Совершенствование деятельности муниципального учреждения дошкольного образования на примере МДОУ №75 г. Ангарска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:45, дипломная работа

Описание работы

Подготовка детей к обучению в школе - многоаспектная проблема, которая активно дискутируется в обществе уже не первое десятилетие. Мнения по этому поводу высказывают учителя, родители, воспитатели детских садов, методисты, руководители органов управления образования, ученые в различных областях знаний. Причем их взгляды на отдельные аспекты проблемы нередко носят непримиримый, полярный характер. В свете теоретических воззрений на дошкольное детство как на самоценный период развития личности сомнению подвергают даже необходимость подготовки детей к школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации
1.2 Стратегические направления развития дошкольного образования
1.3 Проблемы финансирования дошкольного образования в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ №75 ГОРОДА АНГАРСКА
2.1 Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ №75 города Ангарска
2.2 Анализ системы управления и организации труда в дошкольном образовательном учреждении №75
2.3 Анализ финансово-экономических основ деятельности дошкольного образовательного учреждения №75
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ №75 ГОРОДА АНГАРСКА
3.1 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала ДОУ №75 города Ангарска
3.2 Совершенствование правовой базы привлечения внебюджетных источников финансирования МДОУ №75
3.3 Предложения по привлечению дополнительных источников финансирования деятельности ДОУ №75 города Ангарска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

194742.rtf

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Таким образом, наблюдается определенный структурный дефицит мест в ДОУ: в городах, особенно крупных, мест недостаточно в детских учреждениях, в сельской местности наблюдается их избыток.

По данным Росстата, показатели очередности в ДОУ составляют на сегодня около 1млн. детей.

Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования ведется строительство новых дошкольных учреждений. К началу 2009-2010 учебного года введено в строй 182 дошкольных образовательных учреждения (из них 64 - в Центральном федеральном округе, 56 - в Южном федеральном округе).

Вместе с тем проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан РФ решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

С 1999 г. активно внедряются в практику работы ДОУ группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных ДОУ полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования ДОУ (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000г., используются также 10- часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

В связи с тем, что развиваются разные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Повышение квалификации педагогических кадров - актуальная задача образования. Современная Образовательная политика требует новых знаний, умений и отношений. Не случайно в федеральных программах развития образования подчеркнуто, что для успешной профессиональной деятельности работников в новых условиях требуется обеспечить повышение квалификации около 10 миллионов педагогов и руководителей образования.

В настоящее время более 50% педагогов дошкольных образовательных учреждений нуждаются в улучшении качества педагогических знаний, и в Управлении образования понимают, что эффективность такой работы зависит от развития методической службы, освоения и распространения современных технологий в образовании.

Педагогическая практика показала, что созданная методическая служба в форме творческих и экспериментальных площадок, школ повышения квалификации, проведение различного рода конференций обеспечивает возможность расширения и совершенствования творческого потенциала педагогов. Особое место в развитии методической службы отводится формированию единого информационного пространства, созданию банка данных о достижениях науки и передовой практики (создание информационных сайтов, подключение к Интернету, сотрудничество с передовыми изданиями….). Поэтому информатизация методической службы сегодня - одно из главных условий обеспечения подготовки педагогических кадров.

Низкий уровень заработной платы педагогов (в среднем по России он в 1,5 раз ниже, чем у учителей) ведет к текучести кадров ДОУ, не позволяет в должной мере обеспечить указанные учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, что, в свою очередь, ведет к понижению качества дошкольного образования.

Следует отметить, что важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в ДОУ.

Анализ информации, поступающей из субъектов РФ, показывает, что средний размер родительской платы в субъектах РФ колеблется от 176 руб. в месяц в Орловской области до 2129 руб. в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов ДОУ на содержание ребенка: от 7% в Орловской области до 31,9% в Тюменской области.

При этом постановлением Конституционного Суда РФ от 15.05.06 №5-П установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно: родительская плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в ДОУ. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в ДОУ.

Родительская плата за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении в среднем по стране за один день посещения ребенком государственного учреждения составляла, согласно официальной отчетности за 2006г., 16,39 руб. При этом она различалась по регионам более чем в 23 раза: минимальная плата в 2006г. была в г.Санкт-Петербурге-3,18 руб., максимальная - в Таймырском округе - 73,87 руб.

