Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:45, дипломная работа
Подготовка детей к обучению в школе - многоаспектная проблема, которая активно дискутируется в обществе уже не первое десятилетие. Мнения по этому поводу высказывают учителя, родители, воспитатели детских садов, методисты, руководители органов управления образования, ученые в различных областях знаний. Причем их взгляды на отдельные аспекты проблемы нередко носят непримиримый, полярный характер. В свете теоретических воззрений на дошкольное детство как на самоценный период развития личности сомнению подвергают даже необходимость подготовки детей к школе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации
1.2 Стратегические направления развития дошкольного образования
1.3 Проблемы финансирования дошкольного образования в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ №75 ГОРОДА АНГАРСКА
2.1 Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ №75 города Ангарска
2.2 Анализ системы управления и организации труда в дошкольном образовательном учреждении №75
2.3 Анализ финансово-экономических основ деятельности дошкольного образовательного учреждения №75
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ №75 ГОРОДА АНГАРСКА
3.1 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала ДОУ №75 города Ангарска
3.2 Совершенствование правовой базы привлечения внебюджетных источников финансирования МДОУ №75
3.3 Предложения по привлечению дополнительных источников финансирования деятельности ДОУ №75 города Ангарска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образовательный процесс - ключевое направление деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Стратегия развития ДОУ определяется в Программе развития, составление которой базируется на специальной технологии с обязательным проведением анализа работы образовательного учреждения, сопоставления промежуточных и ожидаемых результатов деятельности на основе контрольных срезов, изучения социального заказа родителей и прогноза возможных изменений направления деятельности ДОУ. Программа развития обсуждается и формируется совместно с органами самоуправления, специалистами и родителями. На основе концептуальных ориентиров, указанных в программе развития ДОУ, выстраивается образовательная программа ДОУ, которая определяет модель процесса воспитания и образования детей, отражающую все элементы их жизнедеятельности в каждом возрастном периоде.
Деятельность организации планируется на трех уровнях: стратегическом, тактическом, оперативном. Остановимся на каждом из них подробнее.
Стратегическое, или перспективное планирование строится на основании Концепции развития учреждения, разработанной в соответствии с его типом. В соответствии с Концепцией развития учреждения разрабатывается также Программа развития ДОУ, а на ее основе - Образовательная программа. Все эти документы утверждаются коллегиальным органом - Советом педагогов.
На уровне тактического планирования ежегодно на основании Программы развития разрабатывается Годовой план учреждения с приложениями. (план работы с родителями, помесячные планы ДОУ, план взаимодействия со школой, планы работы структурных подразделений, например психолого-педагогической службы, медицинской….). На основании Годового плана учреждения составляются перспективные планы работы воспитателей и специалистов (музыкальный работник, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования) Перспективные планы работы воспитателей и специалистов объединяются в сетевой план интеграционного взаимодействия. Одновременно с годовым планом составляется базовый учебный план. Сетка занятий составляется на основании базисного учебного плана и сетевого плана интеграционного взаимодействия в строгом соответствии с СанПиН 2.4.1. 1249-03 и письмом Минобразования России от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения».
Оперативное планирование включает в себя составление ежемесячных календарных планов работы групп и календарно-тематических планов педагогов дополнительного образования и специалистов.
Контроль, как важная функция процесса управления, является основой для принятия управленческих решений и повышения компетентности руководителя как педагога и администратора. Заведующая ДОУ контролирует выполнение решений педагогического совета, качество знаний, умений и навыков детей, ведение документации каждым воспитателем, организацию и осуществление непосредственной работы с родителями.
Должностной контроль является основным источником информации для анализа состояния деятельности, получения достоверных результатов деятельности всех участников образовательного процесса. Должностной контроль заключается в проведении заведующей, руководителями структурных подразделений, председателями Совета педагогов и методического объединения воспитателей наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции, соблюдения педагогическими работниками законодательных и иных нормативных актов РФ, локальных актов.
Должностной контроль имеет ряд задач, одна из них получение объективной информации о реализации образовательных программ, далее совершенствование организации образовательного процесса в рамках единого образовательного пространства и на основе проектного метода; анализ достижений в воспитании детей для прогнозирования перспективного развития; подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников; своевременная корректировка процесса реализации образовательных программ в разновозрастных группах на основе личностно-ориентированной модели воспитания и обучения; определение эффективности образовательных программ и технологий, реализуемых структурными подразделениями, а также их взаимодействия между собой, кроме этого получение объективной информации о взаимодействии с семьями воспитанников в микро- и макросоциуме.
