Совой деятельности коммерческих банков эффективности фина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:17, дипломная работа

Описание работы

Финансовое управление коммерческого банка является сложным взаимосвязанным процессом управления формированием средств банка -собственных (капитала) и привлеченных (обязательств) - их размещением при проведении различных активных операций. Кроме того банки могут получать доход от проведения других операций, не связанных непосредственно с привлечением и размещением средств (финансовое посредничество, консультации по финансовым вопросам и др.). Цель управления финансами банка - получение прибыли при соблюдении ограничений, вводимых регулирующими органами, а также дополнительных внутренних ограничений, которые могут устанавливаться руководством банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА.
1.1 Характеристика организма детей младшего школьного возраста


1.2. Анализ вариабельности сердечного ритма как интегральный метод
оценки активности кардиорегуляторных систем
1.3 Теоретические основы анализа вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста

1.4. Влияние учебной нагрузки на состояние кардиорегуляторных
механизмов школьников.
1.5. Оценка функциональных резервов системы регуляции
кровообращения у детей с использованием ортостатической пробы
1.7 О роли второй смены в инновационном обучении

ГЛАВА П. ОБЪЕКТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ш. 1. Возрастно-половые и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца у младших школьников в покое
Ш.2. Изменение вариабельности сердечного ритма у одних и тех же
детей с 7 до 9 лет в 1 и во 2-ю смену
UI.3. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у школьников с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
Ш.3.1. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей I группы вегетативной регуляции
Ш.3.2. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей Ш группы вегетативной регуляции
III. 3.3. Особенности вариабельности сердечного ритма у мальчиков с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 3.4. Особенности вариабельности сердечного ритма у девочек с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 4. Индивидуальные и половые особенности вариабельности сердечного ритма у детей с различным уровнем вегетативной регуляции в ответ на ортостатическую пробу
III. 5. Характеристика ортостатической устойчивости у детей I группы
вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в 1 и во 2-ю смену
III.6. Характеристика ортостатической устойчивости у детей III
группы вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ 136
ПРАКТИЧЕСКЖ РЕКОМЕНДАЦИИ 137
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

вариабельность в 1 и 2 смену.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Симпатический отдел вегетативной нервной системы - это система  тревоги и мобилизации защитных реакций (процессы терморегуляции, иммунные реакции, механизмы свертывания  крови, барьерные механизмы), необходимая  для активного взаимодействия организма  с окружающей средой. Возбуждение  симпатической системы является начальным звеном включения цепи гормональных реакций, характерных  для «стресса», что нередко приводит к нарушению постоянства внутренней среды организма.

Задача парасимпатического отдела вегетативной нервной системы  -непрерывно корригировать сдвиги, вызванные влиянием симпатического отдела, восстанавливать и сохранять гомеостаз (Е.Б. Бабский, 1972; А.Д. Ноздрачёв, 1983; Б.М. Федоров, 1991; A.M. Вейн, 2003).

       Преганглионарные  волокна в симпатической системе короткие. постганглионарные наиболее длинные, а в парасимпатической системе наоборот. На окончаниях постганглионарных симпатических волокон выделяется норадреналин, оказывающий местное влияние, а после

всасывания в кровоток - общее. Медиатором парасимпатических  волокон является ацетилхолин, вызывающий преимущественно местное воздействие  и быстро разрушаемый холинэстеразой. В связи с этим, эффекты симпатического раздражения диффузны и генерализованы, а влияния парасимпатического отдела менее глобальны, более локальны (А.Д.Ноздрачёв, 1983; Р. Шмидта, Г. Тевса, 1996; A.M. Вейн, 2003).

Взаимодействия между  двумя отделами вегетативной нервной  системы сложны, а их текущая активность находится под непрерывным контролем 13 надсегментарных структур. Усиление функционирования одного отдела автономной нервной системы в нормальных физиологических условиях приводит к компенсаторному напряжению и  в аппаратах другого отдела, возвращающих функциональную систему к гомеостатическим показателям.

