Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.
Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников
Мировой опыт государственной поддержки новаторов меняется в зависимости от конкретной страны, но его непосредственное воздействие в рамках системы, базирующейся на действии рыночных сил, по мнению, специалистов, имеет второстепенное значение. Однако именно государственные органы имеют возможность крупномасштабно синтезировать общественные потребности в производственные возможности.
Государственная активность в инновационной сфере обусловлена не только интересами общественного развития, но и государственными материальными интересами. Ясно, что основа жизнедеятельности госаппарата зависит, в том числе, и от финансовой устойчивости и платежеспособности экономических субъектов хозяйствования – налогоплательщиков, которые, в свою очередь, зависят от положения товаропроизводителя на товарном рынке. Вот почему органы управления напрямую заинтересованы в развитии конкурентоспособных производств. И технологий, чему в значительной степени способствуют инновации. Государственное предпринимательство в рыночной сфере, где органы управления выступают в качестве контрагентов инновационных процессов, позволяет им иметь согласованную с другими партнерами выгоду от вкладов в коммерческий проект. Таким образом, экономическая база интересов государства делает его на всех уровнях управления активным участником инновационных процессов.
Необходимость государственного управления инновационными процессами обусловлена тремя факторами:
- состоянием экономики;
- недостатками
механизма рыночного
- мотивационными факторами формирования государственных доходов.
Конкретизация государственной инновационной политики может осуществляться посредством исследовательского и инновационного программирования и проектирования, а также государственного планирования, способствующего формированию государственных заказов. Реализация конкретных решений призван содействовать специальный инструментарий административного, социально-психологического и экономического воздействия.
В инновационной
сфере предпочтительными
Инновационная политика должна быть тесно связана с нововведенческой деятельностью, и представлять собой систему мер, способствующих интенсивному протеканию инновационных процессов в целях удовлетворения возрастающих общественных потребностей. Учитывая особенности государственного устройства Казахстана, можно разделить инновационную политику государства на две части: республиканский и региональный уровень.
Ведущей целью республиканского уровня государственного управления является формирование социально-экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных предпосылок для прогрессирующего развития производительных сил общества. Здесь решаются следующие задачи: тщательный анализ направлений общественного развития и определение приоритетов в развитии науки и техники, технологии; инициирование научно-технических программ и инновационных проектов, позволяющих ускорить развитие или обеспечить получение ключевых технологий; создание инфраструктуры рынка интеллектуальной продукции и других новшеств, способствующих динамичному развитию общества; наблюдение за темпами развития инновационных процессов, их координация и коррекция в случае необходимости; организация и поддержка кооперации на всех стадиях инновационных процессов.
На региональном уровне государственного управления предпочтение отдается деятельности, связанной с диагностикой конкурентоспособности производств, имеющих соответствующее территориальное расположение, оценкой их научно-технического, производственного и кадрового потенциала; выбору приоритетных направлений, сфер, производств, конкурентоспособный потенциал которых наиболее велик; разработке программ (проектов) и механизмов их реализации с учетом определенных приоритетов, включая привлечение частных инвесторов; обеспечению соответствующих дифференцированных режимов экономического стимулирования.
Реализации государственной
научно-технической и
Изучение зарубежного и отечественного опыта государственного воздействия на развитие науки и инновационной активности хозяйствующих субъектов, позволяет в качестве основных регуляторов назвать финансовые, кредитные, налоговые и амортизационные, а также ценовые формы поддержки [37, с.16].
Применение системного подхода при формировании инновационной политики в развитых странах мира приобрело первостепенное значение, особенно на фоне таких современных тенденций развития мировой экономики:
конкуренция за качественный человеческий капитал становится важнейшей характеристикой мирового инновационного развития, растущая мобильность высококвалифицированного персонала также обеспечивает процессы распространения знаний;
роль информационных технологий в процессе распространения знаний становится все более актуальной для дальнейшего роста инновационной активности, процессы распространения знаний вышли за пределы отдельных экономик;
глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях технологий и в тоже время стимулирует процессы специализации и локализации инноваций.
Страны, реализовавшие концепцию системного подхода к проведению инновационной политики, сумели за короткий исторический период времени создать эффективные национальные инновационные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования и добиться увеличения общей наукоемкости ВВП.
