Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:17, дипломная работа
Финансовое управление коммерческого банка является сложным взаимосвязанным процессом управления формированием средств банка -собственных (капитала) и привлеченных (обязательств) - их размещением при проведении различных активных операций. Кроме того банки могут получать доход от проведения других операций, не связанных непосредственно с привлечением и размещением средств (финансовое посредничество, консультации по финансовым вопросам и др.). Цель управления финансами банка - получение прибыли при соблюдении ограничений, вводимых регулирующими органами, а также дополнительных внутренних ограничений, которые могут устанавливаться руководством банка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА.
1.1 Характеристика организма детей младшего школьного возраста
1.2. Анализ вариабельности сердечного ритма как интегральный метод
оценки активности кардиорегуляторных систем
1.3 Теоретические основы анализа вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста
1.4. Влияние учебной нагрузки на состояние кардиорегуляторных
механизмов школьников.
1.5. Оценка функциональных резервов системы регуляции
кровообращения у детей с использованием ортостатической пробы
1.7 О роли второй смены в инновационном обучении
ГЛАВА П. ОБЪЕКТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ш. 1. Возрастно-половые и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца у младших школьников в покое
Ш.2. Изменение вариабельности сердечного ритма у одних и тех же
детей с 7 до 9 лет в 1 и во 2-ю смену
UI.3. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у школьников с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
Ш.3.1. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей I группы вегетативной регуляции
Ш.3.2. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей Ш группы вегетативной регуляции
III. 3.3. Особенности вариабельности сердечного ритма у мальчиков с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 3.4. Особенности вариабельности сердечного ритма у девочек с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 4. Индивидуальные и половые особенности вариабельности сердечного ритма у детей с различным уровнем вегетативной регуляции в ответ на ортостатическую пробу
III. 5. Характеристика ортостатической устойчивости у детей I группы
вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в 1 и во 2-ю смену
III.6. Характеристика ортостатической устойчивости у детей III
группы вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ 136
ПРАКТИЧЕСКЖ РЕКОМЕНДАЦИИ 137
БИБЛИОГРАФИЯ
Другим показателем, также характеризующим активность механизмов симпатической регуляции и отражающим состояние автономного контура управления, является индекс напряжения (ИН). Были выявлены сходные изменения значений ИН и АМо у детей обеих групп во всех возрастных периодах. Так, в возрасте 8 лет у всех мальчиков и девочек I и III групп ВР в состоянии покоя значения ИН увеличивались по сравнению со значениями ИН у этих детей в 7-летнем возрасте, причем максимальный прирост показателя ИН был зафиксирован у детей I группы ВР (у девочек рост Pffl составил 58,92% (р<0,05), а у мальчиков - 96,96% (р<0,05)). У детей III группы ВР также отмечена тенденция к увеличению значений показателя ИН (у мальчиков на 16,25%, а у девочек - на 17,78%).
В возрастном периоде от 8 - 9 лет у всех мальчиков и девочек обеих групп вегетативной регуляции произошло снижение значений показателя ИН, однако у мальчиков и девочек III группы ВР уменьшение ИН произошло на фоне исходно более низких его значений по сравнению с детьми I группы; таким образом, у детей III группы ВР отмечено выраженное снижение активности симпатического отдела ВНС в период с 8 до 9 лет. У детей I группы. В этот возрастной отрезок также наблюдалось уменьшение влияния автономной регуляции на сердце.
Результатом такого возрастного увеличения (от 7 до 8 лет), а затем снижения (от 8 до 9 лет) значений ИН стала повышенная активность симпатоадреналовой системы у мальчиков и девочек I группы ВР в возрасте 9 лет по сравнению с 7-летним периодом, а у мальчиков и девочек III группы ВР наблюдается снижение влияния симпатической регуляции на сердце в 9 лет по сравнению с возрастом 7 лет (ИН у них уменьшается на 27,25% (р<0,05) и на 24,07% соответственно).
Таким образом, были обнаружены однонаправленные количественно-качественные сдвиги изменений показателей, отражающих влияние симпатоадреналовой системы на сердце; АМо и ИН у детей всех изученных групп с возрастом качественно изменяются одинаково (рис.2-5).
Проводя анализ динамики показателей, отражающих состояние центральных механизмов управления ритмом сердца (МВ-1 и МВ-2) можно отметить, что уже в возрасте 7 лет между мальчиками и девочками обеих групп ВР существуют половые различия по показателям МВ-1 и МВ-2. У девочек I и III групп ВР средние значения МВ-1 и МВ-2 достоверно выше, чем у мальчиков соответствующих групп. Так, мощность МВ-2 у девочек I группы ВР в 7-летнем возрасте была выше средних величин МВ-2 мальчиков I группы на 28,8%) (р<0,05), а у девочек III группы ВР по сравнению с мальчиками этой же группы - на 17,39%). Средние значения МВ-1 у девочек I группы были на 23,33%, а у девочек III группы на 43,18% (р<0,05) выше, чем у мальчиков I и III групп ВР.
