Социально-экономический потенциал Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка концепции исследования социально-экономического потенциала и рассмотрение отдельных его элементов на примере Республики Бурятия.

Задачи исследования:
- провести интернет опрос населения г. Улан-Удэ;
- провести анализ статистических данных;
- проанализировать социально-экономический потенциал Республики Бурятия, в разрезе отдельных его элементов - трудового, производственного, научно-инновационного, бюджетного, инвестиционного и экспортно-импортного;
- провести визуальный анализ фотографии, опубликованных в Интернет-ресурсах, жителей г. Улан-Удэ, характеризующих их социальный потенциал;

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения социально-экономического потенциала Республики Бурятия……………………………………………………6
1.1. Основные подходы к определению понятия социально–экономического потенциала региона………………………………………………………………….6
1.2. Анализ основных факторов влияющих на социально-экономический потенциал Республики Бурятия в XXI веке..………………………………………13
Глава II. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия: социологический анализ……………………………………………………………30
2.1. Тенденции развития социального потенциала Республики Бурятия по результатам социологических исследований…………………………………….30
2.2. Социально-экономический потенциал Республики Бурятия в XXI веке…………………………………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...88
Библиография…………………………………………………………………. .90

Файлы: 1 файл

Версия 1 - копия.docx

— 4.12 Мб (Скачать файл)

необходимо  проводить до разработки и, тем более, до внедрения проектов.

Однако  на сегодняшний день не существует показателей, при помощи которых можно было бы оценить влияние реализуемых проектов и программ на потенциал территории. Система критериев и показателей должна быть ориентирована не на проведение контрольных мероприятий, а на выявление ключевых факторов или проблем, своевременность принятия управленческих решений и повышение эффективности. Показатели не должны иметь характер отраслевых, отслеживающих функции. Благодаря показателям должностные лица должны получить возможность быстро увидеть, оценить факты, результаты своих решений и действий, и определить необходимые в складывающихся обстоятельствах инициативы.

Попробуем предложить показатели оценки влияния проектов на развитие социального потенциала территории, используя Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и классифицировать их на группы, основываясь на теории «Пяти пальцев» потенциала:

 

 

 

I. Знания (умения, опыт, мастерство):

– средний  уровень образования. Показатель «Уровень образования» можно использовать при оценке разницы в заработной плате, зависящей от уровня образования, что непосредственно оказывает влияние на доход территории;

– интерес  к обучению искусствам;

– наличие  и сохранность памятников культурного  наследия. Чем выше уровень образования у населения, тем выше интерес к искусству и памятникам культурного наследия;

– изменение  уровня образования в результате миграции.

II. Преимущества позиции (политики):

– биологическое  разнообразие. Чем разнообразнее природа, тем выше потенциал территории;

– время, проведенное  человеком на природе. Определяет привязанность человека к своей территории, использование ее для своих нужд, удовлетворенность территорией, на которой живет.

III. Доход:

– доля домашних хозяйств, охваченных предпринимательством;

– доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района). При оценке потенциала территории основное назначение дорог – скорость перемещения;

– доля площади  земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, от общей площади территории. Чем больше земли вовлечено в хозяйственный оборот, тем больше налогов будет собираться;

– количество потребляемых коммунальных услуг в расчете на одно домашнее хозяйство, показывающий уровень благоустройства жилья;

– объем  заработной платы, характеризующий ценность рабочих мест, созданных на этой территории;

 

– объем  прибыли предприятий, показывающий устойчивость предприятий в будущем, а также их инвестиционные возможности;

– объем  сбережений населения;

– увеличение имущества жителей. Рост имущества  граждан говорит о перераспределении расходов населения из сферы потребления в сферу приобретения, так называемые «эффективные расходы», увеличивающие потенциал территории;

– доля населения, уровень жизни которого может быть определен как нищета (не обеспечивает минимального уровня человеческого существования).  Значительная доля населения на территории с такими доходами не позволяет: во-первых, включить население в софинансирование социальных реформ в области здравоохранения, образования и ЖКХ, без чего будущее реформ остается весьма проблематичным; во-вторых, рассчитывать на определенный рост рынка потребления; в-третьих, рассчитывать на увеличение доли участия населения в формировании доходной части бюджета; в-четвертых, блокирует появление в ближайшем будущем устойчивых институтов гражданского общества.

IV. Здоровье:

– доля предотвращенных  заболеваний в результате их выявления  при медосмотрах. Профилактические осмотры направлены на раннее диагностирование заболеваний. Здоровье человека является одним из показателей его потенциала, а, следовательно, характеризует потенциал территории;

– продолжительность  жизни населения. Продолжительность жизни населения определяет напрямую потенциал территории;

– уровень  доступности медицинских услуг;

– сокращение лесов. С точки зрения экологии лес – ресурс стратегический.

