Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 00:43, курсовая работа
Целью исследования является разработка концепции исследования социально-экономического потенциала и рассмотрение отдельных его элементов на примере Республики Бурятия.
Задачи исследования:
- провести интернет опрос населения г. Улан-Удэ;
- провести анализ статистических данных;
- проанализировать социально-экономический потенциал Республики Бурятия, в разрезе отдельных его элементов - трудового, производственного, научно-инновационного, бюджетного, инвестиционного и экспортно-импортного;
- провести визуальный анализ фотографии, опубликованных в Интернет-ресурсах, жителей г. Улан-Удэ, характеризующих их социальный потенциал;
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения социально-экономического потенциала Республики Бурятия……………………………………………………6
1.1. Основные подходы к определению понятия социально–экономического потенциала региона………………………………………………………………….6
1.2. Анализ основных факторов влияющих на социально-экономический потенциал Республики Бурятия в XXI веке..………………………………………13
Глава II. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия: социологический анализ……………………………………………………………30
2.1. Тенденции развития социального потенциала Республики Бурятия по результатам социологических исследований…………………………………….30
2.2. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия в XXI веке…………………………………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...88
Библиография…………………………………………………………………. .90
Социально-трудовая сфера: В результате проведения обширного социологического исследования, на тему «Социальная адаптация трудовых переселенцев в Республике Бурятия», были сделаны выводы что, процесс социокультурной адаптации мигрантов является одной из важнейших составляющих миграционного процесса в целом. Он не зависит от существующего политического строя и проводимой экономической политики, однако, испытывает непосредственное воздействие различных факторов и причин миграций.
Адаптационный процесс проходит в условиях взаимодействия переселенцев с принимающей стороной па трех уровнях: государства, общества, и семьи. Поэтому от его успешности зависит политическая, социальная и культурная обстановка в республике. Скорейшая интеграции мигрантов в принимающее сообщество необходима не только самому сообществу, но я различным категориям мигрантов. Особенно остро проблема адаптации стоит для беженцев и вынужденных переселенцев, адаптация которых осложняется наличием пережитого травматического опыта.
Успешность
адаптации мигрантов в
Таблица 5 - Проблемы, выделенные мигрантами из новых независимых государств, %
Проблемы |
Доля, % |
Не удалось устроиться на хорошую работу |
36,7 |
Не удалось получить подходящее жилье |
32,7 |
Другое |
18,6 |
Трудности с получением полагающихся пособий и льгот |
11,9 |
Трудно зарегистрироваться там, где хочешь |
10,2 |
Трудно привыкнуть к новым условиям жизни |
9,7 |
Трудности с оформлением документов |
8,4 |
Отсутствие поддержки со стороны местных властей |
8,0 |
Неподходящие климатические |
7,5 |
Затрудняюсь ответить |
7,1 |
Непривычная социально-культурная среда |
5,8 |
Недоброжелательное отношение |
3,5 |
Нет возможности заниматься предпринимательством |
2,2 |
Высокая преступность |
0,9 |
Таблица 6 - Распределение мигрантов по видам занятости до переезда в Республику Бурятию и на момент опроса, %.
Варианты ответов |
До переезда в республику |
В настоящее время |
Постоянная работа по найму в государственном учреждении, на предприятии Постоянная работа по найму в частной фирме, у частного лица Собственное дело, предпринимательство Индивидуальная трудовая деятельность Временная или сезонная работа Безработный(ая) Неработающий пенсионер, инвалид Студент(ка), учащийся(аяся) Домохозяйка, отпуск по уходу за ребенком |
63,3
9,3
2,7 1,8 3,1 11,1 1,8 6,6 2,7 |
46,0
9,7
1,3 1,3 1,7 27,4 5,3 2,7 3,5 |
Таблица 7 - Распределение мигрантов с различным уровнем образования по роду занятий на момент опроса, %
Уровень образования | |||
Неполное и общее среднее |
Среднее специальное и неоконченное высшее |
Высшее | |
Все мигранты |
|||
Постоянная работа по найму в государственном учреждении, на предприятии |
43,3 |
48,0 |
45,0 |
Постоянная работа по найму в частной фирме, у частного лица |
6,7 |
12,0 |
7,5 |
Собственное дело, предпринимательство |
1,7 |
0,8 |
2,5 |
Индивидуальная трудовая деятельность |
1,7 |
1,6 |
0,0 |
Временная или сезонная работа |