В возрастной период от 7 до 8 лет у мальчиков I и III групп ВР было зафиксировано усиление активности центральных механизмов вегетативной регуляции (у мальчиков I группы значения МВ-1 увеличились на 36,66% (р<0,05), а МВ-2 на 55,55% (р<0,05), а среди мальчиков Ш группы рост мощности МВ-1 составил 52,27% (р<0,05), а МВ-2 - 26,08% (р<0,05)). У 57 девочек обеих групп вегетативной регуляции в этот возрастной период наоборот, отмечается тенденция к снижению активности центрального контура управления сердечным ритмом. У девочек I группы ВР мощность вазомоторных волн (МВ-1) понижалась в среднем на 2,7%, а мощность медленных волн 2 порядка (МВ-2) - на 5,17%); у девочек III группы ВР снижение влияния подкорковых нервных центров на сердечный ритм составляло 9,52% (МВ-1) и 3,70% (МВ-2).
К 9-летнему возрасту у мальчиков I группы ВР отмечается снижение активности центрального контура управления ритмом сердца (МВ-1 уменьшается на 17,07%, а МВ-2 на 20,0%); у девочек этой группы ВР мощность медленных волн 1 порядка возрастает на 11,1%, а мощность медленных волн 2 порядка увеличивается на 32,72% (р<0,05). Среди детей III группы ВР также наблюдаются противоположно направленные изменения показателей МВ-1 и МВ-2: у мальчиков III группы ВР в возрасте 9 лет наблюдается усиление активности центральных механизмов регуляции (МВ-1 увеличивается на 23,88%, МВ-2 на 16,09%), а у девочек этой группы проявляется тенденция к снижению показателей МВ-1) (рис.4,5).
Нами были обнаружены половые и межгрупповые отличия в возрастной динамике показателя ДВ, отражающего активацию автономного контура управления сердечным ритмом. Так, в возрасте 7 лет амплитуда дыхательных волн была максимальной у девочек III группы, минимальной - у девочек I группы ВР. В возрасте 8 лет у этих же детей мощность ДВ нарастала (у девочек III группы на 12,12%, а у девочек I группы ВР на 11,76%). У мальчиков III группы ВР к 8 годам также наблюдался рост значений показателя ДВ (на 37,03%) (р<0,05), а у мальчиков I группы - снижение (на 14,28%). К 9-летнему возрасту у девочек I группы ВР отмечено небольшое увеличение средних значений показателя ДВ (на 5,26%), а у девочек III группы -их снижение (на 10,81%)). У мальчиков III группы ВР в этом возрасте наблюдалась тенденция к росту мощности дыхательных волн (на 5,4%).
Индекс централизации (ИЦ), отражающий баланс между центральным и автономным контурами управления сердечным ритмом, с возрастом в обеих группах изменялся приблизительно одинаково: между мальчиками и девочками I и III групп ВР в 7 лет установлены достоверные различия в показателях ИЦ -у девочек I группы средние величины ИЦ выше, чем у мальчиков I группы на 56,3% (р<0,05), а у девочек III группы ВР РЩ выше, чем у мальчиков на 4,3%.
Соответственно, у всех девочек в возрасте 7 лет была выше степень централизации механизмов управления сердечным ритмом по сравнению с мальчиками. К 8-летнему возрасту активность центральных механизмов управления сердечным ритмом у мальчиков I группы повышается, что проявляется ростом показателя ИЦ на 72,54% (р<0,05). У девочек I и III групп ВР в этом возрасте происходит усиление автономных влияний на ритм сердца: у них отмечается снижение величин показателя ИЦ соответственно на 7,7% и на 16,51%).
Итак, нами выявлены половые и возрастные отличия в механизмах регуляции ритмом сердца среди детей I и III групп ВР. У мальчиков и девочек I группы проявляются сходные тенденции в степени развития механизмов автономной регуляции, а в становлении центральных механизмов выявляются качественные отличия. В возрасте 8 лет у мальчиков происходит усиление активности подкорковых нервных центров (по показателям МВ-1, МВ-2 и ИЦ), а у девочек наоборот, снижение этой активности. К 9 годам у мальчиков отмечается уменьшение влияния центрального контура регуляции на ритм сердца, а у девочек - его повышение.
У детей III группы ВР также были выявлены половые отличия в механизмах управления ритмом сердца в покое. У мальчиков этой группы ВР с увеличением возраста отмечается тенденция к усилению активности подкорковых нервных центров и парасимпатического влияния на ритм сердца.