Далее рассмотрим Функции руководителей структурных подразделений, осуществляющих контроль: в них входят такие функции как контроль реализации образовательных программ; контроль ведения установленной документации воспитателями и педагогами дополнительного образования; координация сроков и темпов освоения детьми программ и технологий в разновозрастных группах и группах кратковременного пребывания; организация и участие в проведении педагогических срезов для установления уровня достижения детей; оценка уровня использования методического обеспечения образовательного процесса и контроль его пополнения; контроль взаимодействия специалистов, участвующих в образовательном процессе; использование различных технологий оценки освоения детьми программных материалов; подготовка к проведению проверки и разработки плана занятий, проверки, при необходимости консультация со специалистами; проведение предварительного собеседования по тематике проверки со специалистами, педагогами и воспитателями; запрос информации у участников образовательного процесса об уровне усвоения детьми программного материала и оценке обоснованности этой информации; контроль индивидуальной работы всех педагогических работников с одаренными детьми и детьми, имеющими проблемы в развитии; контроль безопасности созданных работниками условий для проведения занятий с детьми и воспитательных мероприятий; оформление в установленные сроки результатов анализа проведенной проверки; разработка экспертных заключений о деятельности работников ДОУ для проведения аттестации; организация и оказание методической помощи специалистам подразделения дополнительного образования, воспитателям в реализации предложений и рекомендаций по итогам проверки; проведение повторного контроля и наконец принятие управленческих решений по итогам проверки.
Права проверяющего:
Ответственность проверяющего:
Проверяющий несет ответственность:
В заключении работы составляется документация следующего содержания, в которую входят
Регулирование педагогического процесса в ДОУ осуществляется на основе комплексного планирования контроля, что позволяет заранее определить объекты, сроки, формы и методы контроля. Результирующая оценка качества педагогического процесса складывается:
Контроль и оценка работы педагогов станут эффективнее, если контролируемый будет убежден в объективности оценки, воспримет ее как полезную информацию, узнает способы устранения выявленных недостатков, захочет их устранить, и будет уверен, что необходимую для этого помощь ему окажут.
В детских садах используют следующие виды контроля:
Использование карточек-схем наблюдения и анализа деятельности педагога и его взаимодействия с детьми для достижения запланированной цели позволяет не только экономить время администрации, но и дает возможность воспитателю еще раз подумать о том, как более эффективно провести занятие.
При организации контроля педагогической работы необходимо привлечь воспитателя к самостоятельному анализу своей деятельности. Трудность заключается в том, что далеко не каждый готов к объективной самооценке. Самоанализу надо научить, при этом важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения, а убеждать в рациональности применения альтернативных методов работы.
Взаимоконтроль осуществляется воспитателем параллельной либо любой другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и самооценке воспитателя при сравнении своей работы с работой другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта и улучшению образовательного процесса.
Для создания атмосферы творческого поиска в коллективе руководителю важно дифференцированно подходить к каждому педагогу. Одни педагоги нуждаются в систематическом контроле со стороны администрации, другие педагоги обеспечивают стабильные результаты, но еще не имеют достаточной методической компетентности для проявления творчества. Третья группа педагогов - педагоги с высоким профессиональным мастерством и методической компетентностью. Они способны работать на принципах доверия и самоконтроля. Таких педагогов руководитель посещает с целью обобщения и распространения опыта и оказания помощи в разработке и отработке педагогической технологии.
Оперативная коррекция выявленных в процессе контроля недостатков работы воспитателей заключается в устных замечаниях, указаниях и рекомендациях, дополнительных профессиональных консультациях, включении в план педагогической работы необходимых изменений.
Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения является организация контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Обычно старший воспитатель отвечает за воспитательно-образовательный процесс, старшая медсестра - за медицинскую деятельность, включая оздоровление и питание, а завхоз - за финансово-хозяйственную деятельность.
Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.
Рассмотрим более подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОУ с учетом распределения контролирующих функций между вышеуказанными специалистами.
Старший воспитатель контролирует:
Контроль работы воспитателей в группах осуществляется ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность, например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.
Для обеспечения условий по оздоровлению детей старшая медсестра ДОУ контролирует: