Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:17, дипломная работа
Финансовое управление коммерческого банка является сложным взаимосвязанным процессом управления формированием средств банка -собственных (капитала) и привлеченных (обязательств) - их размещением при проведении различных активных операций. Кроме того банки могут получать доход от проведения других операций, не связанных непосредственно с привлечением и размещением средств (финансовое посредничество, консультации по финансовым вопросам и др.). Цель управления финансами банка - получение прибыли при соблюдении ограничений, вводимых регулирующими органами, а также дополнительных внутренних ограничений, которые могут устанавливаться руководством банка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА.
1.1 Характеристика организма детей младшего школьного возраста
1.2. Анализ вариабельности сердечного ритма как интегральный метод
оценки активности кардиорегуляторных систем
1.3 Теоретические основы анализа вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста
1.4. Влияние учебной нагрузки на состояние кардиорегуляторных
механизмов школьников.
1.5. Оценка функциональных резервов системы регуляции
кровообращения у детей с использованием ортостатической пробы
1.7 О роли второй смены в инновационном обучении
ГЛАВА П. ОБЪЕКТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ш. 1. Возрастно-половые и индивидуальные особенности вариабельности ритма сердца у младших школьников в покое
Ш.2. Изменение вариабельности сердечного ритма у одних и тех же
детей с 7 до 9 лет в 1 и во 2-ю смену
UI.3. Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма у школьников с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
Ш.3.1. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей I группы вегетативной регуляции
Ш.3.2. Вариабельность сердечного ритма под влиянием учебной
деятельности у детей Ш группы вегетативной регуляции
III. 3.3. Особенности вариабельности сердечного ритма у мальчиков с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 3.4. Особенности вариабельности сердечного ритма у девочек с
различным уровнем вегетативной регуляции под влиянием учебной
деятельности
III. 4. Индивидуальные и половые особенности вариабельности сердечного ритма у детей с различным уровнем вегетативной регуляции в ответ на ортостатическую пробу
III. 5. Характеристика ортостатической устойчивости у детей I группы
вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в 1 и во 2-ю смену
III.6. Характеристика ортостатической устойчивости у детей III
группы вегетативной регуляции под влиянием учебной деятельности в в 1 и во 2-ю смену
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ 136
ПРАКТИЧЕСКЖ РЕКОМЕНДАЦИИ 137
БИБЛИОГРАФИЯ
В конце первого года обучения число мальчиков III группы ВР, адаптирующихся к физкультуре автономными реакциями, снизилось (на 50%о), в то же время увеличилось число детей, реагирующих на физическую нагрузку усилением центральных механизмов регуляции сердечного ритма. Так, весной в первом классе у большей части мальчиков III группы ВР (53,33%)) под воздействием суммарных физических нагрузок на уроке физкультуры активизировались центральные механизмы регуляции. Это сопровождалось ростом активности подкорковых нервных центров (по показателю МВ-2 и МВ-1 на 16,94%) (р<0,05) и на 11,62%) (р<0,05), а также снижением влияния автономного контура вегетативной регуляции на сердечный ритм (уменьшение ИН на 21,98%, а АМо на 16,56% (р<0,05)). При этом у мальчиков было зафиксировано усиление степени централизации сердечного ритма (по показателю ИЦ на 17,47%)) и снижение значений показателя ИАП (на 4,16%).
Часть мальчиков этой группы (25,0%о) адаптировалась усилением автономных механизмов регуляции, а другая часть - и автономных, и центральных (21,6%).
По нашим данным, у мальчиков III группы ВР к концу первого года обучения в состоянии покоя активность симпатического и парасимпатического отделов вне нарастала, а центральных механизмов управления ритмом сердца -понижалась. Урок физкультуры в весенний период у этих детей приводил к усилению активности центральных механизмов и к снижению активности автономного контура регуляции, что сопровождалось у них ростом значений показателя ИЦ.
