Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:17, дипломная работа
Финансовое управление коммерческого банка является сложным взаимосвязанным процессом управления формированием средств банка -собственных (капитала) и привлеченных (обязательств) - их размещением при проведении различных активных операций. Кроме того банки могут получать доход от проведения других операций, не связанных непосредственно с привлечением и размещением средств (финансовое посредничество, консультации по финансовым вопросам и др.). Цель управления финансами банка - получение прибыли при соблюдении ограничений, вводимых регулирующими органами, а также дополнительных внутренних ограничений, которые могут устанавливаться руководством банка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА.
1.1 Характеристика организма детей младшего школьного возраста
1.2. Анализ вариабельности сердечного ритма как интегральный метод
оценки активности кардиорегуляторных систем
1.3 Теоретические основы анализа вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста
1.4. Влияние учебной нагрузки на состояние кардиорегуляторных
механизмов школьников.
1.5. Оценка функциональных резервов системы регуляции
кровообращения у детей с использованием ортостатической пробы
1.7 О роли второй смены в инновационном обучении
ГЛАВА П. ОБЪЕКТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ш. 1. Возрастно-половые и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца у младших школьников в покое
Ш.2. Изменение вариабельности сердечного ритма у одних и тех же
детей с 7 до 9 лет в 1 и во 2-ю смену
UI.3. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у школьников с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
Ш.3.1. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей I группы вегетативной регуляции
Ш.3.2. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей Ш группы вегетативной регуляции
III. 3.3. Особенности вариабельности сердечного ритма у мальчиков с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 3.4. Особенности вариабельности сердечного ритма у девочек с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 4. Индивидуальные и половые особенности вариабельности сердечного ритма у детей с различным уровнем вегетативной регуляции в ответ на ортостатическую пробу
III. 5. Характеристика ортостатической устойчивости у детей I группы
вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в 1 и во 2-ю смену
III.6. Характеристика ортостатической устойчивости у детей III
группы вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ 136
ПРАКТИЧЕСКЖ РЕКОМЕНДАЦИИ 137
БИБЛИОГРАФИЯ
Таким образом, нами установлено, что дети разных групп вегетативной
регуляции ритма сердца к физическим нагрузкам на уроке физкультуры адаптируются по-разному: для детей I группы ВР (дети, обучающиеся в гимназии во вторую смену) характерно возрастание активности парасимпатического отдела ВНС (по показателю ДВ и СКО) и рост без того высокого исходного напряжения центральных механизмов регуляции (показатели МВ-1 и МВ-2) при одновременном снижении влияния симпатического отдела (АМо и ИН). Незначительное снижение индекса активности подкорковых нервных центров (показатель ИАП уменьшался на 1,56%)) у детей этой группы ВР свидетельствует о том, что физические нагрузки на уроке физкультуры для детей I группы ВР были адекватными, поскольку не вызывали значительного снижения функциональных резервов механизмов управления сердечным ритмом.
У детей III группы ВР (с высокой активностью парасимпатического отдела ВНС), наоборот, в ответ на действие физической нагрузки активизируется деятельность симпатоадреналовой системы при одновременном снижении активности парасимпатического отдела и центрального уровня управления. Это подтверждается увеличением АМо, ИН и снижением показателей СКО, МВ-1, МВ-2, ДВ и ИЦ. Значения показателя ИАП у детей III группы ВР после физкультуры уменьшались на 4,83%), что является свидетельством небольшого снижения функциональных резервов механизмов вегетативной регуляции у детей этой группы.
Самые значительные изменения в механизмах управления ритмом сердца после урока физкультуры произошли у детей II группы ВР. Эти дети на урок физкультуры реагируют одновременным усилением симпатического, парасимпатического, а также центрального отделов вегетативной регуляции, причем изменения показателей сердечного ритма у них происходили на фоне исходно более выраженного напряжения регуляторных систем. Так, значения чес, АМо и ИН у детей II группы ВР были достоверно выше, а значения ДВ, МВ-1 и МВ-2 ниже, чем значения аналогичных показателей у детей других групп ВР еще до урока физкультуры. Физические нагрузки на уроке физкультуры у детей II группы ВР приводили к еще большему увеличению чес, АМо, ИН и к еще большему снижению ДВ и МВ-1, что свидетельствует об усилении рассогласования регуляторных систем. У детей II группы ВР после урока физкультуры было отмечено выраженное снижение показателя ПАП (на 23,37%), что является признаком резкого снижения функциональных резервов регуляции. Наше мнение совпадает с мнением Р.М.Баевского (1986), который указывал на то, что состояние перенапряжения характеризуется одновременным усилением активности симпатической и парасимпатической систем, одновременной активацией автономных и центральных звеньев управления сердечным ритмом. Очевидно, физические нагрузки на уроке физкультуры у детей обучающиеся во вторую смену приводили к дальнейшему рассогласованию механизмов управления сердечным ритмом.
