Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:17, дипломная работа
Финансовое управление коммерческого банка является сложным взаимосвязанным процессом управления формированием средств банка -собственных (капитала) и привлеченных (обязательств) - их размещением при проведении различных активных операций. Кроме того банки могут получать доход от проведения других операций, не связанных непосредственно с привлечением и размещением средств (финансовое посредничество, консультации по финансовым вопросам и др.). Цель управления финансами банка - получение прибыли при соблюдении ограничений, вводимых регулирующими органами, а также дополнительных внутренних ограничений, которые могут устанавливаться руководством банка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА.
1.1 Характеристика организма детей младшего школьного возраста
1.2. Анализ вариабельности сердечного ритма как интегральный метод
оценки активности кардиорегуляторных систем
1.3 Теоретические основы анализа вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста
1.4. Влияние учебной нагрузки на состояние кардиорегуляторных
механизмов школьников.
1.5. Оценка функциональных резервов системы регуляции
кровообращения у детей с использованием ортостатической пробы
1.7 О роли второй смены в инновационном обучении
ГЛАВА П. ОБЪЕКТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ш. 1. Возрастно-половые и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца у младших школьников в покое
Ш.2. Изменение вариабельности сердечного ритма у одних и тех же
детей с 7 до 9 лет в 1 и во 2-ю смену
UI.3. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у школьников с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
Ш.3.1. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей I группы вегетативной регуляции
Ш.3.2. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей Ш группы вегетативной регуляции
III. 3.3. Особенности вариабельности сердечного ритма у мальчиков с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 3.4. Особенности вариабельности сердечного ритма у девочек с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 4. Индивидуальные и половые особенности вариабельности сердечного ритма у детей с различным уровнем вегетативной регуляции в ответ на ортостатическую пробу
III. 5. Характеристика ортостатической устойчивости у детей I группы
вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в 1 и во 2-ю смену
III.6. Характеристика ортостатической устойчивости у детей III
группы вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ 136
ПРАКТИЧЕСКЖ РЕКОМЕНДАЦИИ 137
БИБЛИОГРАФИЯ
При проведении статистического анализа основных показателей сердечного ритма у детей в начале исследований в состоянии покоя нами было обнаружено, что показатели, отражающие влияние симпатического, 47 парасимпатического отделов ВНС и центральных механизмов регуляции на работу сердца значительно варьируют в зависимости от принадлежности к группе вегетативной регуляции (табл.1).
По нашим данным, у детей I группы ВР средняя частота сердечных сокращений на 8,09% выше величины этого показателя у детей, отнесенных к III группе ВР. Самая высокая средняя величина пульса в покое отмечена у детей II группы ВР (средняя ЧСС выше на 14,02% и на 24,04% (р<0,05), чем у детей I и III групп соответственно).
Средние значения амплитуды моды (АМо) - показателя, отражающего активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, были максимальны у детей II группы ВР. Среди детей, отнесенных к I и III группам ВР, значения АМо были выше у детей I группы (на 26,7%) по сравнению с этим показателем у детей III группы ВР.
Величина индекса напряжения (ИН), характеризующего влияние автономной регуляции на сердце, у детей варьировала в широком диапазоне, но максимальные средние его значения были зафиксированы у детей II группы ВР, а минимальные - у детей III группы ВР.
Показателем, отражающим вклад парасимпатического отдела ВНС на сердце, является СКО. Минимальные значения этого показателя были зафиксированы у детей II группы ВР. Для детей III группы ВР средние значения показателя СКО составили 0,077+0,002 с, что на 25,98% выше по сравнению со средними значениями СКО у детей I группы.
