Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ и система совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в России и Астраханской области. На основе цели курсовой работы были установлены следующие задачи:
 рассмотреть проблемы и состояние малого предпринимательства на современном этапе;
 раскрыть основные теоретические понятия малого бизнеса и его сущность, характеристики, виды, его роль в экономике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
1.2. Виды предпринимательства
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе
1.4. Состояние малого бизнеса России в современных условиях
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
2.2. Основные направления государственной поддержки
2.3. Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
2.4. Основные направления совершенствования государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Механизм развития малого предпринимательства
3.2. Формы и методы государственной поддержки
3.3. Совершенствование программно-целевых методов государственной поддержки малого предпринимательства
3.4. Разработка предложений по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 351.12 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3

Показатели  поддержки предпринимательства  в Астраханской области за 2012г. по  отраслевой долгосрочной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства  в Астраханской области на 2012 - 2016 годы"

Название мероприятия

Сумма средств, запрошенных субъектом  РФ, руб

Сумма средств, выделенных из ФБ, руб.

Сумма средств, перечисленных из ФБ, руб.

Потрачено субъектом РФ из ФБ, руб.

Потрачено субъектом РФ из РБ, руб.

1

2

3

       4

5

6

Развитие системы микрофинансирования

40000000

40000000

40000000

0

0

Предоставление грантов начинающим субъектам малого бизнеса

19053000

19053000

19053000

0

0

Долевое финансирование целевых расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства

28000000

28000000

4049728

0

0

Обеспечение деятельности Центра кластерного  развития для субъектов малого и  среднего предпринимательства

5612000

5612000

5612000

0

0

Содействие развитию молодежного  предпринимательства

8000000

8000000

0

0

0

Реализация массовых программ обучения и повышения квалификации

6000000

6000000

0

0

0


1

2

3

4

5

6

Поддержка действующих инновационных  компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационные проекты, в целях возмещения затрат в связи  с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг

20000000

20000000

20000000

3059558

0

Обеспечение деятельности центра координации  поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса

12000000

3000000

3000000

0

0

Создание и обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, ориентированных на обеспечение  деятельности в научно-технической  сфере субъектов малого и среднего бизнеса

5000000

5000000

5000000

0

1250000


 Продолжение табл. 3

Источник «Федеральный портал малого и среднего предпринимательства в Астраханской области» 21

 

Особый  акцент в программе сделан на поддержке  предприятий,

осуществляющих  модернизацию производственных фондов и технологий, а также внедряющих энергосберегающее оборудование, позволяющее  увеличить производительность труда, снизить себестоимость продукции, улучшить качество производства и, тем  самым, повысить конкурентоспособность  астраханской продукции. Кроме того, важным аспектом государственной поддержки  бизнеса является содействие развитию инновационных предприятий. Это  и возмещение расходов на создание предприятия (в пределах 500 тыс. рублей), и текущие расходы (в пределах 3 млн. рублей). Инноваторам возмещаются расходы, связанные с участием в различных выставках, конкурсах, ярмарках; повышением квалификаций и участием в образовательных мероприятиях.

В период действия подпрограммы министерством  экономического развития Астраханской области выделена государственная  поддержка в виде грантов 18-ти малым  инновационным компаниям, на общую  сумму 6 579,279 тыс. рублей, в том числе  за счет средств бюджета Астраханской области 3 432,274 тыс. рублей, за счет средств  федерального бюджета 3 147,005 тыс. рублей.

Также оказана  государственная поддержка в  виде бюджетной субсидии четырем  действующим инновационным компаниям, на общую сумму 9 168,067 тыс. рублей, в  том числе за счет средств бюджета  Астраханской области 5 000 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета 4 168,067 тыс. рублей.

В 2012 году 29 инновационных проектов Астраханской области получили поддержку по программе  С.Т.А.Р.Т. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, общая сумма финансирования составила 29 млн. рублей. А аналогичную поддержку в 2011 году получили 28 проектов (в 2010 году 27 проектов на сумму 14,9 млн. рублей).

 Пять проектов получили статус резидента «Сколково» - проекты «Создание и развитие программной платформы, позволяющей разрабатывать кроссплатформенные бизнес-приложения для мобильных устройств (смартсфонов и планшетных компьютеров)» (ООО «Агент Плюс») и «Антивирусная система нового поколения, основанная на поведенческом анализе» ООО «Секьюрити Стронгхолл», «Модульная платформа для производства малых экономически эффективных и экологически чистых транспортных средств на электротяге» (ООО «Каспийский Электро Транспорт), «Разработка лекарственных препаратов на основе наночастиц для лечения диабетической стопы» ООО «НПМФУ «АстЛек», «Интерактивный безэкранный дисплей» ООО «ДисплАир Компани». 22

