Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 00:43, курсовая работа
Целью исследования является разработка концепции исследования социально-экономического потенциала и рассмотрение отдельных его элементов на примере Республики Бурятия.
Задачи исследования:
- провести интернет опрос населения г. Улан-Удэ;
- провести анализ статистических данных;
- проанализировать социально-экономический потенциал Республики Бурятия, в разрезе отдельных его элементов - трудового, производственного, научно-инновационного, бюджетного, инвестиционного и экспортно-импортного;
- провести визуальный анализ фотографии, опубликованных в Интернет-ресурсах, жителей г. Улан-Удэ, характеризующих их социальный потенциал;
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения социально-экономического потенциала Республики Бурятия……………………………………………………6
1.1. Основные подходы к определению понятия социально–экономического потенциала региона………………………………………………………………….6
1.2. Анализ основных факторов влияющих на социально-экономический потенциал Республики Бурятия в XXI веке..………………………………………13
Глава II. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия: социологический анализ……………………………………………………………30
2.1. Тенденции развития социального потенциала Республики Бурятия по результатам социологических исследований…………………………………….30
2.2. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия в XXI веке…………………………………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...88
Библиография…………………………………………………………………. .90
Республика Бурятия по своим демографическим показателям занимает промежуточное положение между соседними областями, давно испытывающими естественную убыль населения, и национальными образованиями Сибири, сохранившими небольшой естественный прирост. Так, естественная убыль населения началась в Бурятии всего лишь на год позже (1993 г.), чем в России в целом, но была выражена слабее. Как и в других республиках и автономных округах юга Сибири, рождаемость в Бурятии устойчиво выше средней по стране (в 2008 г. – 16,1 и 11,3 промилле, соответственно), при этом разрыв с каждым годом нарастает. Как и в целом по РФ, одновременно с ростом рождаемости в республике до середины 2000-х гг. увеличивался и уровень смертности, хотя из-за омоложенной структуры населения он оставался пониженным. В результате тенденций последних лет, вызванных, в том числе и активными мерами государственного стимулирования рождаемости, в Бурятии с 2006 г. отмечается небольшой естественный прирост, но насколько устойчиво это улучшение пока остается неясным.
Традиции многодетности в сельских семьях уходят в прошлое, это подтверждается резким сокращением доли детей в возрастной структуре сельского населения за переходный период (табл. 2). Следствием более высокой рождаемости прошлых десятилетий стал выход на рынок труда значительного по численности поколения бурятской молодежи, особенно сельской. В условиях дефицита рабочих мест это усугубляет и без того острые проблемы бедности в Бурятии.
Таблица 2 - Возрастная структура городского и сельского населения в республике Бурятии и РФ.
Годы |
Доля населения в возрастах, % | |||
моложе |
трудоспособном |
старше | ||
Городское население | ||||
Республика |
1990 |
29,4 |
58,7 |
11,9 |
2007 |
19,0 |
65,3 |
15,7 | |
РФ |
2007 |
14,9 |
64,3 |
20,8 |
Сельское население | ||||
Сельское население |
1990 |
35,3 |
50,6 |
14,1 |
2007 |
21,7 |
63,0 |
15,3 | |
РФ |
2007 |
18,4 |
60,2 |
21,4 |
Как и большинство регионов Сибири и Дальнего Востока, Бурятия испытывает сейчас миграционный отток населения (см. карту миграционного прироста). Однако в республике этот процесс начался еще в 1980-е годы, а экономический кризис 1990-х только углубил уже сложившуюся тенденцию (рис.1). Миграционный отток раньше проявился в сельской местности, откуда выезжала молодежь, но теперь он становится проблемой и в городах. Особенно сильно обезлюдели отдаленные северные районы (Баунтовский, Северо-Байкальский), откуда уехала большая часть активного населения. В последние годы миграционные потери республики сократились:
В начале советского периода русские переселенцы в Забайкалье преобладали в этнической структуре населения (в 1926 г. - 61,2% русских и 33,5% бурят). К 1970 г. доля титульного этноса снизилась до 20%, а затем вновь стала расти благодаря повышенной рождаемости у бурят, а также начавшемуся миграционному оттоку русского населения.
Этнические противоречия в Бурятии не выражены. Национальные традиции русского и бурятского населения хорошо сохранились. В некоторых районах республики, под влиянием длительного совместного проживания бурят с русскими, этносы приобрели черты переходной культуры между славянским и монгольским миром и наоборот.
Конфессиональный фактор: Исторически духовная сфера общества формировалась в Бурятии под взаимным влиянием буддизма, шаманизма коренных народов и старообрядчества. Живут в республике православные, католики, протестанты, баптисты, иудеи, мусульмане и представители других религиозных течении, мирно сосуществующие друг с другом. Такое взаимообогащение обусловило особый социально-психологический климат общества, где в равной степени уживаются различные религии и конфессии. В Бурятии традиционно спокойная общественно-политическая обстановка.
Буряты и эвенки с древнейших времен были шаманистами. С середины XVII века в Забайкалье появились первые православные церкви и часовни, а чуть позже на бурятской земле обосновались монгольские и тибетские ламы, активно распространявшие буддийскую религию среди бурят.
В 1991 году буддисты Бурятии отметили 250-летие официального признания буддизма в России, хотя имеются исторические сведения о более ранних контактах с представителями буддийской веры в Монголии и Тибете. В Бурятии находится центр буддизма России - Иволгинский дацан, возводится первый буддийский женский монастырь, идея его создания одобрена самим Далай-ламой во время его визита в Россию в 1992 году.
