Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ и система совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в России и Астраханской области. На основе цели курсовой работы были установлены следующие задачи:
 рассмотреть проблемы и состояние малого предпринимательства на современном этапе;
 раскрыть основные теоретические понятия малого бизнеса и его сущность, характеристики, виды, его роль в экономике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
1.2. Виды предпринимательства
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе
1.4. Состояние малого бизнеса России в современных условиях
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
2.2. Основные направления государственной поддержки
2.3. Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
2.4. Основные направления совершенствования государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Механизм развития малого предпринимательства
3.2. Формы и методы государственной поддержки
3.3. Совершенствование программно-целевых методов государственной поддержки малого предпринимательства
3.4. Разработка предложений по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 351.12 Кб (Скачать файл)

Важным принципом программного метода управления является и его целевой характер, т.е. вменение программным мерам системы многоуровневых во времени целей, объективно отображающих реально существующую картину экономики региона и сферы малого бизнеса на момент подготовки программы, и цели их развития на весь период действия программно-целевого документа. Имея, непосредственное отношение к разработке целевых программ поддержки малого предпринимательства программно-целевой подход, предполагает прямую ориентированность мер государственного регулирования направленную на контрольный результат, имеющий конкретные качественные и количественные параметры. Однако в существующих региональных программах применение целевого метода формализовано, практически не бывает попыток зафиксировать целевые установки данных программ по качественным и количественным  параметрам развития деятельности малого бизнеса исходя из обобщенного анализа социально-экономического положения региона, а так же его долговременных изменений.

Продуктивное  использование программно-целевого метода управления, в свою очередь направленное, на решения задач развития и государственной политике  в области поддержки малого бизнеса, возможно только на устойчивой основе его ресурсного обеспечения. В экономике современного времени ограничителями развития деятельности малого бизнеса выступают многие виды ресурсов, такие как финансовые, кадровые, информационные и пр. Предоставление помощи в восполнении этих ресурсов является одной важнейших целей всей поддержки малого предпринимательства и определяет привлечение необходимых средств, которые редко имеются в наличии на субфедеральном управленческом уровне. Недостаточность финансовых выделений для программ определяется, в первую очередь, общей нехваткой средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, нестабильностью их доходной базы из-за зависимости от перемен в системе межбюджетного регулирования.

В условиях современного времени определяются следующие направления работы по обеспечению устойчивости экономического и финансового снабжения региональных программ поддержки малого бизнеса: повышение доли внебюджетных источников финансового обеспечения программ, в особенности, в области практики частно-государственного сотрудничества; переход к трехлетним рубежам бюджетного планирования; тесная интеграция в систему материального снабжения программ ресурсов нефинансового характера, из-за сферы имущественных отношений; усиление факторов поддержки, действующих в сфере закупок для муниципальных и государственных потребностей; выделение среди субъектов малого предпринимательства адресных групп поддержки по степени участия в ней бюджетных средств; введение в сфере управления финансами программ практики (бюджетирования нацеленного на результат).

Переход к профилирующему значению адресных, малозатратных бюджетных форм государственной поддержки малого бизнеса в равной мере может быть обоснован и теми изменениями, которые произошли в последние десять лет в сфере самого предпринимательства, где точно определялись различные группы субъектов хозяйствования, нацеленные на различные формы государственной поддержки. В таких условиях эффективность программ поддержки определяется уже не количеством израсходованных средств, а размером соответствия практическим потребностям отдельных целевых групп субъектов малого бизнеса. Примером такой новой способности в практике государственной поддержки, является помощь в становлении производственных и других формах объединения малого  бизнеса со средними и крупными компаниями. Применение субконтрактационной  системы как фактора поддержки малого бизнеса активно предлагается в некоторых крупных регионах с использованием возможностей межрегионального центра промышленной субконтрактации и сотрудничества (Москве, Новгороде и других регионов России).

Широко  распространяется, малозатратная с точки зрения бюджетирования форма поддержки малого предпринимательства, носящая название лизинг, с его помощью малые предприятия могут получить в аренду технологическое, торговое оборудование, грузовой транспорт и целые имущественные комплексы  на льготных условиях. Сюда же относится развитие и функционирование институтов микрофинансирования, страхового обеспечения действий субъектов малогобизнеса. Эффективными и такими же малозатратными бюджетными мероприятия являются следующие: развитие кредитования малого бизнеса на основе государственных гарантий и компенсирование доли ставки процента по кредитам; упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органов при проведении ими проверок функционирования малых предприятий; упрощение процесса связанного с лицензированием.