У девочек активность центрального контура и парасимпатического отдела вне изменяется волнообразно. Активность симпатического отдела ВНС у мальчиков и девочек к 8 годам возрастает, а в возрасте 9 лет зафиксировано снижение показателей АМо и ИН у всех детей Ш группы ВР.
Сравнивая полученные данные показателей вариабельности сердечного ритма, можно заметить, что в возрастном периоде от 7 до 9 лет у младших школьников наблюдается тенденция к снижению частоты сердечных сокращений, однако, возрастное изменение данного показателя происходит за счет изменения степени активации разных уровней регуляторных систем в зависимости от принадлежности к группе вегетативной регуляции. У детей I группы ВР отмечено усиление влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы (по показателям АМо и Р1Н) и увеличение медленноволновой периодики (МВ-1, МВ-2) при снижении тонуса блуждающего нерва (показатель СКО). У мальчиков и девочек III группы ВР в возрасте от 7 до 9 лет выявлена тенденция к снижению тонуса симпатической нервной системы при одновременном усилении парасимпатического отдела вне и повышении активности подкорковых нервных центров. Как отмечал И.А.Аршавский (1967), у детей физиологически незрелых становление тонуса вагуса значительно задерживается. По-видимому, снижение величины показателя СКО у детей I группы по сравнению с детьми III группы ВР может свидетельствовать о запаздывании в созревании регуляторных механизмов.
Таким образом, нами установлены половые особенности вариабельности сердечного ритма в состоянии покоя у детей разных групп ВР, которые выражаются в неодновременных сроках созревания механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма у мальчиков и девочек. Эти отличия в возрасте 7 лет еще мало заметны, но к 9-летнему возрасту в механизмах управления ритмом сердца между мальчиками и девочками устанавливаются количественно-качественные различия, в связи с чем возникает необходимость анализа вариабельности сердечного ритма с учетом этих половых особенностей.
3.3 Влияние второй
смены на состояние механизмов
вегетативной регуляции у
Многочисленные литературные данные свидетельствуют о том, что в процессе роста и развития детей школьного возраста происходит совершенствование функций, обеспечивающих адаптацию организма к физическим нагрузкам. Оценивая степень напряжения регуляторных механизмов под влиянием физических нагрузок, мы можем получить наиболее полное представление о «цене» адаптации ребенка к условиям среды и извлечь отсюда важную информацию для управления здоровьем человека.
Данные об изменениях показателей сердечного ритма под влиянием суммарных физических нагрузок на уроке физической культуры в осенний период у первоклассников, относящихся к различным группам по уровню напряжения механизмов вегетативной регуляции, представлены в табл.3 и на рис.6. Необходимо подчеркнуть, что на урок физкультуры дети приходили с разным исходным состоянием регуляторных систем: у одних была высокая степень напряжения механизмов вегетативной регуляции (I группа ВР), у других наблюдалось рассогласование (срыв) в механизмах регуляции (II группа ВР) и у третьих - оптимальное (нормальное) состояние регуляторных систем (III группа ВР). Нас интересовало, как реагируют дети 1-ой и 2-ой смены на одни и те же физические нагрузки, которые предъявляются им на уроке физкультуры.
Анализ вариабельности ритма сердца под влиянием урока физкультуры показал, что дети с различным типом вегетативной регуляции на физические нагрузки реагировали по-разному.
У подавляющего числа 7-летних детей после урока физкультуры частота сердечных сокращений увеличивалась: у детей I группы ВР в среднем это увеличение составило 2,1 уд/мин (2,34%) к исходной ЧСС, у детей П группы 61 - 4,0 уд/мин (3,91%), а у детей III группы ВР ЧСС после физкультуры повышалась в среднем на 2,65 уд/мин (3,21%). Таким образом, урок физической культуры в среднем оказывал
Таблица 3
Показатели сердечного ритма у детей 7 лет, отнесенных к разным группам вегетативной регуляции до и после урока физической культуры в состоянии покоя в начале учебного года (осень), (М±т)
* - р<0,05 одинаковое влияние на хронотропную функцию сердца у 7-летних детей всех трех групп ВР, хотя исходные средние величины ЧСС у них значительно варьировали (от 82,34 уд/мин в III группе до 102,14 уд/мин у детей II группы ВР в покое до физкультуры) (табл.3).
