Совой деятельности коммерческих банков эффективности фина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:17, дипломная работа

Описание работы

Финансовое управление коммерческого банка является сложным взаимосвязанным процессом управления формированием средств банка -собственных (капитала) и привлеченных (обязательств) - их размещением при проведении различных активных операций. Кроме того банки могут получать доход от проведения других операций, не связанных непосредственно с привлечением и размещением средств (финансовое посредничество, консультации по финансовым вопросам и др.). Цель управления финансами банка - получение прибыли при соблюдении ограничений, вводимых регулирующими органами, а также дополнительных внутренних ограничений, которые могут устанавливаться руководством банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА.
1.1 Характеристика организма детей младшего школьного возраста


1.2. Анализ вариабельности сердечного ритма как интегральный метод
оценки активности кардиорегуляторных систем
1.3 Теоретические основы анализа вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста

1.4. Влияние учебной нагрузки на состояние кардиорегуляторных
механизмов школьников.
1.5. Оценка функциональных резервов системы регуляции
кровообращения у детей с использованием ортостатической пробы
1.7 О роли второй смены в инновационном обучении

ГЛАВА П. ОБЪЕКТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ш. 1. Возрастно-половые и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца у младших школьников в покое
Ш.2. Изменение вариабельности сердечного ритма у одних и тех же
детей с 7 до 9 лет в 1 и во 2-ю смену
UI.3. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у школьников с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
Ш.3.1. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей I группы вегетативной регуляции
Ш.3.2. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей Ш группы вегетативной регуляции
III. 3.3. Особенности вариабельности сердечного ритма у мальчиков с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 3.4. Особенности вариабельности сердечного ритма у девочек с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 4. Индивидуальные и половые особенности вариабельности сердечного ритма у детей с различным уровнем вегетативной регуляции в ответ на ортостатическую пробу
III. 5. Характеристика ортостатической устойчивости у детей I группы
вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в 1 и во 2-ю смену
III.6. Характеристика ортостатической устойчивости у детей III
группы вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ 136
ПРАКТИЧЕСКЖ РЕКОМЕНДАЦИИ 137
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

вариабельность в 1 и 2 смену.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Выявлено, что при повышенной умственной нагрузке механизмы вегетативной регуляции у школьников приобретают специфическую направленность. У большинства лицеистов резко увеличена активность симпатического отдела ВИС и снижена активность подкорковых нервных центров [236]. По другим данным [202, 203], у учащихся лицейских классов повышена напряженность и симпатического отдела, и центральных механизмов управления работой сердца. Активация симпатоадреналовой системы связана с повышенным расходованием энергетических и метаболических ресурсов, что при дополнительном стрессе может привести к донозологическим состояниям [32, 35].

М.А. Муготлев и A.A. Псеунок  отмечают, что у большинства школьников под влиянием учебной нагрузки развивается утомление, о котором свидетельствует снижение уровня симпатических и усиление ваготонических влияний на сердечный ритм [151]. Для обеспечения устойчивости организма 35 при развитии утомления в процессе учебной деятельности решающее значение имеет исходный уровень состояния кардиорегуляторных механизмов, обусловленный особенностями ВНС учащихся [137].

М.В. Антроповой и В.И. Козловым (1988) был установлен факт тесной зависимости низких величин ИН (<60 у.е.) в исходном состоянии до занятий и неблагоприятной динамики работоспособности у школьников. Более поздними исследованиями было выявлено, что у детей с различным типом вегетативной регуляции утомление после длительной умственной работы протекает по-разному. У учащихся с ПЦР происходит понижение активности регуляторных механизмов, а у детей с ПАР - ее резкое возрастание [115, 229".

По данным В.В, Горбуновой и соавторов, процесс адаптации  к учебной деятельности школьников с преобладанием автономных влияний на сердечный ритм осуществляется с меньшим напряжением нервной системы. У учащихся с преобладанием активности центрального контура процесс адаптации сопровождается чрезмерным напряжением регулирующих механизмов. Таким образом, меньшая активность центрального контура регуляции является фактором, способствующим эффективной адаптации первоклассников к учебной деятельности [70].

