Социально-экономический потенциал Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка концепции исследования социально-экономического потенциала и рассмотрение отдельных его элементов на примере Республики Бурятия.

Задачи исследования:
- провести интернет опрос населения г. Улан-Удэ;
- провести анализ статистических данных;
- проанализировать социально-экономический потенциал Республики Бурятия, в разрезе отдельных его элементов - трудового, производственного, научно-инновационного, бюджетного, инвестиционного и экспортно-импортного;
- провести визуальный анализ фотографии, опубликованных в Интернет-ресурсах, жителей г. Улан-Удэ, характеризующих их социальный потенциал;

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения социально-экономического потенциала Республики Бурятия……………………………………………………6
1.1. Основные подходы к определению понятия социально–экономического потенциала региона………………………………………………………………….6
1.2. Анализ основных факторов влияющих на социально-экономический потенциал Республики Бурятия в XXI веке..………………………………………13
Глава II. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия: социологический анализ……………………………………………………………30
2.1. Тенденции развития социального потенциала Республики Бурятия по результатам социологических исследований…………………………………….30
2.2. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия в XXI веке…………………………………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...88
Библиография…………………………………………………………………. .90

Файлы: 1 файл

Версия 1 - копия.docx

— 4.12 Мб (Скачать файл)

- формирование  системы поддержки инновационной  деятельности в республике;

- реализация  природоохранных мероприятий и  создание условий безопасности  жизнедеятельности.

Развитие  Республики Бурятия строится на основе долгосрочного стратегического  планирования. В сложившихся условиях основная задача в долгосрочной перспективе  – это создание условий для  изменения структуры экономики  в направлении инновационности, связанной с экологосберегающими  технологиями.

В республике действует Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, принятая постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 г. № 410. В 2011 году приняты среднесрочная Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы, утвержденная Законом РБ от 14.03.2011 № 1907-IV, и долгосрочная Программа социально-экономического развития на период до 2020 года, утвержденная Законом РБ от 14.03.2011 № 1903-IV, в которых определены приоритетные направления социально-экономического развития:

- Развитие минерально-сырьевого комплекса;

- Развитие туристско-рекреационного комплекса;

- Развитие агропромышленного комплекса;

- Развитие лесопромышленного комплекса;

- Развитие инновационной деятельности;

- Развитие человеческого потенциала.

Стратегическая  цель программных документов – повышение  уровня и качества жизни населения  на основе конкурентных преимуществ  экономики республики. Достижение данной цели основывается на динамичном экономическом  росте и повышении конкурентоспособности  экономики Республики Бурятия при  условии выполнения мер по снижению дотационности республики и соблюдения экологических требований на Байкальской  природной территории.

 

 

 

 

Причины инвестирования в Республику Бурятия:

1. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

2. Наличие  значительных природных ресурсов.

-минерально-сырьевые ресурсы (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфорита, цеолита, флюорита, топливно-энергетических ресурсов),

-лесные ресурсы,

-водные ресурсы,

-биологические ресурсы.

3. Высокий  туристический потенциал, Наличие  Особой экономической зоны туристско-рекреационного  типа «Байкальская гавань».

Наличие озера Байкал, объекта мирового природного наследия ЮНЕСКО, разнообразного ландшафта, экологически чистой территории, разнообразных  историко-культурных ресурсов.

4. Выгодное  географическое положение (близость  к странам АТР, транзитные возможности). Пограничное положение Республики  Бурятия (наличие общей границы  с Монголией), близость переходов  через российско-китайскую границу,  а также к странам Северо-Восточной  Азии дает возможность наращивания  внешней торговли и роста экспорта.

5. Благоприятное  законодательное обеспечение инвестиционной  деятельности;

6. Политическая  и социальная стабильность;

7. Наличие  инфраструктуры поддержки предпринимательства;

Создан  «Фонд поддержки малого предпринимательства», «Бизнес-инкубатор», «Информационно-методологический центр сельских территорий», имеющий подразделения в 21 муниципальном образовании.

8. Наличие  свободных земельных участков, доступных  для инвестиций.

 

 

 

 

Конкурентные  преимущества Республики Бурятия:

Ключевыми точками роста экономики Республики определены 6 направлений:

- добыча и переработка полезных ископаемых;

- агропромышленный комплекс;

- лесопромышленный комплекс;

- туризм;

- малый бизнес и крупная промышленность;

- транспортно-логистический комплекс.

Перспективы развития этих и других сфер развития экономики в определяющей мере зависят  от возможностей привлечения инвестиций.

Поэтому Правительство Республики Бурятия  поддерживает инвесторов, намеревающихся вкладывать средства в инвестиционные проекты республики, и обеспечить благоприятные условия для их работы в регионе. В республике созданы основы правовой, инфраструктурной и информационной базы для привлечения инвесторов, разработаны административные, финансовые механизмы поддержки инвестиций.

Разработаны четкие долгосрочные стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития республики, закрепленные в  Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года и Программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности направлено на создание максимально благоприятных условий для деятельности инвесторов: гарантий защиты инвестиций, государственную поддержку реализации инвестиционных проектов, налоговые льготы для инвесторов.

Финансовые  ресурсы из федерального, республиканского и местных бюджетов, осваиваемые  в рамках федеральных, республиканских  и муниципальных целевых программ, аккумулируются на строительстве и  реконструкции общественно значимых объектов транспортной, инженерной и  социальной инфраструктуры с целью  создания условий для дальнейшего  развития производственных комплексов. Правительство республики способствует развитию и реализации государственно-частного партнерства, в том числе по развитию особых экономических зон, зон экономического благоприятствования, по реализации соглашений о сотрудничестве с инвесторами, созданию бизнес–инкубаторов, привлечению средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на реализацию крупных инвестиционных проектов, создание и развитие производственных кластеров.