Находясь под влиянием более высоких уровней регуляции  и управления функциями организма, симпатическое и парасимпатическое  звенья вегетативной нервной системы  согласованно регулируют работу органов  и систем для достижения полезного  приспособительного результата (В.М. Хаютин, Р.С. Сонина, Е.В. Лукошкова, 1977; А,Д. Ноздрачёв, 1983; A.M.Вейн, 2003; Н.Р. Koepchen, Р. Langhorst, Н. Seller, 1975; Koh J., Brown Т.Е., Beightol L.A. et al., 1994).

В настоящее время существует множество функциональных методов  исследования сердечно-сосудистой системы (М.К. Осколкова, 1988; Е.И. Чазов, 1992; М.К. Осколкова, О.О. Куприянова, 2001; Д.М. Аронов, В.П. Лупанов, 2006). Наиболее информативным методом оценки состояния общей активности регуляторных механизмов, нейрогуморальной регуляции сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы является анализ вариабельности сердечного ритма (P.M. Баевский, Г.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин с соавт., 2001; G.H. Byford, 1980;А. Malliani, 1995).

       Для  того чтобы понять, каким образом  кардиоритм отражает состояние  вегетативных регуляторных механизмов, рассмотрим морфо-функциональные особенности вегетативной регуляции сердечной деятельности. Влияние вегетативной нервной системы на ритм сердца принято называть модулирующим (корригирующим), так как этот орган обладает автоматией и непрерывно функционирует, а импульсы, приходящие по симпатическим и парасимпатическим волокнам, только усиливают или ослабляют его деятельность (Е.Б. Бабский, 1972; М. Malik, A.J. Camm, 1993). Вегетативная иннервация различных отделов сердца неоднородна и несимметрична, В узловой ткани сердца преобладает влияние парасимпатического отдела автономной нервной системы, а в миокарде желудочков доминируют эффекты симпатического отдела. Волокна правого блуждающего нерва иннервируют, в основном, синусовый узел и их стимуляция вызывает замедление частоты сердечных сокращений (отрицательный хронотропный эффект). Левый блуждающий нерв подходит к атриовентрикулярному узлу и при раздражении оказывает замедление

атриовентрикулярного проведения (отрицательный дромотропный эффект).

Симпатическая нервная система  также дифференцированно влияет на структуры сердца: переднюю поверхность  желудочков и синусовый узел преимущественно  иннервируют симпатические веточки  правой стороны (положительный хронотропный эффект), а заднюю поверхность желудочков и атриовентрикулярный узел - ветви  левой стороны (положительный дромотропный эффект) (Е.Б. Бабский, 1972; В.Н. Швалев, А.А. Сосунов, Г. Гуски, 1992; СВ. Барабанов, В.И. Евлахов, А.П. Пуговкин с соавт., 2001). Ацетилхолин, являясь медиатором блуждающего нерва, активирует М холинорецепторы клеток синусового узла, вызывает удлинение фазы медленной диастолической деполяризации клеточных мембран и более позднее достижение мембранным потенциалом порогового уровня, приводя к уменьшению частоты сердечных сокращений. Норадреналин выступая медиатором симпатической нервной системы стимулирует р-адренорецепторы сердца, вызывает ускорение медленной диастолической деполяризации и более раннее достижение мембранным потенциалом своего порогового значения, что приводит к увеличению частоты сердечных сокращений (В.Б. Брин, И.А. Вартанян, СБ. Данияров с соавт;, 1994; Р. Шмидт, Г. Тевс, 1996).

Анализ вариабельности ритма  сердца состоит в оценке тем или  иным способом изменчивости продолжительности  интервалов RR последовательных циклов сердечных сокращений за определенные промежутки времени. Кардиоинтервалограмма - это числовая последовательность, элементами которой являются промежутки времени между двумя соседними сердечными сокращениями обследуемого. Для ее построения записывается электрокардиограмма в одном отведении за определенный промежуток времени. Затем для каждого кардиоцикла определяется одна и та же характерная точка (как правило - вершина зубца R и измеряется временной интервал между выделенными точками.

Графически кардиоинтервалограмму  часто представляют в виде последовательности вертикальных столбиков или огибающей  их вершин (А.В. Соболев, Л.Н. Лютикова, Г.В. Рябыкина с соавт., 1996; Е.А. Березный, A.M. Рубин, 1997; Г.В. Рябыкина, А.В. Соболев, 1998; Н. Luczak, А. Laurig, 1973; М. Malik, 1998).