К примеру, регионами ускоренного расширения научно-технической сферы за последние годы стали страны Юго-Восточной Азии, скандинавские страны (Финляндия, Швеция). Новые индустриальные страны увеличили наукоемкость ВВП в полтора-два раза и приближаются к показателям европейских стран и США.
Новейшей тенденцией является сокращение доли госсектора в условиях стабилизации или сокращения "государственного заказа" науке из национальных бюджетов. Научные подразделения крупных корпораций, мелкие и средние наукоемкие фирмы усиливают свои позиции в национальном научно-техническом развитии, опираясь на созданную при помощи государства систему образования, инфраструктуру и некоторые льготы экономического характера.
В большинстве развитых стран внебюджетное финансирование научных исследований и разработок существенно превышает объемы бюджетных ассигнований в эту сферу. В среднем по странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) оно возросло с 55 % в 1981 году до 65 % в начале 90-х годов.
Главный источник внебюджетных средств - предпринимательский сектор, в котором лидируют крупные национальные и транснациональные корпорации. Корпорации предпринимательского сектора в развитых странах исторически сложились как важнейшие структуры национальных инновационных систем. Именно они, одновременно финансируя исследования и воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за основные направления научно-технического прогресса (далее - НТП), на их долю приходится большая часть финансирования науки силами частного сектора. Предпринимательский сектор является и останется в перспективе крупнейшим исполнителем НИОКР как по объему расходуемых средств, так и по числу занятых научными исследованиями ученых и инженеров.
Государственная
поддержка инновационной
1) стимулирование
инновационной деятельности
2) определение
приоритетов инновационного
3) формирование
и развитие инновационной
4) участие государства
в создании и внедрении
5) продвижение
отечественных инноваций на
6) международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферт технологий.
Государственная
поддержка инновационной
1) участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;
2) создание, координация
деятельности и дальнейшее
3) реализация
инновационных проектов за
4) предоставление инновационных грантов на условиях, определенных бюджетным законодательством Республики Казахстан и Законом о государственной поддержке инновационной деятельности;
5) организация
кадрового обеспечения
6) создание необходимых
организационных, правовых и
Целью казахстанской инновационной политики должно стать создание механизмов использования отечественного инновационного потенциала, привлечение современных иностранных технологий, которые в сочетании с нашими природными богатствами, человеческим и научным потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. Условием такого развития должно стать, во-первых, развитие нескольких конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей, продукция которых сможет по качеству соперничать с заморскими аналогами, во-вторых — интеграция транснациональных национальных компаний в отечественную экономику.
В условиях международной конкуренции, вызванной глобализацией и ростом научно-технического развития, в структуре инвестиций просматривается интенсивная слагаемая, включающая в себя затраты на высокие технологии. Они образуют новый тип инвестиций, определяемый как валовой.
Соединение инвестиций с инновациями можно определить как синтез, в котором также участвует и основной, пассивный капитал. Создается технологическая взаимосвязь, где инновации являются не «чужеродным телом», а важнейшим элементом (ядром) единой системы: «инвестиционный объект» их экономическое предназначение в обеспечении высшей степени конкурентоспособности всего объекта. Однако инновации имеют короткий жизненный цикл, обычно 5-7 лет, а инвестиции же вкладываются в объекты, рассчитанные на эксплуатацию в течение 20-50 лет. [4, с.17]
Государственную инновационную политику необходимо проводить в тесной связке с инвестиционной политикой страны, которая в свою очередь должна работать на привлечение инвестиций, несущих современные технологии.
Хорошо известны примеры Японии, США, Кореи, Финляндии и ряда других стран, динамичное развитие которых стало возможно благодаря инновациям. В настоящее время на долю новых технологий в развитых странах приходится более 70 процентов прироста ВВП, тогда как в Казахстане планируется увеличение удельного веса услуг научной и научно-инновационной деятельности в ВВП с 0,8 процента в 2005 году до 1,7 процента к 2015 году. Такой разрыв неудивителен. В развитых странах на науку тратят порядка 3—4 процентов от ВВП, у нас — 0,2 процента. Пока на всю казахстанскую науку выделяют столько денег, сколько в год получает на исследования средний американский университет, — говорить о развитии инноваций в стране не приходится. [2, с.159]
Ученые боятся
отдавать свои разработки бизнесменам,
поскольку у нас слабо работает
закон об интеллектуальной собственности.
Целесообразно создание в Казахстане
структуры наподобие
В Казахстане назрел
вопрос о необходимости разработки
национальной стратегии
Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане