Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ и система совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в России и Астраханской области. На основе цели курсовой работы были установлены следующие задачи:
 рассмотреть проблемы и состояние малого предпринимательства на современном этапе;
 раскрыть основные теоретические понятия малого бизнеса и его сущность, характеристики, виды, его роль в экономике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
1.2. Виды предпринимательства
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе
1.4. Состояние малого бизнеса России в современных условиях
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
2.2. Основные направления государственной поддержки
2.3. Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
2.4. Основные направления совершенствования государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Механизм развития малого предпринимательства
3.2. Формы и методы государственной поддержки
3.3. Совершенствование программно-целевых методов государственной поддержки малого предпринимательства
3.4. Разработка предложений по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 351.12 Кб (Скачать файл)

В процессе работы над дипломной работой  были использованы законодательные  акты, Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Использованы статистические данные официальных источников, материалы  российской и всемирной сетей  Интернет, а также работы ученых и специалистов по проблемам малого предпринимательства.

Практическая  значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов государственной  поддержки малого и среднего бизнеса  и разработке комплекса мер по ее совершенствованию.

 Структура  работы состоит из: введения, трех  глав, заключения и списка использованной  литературы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике

 

Термину «малое предпринимательство» присущ всеобъемлющий и синтетический характер. В научной литературе многие ученые пытались определить, что такое малое предпринимательство. С одной стороны,  исследователи сравнивают «малое предпринимательство» с «малым бизнесом», с другой стороны, стараются разграничить эти понятия. Проанализировав российское законодательство, мы пришли к выводу, что более точно понятие «малое предпринимательство», тогда как термин «малый бизнес» был  заимствован из зарубежной лексики и является синонимичным «малому предпринимательству».

 Под  малым предпринимательством понимают «экономическую деятельность субъекта экономических отношений, который имеет юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, или статус малого предприятия, с определенным объемом прибыли, числом работающих и производящей продукции, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность»1

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. К тому же, средняя численность работников не должна превышать нижеследующих предельных уровней (малого предприятия) за отчетный период:

- промышленность - 100 человек;

- транспорт - 100 человек;

- строительство - 100 человек;

- оптовая  торговля - 50 человек;

 - сельское хозяйство - 60 человек;

- научно-техническая  сфера - 60 человек;

 - розничная торговля и бытовое обслуживание населения - 30 человек;

- в других отраслях и при реализации иных видов деятельности - 50 человек.

Предпосылками становления частного предпринимательства (как экономического явления)  являются такие социально-экономические причины, как:

- чрезмерная  монополизация производства, сферы  обслуживания и торговли дает  право отзываться на сложившуюся обстановку на рынке;

- легализация предпринимательской деятельности;

- недостаток (дефицит) услуг, товаров и работ;

- закрытое экономическое пространство, которое ограниченно территорией государства;

- появление  свободной рабочей силы, которая имеет официальный статус безработных, а также сокращение объемов производства;

- принятие прочих форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной.

Экономический интерес определяет экономическую деятельность малого предпринимательства. Так, например, субъект малого предпринимательства планирует получить максимальный доход от своей экономической деятельности. В рамках снабжения экономических интересов государства и общества, часть доходов предпринимателя изымается государством в виде обязательных платежей и налогов. Принимая во внимание тот факт, что существование различных экономический интересов может привести к критическим последствиям в экономике, становится естественным говорить об учете экономических интересов. В совершенстве нужно достигнуть компромисса между участниками экономических отношений и дать возможность применять экономические методы в управлении народным хозяйством.

Приступая к деятельности, субъекты малого предпринимательства (участники экономических отношений) начинают остро чувствовать противоречивое воздействие экономических интересов. К примеру, предприниматель, который ставит перед собой цель - получить максимальный доход, обязан не только оплачивать налоги, но и расходы по реализации продукции, организации производства и расходы по оплате наемного труда и т.д. Значит, экономический интерес предпринимателя станет проявляться в желании уменьшить расходы. К сожалению, это достигается законными и незаконными путями. Следовательно, политика, которая проводится государством, провоцирует предпринимателя на то, чтобы нарушить законодательство (например, чрезмерный налоговый гнет), это приводит к увеличению риска предпринимательской деятельности и уменьшению числа предпринимательских структур.

По обыкновению, предприниматель обязательно встречается  с проблемой предпринимательского риска, которая может повлечь за собой неблагоприятные  последствия и нанести ущерб не только рискующему, но и делу. Прежде чем принять решение и идти на риск, нужно проанализировать: во-первых, экономическую ситуацию; во-вторых, подобрать наилучший способ получения хорошего результата; в-третьих, выбрать силы и средства; в-четвертых, продумать, как действовать при возможных негативных последствиях.