В апреле 2012 года в Астраханской области прошел третий ежегодный форум «Дни инноваций  в Астраханской области», подтвердивший  статус крупнейшей региональной площадки для взаимодействия представителей институтов развития, научного и экспертного  сообщества, бизнеса и власти по реализации стратегии инновационного развития региона, решений о внедрении  лучших инновационных разработок в  хозяйственный оборот, управление и  социальную сферу. Плюсы и минусы от вступления в ВТО для малого и среднего бизнеса Условия, на которых Россия присоединяется к ВТО, являются оптимальными по сравнению со многими другими странами. Правила ВТО не ограничивают государственные ассигнования в развитие транспортной и социальной инфраструктуры, в создание новых предприятий, в субсидирование системы образования и подготовки кадров. В ходе присоединения России к ВТО максимально учтены все возможные риски бизнеса. Так, в связи с вступлением России в ВТО Правительство Астраханской области уделяет особое внимание увеличению доступности для предпринимателей новых производственных фондов, модернизированных технологий и энергосберегающего оборудования, позволяющих увеличить производительность труда, снизить себестоимость продукции, улучшить качество производства и, тем самым, повысить конкурентоспособность астраханской продукции на мировых рынках. В 2012 году введены новые виды государственной поддержки: в форме субсидирования процентов по кредитным договорам и субсидирование затрат на приобретение оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников 50 и более человек. В преддверии вступления России в ВТО Министерствов экономического развития Астраханской области создан центр развития экспортно-ориентированного предпринимательства, который способствует созданию условий для развития экспортно-ориентированного бизнеса, повышению конкурентоспособности местной продукции, продвижению местных товаров на зарубежные рынки. Снизить финансовую нагрузку на предпринимателей, осуществляющих модернизацию производства и экспорт продукции, также помогает реализация отраслевой долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы». Следует отметить, что не одно из мероприятий программы не противоречит требованиям ВТО. Кроме того, процесс глобализации в виде экспансии в регион федеральных сетей и крупного российского бизнеса идет уже более 10 лет. Что касается сельского хозяйства, меры его поддержки в условиях ВТО остается одним из наиболее подверженных влиянию процесса вступлению ВТО секторов экономики региона. Меры по ограничению государственной поддержки в условиях ВТО распространяются на так называемую «желтую корзину» мер поддержки, которые предусматривают прямое дотирование продукции государством. По мерам так называемой «зеленой корзины» поддержки сельского хозяйства, предусматривающим косвенное воздействие на страхование урожаев, развитие консалтинга и информационного обеспечения в сельской местности, модернизацию сельской инфраструктуры, научные исследования, инвестиционное субсидирование, ветеринарные услуги, выставочное дело, ограничения не устанавливаются. И сейчас перспективы развития данной отрасли определяются изменением государственной политики по ее поддержке. Поддержка молодежного инновационного предпринимательства

В конце 2012 года в Астраханской области появился еще один инструмент поддержки молодежного инновационного предпринимательства - лаборатория FabLab. Это Центр молодежного инновационного творчества или производственные лаборатория, в которой школьников и студентов будут знакомить с новыми технологиями проектирования и производства. В настоящее время во многих регионах России назрела потребность в современных Центрах молодежного инновационного творчества, которые могли бы предоставить творческой молодежи и малым инновационным компаниям доступ к технологиям и оборудованию современного цифрового производства и центрам прототипирования. В мае 2012 года Министерство экономического развития РФ совместно с Ассоциацией инновационных регионов России объявили конкурс на создание Центров молодежного инновационного творчества, взаимодействующих с международной сетью Fab Lab. Идея FabLaв - научить молодежь работать с новыми технологиями, основная роль - просветительская и в конечном итоге - подготовка высококвалифицированных кадров для современного производства. Министерство экономического развития Астраханской области приняло участие в данном конкурсе и выиграло право на финансирование проекта из федерального бюджета.

В ноябре текущего года состоялся конкурс  среди субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих участвовать  в создании Центра в регионе. Победитель конкурса получил субсидию 1,25 млн рублей из регионального бюджета и 5 млн рублей из федерального бюджета. Для оснащения такой лаборатории за счет средств бюджета будет приобретён 3D принтер, 3D сканер, программное обеспечение, небольшой комплекс для производства микросхем и станок. Fab Lab – это не просто набор определенного оборудования и материалов. Это специальный подход к отбору и привлечению людей, нацеленных на творчество и приобщение к творчеству одарённой, заинтересованной молодёжи. Это активно взаимодействующая международная сеть, подпитывающая оригинальными идеями и подходами все центры Fab Lab. Взгляд в будущее: Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 г ода В настоящее время Правительством Астраханской области ведется активная работа по подготовке заявки на создание особой экономической зоны промышленно - производственного типа на базе ведущих судостроительных предприятий на территории Астраханской области (ОЭЗ) для представления в Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - заявка). Данный проект был озвучен как приоритетный на встрече Губернатора Астраханской области А.А. Жилкина с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым, и получил полную поддержку со стороны всех заинтересованных федеральных структур. В соответствии с этим, Правительством Астраханской области было принято решение о внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Астраханской области, которые предусматривают мероприятия по созданию на территории Астраханской области ОЭЗ промышленно-производственного типа.23