Усиление  внимания на малозатратные бюджетные формы государственной политики в области малого предпринимательства должно оказывать немаловажное воздействие на практику применения программно-целевых методов его поддержки. При формальном рассмотрении объемы финансовых поступлений для программ поддержки могут стабилизироваться, а так же сокращаться, но объем привлекаемых организационных и информационно-аналитических ресурсов, являющиеся обязательными для осуществления программы в такой структуре, могут возрасти. Растут требования так же к профессиональной подготовке управленческих кадров, которые принимают непосредственное  участие в разработке и практической реализации программ, включая определение необходимых финансовых объемов и тесную связь программных методов с методами современного бюджетирования и пр. Похожие требования в процессе эксплуатации программного метода возникают так же в связи с перспективами децентрализации и фактическим переходом к единой взаимосвязанной системе региональных и муниципальных программно-целевых методов в области поддержки малого бизнеса, включая практику совместного финансового обеспечения отдельных мероприятий, точное разграничение «зон ответственности» и пр.

 

2.4. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства

 

В течение  десяти лет развитие рыночных реформ в России не сопровождалось широкомасштабным развитием малого предпринимательства. В результате малые и средние предприятия оказываются не на того месте в экономике, которое им принадлежит в экономически развитых странах, где количество таких предприятий составляет более 80% от общей численности предприятий. В развитых странах, в таком секторе экономики трудятся не менее 60 процентов рабочих, осуществляется производство более половины валового внутреннего продукта. Видя эти показатели можно сказать, что Россия прилично отстает от стран с рыночной экономикой. Вклад малого бизнеса в ВВП России составляет не более 10–11%, а стоимость основных фондов промышленности достигает 3%. В результате деятельности малых предприятий за 2002 г. в консолидированный бюджет поступило 14,7 млрд. рублей – это 1% доходной части бюджета. Численность работающих в малом бизнесе российской экономики составляет 12 млн. человек (19% общей численности). В США в то же время доля малых и средних предприятий в общем количестве занятых достигала 70%, В Италии – 73%, Японии – 78%, Франции – 54%. В Европе на 1000 жителей приходится примерно 60 малых предприятий, в США – около 70, в Москве – 35 малых предприятий.

По данным Госкомстатом Российской Федерации, проведенное в 2010 г. сплошное обследование малых предприятий, выявило 800 тысяч активно функционирующих малых предприятий. Еще более 200 тысяч таких предприятий подверглось полной ликвидации или находилось в процессе ликвидации.

В ходе исследования было выяснено, что обновление фондов в этом секторе происходит  гораздо быстрее, чем в целом по экономике при этом было замечено  высокое качество инвестиций. Показатель обновления основных фондов на малых предприятиях составляет 20%, на крупных и средних достигает 5%. Из этого следует, что фонды в первом случае полностью меняются в течение пяти лет, а во втором – в течение 20 лет. Помимо этого, коэффициент выбытия в малом бизнесе достигает 8% против 1% в целом по экономике.

Структура малого бизнеса: половина малых предприятий функционируют в торговой сфере, они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной; в строительной сфере действую14% малых предприятий, обеспечивающие 28% подрядных работ в стране; в промышленной сфере малые предприятия занимают 14%, они развиваются гораздо интенсивнее в легкой, пищевой промышленности, в производстве строительных материалов. Малый бизнес обладает способностью быстро занимать возникающие «ниши» в экономике, этому явлению помогли изменениями в таможенной политике, позволившие малым предприятиям организовать производство и выйти на рыночную арену с изделиями бытовой техники и радиоаппаратуры.

Не смотря, на это выяснилось, что активность малого бизнеса по сравнению с крупным и даже средним остается довольно низкой. Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал достигает всего  3%.

Помимо  того, несмотря на производительный рост, и услуг на малых предприятиях, который носит преимущественно энергичный характер (он функционирует в условиях несущественного увеличения занятых), их вклад в валовой внутренний продукт России не соответствует имеющимся возможностям. Все вышесказанное   дает возможность констатировать о значительно высоком потенциале малого бизнеса, не говоря уже о теневом предпринимательстве уходящего от официального исследования. По сведениям специалистов, официальных органов, сформированная общая тенденция к росту малого предпринимательства не является результатом его последовательной государственной поддержки. Предпосылки такого роста объявил компенсационный эффект событий 2000 года и установленная в последнее время благоприятная экономическая ситуация.

 Государственные  бюджетные ассигнования  (включая инвестиционные ресурсы на осуществление Федеральной программы поддержки малого бизнеса) не были выданы, а средства на осуществление мер, предусмотренных программой на 2002–2003 годы, были получены только в конце 2002 года. Такое отношение государства к малому бизнесу плачевно сказывалось на позиции регионов при выделении средств на поддержку в этом секторе экономики.

Из опыта  экономически развитых стран следует  вывод том, что при конкретных усилиях государства малые предприятия могут выступить в более заметной роли, оказывающей значительное влияние на развитие страны.

 В начале, XXI правительство для поддержания активности малых и средних предприятий, инициировало пересмотр политики в данной сфере с тем, чтобы важные инструменты, необходимые для поддержки малых и средних предприятий соответствовали происходящим вокруг них изменениям.

«Малые  и средние предприятия XXI века определяются как прочные  пружины развития экономики, которые показывают свою гибкость, живость и творческий подход к делу. Меры поддержки по отношению к малым и средним предприятиям должны развивать широкую сферу независимых малых и средних предприятий»12.

Целями новой концепции являются:

– создание более благоприятной атмосферы, способствующей конкуренции;

– поддержка  самостоятельных начинаний в области проведения хозяйственного новаторства и изучения новых видов продукции;

– создание необходимой безопасной системы.

Первая  цель заключается в упрощении доступа к управленческим ресурсам, таких, как технология, капитал, информация, людские ресурсы и прочие, а также в предоставлении честных условий конкуренции методом устранения несовершенства функции рынка. Вторая цель состоит в поддержке позитивного роста активно стремящихся к выполнению своих задач малых и средних предприятий, их самостоятельных стараний в хозяйственной деятельности и изучении новых видов продукции. Третья цель заключается в смягчении контроля, определенного резкими переменами окружающей среды; в помощи малым и средним предприятиям разумно реагировать на появляющиеся отклонения и в то же самое время возвести систему, которая обеспечивает поддержку предприятиям, настигнутые  неудачей, а также возможности заново осуществить деятельность на рыночной арене. 

Для начинающих новое дело венчурных компаний определена многосторонняя поддержка, определяющая смягчение условий кредитования, обязательного для начала дел и обеспечивающая гибкими управленческими ресурсами: технологии, кадры. Для уже функционирующих малых и средних предприятий предусмотрено внедрение таких мер поддержки по предоставлению ресурсов управления, как инженерно-технические средства, оборудование, технология и людские ресурсы, также будут введены в действия мероприятия в целях осуществления перехода, нацеленного на укрепление управленческой базы.

Динамичное  развитие малого бизнеса и его продуктивное участие в решении социально-экономических проблем во многом зависит от наличия необходимых институциональных основ, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В начале XXI века в регионах России было создано 80 региональных фондов направленных на поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес - инкубатора, 96 учебно-деловых центров, 36 бизнес - центров. Комплексность институтов и инфраструктурной поддержки имеют различия по регионам России.

Целью инфраструктуры является создание каналов, по которым государственная поддержка доходит до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры проходят реализацию отдельные рыночные услуги. Помимо того, через объекты инфраструктуры налаживается кооперация и деловые контакты, что благоприятствует самоорганизации малых предприятий. Так как инфраструктура выполняет важнейшую социальную функцию, то ее создание и развитие должно в обязательном порядке финансироваться государством. Наравне с этим для подобных целей привлекаются средства банков, союзов предпринимателей,  а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе, т.е. гранты, субсидирование,  благотворительность и т.п.

В современное  время не существует типичной для регионов общепринятой классификации элементов инфраструктуры. Тем более, иногда применяются разнообразные определения для одинаковых по типу структур. Одним из основных элементов инфраструктуры практически во всех регионах являются Фонды поддержки малого бизнеса, оказывающие финансовую помощь эффективным проектам малых предпринимателей, чаще всего в виде льготных кредитов. Кроме того, именно за счет средств этих фондов осуществляется частичное финансирование дополнения инфраструктуры регионов и муниципальных образований различными элементами.

Задачей регулирования деятельности основных элементов инфраструктуры является концентрированность на ключевых проблемах поддержки малого бизнеса: В перспективе это представляют:

Информация о работе Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Астраханской области