Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:45, дипломная работа
Подготовка детей к обучению в школе - многоаспектная проблема, которая активно дискутируется в обществе уже не первое десятилетие. Мнения по этому поводу высказывают учителя, родители, воспитатели детских садов, методисты, руководители органов управления образования, ученые в различных областях знаний. Причем их взгляды на отдельные аспекты проблемы нередко носят непримиримый, полярный характер. В свете теоретических воззрений на дошкольное детство как на самоценный период развития личности сомнению подвергают даже необходимость подготовки детей к школе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации
1.2 Стратегические направления развития дошкольного образования
1.3 Проблемы финансирования дошкольного образования в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ №75 ГОРОДА АНГАРСКА
2.1 Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ №75 города Ангарска
2.2 Анализ системы управления и организации труда в дошкольном образовательном учреждении №75
2.3 Анализ финансово-экономических основ деятельности дошкольного образовательного учреждения №75
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ №75 ГОРОДА АНГАРСКА
3.1 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала ДОУ №75 города Ангарска
3.2 Совершенствование правовой базы привлечения внебюджетных источников финансирования МДОУ №75
3.3 Предложения по привлечению дополнительных источников финансирования деятельности ДОУ №75 города Ангарска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Необходимо принимать меры по ликвидации сложившейся ситуации. В четырех регионах России - Московской, Новгородской, Самарской и Псковской областях - идет эксперимент по апробации и внедрению новых подходов в области финансирования дошкольных образовательных учреждений. На наш взгляд существует и такая проблема, как долевое нормативное финансирование, которое необходимо развивать в условиях казначейского исполнения бюджета, так как оно поможет урегулировать ситуацию, появятся средства к существованию и развитию у дошкольного учреждения. Данное предложение рассмотрим в следующем разделе. Кроме того, заведующие детских садов, особенно в малонаселенных пунктах, где бюджет является дотационным, сталкиваются с необходимостью изыскания средств для дополнительного финансирования. Одним из источников внебюджетного финансирования может стать работа по различным целевым проектам или программам. Целевыми проектами и внебюджетным финансированием пытаются заниматься власти города давно, но без должного результата, необходимо кардинально изменить взгляды на эту возможность и попытаться развить, так как при положительном исходе и правильном истолковании ДОУ, как города, так и конкретно ДОУ №75 получит дополнительные средства.
Стареющие кадры - проблема сформировавшаяся давно. Новый персонал набрать довольно тяжело в связи с низкими заработными платами, низкой мотивацией к труду. Во всех учреждениях работники держатся на голом энтузиазме. В рассматриваемой организации существование данной проблемы актуально, так как возрастные рамки педагогов ДОУ колеблются от 35-50 лет, легко заметить, что молодые кадры набираются с трудом. Новые кадры привносят в организацию свежие идеи, знания, настроение. При работе с детьми необходимо постоянно повышать свою квалификацию, проходить курсы по переподготовки. Плюсы молодых специалистов в том, что их необходимо переучивать, их багаж знаний полон не хватает только опыта, который приходит с годами. Квалифицированные кадры - залог успешного развития, и закрывать глаза нельзя, так же привлечение новых кадров - задача не из легких, но осуществима, необходимо только пересмотреть возможности мотивации и поощрения.
Рассмотрим ещё одну немаловажную проблему - нехватку мест в детских дошкольных учреждениях. В связи с тем, что многие ДОУ, как по России, так и в г.Ангарске сданы в аренду частным предпринимателям, возникает проблема нехватки мест. Так в ДОУ №75 числится 228 детей, а на самом деле по плану 165 человек, на лицо перебор. В связи с этим необходимо задуматься о формировании дополнительной группы, так как присутствуют постоянные жалобы от населения. Люди не могут выйти на работу, так как не с кем оставить ребенка, эта проблема не городского, а областного значения и решать её необходимо как можно быстрее.
Выше мы говорили об аттестации и адаптации персонала здесь тоже необходимо внести некоторые доработки. Предложим решение проблем, рассмотренных в этом разделе далее.
В данном разделе рассмотрели работу конкретного дошкольного учреждения, что более эффективно, чем изучение общего состояния детских садов по стране, так как на определенном наглядном примере имеется возможность досконального анализа, и наилучшего обозрения. Так, было выбрано Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение №75, находящееся в городе Ангарске. Изучена структура и принципы управления, рассмотрены нормативно-правовые акты, выявлен ряд проблем, изучением и решением которых мы займемся в третьем разделе.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ №75 ГОРОДА АНГАРСКА
Поддержка и развитие дошкольного образования должно быть одним из приоритетных направлений социальной политики правительства любой области. Действующим законодательством организация дошкольного образования отнесена к компетенции органов местного самоуправления.
