Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ и система совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в России и Астраханской области. На основе цели курсовой работы были установлены следующие задачи:
 рассмотреть проблемы и состояние малого предпринимательства на современном этапе;
 раскрыть основные теоретические понятия малого бизнеса и его сущность, характеристики, виды, его роль в экономике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
1.2. Виды предпринимательства
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе
1.4. Состояние малого бизнеса России в современных условиях
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
2.2. Основные направления государственной поддержки
2.3. Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
2.4. Основные направления совершенствования государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Механизм развития малого предпринимательства
3.2. Формы и методы государственной поддержки
3.3. Совершенствование программно-целевых методов государственной поддержки малого предпринимательства
3.4. Разработка предложений по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 351.12 Кб (Скачать файл)

 

1.4. Состояние малого бизнеса России в современных условиях

 

На сегодняшний  день, малый бизнес является свойственной и неотъемлемой частью динамично развивающейся экономики страны. Малый бизнес во всем мире был признан экономической базой рыночных отношений, так как без него не возможным стало бы существование среднего и крупного бизнеса.

Малое предпринимательство содействует в создании новых рабочих мест, развитию конкуренции и смягчению кризисных явлений в экономике. Малы предприятия более настойчиво, ярко и динамично реагируют на рыночные изменения. Одна из главных достоинств этих предприятий: гибкость и высокая приспособляемость, которые в итоге способны обеспечивать их развитие и функционирование.

Малый бизнес создает основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах (до 70% в среднем по странам входящим в Европейский союз, 61% - в США, 40% - в Японии). Снабжает работой большинство населения в трудоспособном возрасте (72% в среднем по странам Европейского Союза, 75,3% - в Южной Корее; 78% - в Японии, 73% - в Италии, 54% - в США и Франции). В области малого предпринимательства функционирует большая часть всех инноваций, что содействует научно-техническому прогрессу.

При дальнейшем успешном и плодотворном  развитии малого предпринимательства в Российской Федерации будет формироваться новая структура общества и, в итоге, произойдет рост среднего класса — очаг действия, залог и опора дальнейшего поступательного движения вперед.

Государственная помощь, направленная на развитие малого предпринимательства должна быть комплексной и системной при соблюдении следующих принципов:

а) реальность мер и обеспеченность их ресурсами;

б) непротиводействие - это уже содействие;

в) адресность и приоритетность применяемых мер;

г) непрерывное сотрудничество органов власти с общественным объединением предпринимателей.

К основным стратегическим ориентирам развития малого и среднего бизнеса относится – увеличение в 1,5 раз числа малых компаний в большей степени за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40% оборота данного сектора; повышение в 6 раз количества небольших инновационных компаний с 1% до 6%; снижение затрат бизнеса на преодоление административных барьеров в 6 раз: с 6% до 1% от оборота.

Один из главных инструментов государственной политики содействия предпринимательства – создание инновационно-производственной структуры малого и среднего бизнеса. Задача заключается в увеличении вклада малого бизнеса в ВВП страны с 21 до 29%, в доли неторгового сектора – до 40%, в занятости населения - до 23%. Этого же будет касаться и доли малого и среднего бизнеса в производстве высокотехнологичной и инновационной продукции: увеличить в 6 раз.4

На сегодняшнее  время по показателям Росстата в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 506 838 субъекта малого и среднего предпринимательства (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели  деятельности субъектов  малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации

Вид

Количество компаний, шт.

Численность работников, чел

Годовой оборот, млн.руб.

Малые компании

272 756

от 16 до 100

до 400

Микро предприятие

1 347 777

до 15

до 65

Средние компании

18 013

от 102 до 260

до 1 000

Индивидуальные

предприниматели

3 985 350

1

Нет данных


 

 

Итоги 2012 года показали, что выявлен и зарегистрирован прирост сектора на 9,1%, в основном образовавшийся за счет роста численности индивидуальных предпринимателей.