Изучая волновую структуру
ритма сердца у детей, характеризующую
влияние центральных механизмов
вегетативной регуляции, можно отметить,
что дыхательные и медленные
волны первого и второго
Более выраженная волновая периодика выявлена у детей III группы ВР в виде дыхательных волн (ДВ), мощности медленных волн первого порядка (МВ-1), а также мощности медленных волн второго порядка (МВ-2). У детей III группы ВР мощность ДВ, МВ-1 и МВ-2 достоверно выше, чем у детей, отнесенных к I и II группам ВР. Максимальные значения показателя ДВ, отражающего активацию автономного контура управления, в состоянии покоя обнаружены у детей III группы, а минимальные его значения - у детей II группы ВР; у них значения показателя ДВ ниже на 53,58% (р<0,05) по сравнению с детьми III группы. Мощность дыхательных волн у детей I группы также достоверно ниже (р<0,05), чем у детей III группы ВР (на 17,86%) (рис.1).
Мощность медленных волн 1-го порядка, отражающих активность вазомоторного центра продолговатого мозга, в состоянии покоя была ниже у детей I группы ВР по сравнению с детьми, отнесенными к III группе (на 28,31%)) (р<0,05). Самые низкие значения МВ-1 выявлены у детей II группы ВР; средние значения этого показателя у детей II группы достоверно ниже, чем у детей III группы ВР (на 56,61%) (р<0,05).
Мощность медленных волн 2-го порядка, характеризующих влияние высших нервных центров на сердечно-сосудистый подкорковый центр, максимально представлена в спектре составляющих сердечного ритма у детей III группы ВР. Средние показатели МВ-2 у детей I и II групп ВР достоверно ниже, чем у детей III группы на 30,59% и на 68,24%) соответственно (р<0,05).
Средние значения индекса
централизации (ИЦ) - показателя, определяющего
соотношение между автономным и
центральным контурами
Таким образом, выявлены индивидуальные различия в механизмах управления ритмом сердца в состоянии покоя среди детей в возрасте 7 лет, что свидетельствует о различной степени зрелости и функционирования регуляторных систем.
3.2.Возрастно-половые
особенности состояния
Данные исследований возрастно-половых
особенностей вариабельности сердечного
ритма у детей в покое
К моменту рождения ребенка относительно более сформированной оказывается нервная регуляция жизненно необходимых функций (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), В дальнейшем их регуляция совершенствуется еще на протяжении многих лет под влиянием различных анализаторов, в особенности двигательного. Темп созревания механизмов регуляции сердечного ритма можно проанализировать при сопоставлении данных анализа вариабельности сердечного ритма у одних и тех же детей в течение трех лет.
Так как II группа ВР является временной (дисрегуляторной), то анализ возрастных изменений показателей ритма сердца у детей нами проводился по I и III группам ВР.
В результате проведенных исследований было установлено, что между мальчиками и девочками, отнесенными к одной и той же группе вегетативной регуляции, имеются различия в показателях сердечного ритма. На рис.2-5 изображена динамика показателей вариабельности сердечного ритма в покое у мальчиков и девочек I и III групп ВР.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) - это показатель, отражающий суммарный вклад симпатического, парасимпатического и центрального отделов на работу сердца. Влияние отдельных систем на хронотропную функцию сердца у детей может быть неравнозначным, что может отражать характер напряженности регуляторных механизмов.
Таблица 2
Возрастная динамика показателей сердечного ритма у мальчиков и девочек с различным уровнем напряжения механизмов вегетативной регуляции в покое
Нами выявлено, что с увеличением возраста от 7 до 9 лет ЧСС у одних и тех же детей I и III групп ВР имеет тенденцию к снижению. У детей I группы возрастное снижение ЧСС происходит на фоне увеличения показателей АМо, ИН, МВ-1, МВ-2, ИЦ, а у детей III группы при снижении ЧСС АМо и PIH уменьшаются, а МВ-2 возрастает. Таким образом, у детей обеих групп с возрастом усиливается активность корковых процессов (по показателю МВ-2).
У детей I группы ВР повышение централизации сопровождается усилением активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, а у детей III группы — его понижением.
Анализ ЧСС в покое показал, что у мальчиков и девочек I группы ВР в возрасте 7 лет средние величины ЧСС были приблизительно одинаковыми. В этом же возрасте между мальчиками и девочками III группы вегетативной регуляции были обнаружены отличия по величине показателя ЧСС, при этом у девочек III группы ЧСС в 7 лет была выше, чем у мальчиков на 3,36%.