Таким образом, изучение колебаний  ритма сердца - это инструмент динамического  анализа систем вегетативной регуляции  в целом. Колебания вариабельности сердечного ритма имеют четкие корреляты и могут использоваться для неинвазивной оценки разных уровней вегетативной регуляции организма (Н.Б. Хаспекова, 2003; H.W. Robbe, J.M. Mulder, Н. Ruddeletal., 1987).

1.4. Влияние учебной  нагрузки на состояние кардиорегуляторных 

механизмов школьников

По справедливому мнению P.A. Абзалова и Ф.Г. Ситдикова, изучение

механизмов адаптации  организма к разнообразным условиям существования и деятельности является актуальной проблемой в современной  физиологии, имеет как теоретическое, так и практическое значение [1, 2]. Одной из важных задач возрастной физиологии является разработка оптимальных  нормативов реакций организма учащихся в ответ на воздействие длительной умственной нагрузки [5]. Во главу угла здесь ставится определение физиологической  стоимости учебной нагрузки, т.е. необходимая степень напряжения физиологических функций школьников в процессе усвоения ими кванта знаний [161].

Современная концепция образования переориентирована со среднестатистического ученика на образовательные потребности каждого школьника с учетом его склонностей и функциональных возможностей [127].

Особую значимость в связи  с этим приобретает обоснование  критериев оценки адаптационных  возможностей детей к воздействию школьных нагрузок на индивидуальном уровне [45].

Индивидуально-дифференцированный подход к обучению позволит преодолеть феномен школьной дезадаптации, при котором наблюдается 31 неадекватное биологическим и социальным возможностям учащихся восприятие информационного материала [58, 71, 79, 80, 124]. Диагностическую базу для разработки такого подхода может обеспечить метод математического анализа ритма сердца. В публикациях последних лет [108, 192] подчеркивается значимость использования статистических характеристик сердечного ритма в оценке уровня здоровья детей как основы для формирования состава классов начальной школы и подбора методики обучения.

Исследования М.В. Антроповой, М.М. Безруких, А.Г. Хрипковой и соавторов показали информативность применения показателей кардиоритма для оценки функционального состояния организма школьников [15, 47, 48, 218]. Изучение ритма сердечных сокращений при умственной деятельности проводились в направлении анализа частоты, вариативности и спектральной плотности межпульсовых интервалов. Основной вывод сводится к тому, что в процессе кратковременной адаптации к выполнению дозированного умственного задания у младших школьников наблюдается учащение ритма сердечных сокращений, снижение его вариабельности и усиление медленных (МВ-2) и среднемедленных (МВ-1) колебаний, а длительная умственная работа вызывает урежение пульса [6, 37, 84, 153].

Выявлено, что характер и  интенсивность изменений сердечного ритма у школьников под влиянием учебной нагрузки неодинаковы в разные периоды учебного дня, недели, года [6, 47, 48, 73, 74, 114, 128, 161, 218]. Наиболее существенные изменения регуляции хронотропной функции сердца отмечены в процессе учебного дня от начала к концу уроков. У большинства детей в конце занятий обнаружено устойчивое снижение симпатических и усиление парасимпатических влияний на управление сердечным ритмом (достоверное увеличение Мо, СКО и снижение АМо и ИН). На автокоррелограммах более четко проявлялись медленные колебания, и сглаживалась дыхательная периодика [6]. В соответствии с имеющейся в литературе трактовкой подобные изменения регуляции ритма сердца свидетельствуют об общем снижении 32 уровня активации сердечно-сосудистой системы и могут рассматриваться как результат отражения декомпенсации и торможения при утомлении организма в конце учебного дня [25, 35, 37, 48, 84, 125, 159].

М.В. Антроповой и В.И. Козловым обнаружено, что интенсивность сдвигов характеристик сердечного ритма в течение дня закономерно снижается к концу недели. Такая недельная динамика показателей, возможно, отражает кумуляцию утомления школьников в течение недели [16Г.