 

 

 

V. Имя (сила, влияние личности, имидж):

– ценность земельного участка (стоимость);

– объем  инвестиций, задействованных в рамках территории. Соотношение внутренних и внешних инвестиций. Для развития потенциала территории большее значение имеют внутренние инвестиции, то есть инвестиции населения. Внешний инвестор не заинтересован в развитии территории, повышении качества жизни населения. Его интересом является извлечение максимального объема прибыли с наименьшими затратами.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что социально-экономический потенциал – это сложная экономическая категория, которая еще недостаточно исследована. Построение эффективных, адаптированных к конкретным условиям механизмов управления экономическими системами невозможно без комплексного и всестороннего исследования категории социально-экономического потенциала территории. Одним из важных показателей, который должен найти свое место в системе стратегического управления территорией, является показатель оценки социально-экономического потенциала. Социально-экономическое развитие территориальных единиц в значительной мере зависит от величины и степени использования экономического потенциала, сосредоточенного на данной территории. Задачей стратегического управления потенциалом территории должна стать не только сохранение ее стоимости, но и обеспечение наращивания потенциала территории при осуществлении любой деятельности. Из этого следует, социально-экономический потенциал должен характеризоваться, с одной стороны, достигнутым уровнем социально-экономического развития, с другой – возможностью его дальнейшего повышения, для чего необходимы определенные ресурсы и условия.

 

 

 

1.2. Анализ основных факторов  влияющих на социально-экономический  потенциал Республики Бурятия  в XXI веке.

 

Исторический фактор: Республика Бурятия в географическом отношении занимает центральное место в Прибайкалье. Её территория равна 351,3 тыс. кв. км. Население республики – 971,810 тыс. чел. (по переписи 2013 г.), среди которых преобладают русские (685,3 тыс. чел.) и буряты (286,5 тыс. чел.). Помимо них в республике проживают представители более 60 других национальностей. Столица республики – г. Улан-Удэ – является одним из крупнейших городов Восточной Сибири.

С момента  образования 30 мая 1923 г. республика сделала  огромный рывок в своем развитии. Бывший аграрный край стал одним из развитых индустриальных регионов на востоке страны. И сейчас, несмотря на все сложности современной  экономической и политической ситуации в России, Бурятия занимает второе место в рейтинге экономического роста регионов Восточной Сибири.

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной  частью центральноазиатской историко-культурной области. Население района прямо  или косвенно в течение тысячелетий  входило в орбиту грандиозных  исторических событий этой части  планеты. Интереснейшей страницей  в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей  эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство  кочевников Центральной Азии, просуществовавшее  три столетия.  
 Последующие государственные образования кочевников сменяли друг друга на протяжении тысячелетий до образования в 1206 году Монгольской империи, в которой Чингис-хан объединил все основные монгольские племена.

Подчиняясь строжайшей государственной  дисциплине, народы Забайкалья участвовали  в завоевательских походах Чингис-хана и его преемников. После распада империи Чингис-хана монгольское государство, раздираемое феодальными раздорами, продолжало существовать. Племена, кочевавшие в Забайкалье и Предбайкалье, неизменно оставались в его составе.  
 В 16-м веке российская империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток. Крупные исторические события, надвигавшиеся в сторону Байкала, коснулись судьбы народов, обитавших на этих территориях. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.  
 Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточно-сибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в 18-19 веках к интенсивному экономическому развитию региона.                             
 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая республика. Еще раньше две Бурят-Монгольские автономные области были созданы в составе РСФСР и Дальневосточной республики (буферного государства, созданного Советской властью в тактических целях). 

30 мая 1923 года президиум  Всесоюзного Центрального исполнительного  комитета принял постановление  об объединении этих областей в республику с центром в городе Верхнеудинске. 

Столица Бурят-Монголии в 1934 году была переименована в Улан-Удэ. В 1937 году из состава республики был  выведен ряд районов, на их основе созданы два бурятских автономных округа, вошедших в состав соседних областей: Агинский в составе Читинской и Усть-Ордынский в составе Иркутской области. В 1958 году Бурят-Монгольская АССР получила новое название – Бурятская АССР.  8 октября 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет Бурятской Советской Социалистической Республики и объявлен отказ от статуса автономной республики. 27 марта 1991 года парламент Бурятии исключил из названия республики определения «Советская» и «Социалистическая», и она получила современное название. С 1994 года в Республике Бурятия действует нынешняя Конституция. В ней закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определена система органов государственной власти, включающая Президента, Правительство, Народный Хурал, Конституционный суд, а также Верховный суд и другие судебные органы. 

