Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ и система совершенствования государственной поддержки развития малого предпринимательства в России и Астраханской области. На основе цели курсовой работы были установлены следующие задачи:
рассмотреть проблемы и состояние малого предпринимательства на современном этапе;
раскрыть основные теоретические понятия малого бизнеса и его сущность, характеристики, виды, его роль в экономике;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
1.2. Виды предпринимательства
1.3. Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе
1.4. Состояние малого бизнеса России в современных условиях
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
2.2. Основные направления государственной поддержки
2.3. Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
2.4. Основные направления совершенствования государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Механизм развития малого предпринимательства
3.2. Формы и методы государственной поддержки
3.3. Совершенствование программно-целевых методов государственной поддержки малого предпринимательства
3.4. Разработка предложений по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- рост годовых налоговых платеж в консолидированный бюджет с 713 млн. рублей до 1,5 млрд. руб.
Разработана
и действует система
Состоялось 10 заседаний конкурсной комиссии по отбору инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, на которых были представлены 29 инвестиционных проектов. Одобрены и были приняты решения об оказании государственной поддержки 15 проектам из федерального и областного бюджетов сроком по декабрь 2008 года на общую сумму 25, 7 млн. рублей. Общий объем инвестиций по этим проектам запланирован в размере 392 млн. рублей. Их реализация позволит дополнительно создать 355 рабочих мест, сохранить 111 рабочих мест.16
Наиболее значимыми для развития экономики региона являются проекты, указанные в таблице 2.
Таблица 2
Значимые проекты малого бизнеса в Астраханской области
Наименование проекта |
Инвестиции, млн.руб. |
Кол-во созданных рабочих мест |
1 |
2 |
3 |
«Расширение производственной базы в части создания рыбоперерабатывающего комплекса», ПБОЮЛ Сергалиев Н.Н. (Икрянинский район) |
3,2 |
23 |
Продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
«Реконструкция цеха под производство филе рыбного мороженого для экспорта в страны ЕС», ООО «Кировский рыбозавод» |
8,5 |
27 |
«Рыбоводный комплекс индустриального выращивания белорыбицы», ООО НВПП «Экоресурсы» (Икрянинский район) |
0,87 |
40 |
«Модернизация производства по выпуску кирпича керамического», кирпичный завод «Сизый бугор» (Володарский район) |
38 |
93 |
«Организация |
21,1 |
22 |
В целях развития экспортно-ориентированного бизнеса и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем рынке оказывается финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства, производящим товары (работы, услуги) для экспорта. За указанный период выделено из средств областного и федерального бюджетов 2,5 млн. руб. 23 субъектам малого предпринимательства. Просубсидированы затраты экспортеров, участвующих в выставках за рубежом, Германии и Республике Чехии. Заключено 37 экспортных контрактов, объем выручки составил 143,5 млн. руб., создано дополнительно 233 рабочих места. В целях повышения качества управления и функционирования субъектов малого предпринимательства при софинансировании из федерального бюджета построены два бизнес-икубатора в г. Камызяке (1500 кв.м) и г. Астрахани (3660 кв.м). Совместно с муниципальными образованиями Правительством Астраханской области ведется работа по созданию еще трех бизнес-инкубаторов в г. Харабали, г. Ахтубинске и с. Оля. В 2007 году выиграны конкурсы на получение средств федерального бюджета на софинансирование данных проектов (г. Харабали – 2,8 млн. руб., г. Ахтубинск – 11,8 млн. руб., с. Оля – 12,9 млн. руб.). Разработана проектно-сметная документация.