Кроме того, экономическая ответственность и экономическая (предпринимательская) инициатива являются значительными характеристиками предпринимательской деятельности. В соответствии с действующим законодательством, экономическая ответственность предпринимателя устанавливается по следующим основаниям:

  • нарушение действующего законодательства;
  • неисполнение обязательств по договорам;
  • вытекает из причиненного вреда.

Под инициативой  понимаются активные действия и начинания, направленные на достижение определенной цели. Обязательное положение в малом предпринимательстве – экономическая инициатива.

 Существуют и другие формы предпринимательской деятельности, которые рассчитаны на участие в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Такими формами коллективного малого предпринимательства являются: общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; кооперативы; полное товарищество; товарищество на вере и другие. Отметим, что этот перечень действует не только в рамках малого предпринимательства. Например, для общества с ограниченной ответственностью число работающих в промышленности допустимо более 100 человек, тогда в качестве  малого предприятия он восприниматься не будет.

Нормативными и законодательными актами Российской Федерации регламентируется процесс образования и дальнейшей деятельности малых предприятий. Гражданский кодекс РФ (часть 2) устанавливает правовое регулирование. Любое малое предприятие не может продуктивно функционировать без правовой, материальной и технической, экономической и других баз, даже независимо от того, какая организационно-правовой форма ему присуща.

Таким образом, необходимо создавать социально-экономические предпосылки в экономике страны, с помощью которых можно в какой-либо степени устранить недостатки и воспользоваться преимуществами малого бизнеса.

Выделяют  наиболее важные преимущества в развитии малого бизнеса:

  • возрастание числа собственников, то есть становление среднего класса

населения;

  • разработка новых рабочих мест, которые предполагают небольшие

капитальные расходы (преимущественно в сфере  обслуживания);

  • возможность трудоустроить не только работников, которые находятся

в высвобождаемом госсекторе, но и социально незащищенных слоев населения (уязвимых групп);

  • увеличение доли экономически активного населения, благотворно

влияет на прибыль граждан и уравнивает положение разных социальных групп;

  • селекция наиболее дееспособных, индивидуальностей, для которых

малый бизнес выступает в качестве первоначальной школой самореализации;

  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным

формальным  образованием, которые приобретают  свою квалификацию на месте работы;

  • ликвидация монополии производителей, а также формирование

конкурентной  среды;

  • внедрение и разработка новшеств: организационных, технологических

и технических;

  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний

через освоение новых рынков (солидные фирмы думают, что они недостаточно емкие);

  • мобилизация невостребованных природных, материальных и

финансовых  ресурсов, которые в свою очередь будут эффективно  использованы;

  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. 2

Из этого  следует, что нужно правильно дать оценку значимости развития малого предпринимательства, которое способно коренным образом и без значимых капитальных вложений увеличить производство многих  услуг и товаров, а также ускорить научно-технический прогресс, решить проблему занятости и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

1.2. Виды предпринимательства

 

Предпринимательство как форма экономической активности может быть осуществлена как в государственном, так и в частном секторе экономики. Принимая во внимание этот факт, различают: предпринимательство государственное и предпринимательство частное.

Государственное предпринимательство это форма, которая осуществляет экономическую активность от имени предприятия. Оно может быть учреждено: государственным органам управления, который уполномочен (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Такая собственность предприятий – это форма обособления части государственного или муниципального имущества, а также части бюджетных средств и других источников. Важной чертой этих предприятий является то положение, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, которое находится в их собственности.

Частное предпринимательство это форма, которая осуществляет экономическую  активность от имени предприятия (в  том случае, если оно зарегистрировано) или предпринимателя (в том случае, если деятельность осуществляется в форме индивидуальной трудовой деятельности и не связана с наймом рабочей силы).

Как известно, государственное и частное предпринимательство имеют как отличительные, так и общие признаки на основе принципа осуществления деятельности. Идентичным является не только типология видов предпринимательства, но и то, что предполагает их деятельность: ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли, инициативность.

Предпринимательство форма инициативной деятельности, которая настроена на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от производителя товара к потребителю);

2) осуществление непосредственных производительных функций (производство товара (продукта) или оказание услуги (например, туристская компания, машиностроительная фирма, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

Проблема  понимается обществом с двух позиций: во-первых, первый тип предпринимательской деятельности имеет главенствующее значение, потому как общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел в сфере сервисных, материального производства и научно-технических услуг; во-вторых, общество признает, что на практике этот тип предпринимательства не носит явного приоритетного характера. Отсюда слдет, что наше общество помогает и поддерживает развитие второго типа предпринимательской деятельности (посредничества). Мы задаем вопрос: почему? И даем ответ: качество жизни, уровень, комфорт и удобство каждого из членов нашего общества в какой-либо степени зависит от уровня развития в обществе посреднической сферы. Например, удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по телефону или почте, реклама и т. д.; то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Информация о работе Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области