Анализируя показатели, характеризующие вклад симпатического отдела вне в регуляцию работы сердца (АМо и ИН) можно отметить, что активность симпатоадреналовой системы под влиянием физических упражнений росла у детей II и III групп ВР, а у детей I группы после урока физкультуры была отмечена тенденция к снижению показателей сердечного ритма, характеризующих активность симпатического отдела ВНС. Так, у детей II группы ВР АМо увеличивалась на 1,17%, у детей III группы на 16,06% (р<0,05), а у детей, отнесенных к I группе ВР, средние значения АМо после урока физкультуры наоборот, уменьшались на 2,22%). Следует обратить внимание на то, что максимальное увеличение АМо у детей III группы ВР произошло на фоне исходно более низких абсолютных значений этого показателя среди детей других групп ВР (табл.3). Индекс напряжения (ИН) после урока физкультуры в среднем увеличивался на 60,76%) (р<0,05) и на 47,89%) (р<0,05) у детей II и III групп ВР соответственно, У детей I группы ВР наоборот, произошло снижение значений показателя ИН (на 9,15%)). Таким образом, дети III группы ВР к физической нагрузке адаптировались усилением активности симпатического отдела ВНС, а дети I группы - ее снижением. Дети II группы ВР также реагировали на урок физкультуры значительным усилением активности симпатоадреналовой системы, однако у этих детей исходные величины АМо и ИН были значительно выше, чем у детей других групп ВР, поэтому повышенная активация автономного контура у них может рассматриваться как чрезмерная. Это еще раз подтверждает, что дети II группы ВР имели срыв в состоянии регуляторных систем, а физическая нагрузка на уроке физкультуры еще больше усиливала степень рассогласования в управлении сердечным ритмом (рис.6). Следует обратить внимание на то, что после физкультуры абсолютные значения показателей АМо и ИН по-прежнему были самыми низкими у детей III группы ВР.
Рассматривая изменения медленных волн второго порядка (МВ-2), указывающих на степень напряжения центральных механизмов регуляции сердечного ритма, можно заметить, что у детей, отнесенных к разным группам вегетативной регуляции, сдвиги показателя МВ-2 после ур)ока физкультуры также носят разнонаправленный характер. Так, дети III группы ВР реагировалина физическую нагрузку уменьшением волн второго порядка, т.е. снижением напряжения центральных механизмов регуляции (значения МВ-2 у них уменьшались на 21,18%), а у детей I и II группы ВР отмечена тенденция к усилению этих волн, а значит, к повышению активности центрального контура управления сердечным ритмом после урока физкультуры (повышение МВ-2 соответственно на 6,77%) и на 18,51%о). Следует подчеркнуть, что максимальные исходные значения показателя МВ-2 были зафиксированы у детей III группы ВР, а после физкультуры напряжение подкорковых нервных центров у них снижалось, У детей I группы мощность медленных волн 2 порядка после физкультуры нарастала, в результате чего абсолютные значения МВ-2 у детей I группы ВР после физической нагрузки были сопоставимы со значениями МВ-2 у детей III группы вегетативной регуляции.
Амплитуда медленных волн первого порядка (МВ-1) после физкультуры имела тенденцию к снижению у детей II и III групп ВР (зафиксировано уменьшение значений показателя МВ-1 на 23,08%о у детей II группы и на 24,53% (р<0,05) у детей III группы ВР), а у детей I группы - к повышению (значения показателей МВ-1 после урока физкультуры у них увеличились на 5,26%).
Дыхательная периодика под влиянием физических упражнений у детей I группы ВР возрастала (показатель ДВ увеличился в среднем на 21,73%) (р<0,05)). В других группах отмечена тенденция к снижению амплитуды дыхательных волн (на 23,07%) во II группе и на 10,72% у детей III группы ВР).
Средние показатели индекса централизации (ИЦ), отражающего соотношение между автономным и центральным контурами регуляции сердечного ритма, у детей I и III групп ВР после урока физкультуры снижались (на 21,24%) (р<0,05) и на 1,74%) соответственно), а у детей II группы ВР зафиксировано достоверное повышение ИЦ в ответ на воздействие физических нагрузок (на 20,11%). По нашим данным, урок физкультуры вызывал снижение активности подкорковых нервных центров (ИАП) у детей всех обследованных групп, однако самое выраженное снижение ИАП после физкультуры было зафиксировано у детей II группы ВР (23,37%), а у детей I и III групп ВР ИАП уменьшался соответственно на 1,56% и 4,83%, что может свидетельствовать о снижении функциональных резервов регуляторных механизмов у детей под влиянием одинаковых суммарных физических нагрузок.
Анализируя изменения показателя СКО, можно отметить, что средние значения этого показателя у детей III группы ВР после физкультуры уменьшались (на 9,1%), а у детей I и II группы в ответ на физическую нагрузку активность тонуса блуждающего нерва возрастала (увеличение СКО на 14,03% у детей I группы и на 10,0%) у детей II группы ВР) (табл.3).
Информация о работе Совой деятельности коммерческих банков эффективности фина