Предусмотрена государственная поддержка реализации инвестиционных проектов за счет республиканского бюджета в форме субсидий на компенсацию  части платы за пользование кредитами  коммерческих банков, государственных  гарантий Республики Бурятия, инвестиционных налоговых кредитов, налоговых льгот и пр.

В рамках стимулирования предпринимательской  деятельности реализуется республиканская  целевая программа государственной  поддержки развития малого предпринимательства, предусматривающая различные формы  предоставления субсидий из республиканского бюджета субъектам малого предпринимательства  на открытие и развитие бизнеса. Проводятся меры по снижению административных барьеров для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, социально-экономический потенциал  региона – это совокупная способность  наличных трудовых, материально-технических, финансовых, природных и других ресурсов обеспечения максимального в  данных условиях объема производства товаров и услуг в целях наиболее полного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества и создания условий для дальнейшего ускоренного развития экономики региона.

Исторически сложилось так, что территория Республики Бурятии с глубокой древности является составной частью Центрально-Азиатской историко-культурной области. Забайкалье в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий, происходивших на Евразийском континенте. Заселение этой территории людьми шло в эпоху среднего палеолита (150 тыс. лет назад) из двух ареалов: один поток шел с юго-востока Азии, второй с юго-запада. К концу среднего палеолита здесь завершился процесс образования рас.

В 16 веке Россия начала расширять свои границы  в Сибири и на Дальнем Востоке.  Бурятские племена вошли в состав Российского государства. Часть из них перешла в сословие казаков и на их плечи также была возложена защита государственной границы. Царское правительство установила среди бурят систему внутреннего самоуправления, дав право решать большую часть вопросов племенной аристократии – нойонам и выборным территориальным главам - тайшам.  

Выдающиеся  русские дипломаты успешно смогли установить взаимоотношения с Монголией  и Китаем. После удачных военных  операций и переговоров  была проведена граница между России и Китаем. А по территории современной Бурятии был проложен великий торговый чайный путь.

На становлении  экономики республики большое значение оказало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали – его  один из главнейших стратегических участков проходит именно по территории Республики Бурятии.

С географической точки зрения, основной из особенностей Республики Бурятия является то, что данный регион богат природными и минеральными ресурсами. От правильного и рационального их добывания и использования зависит экономическое благополучие, как региона, так и всей России в целом. В условиях становления и развития рыночных отношений этот регион является особенно перспективным. Его разнообразные и огромные ресурсы, многие из которых не освоены, привлекательны для иностранных инвестиций.  

Особое  достояние Республики Бурятия, составляют озеро Байкал и обладающие большим рекреационным потенциалом горные ландшафты, материальное выражение ценности которых при условии рационального использования будет неуклонно возрастать.

Республика  Бурятия по своим демографическим показателям занимает промежуточное положение между соседними областями, давно испытывающими естественную убыль населения, и национальными образованиями Сибири, сохранившими небольшой естественный прирост.

На сегодняшний  день, в республике мирно проживают 128 национальностей, наиболее многочисленными  из них являются – русское и  бурятское население. Этнические противоречия в Бурятии не выражены. Национальные традиции русского и бурятского населения хорошо сохранились.

По результатам социологических  анализов, проведенных в последнее  время, можно твердо сказать, что  Республика Бурятия - это динамично развивающийся российский регион. Процессы, происходящие в России, характерны и Бурятии. Отсюда можно сделать вывод о том, что социальная сфера, как России, так и Республики Бурятии тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На сегодняшний  день социально-экономический потенциал  Республики Бурятии, активно разрабатывается, дополняется и модернизируется, а значит находится в стадии активного, позитивного становления и изменяется в лучшую сторону.

 

Библиография

 

  1. Любимова М. В. Проблемы оценки социально-экономического потенциала региона /М. В. Любимова, В. П. Нестеров, В. С. Дмитриева // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 4. – С. 13–24.
  2.  Нестерова И.В. Потенциал территории как объект стратегического государственного управления / И.В. Нестерова // Регион 86 – журнал государственного и муниципального управления Югры – 2008, октябрь.
  3.  Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 28. 04.2008 – М., 2008. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
  4.  Потенциал нематериального производства / А.И. Самоукин. – М.: Знание, 1991.
  5.  Экономический потенциал развитого социализма / Б.М. Мочалов. – М.,1982.
  6.  Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. – М., 2010. - С. 376.
  7.  Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления. Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург, УрО РАН, 1997. – 380 с.
  8.  Бойко О.В. Сомнение или надежда: зарубежные образы социальной политики России // Мир России: социология, этнология.- 2003.- №1. Том ХII - С. 85-97.
  9.  Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учеб. пособие М., 1996.
  10.  Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. 

 

  1.   Жуков В.И. Реформы в России: 1985-1995 годы. М., 1997.
  2.  Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М.,1994.
  3.  Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. - 1998. - №8  - С.37-45.
  4.  Колков В.В. Социальная безопасность. Ч.1. М., 1998.
  5.  Колосницын И.В., Смирнов С.Н. Социальные обязательства государства: Сокращение или реструктуризация? // Мир России. -2000. - №1. - С.46-52.
  6.  О социальной политике современной России // Экономические стратегии. - 2004. - №1  - С.64-67.
  7.  Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 г. № 410 ; Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 – 2010 годы и на период до 2017 года // Официальный сайт Министерства экономики Республики Бурятия. –. – Режим доступа: http://www.economy.buryatia.ru
  8.  Программа социально-экономическ<span class="List_0020Paragraph__Char" st

Информация о работе Социально-экономический потенциал Республики Бурятия