0,И, Байгулова и соавторы  отмечают, что у детей I группы  вегетативной регуляции (ВР) с  исходно высоким уровнем симпатической и центральной активности наблюдается наиболее неблагоприятный вариант реакции на 4-5-часовую умственную нагрузку, связанный со снижением величины показателей ИН и МВ-2, Дети II группы ВР с выраженным симпатическим и слабым центральным влияниями на сердечный ритм реагировали в конце учебного дня увеличением МВ-2 и спадом ИН. У большинства учащихся III группы ВР с исходно низкой симпатической и высокой центральной активностью кардиорегуляторных механизмов в ответ на умственную .нагрузку были зарегистрированы рост ИН и снижение МВ-2 [41, 42^. 36 в работах Н.И. Шлык, Т.В. Красноперовой, E.H. Сапожниковой (2001) изучалось влияние учебных смен на состояние механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма у детей 7-10 лет. Ими установлено, что для детей I группы ВР менее благоприятным является обучение во вторую смену, а для школьников III группы является нежелательным обучение в первую смену [121, 122].

В последнее десятилетие  появился ряд публикаций, в которых рассматривается управление работой сердца у учащихся в зависимости от силы и подвижности нервных процессов [70, 71, 95], степени реактивности и тревожности [94, 215], типа ВНД [195] и других факторов. Обсуждаются особенности реакции на умственную нагрузку у детей с различным уровнем активности механизмов управления работой сердца [41, 42, 115, 135, 136, 185, 202, 203]. Особая ценность последних из перечисленных исследований состоит в том, что сдвиги показателей рассматриваются в связи с исходным уровнем регуляции сердечного ритма, с позиций учета индивидуальных вариантов кровообращения учащихся. Однако сведений о лонгитудинальном изучении процессов управления деятельностью сердца у одних и тех же детей с различным уровнем напряжения кардиорегуляторных механизмов под действием 5-часовой умственной нагрузки в рассмотренной нами литературе не встречалось.

В опубликованных к настоящему времени работах недостаточное

внимание уделяется исследованию индивидуальных, половых и возрастных особенностей механизмов вегетативной регуляции у младших школьников в ответ на учебную нагрузку. Нами не найдено публикаций по изучению мощности спектра вазомоторных волн у детей под воздействием умственного напряжения. Кроме того, совершенно неисследованным остается вопрос о влиянии школьных занятий на состояние кардиорегуляторных механизмов в различные периоды учебного года у мальчиков и девочек с различной степенью вегетативной регуляции.

1.7 О роли второй смены в инновационном обучении

Проблема соматического  и психологического здоровья современных  школьников волнует нас не только, как практических физиологов, но и  как родителей-практиков. Вопреки  существующим рекомендациям физиологов относительно обучения в первую смену  начальных классов, занимающихся по развивающим технологиям, второй класс, в котором обучается сын, начал  новый учебный год со второй половины дня.

Проблемы со здоровьем  ребенка не заставили долго ждать, и уже в конце сентября было получено обострение аденоидита, который  плавно перетек в ОРВИ, затем ангину. Немного помедлив после выздоровления, вирусы обрушились снова, на этот раз  спровоцировали гнойный отит. Избежать стационарного лечения не удалось, ребенок был определен в лор-отделение, где подвергся серьезным лечебным процедурам. Справедливости ради, необходимо признаться, что эти заболевания  посещали его и ранее, но не в таких  затяжных временных масштабах и  разнообразных количествах. Налицо пониженный иммунитет ребенка, слабая сопротивляемость инфекциям и т.д.

Дело в том, что нормальный режим дня нашего второклассника был нарушен с первых дней учебы  во вторую смену. Возможность утром  поспать подольше, а вечером прилечь  попозже привлекала не только ребенка, но и устраивала нас, как не очень  правильных родителей. В результате рабочий день начинался у сына часов с 10, когда враскачку, вразгонку  и т.д. он усаживался за выполнение домашнего  задания, а к 12 уже лихорадочно  торопился закончить это дело, поскольку в 14.00- начало школьных занятий.