Оплата родителями услуг ДОУ до 1 января 2008г. не могла превышать 20% от суммы расходов на содержание ребенка. Эти средства должны были расходоваться в основном на питание детей, хозяйственные нужды, реже - на приобретение игрушек, материалов для рисования и лепки, наглядных пособий.

С 1 января 2008г. в соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тем самым установление размеров платы за содержание детей, в том числе какие-либо ограничения этого размера, стали компетенцией каждого муниципалитета.

В результате размеры родительской платы, порядок ее определения, а также устанавливаемые льготы значительно различаются даже в соседних муниципальных образованиях в пределах одного региона.

Приведем примеры нормативных актов муниципалитетов, касающихся установления и размеров родительской платы.

Положение о порядке оплаты родителями содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Коломны определяет, что уровень родительской платы за содержание детей в ДОУ устанавливается в размере 25% от стоимости содержания одного ребенка в ДОУ на текущий год, считанной по экономически обоснованным показателям.

Плата за содержание детей в ДОУ Коломны не взимается с родителей детей, посещающих специализированные учреждения для умственно отсталых детей и детей с задержкой психологического развития. Основанием для освобождения от оплаты в данном случае является заключение городской медико-педагогической комиссии.

В Белгородской области размер родительской платы не превышает 20% от стоимости содержания ребенка. В Белгороде ежемесячная родительская плата составляет 300-440 руб. (зависит от вида детского сада). При этом предоставляются следующие льготы по оплате (на основании постановления главы администрации г.Белгорода от 15.05.92 №682): малообеспеченные семьи - 50%; многодетные, одинокие родители - 50%; опекуны, дети-инвалиды, родители-инвалиды 1 и 2 групп - 100%, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, участники военные действий в Афганистане, для детей, один из родителей, которых погиб при исполнении служебных обязанностей - 50%; родители - народные судьи -100%.

А вот, например, в Старооскольском районе и г.Старый Оскол Белгородской области размер родительской платы значительно меньше - 180 руб. в месяц, но и льготных категорий также установлено меньше: малообеспеченные семьи, многодетные, опекуны - 50%; одинокие родители - 70%.

В республике Татарстан доля родительской платы определена постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15.11.04 №490 «Об утверждении нормативов затрат на содержание воспитанников в дошкольных учреждениях республики Татарстан» в размере 17% норматива затрат на содержание детей. Главам администрации городов и районов республики предложено руководствоваться данным постановлением, что они и делают.

Российские парламентарии убеждены, что стране необходима целевая финансовая программа для решения проблемы нехватки детских садов, которая должна стать отдельным нацпроектом или войти в него составной частью. Кроме того, считают политики, необходим закон о дошкольном образовании, который должен быть включен в Образовательный кодекс. В качестве экстренных мер парламентарии предлагают возвращать здания старых детских садов, сданных в аренду, а также выделять помещения для групп дошкольного образования при школах, где есть вся необходимая детям инфраструктура. Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев выступил за принятие закона о дошкольных учреждениях. «Можно было бы подумать о поддержке этой сферы с помощью законодательного акта», - заявил он. Медведев напомнил, что с этого года предусмотрена компенсация расходов родителей на содержание ребенка в детском саду за счет федерального бюджета: 30% за первого ребенка, 50% - за второго и 70% - за третьего ребенка. Однако, по словам первого вице-премьера, этих средств недостаточно для решения проблем с детскими садами. Он напомнил, что проблемы возникли в середине 1990-х гг., когда «сеть дошкольных учреждений деградировала, была развалена или разбазарена». «Необходимо выправлять эту ситуацию», - сказал первый вице-премьер. По данным Рособрнадзора, сейчас в России около 50 тыс. детских садов и яслей. Этого явно недостаточно: по данным Института социальной и гендерной политики, более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности попасть туда. Всего в очереди в детские сады стоят 913 тыс. детей. Те, чья очередь дошла, тоже не получают дошкольного воспитания на должном уровне: почти половина детских садов переполнена, в некоторых из них наполняемость групп доходит до 138%. Вскоре будет еще хуже, предупреждают эксперты - начался рост рождаемости. Невозможность отдать ребенка в детский сад не только нарушает конституционное право на доступное бесплатное дошкольное образование. До 40% матерей, отметила исполнительный директор института Наталья Бердникова, «оказываются перед дилеммой - ребенок или карьера, и лишаются возможности трудоустроиться». «А матери-одиночки, особенно несовершеннолетние, в массовом порядке бросают своих детей, превращая их в социальных сирот» - , сообщила Бердникова. По данным столичного департамента образования, за последние 5 лет рождаемость в Москве возросла на 37%. Ежегодно здесь рождается на 3-5 тыс. детей больше, чем в предыдущем году. Но и сравнительно благополучную столицу тоже не обошла стороной проблема детских садов. Как только здесь начали строить детские сады «нового поколения» - с бассейнами и игротеками, в очередь на них сразу встали тысячи семей, раньше не планировавших отдавать своих детей в детсад. Строить теперь придется еще больше, а средства на эти цели у столицы тоже ограничены. Официальных данных по экономике дошкольного образования нет: никакой статистики по этой проблеме не ведется, а официальные показатели бюджетных расходов на одно место в детском саду изъяты из бюджета и существуют только в отчетах казначейства. «Экономика дошкольного образования - зона, где не ступала нога человека. Родители ничего об этом не знают, а государство делает все, чтобы они и впредь оставались в неведении», - убеждена главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына. По закону о разграничении полномочий с регионами детские сады отлучили от федерального бюджета и передали на муниципальный уровень, не имеющий средств для строительства новых детских садов и едва покрывающий расходы по «латанию дыр» в старых. В итоге на одного садовского ребенка консолидированный бюджет (всех уровней) выделяет по 25 тыс. рублей в год или 2 тыс. рублей в месяц. Сюда входит абсолютно все - капстроительство, питание, лечение и воспитание с образованием. Это означает, что детские сады по-прежнему финансируются по остаточному принципу и выживают они за счет «поборов» с родителей. При этом, по последним опросам Института экономики РАН, 60% семей готовы доплачивать за «видимое улучшение качества дошкольного образования», отметила Ржаницына.

