Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ и система совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в России и Астраханской области. На основе цели курсовой работы были установлены следующие задачи:
 рассмотреть проблемы и состояние малого предпринимательства на современном этапе;
 раскрыть основные теоретические понятия малого бизнеса и его сущность, характеристики, виды, его роль в экономике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
1.2. Виды предпринимательства
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе
1.4. Состояние малого бизнеса России в современных условиях
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
2.2. Основные направления государственной поддержки
2.3. Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
2.4. Основные направления совершенствования государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Механизм развития малого предпринимательства
3.2. Формы и методы государственной поддержки
3.3. Совершенствование программно-целевых методов государственной поддержки малого предпринимательства
3.4. Разработка предложений по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 351.12 Кб (Скачать файл)

Следуя  из всего вышесказанного можно сказать , что в последние годы малые предприятия России развиваются ускоренными темпами. Но, несмотря на это малый бизнес  по-прежнему не оказывает существенного влияния на развитие экономики нашей страны в целом.

Его развитие в современных условиях России, является одним из главных направлений преобразования народного хозяйства фактически во всех отраслях сферы услуг и материального производства.

Государственное регулирование малого предпринимательства, значимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются обеспечение и поддержание равного доступа субъектов малых предприятий к нужной им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя - от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг.

 

2.2. Основные направления государственной поддержки

 

За пocледние десять лет в России сформировались общепринятые в cтранах с развитой рыночной экономикой oсновные элементы системы гoсударственной поддержки малого предпринимательcтва. Наблюдая современные проблемы развития малого бизнеса, а также учитывая слабую эффективность государственных мер направленных на его поддержку, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие вcей cистемы государственной поддержки малого предпринимательства cтанoвится в нaстоящее время главным фaктором успешного функционирования малого бизнеса в России.

В настоящее  время систему государственной поддержки малого предпринимательства составляют:

государственный аппарат - это совокупность государственных институциональных структур, несущих ответственность за развитие малого бизнеса,  обеспечивающих реализацию государственной политики в этой области, а так же осуществляющих регулирование деятельности малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

-государственные нормативно-правовые акты, направленные на развитие и поддержку деятельности малого предпринимательства;

-государственная  инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая коммерческие и некоммерческие организации, созданные как с  участием, так и без участия государства, деятельность которых, поощряется и поддерживается государством; предназначенная для реализации государственной поддержки, направленной на развитие и функционирование малого предпринимательства.

Рассмотрим  наиболее важные из них:

1.Главным инструментом реализации государственной политики служат региональные, федеральные, отраслевые и муниципальные программы поддержки и развития малого бизнеса. 8

Управление  деятельностью государственной  политики в области поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике. Финансовое обеспечение, направленное на мероприятия по развитию малого бизнеса, предусмотренные Федеральной программой осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые муниципальные и региональные фонды выполняют похожие функции на муниципальном и региональном уровне;

2. Государственный  аппарат поддержки малого бизнеса включает государственные структуры, ответственные за развитие и функционирование малого предпринимательства на федеральном уровне. На сегодняшнее время в Российской Федерации существуют все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми владеют развитые промышленные страны. В основе государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  действует система государственных и муниципальных фондов поддержки малого бизнеса. В современное время фондовая структура состоит из федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, среди которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства - это государственная некоммерческая организация, осуществляющая финансирование федеральной политики в сфере государственной поддержки малого бизнеса. Федеральный фонд выступает заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, и осуществляет реализацию мер Федеральной программы в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого бизнеса. У 63 региональных фондов действует организационно-правовая форма «фонд», в 11 региональных фондах действует ОПФ «учреждение», в 1 региональном фонде действует «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо  структуры региональных государственных фондов создана, развивается и действует структура муниципальных фондов. В современное время количество муниципальных фондов достигло более 170. Муниципальные фонды создаются при участии региональных фондов.

Региональные  фонды создаются правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды учреждены органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется тремя факторами: законодательством, мерами государственной поддержки малого предпринимательства (т.е. программно-целевыми методами поддержки малого бизнеса) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. В своей деятельности государственные фонды опираются на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет фондам широкую сферу деятельности направленную на поддержку малого бизнеса, а также определённые преимущества в виде льготы (в основном, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось не удаётся реализовать.

Существуют  различные организационные формы предпринимательства в зависимости от возможностей, желания, семейных обстоятельств, личностных качеств, места жительства, профессии, и других факторов. Научные мастерские в учебных центрах службы занятости являются одним из вариантов, содействующих предпринимательству, здесь во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются организационные навыки по созданию схожей мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости, создаются подобные мастерские, где помещение и оборудование предоставляется на льготных условиях районным центром занятости. Фoнд содействия занятости cовместно с районными центрами может предоставить финансовую поддержку, а так же информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть разной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости или коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Вязальная мастерская, парикмахерская,  мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий – вот лишь несколько возможных вариантов деятельности таких организаций. Кроме финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь.

Например, чтобы найти сотрудников или арендовать помещения для своей организации, в информационном центре фонда находится база данных, в которую занесена информация о тех, кто хочет получить работу по окончанию обучения по приобретенной специальности.