Следовательно, в наших исследованиях было выявлено, что учебные физические нагрузки на уроке физкультуры, задаваемые в соответствии с программными требованиями, вызывают качественно разные адаптивные реакции механизмов вегетативной регуляции у детей различных групп ВР: у детей I группы адаптация протекала за счет усиления степени централизации механизмов управления сердечным ритмом, у детей III группы ВР - за счет вовлечения автономного контура вегетативной регуляции; самые неблагоприятные адаптационные перестройки были зафиксированы у детей II группы ВР, у которых урок физкультуры приводил к выраженному напряжению механизмов и автономной, и центральной регуляции. Считаем, что необходим пересмотр учебных программ по физическому воспитанию для школьников с учетом принадлежности их к определенной группе вегетативной регуляции.
3.4. 0ртостатическое тестирование как метод оценки функциональных резервов системы регуляции кровообращения у детей с различным уровнем напряжения регуляторных систем
Известно, что ортостатическая проба является одним из информативных методов оценки функциональных резервов механизмов регуляции сердечнососудистой системы. Если регуляторные механизмы не обладают необходимым функциональным резервом или имеется скрытая недостаточность системы кровообращения, то ортостаз может оказать на организм человека стрессорное воздействие (Р.М.Баевский, В.Лаубе, А.П.Берсенева, 1995).
Используя метод анализа вариабельности ритма сердца при переводе тела из положения лежа в положение стоя, мы попытались оценить функциональные резервы системы регуляции кровообращения у детей в возрасте от 7-9 лет, при изучении срочных адаптивных реакций системы кровообращения при ортостазе нами было выявлено четыре варианта реакции регуляторных механизмов на физическую нагрузку, что согласуется с полученными ранее данными Н.И.Шлык, Е.Н.Сапожниковой, Т.В.Красноперовой (1995). I вариант (автономно-центральный) характеризуется одновременным повышением активности механизмов автономной и центральной регуляции сердечного ритма. При этом показатели ИН и МВ-2 возрастают, а значения СКО снижаются.
Для II варианта (автономного) характерно повышение активности автономного контура при снижении активности центрального (увеличивается ИН и снижается МВ-2).
Особенность III варианта (центрального) заключается в том, что в ответ на смену положения тела происходит повышение активности парасимпатического отдела ВНС и снижение активности симпатического отдела, что ведет к снижению автономной регуляции при резком повышении центральной регуляции сердечного ритма (ИН снижается, а МВ-2 растет).
В IV варианте (тормозном) в ответ на ортостатическое тестирование одновременно снижают свою активность оба контура регуляции (и автономный, и центральный), при этом ИН и МВ-2 уменьшаются.
Данные наших исследований в целом согласуются с предположением, выдвинутым Р.М.Баевским, А.П.Берсеневой (1997) о том, что реакция организма на ортостатическое воздействие содержит два компонента: специфический и неспецифический. Неспецифический компонент (симпатоадреналовый) проявляется повышением активности симпатического отдела ВНС и является аналогом общего адаптационного синдрома, а специфический компонент является целенаправленной реакцией, связанной с регуляцией сосудистого тонуса и проявляется ростом активности вазомоторного центра (МВ-1).
Данные исследований вариантов реакций на ортостатическое тестирование у детей различных групп ВР до урока физкультуры в начале первого класса представлены в табл.б. Как видно из таблицы, среди детей выявленных нами трех групп ВР в ответ на ортостаз проявляются все четыре варианта ответа, однако процентное соотношение вариантов в каждой группе отличается (табл.6).
Таблица 6
Варианты реакции на ортостатическую пробу у детей с различным типом регуляции в начале первого класса, %
Варианты реакции на ортостатический тест
ГГррууппппаа Автономно- Автономный Центральный Тормозной центральный I 22,72 27,27 40,9 9,09
II 0 0 100,0 0
III 30,55 58,33 11,11 0
Анализ полученных данных показал, что в начале периода обучения
большинство детей I группы
ВР (40,9%) в ответ на смену положения
тела реагировали усилением
Дети, отнесенные ко II группе ВР, на ортостаз преимущественно реагировали усилением активности высших подкорковых нервных центров. У них сменд положения тела вызывала увеличение мощности. медленных волн 2-го порядка (МВ-2) на 307,4%, а значения ИН при этом уменьшались на 79,27%. Школьников, адаптировавшихся усилением автономного контура 96 (повышение ИН при снижении МВ-2) и с автономно-центральными реакциями, среди детей II группы ВР нами не обнаружено. Таким образом, активные приспособительные реакции к ортостазу у детей II группы ВР сопровождались снижением высоких значений АМо и ИН и повышением низких значений МВ-1 и МВ-2.
Среди детей III группы ВР ведущим механизмом адаптации к смене положения тела оказался автономный (у 58,33% всех детей III группы ВР в начале первого класса при ортостазе возрастали значения ИН и снижались значения МВ-2), однако рост напряжения симпатоадреналовой системы при ортостазе у них происходил на фоне невысокой исходной активности автономного отдела, а снижение влияния центральных механизмов управления - на фоне высокой активности высших нервных центров. Часть детей этой группы (30,55%) приспосабливались автономно-центральным вариантом реакции, а небольшая часть детей (11,11%) в ответ на ортостаз резко усиливала активность центральных механизмов регуляции.