К концу второго учебного года (возраст 8 лет) число мальчиков III группы ВР, реагировавших на физическую нагрузку преимущественно с усилением активности автономного отдела, увеличилось до 75,0%), а количество мальчиков, адаптирующихся с преобладанием центральных механизмов регуляции, снизилось до 12,5%. В возрастном периоде от 7 до 8 лет у мальчиков III группы ВР нами было отмечено некоторое усиление активности подкоркового сердечно-сосудистого центра в покое (по показателю МВ-2) (табл.5). Следовательно, на урок физкультуры во втором классе мальчики III группы ВР приходили с повышенной активностью центральных механизмов регуляции сердечного ритма. Под влиянием урока физкультуры у этих детей происходило снижение напряжения центральных механизмов ВР и усиление активности механизмов автономной регуляции, что вызывало достоверное увеличение показателей автономной регуляции (АМо на 49,16%, ИН на 151,18%) и достоверное снижение показателей, характеризующих центральные механизмы управления (МВ-1 на 30,0%, МВ-2 на 27,47% и Щ на 7,67%). Положительный хронотропный эффект сопровождался снижением влияния блуждающего нерва на сердце (СКО и ДВ достоверно уменьшаются на 33,73%) и 35,0%). Реакция на физическую нагрузку в этот период сопровождалась незначительным уменьшением ИАП (на 2,63%).
В возрасте 9 лет (третий класс) большинство этих же мальчиков на суммарную физическую нагрузку на уроке физкультуры по-прежнему реагировали преимущественно усилением автономных механизмов регуляции сердечного ритма. Так, в начале третьего учебного года автономные реакции на суммарную физическую нагрузку были выявлены у половины мальчиков, а к концу учебного года число мальчиков, адаптирующихся к физкультуре усилением активности симпатоадреналовой системы, возросло и составило 75,0% от общего количества мальчиков этой группы. В период от 8 до 9 лет у мальчиков III группы ВР было зафиксировано возрастное усиление активности парасимпатического отдела ВНС, а также увеличение влияния подкорковых нервных центров на сердечный ритм. Урок физкультуры в третьем классе у этих мальчиков приводил к снижению уровня централизации сердечным ритмом и к уменьшению влияния со стороны парасимпатического отдела ВНС; адаптация к физической нагрузке осуществлялась преимущественно за счет роста активности автономной системы управления сердечным ритмом. Так, после осеннего урока физкультуры у мальчиков значения АМо и ИН возрастали в среднем на 119,35% (р<0,05) и на 430,22% (р<0,05), а мощность МВ-1 и МВ-2 уменьшалась соответственно на 48,97% и на 33,3% (р<0,05).
Весенний урок физкультуры также сопровождался значительным ростом АМо 78 и ИН (на 79,11% (р<0,05) и на 383,76% (р<0,05)) и снижением МВ-1 на 26,96%, а МВ-2 - на 33,3% (р<0,05). Как в начале, так и в конце третьего учебного года у мальчиков III группы ВР была зафиксирована максимальная пульсовая реакция в ответ на урок физкультуры, при этом существенно снижалась активность парасимпатического отдела ВНС (табл.5). Следует обратить внимание на то, что в начале третьего класса (осень) автономные реакции на урок физкультуры у мальчиков сопровождались снижением значений показателя ИАП (на 23,07%), а после весеннего урока физкультуры - их повышением (на 8,75%).
Исходя из наших данных, специфической реакцией на физическую нагрузку для мальчиков III группы ВР является значительное усиление активности автономного контура управления сердечным ритмом. У большинства мальчиков этой группы ВР срочная адаптация к физической нагрузке в исследуемый период протекала за счет увеличения симпатических влияний на сердце, при этом напряжение высших уровней управления работой сердца понижалось. Подобные реакции адаптации регуляторных механизмов к физкультуре за счет вовлечения автономных механизмов регуляции у мальчиков III группы ВР преобладали во всех возрастных периодах, за исключением конца первого года обучения (весной) (рис.9).