Отраслевое  расположение малых и средних предприятий (исключение составляют индивидуальные предприниматели, функционирующие, обычно в области торговли и бытовых услуг) характеризуется большой долей предприятий в оптовой и розничной торговле, которые составляют по итогам 2012 года 663 463 или 41% от общего количества юридических лиц (43% - в 2009 году). Такие компании предоставляют 27,8% рабочих мест в секторе малых предприятий (3 505,0 тыс. человек).

Вторым видом деятельности по количеству субъектов малого и среднего бизнеса, является предоставление услуг, в него привлечено 290 160 компаний – это 18%. В этой сфере занято 16% работников – около 2 000,0 тыс. человек.

В третье отрасли строительства, представлено существенное количество малых и средних предприятий: 195 963 компании (12%), которые создают рабочие места для 1 800,0 работников (14,6%).

Четвертое место по количеству действующих малых и средних предприятий, занимают обрабатывающие производства – 10,5% компаний и 2 000,0 тыс. занятых работников (17%).

На протяжении десяти лет эта отраслевая структура малого и среднего бизнеса остается практически неизменной. Между прочим, отметим, что численность компаний, занятых в области торговли плавно снижается (в 2006 году в торговой сфере фигурировало 46% предприятий).

Однако  динамика доли компаний, осуществляющих деятельность в научных исследованиях, в сфере науки отрицательна. В 2005 году такие компании составляли 2,5% от общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства (22,5 тыс. единиц); к 2012 году общее количество снизилось до 12,3 тыс. единиц, а доля упала до 0,76%. На таких предприятиях работает 78 400 человек, что составляет лишь 0,65% занятых в секторе малого бизнеса.

Спад  численности  постоянно занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в 2012 году произошел лишь на 3% (397,0 тыс. человек) и обусловлен, прежде всего, переводом части рабочих на работу по совместительству, а также увеличением численности функционирующих индивидуальных предпринимателей.

В периоде  от января до сентября 2012 г. оборот малого бизнеса (не учитывая микропредприятия) составил 6222,0 млрд. рублей.

Наиболее  серьезно финансовый и экономический кризис отразились на объеме направленных инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий.

По итогам 2010 года сумма инвестиций составила 967,2 млрд. рублей, а в 2011 году всего 542 млрд. рублей, т.е. снизились в 2 раза.

При этом больше всего сокращение инвестиций составило в секторе средних  компаний  – в 2,5 раза. Если в 2010 году их доля в сумме инвестиций была больше, чем доля малых предприятий на 9%, то в 2011 году произошло существенное отставание, которое составило 44%.5

 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.1. Необходимость государственной  поддержки малого бизнеса

 

Международный и отечественный опыт показывают, что развитие малого предпринимательства оказывает большое влияние на создание новых рабочих мест, на расширение занятости и сокращение числа безработных граждан.

Становление   малого бизнеса на путь развития, экономичного, возводимого в короткие  сроки, быстро осваивающего последние достижения технологии и способного принимать активное  участие в дальнейшем ее совершенствовании, является   одним из центральных направлений преобразования народного хозяйства фактически  во всех экономических секторов материального производства и сферы услуг.

Государственное регулирование - важный и неизбежный процесс, задачами которого в развитой рыночной экономике являются обеспечение  и поддержание равного доступа  субъектов малых предприятий  к нужной им инфраструктуре, защита конкуренции от монополизации и  защита потребителя от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и уcлуг.

Основной  задачей системы государственной поддержки малого бизнеса является создание благоприятных условий эффективного функционирования и развития малых предприятий, т.е. таких условий, при которых они, не будут ощущать бюрократически - чиновничьего давления, а будут  действовать в соответствии и границах экономических законов о рыночных отношений и становиться становятся ocнoвным cектoрoм экoномики.

Для реализации этой цели неoбхoдимo решить  перечень задач, рассмотрим наибoлее важные из них: 

Во-первых, должна действовать  научно-аргументированная, проверенная практикой правовая основа и взаимозависимый, не противоречащий друг другу комплекс нормативно-правовых актов функционирования малого предпринимательства.

 Во-вторых, методы поддержки малого предпринимательства  должны предусматривать возможность предоставления ассигнований из бюджетов различных уровней государственной структуры на реализацию проектов развития малых предприятий

В-третьих, необходима разработка и  реализация программно-целевых методов развития малого предпринимательства на всех уровнях государственной структуры.