Добровольно-принудительные взносы существенно улучшают положение действующих детских садов, но новый детский сад на них не построить - строительство типового детского садика в регионе стоит порядка 75 млн. рублей. Чтобы увеличить количество мест, регионы начали перекройку существующих детсадов - массовое перепрофилирование физкультурных кабинетов в группы и реконструкция детсадов за счет «пристроя» или «надстроя». В некоторых регионах, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, городские власти начали досрочно расторгать долгосрочные аренды детсадовских зданий и вступили в полосу судебных процессов. Однако, кроме капстроительства, системе дошкольного образования необходимы средства на выполнение своей основной задачи - на развитие детей, а значит, на повышение воспитательских зарплат. Решить проблему в комплексе, считают эксперты, можно лишь, переложив ответственность за детские сады с муниципалитетов на все три уровня власти - федеральный, региональный и местный. В связи с этой проблемой правозащитник Борис Альтшулер предложил создать мощное общероссийское общественное движение «Сердитые матери», чтобы заставить государство, забывшее про систему дошкольного воспитания, считаться со своими требованиями. При этом развитие системы дошкольного образования должно быть включено самостоятельным направлением в нацпроект «Образование» - и тому есть все предпосылки, убеждены участники обсуждения. В некоторых регионах уже создают кооперативы, когда договариваются родители 20-30 детей и приглашают преподавателей для занятий с детьми, некоторые многодетные матери устраивают у себя домашние детские сады, но это неправильно, так как государство должно заниматься дошкольным образованием детей. Основная проблема состоит в том, что произошло разделение федерального и региональных бюджетов, и финансирование детских садов перешло к муниципалитетам, а должно быть софинансирование, все бюджеты должны выделять деньги на детские сады. Кроме того, если что-то и нуждается в реформе, так это в первую очередь сама социальная система, которая работает неэффективно и не позволяет быстро и легко получить людям те деньги и субсидии, которые им полагаются. Для того, что родители смогли получить те компенсации за детский сад, которые согласно изменениям о дополнительных мерах господдержки, внесенным в закон, предусмотрены с 1 января 2010 года, им придется потерять массу времени, собрать множество справок. Необходимо продумать, как упростить механизм получения этих субсидий.

Закон о дошкольном образовании очень нужен, и лучше всего, если он будет включен в Образовательный кодекс. Сейчас стратегия направлена на кодификацию всех законов, поэтому необходимо ускорить работу над Образовательным кодексом и в него включить законы о дошкольном образовании. Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых, видов дошкольных образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг. Обновление педагогического сознания - процесс длительный, сложный, болезненный. Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий, пониманием тех позиций, которые препятствуют существенному реформированию системы.

Информация о работе Совершенствование деятельности муниципального учреждения дошкольного образования на примере МДОУ №75 г. Ангарска