К 8-летнему возрасту была отмечена тенденция к повышению ЧСС в покое как у мальчиков, так и у девочек I группы ВР, а у мальчиков и девочек III группы в возрасте от 7 до 8 лет произошло снижение средних величин ЧСС. У мальчиков I группы ЧСС в возрасте от 7 до 8 лет увеличилась в среднем на 3,06%, а у мальчиков III группы ВР в этот же возрастной период зафиксировано уменьшение средних величин пульса на 3,11%. Между девочками, отнесенными к различным группам по уровню напряжения механизмов вегетативной регуляции, также обнаружены разнонаправленные сдвиги показателя ЧСС в возрасте от 7 до 8 лет: у девочек I группы ЧСС увеличилась на 3,63%), а у девочек III группы ВР зафиксировано снижение ЧСС на 2,77%.
В возрастном периоде от
8 до 9 лет у этих же детей выявлены
следующие особенности
Следует отметить тот факт, что у детей различных групп по уровню напряжения механизмов вегетативной регуляции возрастное снижение ЧСС происходило ступенчато. Так, у всех детей I группы ВР в период от 7 до 8 лет имело место увеличение ЧСС (у мальчиков на 3,06%), а у девочек на 3,63%), а в возрасте от 8 до 9 лет - его снижение (на 3,84% у мальчиков и на 5,23%) у девочек). В результате, в возрасте 9 лет у мальчиков и девочек I группы ВР средние величины ЧСС в состоянии покоя лишь незначительно ниже, чем у этих же детей в возрасте 7 лет (у мальчиков на 0,88%), а у девочек на 1,78%)(табл.2).
У мальчиков и девочек III группы ВР отмечено постепенное снижение средних величин ЧСС в возрастных периодах от 7 - 8 лет и от 8 - 9 лет. В результате, к 9-летнему возрасту у мальчиков и девочек III группы ЧСС становится достоверно ниже, чем у их ровесников I группы ВР. Возрастное снижение ЧСС в период с 7 - 9 лет у мальчиков III группы составило 6,68%) (р<0,05), а у девочек этой группы 5,23%) (р<0,05).
Анализ средних величин СКО - показателя, отражающего вклад парасимпатических влияний на сердечный ритм, показал, что активность парасимпатического отдела ВНС у детей с возрастом также изменяется. В возрасте 7 лет половых различий в величинах СКО между детьми I и III групп ВР нами не выявлено. Средние значения показателя СКО у мальчиков и девочек I группы ВР были зафиксированы на одном уровне и составляли 0,052 с; отличия величин показателя СКО у мальчиков и девочек III группы были незначительными (табл.2).
В период от 7 до 8 лет выявлено достоверно значимое снижение значений показателя СКО у мальчиков и девочек I группы ВР (у мальчиков средняя величина СКО уменьшается на 32,69%) (р<0,05), а у девочек этой группы - на 28,84% (р<0,05)). У девочек III группы также наблюдается тенденция к 53 снижению активности вагуса в возрасте от 7 до 8 лет (у них снижение СКО составляет 9,09%), а у мальчиков III группы ВР в возрастном периоде 7-8 лет величина показателя СКО незначительно увеличивается (на 1,26%).
В возрастном периоде от 8 до 9 лет у всех детей I и III групп ВР выявлен рост активности парасимпатического отдела ВНС: у мальчиков и девочек I группы значения показателя СКО увеличиваются на 14,28% и на 13,51%, а у мальчиков и девочек III группы ВР - на 31,25%) (р<0,05) и 14,2% соответственно.
Таким образом, активность парасимпатического отдела ВНС с возрастом изменяется волнообразно, снижая свое влияние на сердце в возрастном периоде от 7 - 8 лет и усиливая его в возрасте 8-9 лет у детей всех групп ВР.