В-четвертых, политика  государственной поддержки должна включать положения о возможности разработки механизма осуществления взаимовыгодной совместной деятельности и кооперации, не только среди малых предприятий, но и  с субъектами крупного бизнеса

В-пятых, необходимо создание организационной структуры государственных органов поддержки малого предпринимательства. На каждом уровне государственной структуры необходимы органы с конкретными  задачами и функциями.  На высшем уровне наиболее целесообразно сконцентрировать функции исследования и реализации политики поддержки и создания  условий функционирования малого предпринимательства. На муниципальном уровне - необходимо сосредоточить функции практической реализации механизмов регулирования и координации деятельности всех государственных и общественных организаций в области развития малых предприятий.6

Для    решения    задач    выделяют   следующие формы    государственной  поддержки    малого    предпринимательства:    индикативное планирование, целевые федеральные, региональные и муниципальные программы, государственные    прогнозы, а также методы прямого воздействия (субвенции, бюджетное финансирование безвозвратные кредиты) и косвенного (налоговая политика, льготы).

Структура системы государственной поддержки малого предпринимательства  состоит из  трех  уровней — федеральный, региональный, местный, каждый из которых сам образует соответствующую систему. Органы поддержки распределяются на три аналогичные группы, на каждом уровне воспроизводится их функциональная структура.

При рассмотрении     системы элементов государственной поддержки малого бизнеса, можно выделить  функциональный и субъективный аспекты.

Функциональный  аспект - это блоки системы  государственной  поддержки малого бизнеса по направлениям регулирования: организационный, финансово-кредитный.

Субъективный  аспект - это федеральные органы поддержки малого предпринимательства, т.е. Президент РФ, Государственная Дума, Правительство. Они создают условия для реализации государственной политики  направленную на поддержку малого предпринимательства.  Основные положения функционирования и развития субъектов малого бизнеса фиксируются в указах Президента РФ, законах РФ, принимаемых Государственной Думой, постановлениях Правительства. Государственная Дума утверждает федеральный бюджет на каждый календарный год разрабатываемый Правительством, в нем предусматриваются необходимые средства на развитие малого предпринимательства.

Для малого предпринимательства  России в настоящее время, важным аспектом является создание общественной инфраструктуры призванной обеспечить его социальный статус. Инфраструктуры включает в себя объединения предпринимателей, функционирование в области организационно - правовых форм: объединения, ассоциации, союзы и т.д.

Основными  рычагами воздействия правительства России на развитие малого предпринимательства являются федеральные и региональные программы государственной поддержки малого бизнеса. Основные цели и задачи федеральных программ, которые правительство ежегодно перед представлением бюджета выносить на рассмотрение Федерального Собрания РФ, состоят в следующем:

  • создание   льготных   условий   использования   субъектами   малых предприятий    государственных    ресурсов,    а    также    научно- технических разработок;
  • формирование   инфраструктуры   поддержки   и   развития   малых

предприятий;

  • установление   для   малых предприятий упрощенной    процедуры   

лицензирования, регистрации,     сертификации     продукции,     бухгалтерской и статистической отчетности;

  • организация      подготовки и      повышения квалификации кадров для малого бизнеса;
  • содействие         развитию         производственных, торговых, научно-технических связей с иностранными государствами.

Для реализации вышеперечисленных направлений, программы должны включать следующие меры:

  • информирование субъектов малого бизнеса о результатах НИОКР и инновационных программ;
  • формирование   инфраструктуры   поддержки, одновременно    на

региональном, федеральном и на местном  уровне;

  • привлечение в малые предприятия  социально незащищенных физических лиц;
  • выделение      бюджетных ассигнований    на    их государственную поддержку;
  • передача   малому бизнесу       пустующих и  завершенных   объектов

недвижимости,   а   также нерентабельных предприятий на определенных льготных условиях;

  • предоставление  возможности малым предприятиям выкупа у государства арендуемых  объектов  недвижимости. 7

Информация о работе Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области