У девочек III группы ВР в отличие от мальчиков этой же группы, в начале первого учебного года (возраст 7 лет) адаптивные реакции на урок физкультуры со стороны систем управления сердечным ритмом осуществлялись преимущественно за счет вовлечения центральных механизмов регуляции. Так, осенью у 50,0% девочек отмечена тенденция к росту мощности медленных волн 2-го порядка (на 37,73%) и к снижению активности симпатоадреналовой системы (АМо уменьшалась в среднем на 14,86%, а ИН на 34,53%)) на фоне повышения активности парасимпатического отдела ВНС (увеличение СКО и ДВ составило 18,54% и 15,38%). После осеннего урока физкультуры у этих девочек было обнаружено снижение значений показателя ИАП (на 28,57%). К весне у этих же девочек в покое был выявлен рост активности симпатоадреналовой системы и подкорковых нервных центров, соответственно, после весеннего урока физкультуры преобладающим механизмом реакции оказался автономный (увеличение АМо и ИН на 34,21% (р<0,05) и на 110,89% (р<0,05) и снижение МВ-1 на 30,15% (р<0,05), а МВ-2 на 29,62% (р<0,05)). Весной после урока физкультуры у этих девочек при нарастании активности симпатической нервной системы активность парасимпатического отдела ВНС снижалась (СКО и ДВ уменьщаются на 9,09% и на 12,12%). После весеннего урока в первом классе произошло смещение соотношения в сторону преобладания автономного контура управления (значения показателя ИЦ снижались на 36,42% (р<0,05)). Значения ИАП после весеннего урока физкультуры не изменились. Автономные реакции адаптации к уроку физкультуры весной были обнаружены у 83,33% от общего количества 7-летних девочек III группы ВР. В конце второго класса (8 лет) увеличилось количество девочек III группы ВР, адаптирующихся к уроку физкультуры с преимущественным усилением центральных механизмов регуляции: у половины всех девочек III группы (50,0%) после урока физкультуры нарастала мощность медленных волн 1-го и 2-го порядка (соответственно на 50,0% и на 37,73% (р<0,05), а активность симпатоадреналовой системы - снижалась (по показателям АМо и ИН). Отмечен рост значений СКО и ДВ, характеризующих влияние парасимпатического отдела ВНС на ритм сердца. Преобладание центральных механизмов регуляции на работу сердца подтверждает и увеличение ИЦ после физкультуры на 26,55%. Закономерность данной реакции на физическую нагрузку определяется возрастным снижением активности подкорковых нервных центров у девочек III группы ВР от 7 до 8 лет и подтверждается тем, что число девочек III группы ВР, адаптирующихся к физкультуре вовлечением автономного контура регуляции, в 8-летнем возрасте уменьшилось по сравнению с предыдущим возрастным периодом на 33,33%. 80
С возрастом у этих же девочек под влиянием суммарной физической нагрузки на уроке физкультуры вновь усиливается активность автономного контура управления сердечным ритмом. По нашим данным, в начале третьего класса после урока физкультуры 66,6% девочек III группы ВР адаптировались усилением активности симпатоадреналовои системы, у них был выявлен рост значений показателей АМо и ИН (на 27,3% и 37,98%). Одновременно с этим возрастало влияние высших механизмов вегетативной регуляции на сердечный ритм, что подтверждается увеличением значений показателей МВ-2 в среднем на 31,25%. Значения СКО и ДБ уменьшались соответственно на 8,0% и 12,0%.
Такая адаптивная реакция механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма у девочек-третьеклассниц протекала при выраженном снижении значений ИАП (на 26,5%) и сопровождалась ростом значений ИЦ (на 39,63%), в конце третьего учебного года у 50,0% девочек III группы ВР была обнаружена адаптация механизмов управления ритмом сердца с преимущественным вовлечением автономных механизмов вегетативной регуляции. У девочек к концу учебного года напряженность высших вегетативных нервных центров в покое нарастала, а урок физкультуры весной приводил к децентрализации управления сердечным ритмом и сопровождался ростом значений показателей ИАП (на 4,68%) и ИЦ (на 18,83%) (рис.10).
Таким образом, между мальчиками и девочками III группы ВР были выявлены половые различия в характере адаптационных перестроек под влиянием одноразовой одинаковой суммарной физической нагрузки на уфизкультуры. Мальчики в начале первого класса приспосабливаются к одинаковым для всех физическим нагрузкам усилением автономных механизмов регуляции, а девочки - центральных. В конце первого года обучения у мальчиков ведущими адаптационными механизмами на урок физкультуры становятся центральные, а у девочек - автономные. В последующих возрастных периодах у мальчиков преобладающими механизмами адаптации к физическим нагрузкам являются автономные.
