Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ и система совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в России и Астраханской области. На основе цели курсовой работы были установлены следующие задачи:
рассмотреть проблемы и состояние малого предпринимательства на современном этапе;
раскрыть основные теоретические понятия малого бизнеса и его сущность, характеристики, виды, его роль в экономике;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
1.2. Виды предпринимательства
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе
1.4. Состояние малого бизнеса России в современных условиях
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
2.2. Основные направления государственной поддержки
2.3. Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
2.4. Основные направления совершенствования государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Механизм развития малого предпринимательства
3.2. Формы и методы государственной поддержки
3.3. Совершенствование программно-целевых методов государственной поддержки малого предпринимательства
3.4. Разработка предложений по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
– маркетинг, рекламных кампаний, проведение выставок, обучение, консалтинг.
– актуальность информации, содержащая вопросы передачи наличия свободных производственных мощностей, технологии, рынков ресурсов и готовой продукции;
В России сложилась феноменальная ситуация, когда осуществляется постоянный рост числа разнообразных структур поддержки малого предпринимательства, создаются новые общественные движения, т. е. ассоциации, союзы, объединения, а так же создается новая предпринимательская партия, чего не скажешь, о бюджетной поддержки малого бизнеса, которая постоянно сокращается.
В таких условиях возрастает актуальность малобюджетных форм поддержки малого бизнеса, их самоорганизации и развития общественных организаций и объединений. Среди негосударственных структур поддержки малого бизнеса, довольно прочное и заметное место занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная еще в 1991 г. как общественное объединение предприятий и предпринимателей, определяющее интересы всех отраслей экономики.
Создание и обеспечение деятельности специальных объединений и союзов малого бизнеса, определяет, возникновение проблем финансового характера. Объединение малых предприятий развиваются на основе различных организационно-правовых формах. Некоторая часть является общественными структурами, другие принадлежат коммерческим структурам. Количество участников таких организаций зачастую незначительно, они не имеют финансовых средств и организационного опыта, чтобы нацеливать свою деятельность на защиту и поддержку интересов малого бизнеса. Помимо того, общественные объединения малого предпринимательства довольно плохо сотрудничают друг с другом. Для кооперирования предпринимательских объединений, сосредоточение их усилий на решении важнейших проблем, обеспечения стабильного правового климата была выдвинута идея создания объединения предпринимательских союзов России (ОПСР).
Как показал опыт более чем десятилетнего развития предпринимательства в России, слабая эффективность различных форм государственной поддержки во многом определена недостаточной готовностью этого сектора экономики к ее восприятию. Государство, как любой кредитор, в будущем должно отчетливо представлять и уменьшать свои риски. Для этого необходимо координировать, контролировать, упорядочить, прежде всего, финансовые средства, выделенные на малый бизнес от различных структур.
В условиях переходной экономики необходимо важна роль государства в обеспечении финансовых, страховых, правовых условий для функционирования малого и среднего бизнеса. Среди большого количества факторов характеризующих скорость развития малого предпринимательства выделим основной: разработка системы институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого бизнеса. Механизмы поддержки финансирования малого предпринимательства по мере развития этого сектора экономики перенесли определенную модификацию. Вначале 90-х гг. в критериях несформировавшейся институциональной среды поддержки малого бизнеса стали профилирующими методы прямого финансирования отдельных приоритетных предпринимательских проектов.
К середине 90-х годов, распространение получила практика разработки федеральных и региональных программ поддержки и развития малого бизнеса. Бюджетное финансирование, в большей степени, на возвратных основах, выделялось для отдельных проектов, соответствующих федеральным и региональным приоритетам. Одним из необходимых условий бюджетного финансирования являлось вовлечение для этих целей средств самих предпринимателей, муниципальных средств, а так же диных источников.13
За последние годы наблюдалось постепенное сокращение, и сведение практически на нет бюджетных выделений на финансирование Федеральной программы государственной поддержки малых предприятий. Средства, предназначенные на данные цели, остались внутри статей бюджета. Изъятие их на поддержку малого бизнеса столкнулось с определенными трудностями. В это время во многих регионах сформировалась довольно точная политика администраций и законодательных собраний в части финансовой поддержки данного сектора региональной и местной экономики. Однако без нужного внимания государства к финансовому обеспечению малого бизнеса вдохновение регионов может тоже потухнуть.