Обновленная Стратегия предполагает создание ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории муниципальных образований «Наримановский район» и «Город Астрахань» Астраханской области, которая будет включать три участка: территории двух ведущих судостроительных заводов (ОАО «ССЗ «Лотос» и ОАО «АСПО») и свободный земельный участок в границах Наримановского района. Предварительно, общая площадь зоны составит 10,1 кв.км. Территория данной ОЭЗ будет обеспечена необходимой инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктурой. Финансирование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета Астраханской области и местных бюджетов будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Кроме того, предполагается создание ряда новых производств в границах ОЭЗ: организация широкомасштабного производства трубопроводной арматуры, которая будет использоваться в нефтегазодобыче, нефтегазапереработке, транспортировке нефти и газа, энергетике и химической промышленности, создание производств профилей ПВХ, ветродизельных станций, радиопоглощающих материалов и ряд других высокоэффективных проектов.

По своей  роли в реализации Стратегии создание ОЭЗ – это стартовый проект крупномасштабного EPCI-кластера (Engineering, Procurement, Construction, Installation – инжиниринг, снабжение, строительство, производство, установка), ядро будущего межотраслевого комплекса,

объединяющего судостроение, производство электрооборудования, проектирование и другие сопутствующие  отрасли.24

Создание  ОЭЗ на базе судостроительных предприятий на территории Астраханской области, в первую очередь, обеспечит сохранение лидирующих позиций России на Каспии. Режим ОЭЗ предполагает применение системы налоговых льгот и преференций, что обеспечит перемещение капитала, идей и технологий, станет фактором ускоренного экономического роста за счет мобилизации инвестиций, расширения диверсификации региональной экономики. Создание ОЭЗ даст ощутимые результаты в развитии национальной экономики, укреплении геополитических и экономических позиций региона и повышении уровня жизни населения.

 

 

 

 

3.4. Разработка предложений по  улучшению государственной поддержки  малого предпринимательства

 

В процессе дипломного исследования был разработан комплекс мер по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

  • Реализация направлений по совершенствование законодательной и нормативной базы предполагает:
  • создание самостоятельной законодательной и нормативной базы, обеспечивающей специфические условия деятельности субъектов малого бизнеса в их отношениях с органами власти и иными хозяйствующими субъектами;
  • принятие общего законодательства, которое будет  стимулировать предпринимательскую активность, и обеспечивать честный бизнес;
  • минимизацию административно-разрешительной и контрольной практики;
  • радикальное совершенствование налоговой системы, стимулирующей функционирование малого и среднего предпринимательства;
  • предоставление безопасности и защиты личности и собственности;
  • упрощение системы бухгалтерского учета;
  • Формирование и развитие специализированных институтов и механизмов. В этом направлении необходимым является:
  • формирование инфраструктуры, обеспечивающей  консалтинговое и информационное сопровождение тех, кто начинает развитие в сфере  малого и среднего бизнеса, включая технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные и информационные центры, промышленные зоны;
  • образование государственных институтов, определяющих реализацию государственной политики, направленной на поддержку малого бизнеса, включая органы государственной власти и управления;
  • функционирование специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов и механизмов;
  • совершенствование деятельности фондов поддержки малого бизнеса, структур микрокредитования, гарантийных и лизинговых учреждений.
  • Подготовка сотрудников для предпринимательской деятельности. Для осуществления этого направления необходимо обеспечить:
  • приоритетность подготовки кадров при определении программ поддержки малого бизнеса;
  • создание широкой сети образовательных учреждений на уровне регионов и муниципальных образований;
  • доступность качественного образования в области бизнеса для начинающих предпринимателей;
  • Обеспечение финансово-имущественной поддержки. Для этой цели требуется создание механизмов, обеспечивающих:
  • упрощенный доступ малых и средних предприятий к производственным площадям, оборудованию и земельным участкам;
  • доступ к капиталу, определяющего старт перспективных проектов;
  • формирование условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в область развития малого и среднего предпринимательства;
  • финансово-кредитную поддержку начинающим развитие предприятий, в том числе за счет бюджетных средств;
  • налоговые льготы фондам поддержки малого и среднего бизнеса, страховым и лизинговым компаниям, банкам, исполняющим кредитно-инвестиционное обслуживание малых и средних предприятий;
  • предоставление помощи в развитии кредитных союзов, потребительских обществ, с взаимным кредитованием;
  • Разработка и осуществление государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Государственные программы поддержки нацелены на:
  • привлечение малых и средних предприятий к осуществлению других смежных программ социально-экономического развития (конверсия п

Информация о работе Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области