В течение 2011-2012 гг. в области проводилась работа по внедрению системы «одного окна», что позволило обоснованно перейти к реализации проекта следующего уровня – созданию многофункционального сервисного центра (МФЦ). Суть МФЦ состоит в создании учреждения, которым гражданам будут предоставляться государственные и муниципальные услуги с прозрачным для заявителя механизмом движения документов. ГП АО «Октябрь» начата реконструкция здания для размещения МФЦ. Сумма средств областного бюджета, выделенная на реализацию проекта, составила более 20 млн. руб., федерального бюджета – 15,9 млн. рублей. В области успешно формируется система промышленного внедрения инноваций. Реализуется проект создания регионального технопарка на базе ГП АО «Октябрь». Технопарк позволит изготавливать оборудование для промышленного внедрения разработок астраханских ученых, которые созданы научным инкубатором АГУ в пос. Начало (косметологические средства на основе астраханских лечебных грязей, криооборудование), бизнес-инкубаторам АГТУ (ихтиожелатин, биоактивные кормовые добавки для животных и пищевые добавки на основе залежей туфов в Черноярском районе).17
На территории области создан региональный ресурсный центр, в функции которого входят: разработка и внедрение системы подготовки и переподготовки управленческих кадров, мониторинг имеющейся кадровой базы и дальнейшей работы с кадрами в целях реализации стратегии социально-экономического развития области.
3.2. Формы и методы
Россия занимает большую площадь, поэтому наивным считается предположение о том, что для страны таких больших масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в современных условиях он может стать лишь объединяющим звеном, которое создает все необходимые условия для бесперебойной работы крупных промышленных предприятий. Эта политика федерального Правительства определяет перечень определенных действия для администраций различных регионов, в том числе и Астраханской области.
Одним из наиболее главных решающих условий при совершенствования проводимых в России экономических реформ, способных, достичь ослабления монополизма, обеспечения продуктивного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики обеспечивает необходимую конкурентную атмосферу, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, имеет способность в быстром реагировании на разные изменения рыночной конъюнктуры, а так же заполнять образовавшиеся ниши в потребительской сфере, то есть увеличивает социальную базу проводимых реформ.
Астраханская область не является исключением и осуществляет различные мероприятия, направленные на поддержку малого бизнеса. Перейдем к рассмотрению форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, создающих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, в Астраханской области:
1. Поддержка
субъектов малого и среднего
предпринимательства и
1) финансовая поддержка:
2) имущественная
поддержка, реализуемая
3) информационная поддержка;
4) консультационная поддержка;
5) поддержка
в области подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
6) поддержка
субъектов малого и среднего
предпринимательства в области
инноваций и промышленного
7) поддержка
субъектов малого и среднего
предпринимательства,
8) поддержка
субъектов малого и среднего
предпринимательства,
2. Поддержка
в формах, определенных частью 1 настоящей
статьи, осуществляется на условиях
и в порядке, которые
3. Законами
Астраханской области и
4. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества, которое может быть использовано в целях предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок и условия предоставления указанного и имущества в аренду устанавливаются постановлением Правительства Астраханской области.
В Астраханской области действуют региональные и межмуниципальные целевые программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Астраханской области:
1) Разработка, утверждение и реализация региональных и межмуниципальных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Астраханской области осуществляются в соответствии с законодательством Астраханской области.
В целевых программах определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти в Астраханской области, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
2) До вынесения на рассмотрение Правительства Астраханской области проект целевой программы подлежит направлению в координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области, созданный с соблюдением требований настоящего Закона при исполнительном органе государственной власти Астраханской области, наделенном отдельными полномочиями в области развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области, в целях проведения общественной экспертизы проекта целевой программы, подготовки соответствующих рекомендаций и предложений, а также их общественного обсуждения.
3) Критерии оценки эффективности реализации целевых программ определяются постановлением Правительства Астраханской области.
Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области:
1) В случае обращения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства в Астраханской области, к руководителям исполнительных органов государственной власти Астраханской области, наделенных отдельными полномочиями в области развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области, с предложением создать при данных органах координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области (далее - координационные или совещательные органы), руководители данных исполнительных органов государственной власти Астраханской области рассматривают вопрос о создании таких координационных или совещательных органов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в создании координационного или совещательного органа определяется постановлением Правительства Астраханской области. О принятом решении по вопросу создания координационного или совещательного органа руководители исполнительных органов государственной власти Астраханской области в течение десяти рабочих дней со дня его принятия уведомляют указанные в настоящей части некоммерческие организации в письменной форме.