Для осуществления доступности банковских услуг для малых предприятий необходима разработка перечня рычагов и механизмов, повышающих интерес банков в работе с такими клиентами. Следует реализовать на практике декларируемые планы об установлении различных льгот только тем банкам, которые предоставляют кредит малому бизнесу, в том числе за долгосрочное кредитование, т.е. более 3 лет. Помимо этого, необходимы эластичные формы страхования кредитных рисков банков, а также расширение разных вариантов форм залога для получения кредита.
Отсутствие нужной страховой защиты у малого предпринимательства пугает потенциальных инвесторов и кредиторов. Если крупному предприятию с устойчивой и стабильной репутацией удается разыскать поддержку со стороны банков или других инвесторов то в отношении малого бизнеса, или начинающего предприятия, условия займов практически не предусмотрены. От него необходимо предоставление гарантии, в том числе в виде страхования. Из того, что было сказано в этом абзаце можно, сделать вывод о том, что продуктивность использования системы страховой защиты является неотъемлемым условием стабильного функционирования мелких фирм.
Существует два наиболее важных с экономической точки зрения вида страховых услуг, которые обеспечивающих финансовую защиту малых предприятий:
Эти виды страховых услуг, определяют минимум, без них малые предприятия не могут, находится под финансовой защитой. Каждая категория малого бизнеса должна иметь возможность, при выборе того объема и набора видов страховой защиты, который ему может быть доступен и полезен с финансовой точки зрения.
В последнее время федеральное и региональные правительства оказывают значительное внимание на проблемы развития страхования малого предпринимательства. С такой целью в регионах и в некоторых муниципалитетах образовываются гарантийные фонды, являющиеся основой развития страхования малого бизнеса. Для функционирования таких прогрессивных финансово-кредитных технологий, как гарантии, страхование, залоги, которые осуществляют возможность привлекать заемные средства и не разорять при этом малый бизнес, необходимо контролирование государства. Нужно создать нормативно-правовую базу для регламентации прохождения по всем уровням бюджетной системы средств: по долевому финансированию, кредитов, инвестиций малого предпринимательства и инфраструктурного планирования поддержки на территориях.
Важным определяющим фактором для развития малого бизнеса является лизинг. У лизинга большое преимущество при организации малых предприятий на базе активов крупных производств, так как отпадает необходимость в разовых инвестициях. Помимо этого, при лизинге применяется товарная форма арендных платежей вместо денежной, т.е. поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании. Эти обстоятельства являются наиболее подходящими в качестве наилучшего привлекательного момента при участии малых предприятий в реструктуризации крупных. Для предприятий малого и среднего бизнеса, испытывающих наибольшую потребность в приобретении основных фондов, лизинг вступает наиболее безопасным видом кредитования, который предоставляет возможность по доступной цене размещать средства на длительный период по рыночным ставкам для кредитора.
Из расчетных показателей следует, что при применении норм амортизации, зафиксированных в Налоговом кодексе, оборудование, взятое в лизинг, подвергается процессу амортизации на период в течение 10 лет. Из этого следует, что российским предприятиям не представится возможности возможность применения лизинга как эффективного способа получения основных средств, которые помогают малым предприятиям встать на ноги,
модифицировать производство, развивать выпуск продукции способную конкурировать и помогают в увеличении налоговых поступлений в бюджет. В общем можно отметить: если условия развития лизинга в России не будут усовершенствованными на основе лизингового законодательства, то потребности в обновлении основных фондов промышленности приведут к тому, что на ее территории будет активно развиваться международный лизинг, исполняемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат. Это приведет к тому, что российское государство останется без соответствующих источников налоговых поступлений, так как предприятия, после заключения договора об избежание двойного налогообложения, будут уплачивать налоги в тех странах, где произошла регистрация.