 

Географический фактор: Расстояние по железной дороге от г. Улан-Удэ до г.Москвы – 5519 км, а до Тихого океана – 3500 км. Площадь Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв.км. Бурятия расположена в южной части Восточной Сибири, южнее и восточнее озера Байкал. На юге Республика Бурятия граничит с Монголией, на юго-западе – с Республикой Тыва, на северо-западе – с Иркутской областью, на востоке – с Читинской областью. На территории республики расположены 21 муниципальных района, 2 городских округа, 273 городских и сельских поселений. Численность постоянного населения на 1 января 2004 г. составила 974,3 тыс. чел., средняя плотность населения – 3,0 чел. на 1 кв. км. Городское население составляет около 60 % от всего населения республики, сельское – около 40 %, в столице республики проживает около трети населения республики. Коренное население республики – буряты, эвенки и сойоты.

Климат Бурятии – резко-континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Зима холодная, с сухим морозом и малым количеством снега. Весна ветреная, с заморозками и почти без осадков. Лето короткое, с жаркими днями и прохладными ночами, с обильными осадками в июле и августе. Осень наступает незаметно, без резкой смены погоды, в отдельные годы она бывает долгой и теплой. Средняя температура летом +18,5 0С, зимой –22 0С, а среднегодовая температура –1,6 0С. За год в среднем выпадает 244 мм осадков.

На территории Бурятии находится большая часть (около 60% береговой линии) озера  Байкал – самого глубокого пресноводного  озера в мире. Длина Байкала  – 636 км, ширина – от 25 до 79 км. Общая  длина береговой линии Байкала 2100 км, а площадь акватории – 31,5 тыс. кв.м. Максимальная глубина – 1637 м, средняя – 730 м. Байкал является природным  резервуаром пятой части мировых  запасов пресной воды высочайшего  качества. В озере обитает 2500 различных  видов животных и рыб, 250 из которых  являются эндемиками.

Республика  богата минерально-сырьевыми ресурсами. На территории Бурятии за 50 лет активной деятельности геологами разведано более 700 месторождений различных полезных ископаемых, из них более 600 учтены государственным балансом России и территориальным балансом Республики Бурятия. Среди выявленных месторождений 247 золота (228 россыпных, 16 рудных и 3 комплексных). В перечне стратегических видов минерального сырья находятся 7 месторождений вольфрама, 13 - урана, 4 -полиметаллов, по 2 - молибдена и бериллия, по одному - олова и алюминия. Республика Бурятия располагает крупной предварительно оцененной сырьевой базой урана. Балансовые запасы 8 месторождений плавикового шпата способны обеспечить нужды металлургических предприятий Сибири и Дальнего Востока в кусковом флюорите. Балансовых запасов 10 месторождений бурого и 4 месторождений каменного угля хватит на сотни лет для обеспечения потребностей топливно-энергетического комплекса Бурятии.

 

На территории республики выявлены также 2 месторождения асбеста, ряд нефритовых и строительного сырья, а также апатита, фосфорита, графита и цеолитов. Недра Бурятии содержат 48% балансовых запасов цинка России, 24% - свинца, 37% - молибдена, 27% - вольфрама, 16% - плавикового шпата и 15% - хризотил - асбеста. Большинство крупных и уникальных месторождений полезных ископаемых расположены в радиусе до 200 км от ближайших железнодорожных линий ВСЖД и БАМ. Степень геологической изученности недр республики позволяет прогнозировать обнаружение здесь новых перспективных месторождений различных полезных ископаемых, в том числе и новых генетических типов.

В усилении позиции Республики Бурятия в  геополитическом и экономическом  пространстве России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в обеспечении ее экономической  безопасности решающую роль играет наращивание  минерально-сырьевого потенциала, а стратегическим направлением перспективного развития является освоение минеральных ресурсов недр республики. Очевидны преимущества стратегии одновременного развития горнопромышленного и промышленного комплексов с образованием полной производственной цепочки прохождения продукции от сырья до продукции народного потребления.

Оз. Байкал пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Особенно возросло внимание к  этому удивительному озеру в  последние 20 лет. Стараниями специалистов, ученых и общественных движений оз. Байкал включено в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (1996 г.).

Экосистема  оз. Байкал, включающая его водосборный  бассейн, ежегодно воспроизводит в  среднем 60 км3 воды. Именно этот объем  воды (0,26 % от общих запасов) составляет возобновляемые ресурсы оз. Байкал, в настоящее время почти полностью используемые каскадом ангарских ГЭС. В оз. Байкал впадают около 350 рек, постоянно несущих свои воды в озеро.

Информация о работе Социально-экономический потенциал Республики Бурятия