В результате этого волнообразного созревания механизмов вегетативной регуляции к возрасту 9 лет по сравнению с 7-летним периодом значения показателя СКО у мальчиков и девочек III группы ВР увеличиваются (на 32,91%) (р<0,05) и на 3,89%), а у мальчиков и девочек I группы средние значения СКО уменьшаются (на 23,07% и на 19,23% соответственно). Это снижение активности парасимпатического отдела ВНС у детей I группы ВР в возрасте 9 лет является результатом недостаточно высокой активности вагуса по сравнению с предыдущим возрастным периодом. Так, если у мальчиков I группы ВР значения показателя СКО в возрасте 7-8 лет снижались на 32,69%, а в возрасте 8-9 лет повышались лишь на 14,28%, то в результате к 9-летнему возрасту по сравнению с 7-летним возрастом произошло снижение средних величин показателя СКО (рис.2),
У девочек I группы ВР в возрасте от 7 до 8 лет значения показателя СКО уменьшались на 28,84% (р<0,05), в возрастном периоде от 8 до 9 лет произошел рост показателя СКО на 13,51%; результатом этого стало снижение средних значений показателя СКО в 9 лет по сравнению с 7-летним возрастом (рис.3).
У мальчиков III группы ВР наблюдалось увеличение показателя СКО как в период от 7 до 8 лет (на 1,26%), так и в период с 8 до 9 лет (на 31,25%) (р<0,05). В результате к 9 годам средние значения СКО у мальчиков III группы достоверно возросли по сравнению с 7-летним возрастом (на 32,91%) (рис.4).
Рост показателя СКО у девочек III группы ВР в период от 8 до 9 лет составил 14,28%, а его снижение в предыдущий возрастной период 9,09%, поэтому к 9-летнему возрасту у девочек III группы ВР наблюдалось усиление влияния парасимпатического отдела ВНС (рис.5).
Оценивая возрастную динамику показателя АМо, характеризующего активность симпатической регуляции ритма сердца, можно отметить достоверное увеличение показателей АМо у детей обеих групп в возрастном периоде от 7 до 8 лет, однако усиление активности симпатического отдела ВНС больше выражено у детей I группы ВР при исходно более высоких значениях показателя АМо. У мальчиков и девочек I группы рост АМо в период 7-8 лет составил 33,34% (р<0,05) и 23,32% (р<0,05), а у мальчиков и девочек III группы ВР значения показателя АМо увеличивались в этом возрасте в среднем на 4,66% и на 10,45%) соответственно.
В возрастном периоде от 8 до 9 лет у всех детей зафиксирована тенденция к снижению активности симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Снижение АМо у мальчиков и девочек I группы ВР составило 10,55%) и 10,77%, а у мальчиков и девочек III группы - 23,88% (р<0,05) и 30,35% (р<0,05) соответственно.
Результатом такого волнообразного изменения активности симпатического отдела ВНС явилось увеличение значений АМо у мальчиков и девочек I группы в 9 лет по сравнению со значениями АМо у этих же детей в 7-летнем возрасте (соответственно на 19,26% и на 10,03%). У мальчиков и девочек III группы ВР наоборот, наблюдалось снижение активности симпатического отдела ВНС в 9-летнем возрасте по сравнению с 7-летним периодом (на 20,33% и на 23,07%).
Таким образом, изучая возрастную динамику изменений показателей АМо и СКО, можно отметить, что направленность сдвигов этих показателей в возрастном аспекте диаметрально противоположна. Нарастание активности симпатического отдела ВНС происходит у детей обеих групп вегетативной регуляции в возрасте от 7 до 8 лет, это усиление активности симпатического звена сопровождается снижением активности парасимпатического отдела ВНС.
В возрастном периоде от 8 до 9 лет нами было зафиксировано усиление тонуса блуждающего нерва и одновременное снижение активности симпатического отдела ВНС. Эти изменения показателей АМо и СКО носят волнообразный характер, что, по-видимому, может указывать на гетерохронное созревание механизмов вегетативной регуляции у младших школьников. На волнообразное созревание механизмов вегетативной регуляции у дошкольников в своей работе указывала Н.И.Шлык (1991), а у школьников - Е.Н.Сапожникова (2001).
Информация о работе Совой деятельности коммерческих банков эффективности фина