3,3 |
0,8 |
7,5 |
Безработный(ая) |
33,3 |
26,4 |
22,5 |
Неработающий пенсионер, инвалид |
5 |
4,8 |
5,0 |
Студент(ка), учащийся(аяся) |
3,3 |
2,4 |
2,5 |
Домохозяйка, отпуск по уходу за ребенком |
1,7 |
3,2 |
7,5 |
Мужчины |
|||
Постоянная работа по найму в государственном учреждении, на предприятии |
50,0 |
53,7 |
75,0 |
Постоянная работа по найму в частной фирме, у частного лица |
8,3 |
11,1 |
8,3 |
Собственное дело, предпринимательство |
2,8 |
1,9 |
8,3 |
Индивидуальная трудовая деятельность |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Временная или сезонная работа |
2,8 |
0,0 |
8,3 |
Безработный |
27,8 |
24,1 |
0,0 |
Неработающий пенсионер, инвалид |
5,6 |
5,6 |
0,0 |
Студент, учащийся |
2,8 |
3,7 |
8,3 |
Женщины |
|||
Постоянная работа по найму в государственном учреждении, на предприятии |
33,3 |
44,3 |
32,1 |
Постоянная работа по найму в частной фирме, у частного лица |
4,2 |
12,9 |
7,1 |
Собственное дело, предпринимательство |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Индивидуальная трудовая деятельность |
4,2 |
2,9 |
0.0 |
Временная или сезонная работа |
4,2 |
1,4 |
7,1 |
Безработная |
41,7 |
28,6 |
32,1 |
Неработающий пенсионер, инвалид |
4,2 |
4,3 |
10,7 |
Студентка, учащаяся |
4,2 |
1,4 |
0,0 |
Домохозяйка, отпуск по уходу за ребенком |
4,2 |
5,7 |
10.7 |
До переезда в Бурятию большинство переселенцев имели хорошие жилищные условия. Среди опрошенных 92% проживало в отдельной квартире или в отдельном доме, их жилье в основном было благоустроенным и находилось в собственности членов семьи. После переезда для большинства из них ситуация изменилась в худшую сторону, на момент опроса 44% переселенцев не имело нормального жилья, получили, построили или купили в крае дом или квартиру 56% мигрантов. Жилье последних отличается меньшими размерами и более низким уровнем комфортности. Если до переезда коэффициент благоустройства жилья» занимаемого переселенцами, рассчитанный на основе показателей относительной важности отдельных видов благоустройства жилья и степени их распространенности, составил 0,64, то после переезда - 0,47; число комнат, приходящееся на одного члена семьи респондента, до переезда равнялось 0,9, после - 0,6. Эти изменения были обусловлены отсутствием средств у большинства мигрантов на приобретение более комфортного жилья и преимущественным их расселением в сельской местности, где традиционно жилье менее благоустроенно.
Отрицательным моментом является то, что более 40% трудоспособных вынужденных мигрантов работают не по специальности и, причем в сельской местности таких случаев в 3,5 раза больше, чем в городах. Более чем у четверти вынужденных мигрантов профессиональный статус понизился. Вызвано это отчасти тем, что относительная доступность жилья приводит мигрантов, прежде всего, в сельскую местность, где трудно найти работу вообще, не говоря уже о высококвалифицированном труде.
Характер
социально-экономической
В новом социальном окружении, имеющем зачастую отличные от окружавших, переселенца прежде ценности, традиции, нормы, ему приходится приложить много усилий, чтобы приобрести социальный статус, адекватный его уровню притязаний. Подавляющее большинство переселенцев отмечают, что их общественная жизнь на новом месте проживания практически прекратилась. «Состояние дискомфорта, которое переживают мигранты в связи с утратой прежнего социального статуса, приводит их наряду с другими причинами к созданию общественных организаций беженцев и вынужденных переселенцев, в деятельности которых они имеют возможность реализовать свой социальный потенциал».
Политическая сфера: В марте 2008 года в г.Улан-Удэ проводилось социологическое исследование, темой было « Анализ эффективности реализации социальной политики г.Улан-Удэ. Выборочная совокупность составила случайная выборка. Генеральная совокупность- 74,2 тыс. человек, выборочная – 50 человек.
I. Возрастные группы обследованной совокупности расположились следующим образом:
1.до 30 лет – 12 %;
2.от 31 до 50 лет 32 %;
3.старше 51 года – 56 %.
II. По полу: 24 – мужчины; 26 – женщины.
III. По основному роду занятий:
1. студенты;
2. рабочие;
3. безработные;
IV. Экономически неактивное население (инвалиды, пенсионеры)
Эффективность
рассматривается как функция
двух переменных: затрат на обеспечение
деятельности и её результатов. Применительно
к социальной политике понятие её
эффективности можно
При проведении анкетирования было задано 10 вопросов.
