фонда должно оставаться консервативным.

Цель Фонда национального  благосостояния изначально формулировалась  как обеспечение стабильности бюджетной  системы, в том числе поддержка  пенсионной системы, на долгосрочный период. Для достижения этой цели необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального  благосостояния на решение текущих  экономических задач.

Следует также сформировать на долговременной основе эффективный  механизм управления средствами Фонда, их надежного инвестирования. Предлагаю  рассмотреть вопрос о создании в  этих целях специализированного  государственного агентства.

3. Обеспечение ритмичности  исполнения федерального бюджета 

Все необходимые меры для  организации исполнения федерального бюджета должны приниматься до начала финансового года.

Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности  связанные с реализацией антикризисных  мер, должны приниматься и реализовываться  максимально оперативно.

4. Расширение полномочий  главных распорядителей бюджетных  средств

Организации ритмичного исполнения бюджета могло бы способствовать укрупнение утверждаемой законом ведомственной  структуры расходов с возможностью ее детализации при формировании и ведении сводной бюджетной  росписи, а также предоставление права главным распорядителям бюджетных  средств на ведение своих бюджетных  росписей.

Информация о работе Система налогообложения как элемента экономической деятельности страны