В 1917 году на территории Бурятии было 44 дацана, 144 малых храма, 211 православных храмов, 81 старообрядческий молитвенный дом, 7 иудейских синагог, 6 мусульманских мечетей, 5 баптистских общин и 1 католический костел. К середине 30-х годов все они были закрыты, лишь в последние десятилетия XX века началось их восстановление. К 1995 году в республике уже насчитывалось более 16 буддийских дацанов. Созданы объединение буддийских мирян и народная академия буддийской культуры.
Действует 4 православных прихода: два в Улан-Удэ и по одному в Кяхте и Баргузине. Начались службы в Одигитриевском соборе, построенном еще в 1741 году, и в Сретенской церкви (село Батурине Прибайкальского района).
Возрождаются и старообрядческая православная церковь, молельные дома, которые зарегистрированы в Бичуре, Новой Бряни и других селах, где проживают семейские старообрядцы.
В настоящее время в Республике Бурятия действуют 14 буддийских дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, 7 старообрядских общин, свыше 20 религиозных сект, течений и других автономных толков.
Кроме того,
в Улан-Удэ действует
Таким образом, за последние 20 лет в Восточной Сибири, как и во всей Российской Федерации произошли радикальные изменения – религия стала важным фактором общественной и государственной жизни. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее россиянам возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры.
Глава II. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия: социологический анализ.
2.1. Тенденции развития
Социальная сфера: В мае 2006 г. был проведен анкетный опрос 448 жителей Республики Бурятия, на тему качество жизни в республике. Респонденты были отобраны по методу квотно-случайной выборки. Аналогичный опрос был проведен в июне 2012 г. Результаты исследования показывают, что некоторое улучшение качества жизни населения вызвало положительные сдвиги в психологическом климате в обществе и массовом сознании. Большинство респондентов отмечают улучшение материального положения на фоне роста положительных оценок и настроений по параметрам, характеризующим самоощущение населения в связи с экономическими обстоятельствами жизни. В целом, по выборке, если в 2006 г. 51% опрошенных характеризовали свое настроение как нормальное, ровное, то в 2012 г. – уже 59%; в 2006 – 30% – оптимистичное, в 2012 – 36%; в 2006 преобладание тревожности в настроении почти не изменилось – 14%, в 2012 – 16%, 4% опрошенных охарактеризовали свои ощущения как отчаяние, вероятно, это связано с некоторой нестабильностью в мировой экономике, с экономической ситуацией в Европе и ряде ведущих мировых держав. Что касается возрастных групп, то все они демонстрируют устойчивое психологическое состояние, даже представители старших возрастных групп (46% – нормальное, ровное), которые, как известно, отличаются пессимистичными взглядами на действительность и завтрашний день, что объясняется слабой социальной защищенностью этой категории граждан.
Так же факторы социально-
В настоящее время
В целях повышения качества жизни населения Правительство Республики Бурятия концентрирует свои усилия на трех приоритетных направлениях социально-экономической политики: рост экономического потенциала; повышение уровня и качества жизни населения; развитие инфраструктуры. Достижение стратегической цели программы планируется в три этапа на основе среднесрочных программ.
Осуществляемые
в республике меры по улучшению ее
социально-экономического развития исходят
из: проведения реформ, направленных на
создание институтов рынка, и структурной
перестройки экономики; развития эффективных
и конкурентоспособных
Тем не менее, по оценке качества жизни населения Бурятия относится к регионам, слабо адаптировавшимся к рыночным условиям, регионам с неблагополучной социальной средой.
Отставание
по индексу качества жизни также
высвечивает социально-
В 2009 году было проведено социологическое исследование на тему «Проблема бедности сельского населения Республики Бурятия».
Исследование было проведено в Курумканском, Баргузинском, Прибайкальском, Еравнинском, Селенгинском районах республики. Был опрошен 161 сельский житель.
В исследовании основным объективным критерием малообеспеченности и бедности взяли уровень доходов граждан. Хотя во многих исследованиях такой подход подвергается критике. Исходным в данном подходе является рассчитанный статистикой прожиточный минимум на данный период времени. Все группы населения, чьи доходы колеблются в пределах прожиточного минимума, относятся к малообеспеченным или бедным слоям населения.
Среди опрошенных оказались следующие по типам занятости группы населения:
Пенсионеры.…………………………………………………
незарегистрированные безработные……………………………………13,7%
квалифицированные
рабочие…………………………………………...12,
служащие…………………………………………………………
неквалифицированные рабочие………………………………………...11,2%
специалисты,
ИТР………………………………………………………...8,
руководители среднего звена…………………………………………….5,6%
домохозяева…………………………………………………
зарегистрированные
безработные……………………………………….3,
предприниматели………………………………………
учащиеся,
студенты……………………………………………………….
руководители предприятий, организаций, учреждений………………..1,2%
Поскольку выборка репрезентативна сельскому населению по полу, национальности, уровню образования и возрасту, то эти группы в целом воспроизводят социальную структуру сельского населения. Как видим, доминирующей группой оказалась группа пенсионеров и группы среднего возраста, что естественно для сельской местности, где происходит постоянный процесс выбытия трудоспособной молодежи.
Большая часть опрошенных не имеют работы по разным причинам - пенсионеры, домохозяева, и непосредственно безработные – зарегистрированные и незарегистрированные, причем число зарегистрированных почти в 4,4 раза меньше незарегистрированных безработных. О катастрофическом снижении
занятости в сельскохозяйственной отрасли свидетельствует тот факт, что из всего массива опрошенных выделились только 3 (1,86%) респондента, имеющих отношение к сельскохозяйственному производству (агротехник, техник - осеменатор, механизатор). Из всех опрошенных 74 респондента (46%) не дали
Информация о работе Социально-экономический потенциал Республики Бурятия