На вопрос “Является ли наше государство социальным?” 88 % опрошенных ответили, да, наше государство является социальным; 12 % ответили – нет, не является.
На вопрос анкеты: “Как Вы считаете, изменилась ли социальная ситуация в г.Улан-Удэ в лучшую сторону за последние два-три года?” - ответы распределились следующим образом: 36 % опрошенных считают, что можно говорить о социальной стабильности в округе, 42 % опрошенных считают, что улучшение в социальной области особенно заметно в сравнении с другими территориями, и более 12 % опрошенных полагают, что хотя изменения в социальной области не столь заметны, но есть надежда на улучшение в будущем. Следовательно, основная часть жителей 90 % опрошенных считает, что за последние два-три года в социальной жизни города произошли положительные изменения. Только 4 % опрошенного населения утверждают, что в социальной жизни округа никаких положительных изменений не наблюдается, еще 6 % опрошенных не смогли дать оценку социальным изменениям в округе.
Так на вопрос “Что Вы ждёте от социальной политики и социальной защиты?” большинство людей ждут от социальной политики дополнительные денежные выплаты - 62 %, менее важны для респондентов натуральная помощь - 25 % (востребована только престарелыми, пенсионерами), уход и обслуживание на дому - 13 % важны для одиноких и престарелых инвалидов.
Все остальные
виды социальной помощи, о которых
мы надеялись услышать от респондентов
(информационно-
На вопрос анкеты: “К какому материальному слою Вы относите себя и свою семью?” - ответы были таковы высокообеспеченный слой 2%, среднеобеспеченный слой 50 %, критический уровень достатка 11 %, ниже черты бедности 5 %. Респонденты, относящие себя к среднеобеспеченному слою, являются самой многочисленной частью сообщества и составляют 52% опрошенных.
К
группе людей живущих ниже
черты бедности, и к группе
людей с критическим уровнем
достатка относится 16% от числа
опрошенных. Вместе с тем достаточно
многочисленной является
На вопрос анкеты “Пользуетесь ли Вы правом на меры государственной социальной поддержки населения?” 69 % опрошенных ответили, что пользуются этим правом (в основном пожилые люди, инвалиды), 31 % не пользуются этим правом.
На вопрос анкеты “Достаточно ли полно получаете информацию о деятельности учреждений, которые реализуют социальную политику?” выразили следующие мнения: вполне достаточно - 4 %, не совсем достаточно - 32 %, совсем не достаточно - 74 %.
Таким образом,
одним из путей повышения качества
функционирования учреждений, которые
реализуют социальную политику, является
повышение уровня информированности
населения о своей
Анализ ответов на вопрос “Удовлетворяет ли уровень и качество работы учреждений, которые реализуют социальную политику?” свидетельствует о недостаточной удовлетворенности населения деятельностью данных учреждений: удовлетворяет - 3 %; не совсем удовлетворяет - 78 %; совсем не удовлетворяет - 9 %.
Распределение ответов на вопрос “Что Вам, прежде всего не нравится в их работе?” таково: структурные связи внутри системы социальной политики и защиты - 50 %; культура обслуживания - 26 %; срок исполнения - 24 %. При этом характерно, что на вопрос “Назовите наиболее важные факторы улучшения работы учреждений, которые реализуют социальную политику?” ответы были такие: более совершенную структуру и организацию труда - 20%; жесткую дисциплину -18 %, организацию непрерывной профессиональной подготовки работников 8 %. Отсюда можно сделать вывод, что особое недовольствие вызывают организационные аспекты учреждений системы социальной политики и управления ее деятельностью. Мероприятия по совершенствованию структуры и организации труда могли бы повысить качество деятельности этих учреждений.
Так же следует отметить, что такой фактор, как культура обслуживания, оставляет желать лучшего. Интересна такая взаимосвязь: 54% ответивших указывают на то, что им не нравится культура обслуживания, относят к факторам улучшения работы непрерывную профессиональную подготовку работников, реализующих социальную политику. Еще одним фактором повышения качества деятельности данных учреждений является организация и совершенствование программ повышения квалификации должны разрабатываться с учетом необходимости повышения культуры обслуживания клиентов; особое место должно уделяться этическим и психологическим основам работы с клиентами. Данный подход представляется вполне реальным, так как не требует больших материальных вложений. Причиной же неудовлетворенности культурой обслуживания клиентов может быть высокая психологическая, физическая напряженность работы.
Информация о работе Социально-экономический потенциал Республики Бурятия