 

2.3. Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства

 

В современной  научной экономической литературе под программно-целевой деятельностью понимается система мер, действий, проведение которых обеспечивает единой, изначально поставленной цели. Программа в широком смысле означает совокупность намеченных, подлежащих поочередному выполнению действий, процедур, операций, связанных обобщенностью решаемой проблемы. Взаимозависимость понятий программа и цель, образует следующие категории: «программно-целевое управление», «программно-целевые методы»,  «целевые программы», «программно-целевая деятельность». Сочетание терминов программность и целенаправленность позволяет определить круг программных действий, направленных, в совокупность целеориентированных мер. Эти меры создают целенаправленный программно-целевой комплекс, в котором цель деятельности ставиться на первый план и становится, с одной стороны, главным ориентиром, а с другой, связующим элементом всей системы действий.

Управление программно-целевыми методами представляет перечень намеченных, подлежащих осуществлению действий (мер), проведение которых обеспечивает достижение единой, изначально поставленной цели. Программно-целевая деятельность имеет разные формы, с такими названиями как «программно-целевое управление», «программно-целевое планирование», «социально-экономическое программирование». Формы и виды деятельности, охватывающие прогнозирование,  планирование, координацию, организацию на программно-целевой основе, используют совместную методологию, называемую программно-целевым методом или программно-целевым подходом. Такая методология является наиболее подходящей для процессов реализации и выработки управленческих решений, связанных с задачами которые  не находят решений в экономике как управляемой системе. 9

Целевая программа по своей сущности являться адресным документом, в котором используемые ресурсы должны быть сбалансированы, по срокам завершения и исполнителям. Следовательно, в целевой программе интегрируется полный комплекс социальных, научно-исследовательских,  экономических, производственно-технических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных задач.

Программно-целевое  управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему с имеющимися функциями,  связями, структурой.

Программно-целевой подход, применяемый на региональном уровне в управлении общей методологии, имеет свои отличительные черты. Помимо привычной для региональных программ максимальной устремленности на решение социальных проблем территории, им в большей степени чем федеральным программам, характерен поиск возможностей расширения деятельности программ, использование механизмов государственно-частного партнерства, а так же использование современных методов бюджетирования, в подготовке и реализации программ. Региональные программы в не могут эффективны действовать без связи с программами развития муниципальных образований и соответствующими федеральными программами. 10

В современное  время подобные программы оказывают активное воздействие на всю предпринимательскую деятельность  с помощью целевых установок и взаимозависимой эксплуатации использования различных правовых, экономических и иных подобных механизмов. Это позволяет правительственным органам управления скооперировать усилия на достижении наиболее важных целей социального и хозяйственного развития региона и соответственно сформировать в границах его хозяйственного комплекса систему институтов предпринимательства, рынка и государственного регулирования отвечающей современной экономике. Этот метод дает возможность достичь максимальной эффективности используемых ресурсов, плавно мерно учитывать специфику переходных процессов и одновременно - социальные и хозяйственные особенности, а также перспективные источники развития отдельных типов регионов Российской Федерации. Малое предпринимательство является тем самым экономическим сектором регионов, регулирование которого в течении десяти лет реформ происходит на основе свода целевых программ.

 Региональные  программы поддержки малого предпринимательства, применяются в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации и разрабатываются на дальнейшие перспективы, несмотря на присутствие организационных, правовых и финансовых проблем. Можно предположить, что в скорейше времени эти программы сохранят и укрепят свои позиции в экономической политике регионов, направленную на поддержание  малого предпринимательства. Вместе с тем,  существующие региональные программы поддержки малого бизнеса не обеспечивают ощутимых результатов для его реального развития и  позитивного влияния  на экономику субъектов Российской Федерации в целом. На соответствующих условиях очень важно определить правовой статус этих программ (т.е. региональные законы о государственных программно-целевых методов), составить единые требования применяемые к их разработке, а так же обеспечить взаимосвязь с общей программой социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на дальнейшую перспективу.

Необходимым является дальнейшее совершенствование методологической разработки названных программ с целью осуществления их не как условных и достаточно обособленных от обобщенной экономической стратегии региона мероприятий, а как программ по составляемым  целям и задачам, разнообразных по содержанию и достаточно перспективным по своим важнейшим экономически-социальным показателям. Важнейшая задача заключается в осуществлении перехода от государственных программ поддержки малого предпринимательства  к программам его устойчивого и перспективного развития. Структуры таких программ развития должны быть включены в управленческую систему народнохозяйственным, региональным комплексом и подчинены его приоритетам. В начале, это должно реализовываться через взаимную согласованность программ, направленных на поддержку малого предпринимательства, с обобщенной стратегией и определенной выработанной программой социально-экономического развития региона на дальнейшую перспективу. Региональная целевая программа поддержки малого бизнеса должна быть  представлена  разносторонне мотивированным и четко целеориентированным комплексом производственных, социально-экономических, информационных, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, взаимозависимых по обеспечению ресурсами, по исполнителям и срокам, определяющим эффективное использование потенциала малого предпринимательства в области решения проблем социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. 11

В этой сфере становление эффективно действующей системы государственной поддержки малого бизнеса и осуществление ее задач мерами программно-целевого управления невозможно без четкого представления сведений о воспроизводственных функциях малого предпринимательства (социальных, экономических, фискальных и пр.) и их отличиями в сфере экономики конкретного региона и конкретного этапа ее развития. Следовательно, разрабатывая  рассматриваемые региональные программы, необходимо важно отталкиваться от воспроизводственных функций малого бизнеса (насыщение и демонополизация рынков; формирование рабочих мест и доходов; утверждение среднего класса; пополнение бюджетов всех уровней и пр.), определяющих его наиболее значимые функции в экономике данного субъекта Российской Федерации, следовательно, определенность целей и задач политики его поддержки на региональном уровне.

Информация о работе Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области