Вернемся к утру описанного дня, напомнив, что за работу (домашнее задание) малыш сел в 10ч., а закончил (посещение школы, вечернее выполнение домашнего задания) в 21ч. Несложный  подсчет показывает, что 11 часов  в сутки , включая перемены в школе, обеды и ужины), он выполняет работу! Он трудится умственно, причем в самые непродуктивные часы суток, не совпадающие с суточными биоритмами психической активности человека, первый пик которых приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов. Подъемы и спады психической активности жестко зависят от внутренних биохимических "часов", регулирующих в организме выработку гормонов, которые обусловливают возбуждение и торможение активности.

Следствием таких перегрузок и биоритмических нарушений является повышенная восприимчивость младших  школьников к инфекционным воздействиям, отмечаются физические, психические  и гормональные напряжения. Повышенная утомляемость ведет к нарастанию тревожности, невротических состояний  и т.д.

Большинство учебных заведений  в нашей стране, в том числе  и инновационного типа, занимается в две учебные смены. К сожалению, научных данных о влиянии режима обучения на физическое здоровье, функциональное состояние и умственную работоспособность  в младшем школьном возрасте пока недостаточно. В связи с чем была предпринята попытка определить "физиологическую стоимость" инновационного обучения посредством изучения морфофункционального состояния организма и умственной работоспособности младшего школьника на протяжении учебного года, обучающихся в первую и вторую смены. В данном исследовании представлен сравнительный анализ вышеназванных показателей учащихся инновационных и традиционных общеобразовательных школ .

Приведем лишь некоторые  данные, ярко свидетельствующие не в пользу второй смены в инновациях. Одним из основных показателей физического  развития ребенка является окружность грудной клетки, величина жизненной  емкости легких. Так, динамика показателей  экскурсии грудной клетки учащихся гимназии, обучающихся во вторую смену, за учебный год практически не изменилась у мальчиков, а у девочек  даже снизилась. Можно предположить, что данное явление, свидетельствующее о снижении функциональных возможностей грудной клетки и органов, расположенных в ней, связано с ослабленной способностью детей младшего школьного возраста к быстрому и адекватному приспособлению функции дыхания к изменяющимся условиям внешней и внутренней сред организма, а также низкой двигательной активностью гимназистов второй смены, меньшим пребыванием их на свежем воздухе, т.к. в утренние часы дети заняты приготовлением домашнего задания, а уроки физического воспитания проводятся в спортивном зале, где в течение первой смены шли занятия.

Далее проанализируем показатели гемодинамики. Деятельность такой лабильной  системы, как сердечно-сосудистая, чаще всего становится фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций растущего организма в процессе его адаптации к условиям обучения и воспитания. Адаптационные изменения показателей центральной гемодинамики заключаются у младших школьников в замедлении частоты сердечных сокращений, снижении максимального артериального давления, увеличения сердечного выброса (Калюжная Р.А., Тупицын И.О., 1985).

Полученные результаты гемодинамических показателей (пульс, диастолическое и  пульсовое давление, систолический  и минутный объем кровотока) у  младших школьников, обучающихся  в первую смену, независимо от типа обучения, совпадают с данными  исследований Олешкевич Т.Г., 1977; Петруничева  К.П., 1978; и др. У учащихся гимназии второй смены наблюдается стабильно  высокий ритм сердечных сокращений в течение всего учебного года. Такой частый ритм свидетельствует о том, что синусовый узел в 7-9 лет находится под преимущественным влиянием симпато-адреналового звена (Калюжная Р.А., 1973). А умственное утомление, вызывающее тормозные процессы в коре больших полушарий головного мозга, сопровождается усилением симпатического воздействия на сердечно-сосудистую систему детей. Таким образом, есть все основания предполагать, что обучение во вторую смену по инновационным технологиям играет ведущую роль в комплексе влияния внешнесредовых факторов на функционирование системы кровообращения младших школьников.

В условиях данного исследования, где занятия проводились в  разные учебные смены, необходимо отметить, что функциональное состояние нервной  системы учащихся младшего школьного  возраста в предобеденные часы является оптимальным. Как было указано выше, это связано с подъемами и  спадами общей суточной активности человека. У обследованных нами детей, обучающихся во вторую смену, независимо от типа учебного заведения, в начале занятий отмечены наиболее низкие показатели умственной работоспособности. Обращает на себя внимание тот факт, что в  конце дня работоспособность  учащихся выше, чем в его начале. Вероятно, это связано с особенностями  обучения во вторую смену.