Таким образом, было обнаружено, что большинство детей III группы ВР в обследуемый период (начало первого года обучения) при ортостатической пробе адаптировались активизацией автономного контура управления сердечного ритма (II вариант реакции). При этом увеличивались исходно невысокие значения показателей, характеризующие автономный контур управления (ИН, АМо). Среди детей I группы ВР ведущим вариантом реакции на гравитационную нагрузку оказался центральный (III вариант). При центральном варианте активность автономного контура снижается (высокие исходные значения АМо и ИН у детей I группы ВР уменьшаются), а централизация управления сердечным ритмом возрастает (увеличиваются исходно невысокие значения МВ-2). Часть детей I и III групп ВР в начале первого учебного года адаптировалась по автономно-центральному типу (I вариант реакции). Количество детей с автономно-центральным вариантом реакции на ортостаз в обеих группах составляло приблизительно третью часть 97 от общего числа детей. Для детей II группы ВР преобладающим вариантом реакции при ортостатической пробе является центральный (III вариант реакции), при котором значения показателей, отражающих влияние автономного и центрального уровней управления сердечным ритмом, становятся сопоставимыми с аналогичными значениями показателей у детей других групп вегетативной регуляции.
Из сказанного следует, что дети, относящиеся к разным группам ВР, к смене положения тела адаптируются по-разному. В пределах одной группы встречаются различные варианты реакции на ортостатический тест, однако можно выделить преимущественный тип реакции. Большинство детей I группы в начале исследований к смене положения тела приспосабливались центральным вариантом реакции, а большинство детей III группы -автономным. По нашему мнению, для детей I группы ВР дисрегуляторными вариантами адаптации являются автономный и тормозной (II,IV варианты реакции), а для детей III группы - центральный и тормозной варианты.
Дисрегуляторные варианты реакции на ортостаз среди детей I группы ВР встречаются чаще, чем среди детей III группы. Так, лишь 63,62% всех детей I группы ВР на смену положения тела в начале первого года обучения реагировали специфическими для своей группы вариантами (центральным и автономно-центральным), тогда как среди детей III группы ВР количество детей, эффективно адаптирующихся на ортостаз, составило 88,88%.
3.4.1.Возрастно-половые
особенности вариабельности
Анализ вариабельности сердечного ритма под влиянием урока физкультуры проводился у одних и тех же детей I группы ВР в возрасте 7 , 8 и 9 лет. Возрастная динамика показателей анализа вариабельности сердечного ритма у мальчиков и девочек I группы ВР под влиянием урока физкультуры в различные периоды учебного года представлена в табл. 4 и на рис.7-8.
В результате исследований
нами было обнаружено, что в ответ
на суммарную физическую нагрузку на
уроке физкультуры
Считаем необходимым отметить,
что усредненные данные исследований
по группе не отражают реального изменения
активности механизмов вегетативной регуляции
сердечного ритма на физические нагрузки,
так как в одной и той
же группе ВР могут оказаться дети,
реагирующие на физические нагрузки
различными реакциями. Анализ динамики
статистических показателей сердечного
ритма у обследованных
Анализ полученных данных показал, что в начале первого года обучения 53,84% от общего количества мальчиков I группы ВР адаптировались к физическим нагрузкам в основном повышением активности центральных механизмов управления сердечным ритмом: после урока физкультуры у них был зафиксирован рост значений показателей МВ-2, МВ-1 (на 72,72%) (р<0,05) и 16,66%), а значения показателей, отражающих активность автономных механизмов (АМо и ИН) у них понижались (в среднем на 7,85%о и на 52,12% (р<0,05)). В конце первого учебного года (весной), как и в начале (осенний период), у 76,92%) мальчиков I группы ВР в ответ на суммарную физическую нагрузку, предъявляемую им на уроке физкультуры, активность подкорковых нервных центров повышалась (значения показателя МВ-2 у них возрастали в среднем на 49,9% (р<0,05), а МВ-1 на 96,66% (р<0,05) при достоверном снижении активности автономного контура регуляции (снижение ИН на 42,98% (р<0,05). Нами обнаружено, что под влиянием физической нагрузки на уроке физкультуры у мальчиков I группы ВР средние величины ЧСС изменялись незначительно: осенью была выявлена тенденция к снижению ЧСС после физкультуры (на 0,54%), а весной - небольшое увеличение ЧСС (на 1,15%)). В первом классе в ответ на урок физкультуры влияние парасимпатического отдела ВНС на ритм сердца достоверно возрастало (значения показателя СКО после физкультуры у мальчиков увеличивались соответственно на 46,0% и на 42,85%) (р<0,05) осенью и весной). Мощность дыхательных волн также достоверно увеличивалась, что указывает на утомление у мальчиков после урока физкультуры (в начале года был зафиксирован рост ДВ на 85,0%) (р<0,05), а в конце года - на 54,54% (р<0,05). 68
Информация о работе Совой деятельности коммерческих банков эффективности фина