Современное состояние муниципальной системы образования характеризуется разнообразием типов и видов образовательных учреждений, формированием демократических основ их деятельности, развитием вариативных образовательных услуг, совершенствованием механизмов финансовой деятельности учреждений.
За последние 3 года в городе Ангарске преодолена опасность потери качества образования, обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучающихся.
Образовательная деятельность направлена на формирование единого, открытого, личностного ориентированного образовательного пространства, которое включает в себя 127 муниципальных учреждений различных типов и видов. В муниципальную систему образования входят 43 общеобразовательных учреждения, 4 учреждения дополнительного образования, 78 дошкольных образовательных учреждений.
Управление муниципальной системой образования приобретает государственно-общественный характер. Идет работа по формированию в учреждениях образования фондов развития и попечительских советов.
Разрабатываются современные модели и методы управления муниципальной системой образования. Меняются целевые ориентиры, которые связаны с обеспечением социальной функции образования.
Интересен факт разработки программы развития дошкольного образования в Ангарском муниципальном образовании на 2010-2010 г.г. Целью, которой является обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования на территории ангарского муниципального образования всем слоям населения, независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка.
Были выделены следующие задачи:
Важнейшими целевыми показателями стали:
Ожидаемыми результатами реализации Программы и показателями ее социально-экономической эффективности к концу 2010г. станут:
Решение одной из проблем, с которой столкнулось ДОУ №75, нашло отражение в данной программе, то есть необходимо открыть дополнительную группу на 18 человек в связи с перебором детей, на базе данного дошкольного учреждения. Кроме того, стоит заметить, что для урегулирования проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях на территории Ангарского муниципального образования вводятся в эксплуатацию бывшие здания ДОУ, в других также открываются дополнительные группы. Так в 2010 г. по плану должно добавиться 275 мест для дошкольников.
Инновационный потенциал дошкольного учреждения
Термин «инновационный потенциал» чаще используется в отношении к промышленным и коммерческим предприятиям. Однако при глубоком толковании понятие становится ясно его употребление и для дошкольного образовательного учреждения.
В современном мире с учетом изменений традиционной системы образования стоит пересмотреть существующие стереотипы.
Под экспериментальными разработками понимается систематическая деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или практическим путем. Она включает в себя получение новых материалов, введение современных технологий и дальнейшее их усовершенствование в процессе применения. В детском саду такая работа должна быть направлена на обеспечение жизни и здоровья ребенка.
Необходимо отметить, что педагоги ДОУ №75 в своей работе должны опираться на следующие определения инновационного образования, данные учеными:
Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются нововведения как радикальные, т.е базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие. Говоря о детских садах, нужно употреблять понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:
Как отмечают ученые, инновационный потенциал организации представляет собой совокупность характеристик, определяющих способность к инновационной деятельности.
Основными элементами инновационного потенциала для ДОУ №75 будут:
Показатели инновационного потенциала ДОУ №75 могут быть: научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника); инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).
Организационно-управленческое обеспечение инновационного процесса ДОУ достигается путем принятия различных мер, среди которых:
Для грамотного и эффективного управления людьми необходимо использовать такие инструменты как мониторинг социально-психологических процессов в педагогическом коллективе, моделирование и реализация их в практической деятельности. Либо же моральное стимулирование повышения качества и эффективности работы сотрудников.
Правильность направления инновационного процесса определяется качеством образования в ДОУ. Его показателем является непосредственный результат образовательного процесса в целом, который зависит от уровня квалификации педагогических кадров, состояния материально-технической базы.
Подчеркнем, что инновационный потенциал любого ДОУ позволяет рассматривать образование как деятельность, целью которой служит развитие личности ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости. Современные исследователи утверждают, что будущее образования - в субъективности, диалогичности, интегрированности и развивающей направленности образовательного процесса, а также в фундаментальности подготовки педагогических кадров. По их мнению, эти составные части приведут к конкурентной способности учреждения, развитию духовно-нравственных начал у детей, расширению содержания образовательного процесса и разнообразию инновационных технологий.
Где же при одинаковом дефиците кадрового и материально-технического обеспечения ДОУ изыскать инновационный потенциал?
Рассмотрим интеллектуальные ресурсы:
За 2007-2009 гг. 15 сотрудников обучились в высших учебных заведениях города Иркутска, причем это не только институт по повышению квалификации педагогов, но могут быть и другие специальности и другие учебные заведения, например педагогический институт. Потребность в профессиональном росте продиктована не рекомендациями руководителя, а восприимчивостью к нововведениям, желанием познавать и внедрять свои знания в практическую деятельность. Кроме того, правильно организованная деятельность, направленная на формирование высокой коммуникативной компетентности, и дает возможность коллективу заниматься инновационной деятельностью. Атмосфера поиска, творчества, доброжелательность, благоприятные условия для саморазвития отличают коллектив МДОУ №75.