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что у гимназистов показатели умственной работоспособности в  течение дня выше, чем в традиционной школе. Это можно связать с  тренирующей ролью инновационного обучения, с более усовершенствованным процессом обучения в учебных заведениях нетрадиционного типа. Однако следует отметить, что на протяжении учебного дня динамика роста показателей работоспособности учащихся гимназии меньше, чем в общеобразовательной школе. Это может быть связано с большим умственным напряжением и нарастанием охранного торможения. Кроме того, у учащихся гимназии второй смены подвижность нервных процессов за период исследования имела тенденцию к снижению. Это также может служить свидетельством того, что такой режим обучения в сочетании с инновационными технологиями вызывает нарастание процессов охранительного торможения, и, как следствие, явное утомление, постепенно накапливающееся к концу учебного года. Вероятно, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения в режиме дня учащихся второй смены, привели к снижению их двигательной активности, и, как результат, повысилась утомляемость, ухудшилась умственная работоспособность. Однако, существенных отличий в динамике показателей работоспособности у испытуемых школьников, обучающихся в первую смену в учебных заведениях разного типа, не выявлено. Этот факт дает право предположить, что при одинаковом режиме обучения и равной почасовой нагрузке инновационные технологии не оказывают существенного влияния на изменения умственной работоспособности в течение учебного года.

Среди экзогенных факторов, оказывающих непосредственное влияние  на функциональное состояние физиологических  систем и состояние здоровья младших  школьников, преобладает суммарная  дневная и недельная нагрузка. Анализ расписания уроков выявил превышение учебной нагрузки во вторую смену  в гимназии на 6 часов, общеобразовательной  школе – на 3 часа. В первую смену  увеличение допустимой нагрузки было равным – 3 часа.

Большая учебная нагрузка вынуждает учащихся нарушать принципы здорового образа жизни, сокращает  дневной отдых на улице, до минимума доводит продолжительность ночного  сна. А, если учесть, что учебная работа выполняется, в основном, сидя за столом, т.е. сочетается с весьма утомительным статическим компонентом, то можно говорить о чрезвычайно большой суммарной статической нагрузке.

Таким образом, на особенности  роста, развития и здоровья детей  младшего школьного возраста в больше степени оказывает влияние режим  обучения, нежели тип учебного заведения. Напряжение в функционировании сердечно-сосудистой системы наиболее часто отмечается у учащихся инновационного учебного заведения. Интенсивная умственная нагрузка в сочетании с нарушениями режима дня влекут за собой нарастание утомления к концу учебного года.

Вышеприведенные данные сочетаются с рядом физиологических исследований, как регионального (Великанова Л.К., 1993; Гребенникова В.В., 1988 и др.), так  и центрального значения (Калюжная Р.А., 1973; Тупицын И.О., 1980 и др.). Признаки снижения умственной работоспособности, напряжение сердечно-сосудистой деятельности и антропометрические данные свидетельствуют далеко не в пользу второй смены в инновационном обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОБЪЕКТ И  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Объект и  организация исследования 

Исследования проводились  у одних и тех же 107 учащихся младших классов средней общеобразовательной школы № 5 и гимназии №78 г.Набережные Челны в течение трех лет. В начале исследований средний возраст детей составлял 7 лет, в конце исследований - 9 лет. Обследования проводились в осенний (октябрь) и весенний (апрель) периоды учебного года. Исследования проводились в одно и то же время года. Всего было проведено 1260 обследований. Для изучения степени напряжения механизмов вегетативной регуляции применялся метод анализа вариабельности сердечного ритма по Р.М.Баевскому (1986) (статистический, автокорреляционный, спектральный). Запись электрокардиограммы (256 кардиоинтервалов) во II стандартном отведении производилась в положении лежа, стоя и запись еще 128 кардиоинтервалов. Ввод кардиоинтервалов в ЭВМ происходил автоматически, далее шла обработка информации. Для работы использовался прибор «Варикард» и «Валенты». Данные полученных исследований статистически обработаны при помощи программы «Статистика». Статистическая оценка межгрупповых различий проводилась с использованием t-критерия Стьюдента, достоверными считались различия при уровне значимости не ниже 95%. 39

Информация о работе Совой деятельности коммерческих банков эффективности фина