В мировом обороте рынка лизинговые услуги составляют порядка 500 млрд. долл. в год. В России сектор розничного рынка, легкодоступного для малых и средних предприятий, оценивается в десятые доли процента. 14
С макроэкономической точки зрения немаловажную роль в развитии малых предприятий наряду с лизингом может оказать франчайзинг. Франчайзинг дает возможность широкому кругу начинающих предпринимателей приобрести технологии для ведения перспективного бизнеса. Не мало важное значение имеет совершенствование законодательной базы этого вида предпринимательской деятельности для применения как антикризисного варианта, определяющего выживание отдельной предпринимательской единицы, так и варианта импорта современного опыта. В России франчайзинг наряду с лизингом может стать продуктивным инструментом промышленного развития в пределах стратегии технологического развития, осуществляемого на практике при условии создания «здоровой» конкурентоспособной рыночной среды и преодоления инвестиционного кризиса.
С точки зрения передачи прав на использование отработанных технологий, известной торговой марки со сформированной рекламой, франчайзинг может быть интересен для многих крупных предприятий и в особенности для градообразующих компаний оборонного профиля, так как не редко управляющие кадры этих предприятий при всем их высоком профессионализме переносят значительные затруднения в переориентации предприятий на выпуск гражданской продукции. Последующее развитие франчайзинга потребует внесения необходимых изменений в законы, регулирующие такие сферы, как интеллектуальная собственность, налогообложение, антимонопольная политика и др.
Организационным началом в координации мер государственной помощи малым предприятиям выступает законодательная деятельность. Как известно, принятый в 1995 г. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» очевидно, устарел и не соответствует современной действительности. Следовательно, необходимо уточнение вопросов, касающихся финансовой поддержки малого бизнеса и его взаимоотношений с бюджетом. Необходимо по новому определить порядок создания, развития и процесса ликвидации малых предприятий. Помимо того, существует ряд сфер деятельности малого бизнеса, который, по показателям отечественного и зарубежного опыта, нуждается в законодательном оформлении. К таким аспектам необходимо отнести пополнение пробела некоторых законодательных общепринятых норм, регламентирующих сотрудничество малых и крупных предприятий. Нуждаются в уточнении возможности малых предприятий в реализации внешнеэкономической деятельности. В экономически развитых государствах в целях помощи малым предприятиям с выходом их продукции на внешнюю арену рынков, создаются и функционируют определенные фонды и банки, которые предоставляют этим предприятиям кредиты для осуществления экспортных операций, принимают на себя связанные с данной деятельностью риски. Однако если не будут расширены рамки субъектов предполагаемых льгот, то безнадежным станет положение, о том, что эта мера значительно оживит предпринимательство в реальном экономическом секторе.
Одним из
факторов определяющих дальнейшее развития
малых предприятий выступает
их объединение с крупными предприятиями.
Обладая ограниченными
Важнейшим шагом к становлению последовательной государственной поддержки и развития малого предпринимательства стала разработка и принятие Государственным советом российской федерации концепции государственной политики поддержки и развития малого бизнеса. По существу, этот документ определяет отношения власти к малому предпринимательству, он обязан стать основанием формирования главных направлений совершенствования государственной политики в отношении этого важнейшего сектора экономики. Однако осуществление изложенных в концепции целей государства в отношении малого предпринимательства потребует разработки точной программы действий на ближайшее время и на будущую перспективу в течение 5 лет, а также определение контроля над реализацией основных положений данного документа. 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТА НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Механизм развития малого предпринимательства
Развитие
малого предпринимательства в
Малое предпринимательство региона было представлено 5,1 тыс. малых предприятий и 28,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. В малом бизнесе занято более 132,1 тыс. жителей региона, в том числе 58,6 тыс. работников малых предприятий. О стремительном развитии предпринимательской среды за период с 2005 года до настоящего времени свидетельствуют:
- рост средней заработной платы с 3984,5 до 6292,7 руб.;
- оборот организаций по малым предприятиям вырос с 22,3 до 31,2 млрд. руб.,
- увеличение годовых инвестиции в основной капитал малых с 716 млн. рублей до 1 млрд. руб.;