Регуляция хронотропной функции  сердца у учащихся младших классов на уроках в течение учебного года осуществляется с высокой активностью симпатоадреналовой системы и центральных механизмов [73, 167, 187]. К концу учебного года наблюдается уменьшение симпатических и нарастание парасимпатических влияний на сердечную деятельность детей [47, 48, 106], 0,В. Самодовой и Л.А. Зубовым отмечен рост числа младших школьников с ваготонией в конце учебного года и в климатических условиях Заполярья [ 179 .

Анализ спектральной плотности R-R интервалов показал, что в процессе учебного года у детей прослеживается тенденция к преобладанию реакции на умственную нагрузку с усилением среднемедленных (МВ-1) и медленных (МВ-

2) колебаний и последовательным  уменьшением интенсивности дыхательной аритмии [6]. Результаты, полученные в исследованиях O.K. Побежимовой, подтверждают наиболее напряженное функционирование сердечно-сосудистой системы у младших школьников в конце учебного года [170]. Таким образом, в процессе учебной работы и сопутствующего ей позного напряжения у школьников младших классов имеют место негативные годичные сдвиги характеристик кардиоритма.

Анализ показателей вариабельности кардиоритма, проведенный многократно у одних и тех же школьников в течение нескольких лет, позволил установить разнонаправленный характер адаптационных и возрастных сдвигов сердечного ритма, что подтверждает достоверность их оценки как результата долговременной адаптации к умственной нагрузке. Данные, приведенные А.Г. 33

Хрипковой и M.B. Антроповой, свидетельствуют, что долговременная адаптация первоклассников к учебному процессу связана с перестройкой регуляторных механизмов в сторону усиления симпатоадреналовых влияний на сердечную деятельность. Во II и III классах и к концу учебного года наблюдается тенденция к повышению парасимпатических влияний на сердечный ритм (удлинение кардиоинтервалов, увеличение их вариабельности), что, по-видимому, связано не только с возрастом, но и с утомлением учащихся [6].

Сдвиги величины ИН под  влиянием умственной нагрузки демонстрируют более выраженное напряжение функционального состояния сердечно­сосудистой системы у детей 7-8 лет по сравнению с 10-11-летними [13]. P.M. Баевский выделяет следующие градации ИН для определения качественных изменений хронотропной функции сердца: ИН<80 - норма; ИН=80-160 -адаптивная регуляция; ИН>160 - напряжение [25]. На основании этих градаций показано, что регуляция сердечного ритма у первоклассников в начале и конце учебного года, а также в конце первого полугодия находится в зоне напряжения, а в остальные периоды - на границе адаптации и напряжения. У второклассников значения ИН, близкие к состоянию напряжения, выявлены только на 1-2-й неделях обучения. У третьеклассников колебания ИН в течение года невелики и находятся на границе условных значений адаптации и нормы.

При этом во II и III классах  отмечено постепенное снижение ИН от начала к концу учебного года [6].

Интенсивность дневных изменений  хронотропной функции сердца под влиянием учебных занятий хорошо иллюстрирует показатель суточной адаптивности (ПСАд), рассчитанный как отношение разности величин, полученных до и после уроков, к исходному значению исследуемого параметра [6]. По имеющимся литературным данным, в конце учебного года у первоклассников отмечена более интенсивная перестройка всех показателей сердечного ритма от начала к концу занятий. ПСАд по параметрам ритма 34 сердца изменялся от 40 до 95%. Авторы указывают на то, что в течение первого года обучения еще не найден тот оптимальный уровень функционирования, при котором возможны минимальные изменения регуляции деятельности сердца в ответ на учебные нагрузки. У тех же детей на втором году обучения интенсивность изменений синусового ритма стала значительно меньшей. ПСАд по различным показателям составлял не более 40%. У третьеклассников наблюдалось изменение направленности сдвигов (инверсия знака ПСАд), а их величина не превышала 20%.

По мнению отечественных  авторов, существенные колебания статистических характеристик сердечного ритма в процессе учебной деятельности у первоклассников и менее интенсивные изменения на II и III году обучения отражают снижение напряжения функциональных систем младших школьников, возрастное совершенствование их кардиорегуляторных механизмов и свидетельствуют о долговременной адаптации организма детей к учебной нагрузке [6],

Информация о работе Совой деятельности коммерческих банков эффективности фина