Автономные реакции на физическую нагрузку были выявлены у большинства мальчиков III группы ВР во втором и в третьем классе. У девочек этой группы в возрасте 9 лет так же, как и у мальчиков, ведущими механизмами адаптации являются автономные, когда под влиянием физических нагрузок на уроке физкультуры активность симпатического отдела ВНС значительно увеличивается, а влияние высших уровней управления сердечным ритмом снижается. Децентрализация управления сердечным ритмом, по мнению Р.М.Баевского (1986), наблюдается в результате оптимизации функциональной системы, когда автономные механизмы регуляции не нуждаются в коррекции со стороны более высоких уровней управления.
Считаем необходимым подчеркнуть, что у детей III группы ВР, так же, как и у детей I группы, приспособительные реакции регуляторных систем на физические нагрузки зависят от исходного уровня активности подкорковых нервных центров (показатели МВ-1 и МВ-2).
По нашим данным, специфической реакцией на физическую нагрузку для детей III группы ВР является увеличение активности автономного контура вегетативной регуляции сердечного ритма, однако в зависимости от возраста и половой принадлежности реакции на физическую нагрузку могут изменяться, что, вероятно, связано с волнообразным созреванием регуляторных систем у этих детей.
3.3.3. Сравнительная характеристика влияния урока физкультуры на состояние регуляторных механизмов сердечного ритма у детей I и III групп вегетативной регуляции
В данной главе проводится анализ изменений математических показателей сердечного ритма под влиянием одних и тех же суммарных физических нагрузок на уроке физкультуры у детей, отнесенных к I и III группам ВР. Так как II группа ВР была временной и в возрасте 9 лет среди обследованных нами детей эта группа ВР не была обнаружена, то сравнительный анализ по II группе ВР не проводился.
Выявлено, что в первом классе урок физической культуры не у всех детей приводил к увеличению частоты сердечных сокращений. Можно заметить, что одинаковые для всех детей физические нагрузки на уроке физкультуры в начале первого учебного года вызывали разнонаправленную хронотропную реакцию у детей обследованных групп. Так, под влиянием урока физкультуры осенью у девочек I группы и у мальчиков III группы ВР средние значения показателя ЧСС увеличивались соответственно на 13,75% (р<0,05) и 3,91%), а у девочек III группы и у мальчиков I группы ВР была отмечена тенденция к уменьшению средней ЧСС на 3,97%) и на 0,54%. В последующих возрастных периодах более высокий хронотропный эффект после урока физкультуры был отмечен у мальчиков и девочек III группы ВР в возрасте 8 и 9 лет. Так, в конце первого класса (возраст 7 лет) под влиянием нагрузки на уроке физкультуры у девочек III группы ВР ЧСС увеличивалась на 4,35%о, а у мальчиков на 2,91%; в возрасте 8 лет у этих детей урок физкультуры вызывал увеличение ЧСС на 12,18%) (р<0,05) у девочек и на 12,13%о (р<0,05) у мальчиков, а в 9-летнем возрасте (третий класс) одинаковые для всех физические нагрузки на уроке физкультуры приводили к достоверно значимому увеличению пульса у девочек на 25,0%), а у мальчиков на 19,06%) (р<0,05). У мальчиков и девочек I группы ВР те же физические нагрузки на уроке физкультуры также приводили к положительной хронотропной реакции, однако было отмечено менее выраженное увеличение ЧСС у мальчиков этой группы в первом и в третьем классе по сравнению с девочками (у мальчиков ЧСС после физкультуры в конце первого года обучения увеличилась на 1,15%, а у девочек на 3,48%; в возрасте 9 лет физическая нагрузка на уроке физкультуры у мальчиков I группы ВР приводила к увеличению ЧСС лишь на 0,16%о, а у девочек - на 20,53%)). В возрасте 8 лет у этих же детей урок физкультуры приводил к большему увеличению ЧСС у мальчиков (на 10,15% (р<0,05)) по сравнению с девочками (у них ЧСС возрастала на 6,64%).
Считаем необходимым отметить, что наибольший прирост ЧСС после физкультуры у детей совпадает с активизацией у них автономных механизмов регуляции ритма сердца, и, наоборот, при адаптации за счет вовлечения центральных механизмов управления сердечным ритмом увеличение пульса после урока физкультуры выражено незначительно. Это справедливо для всех детей обеих групп вегетативной регуляции, однако, у мальчиков I группы ВР адаптация за счет центральных механизмов сопровождалась самым низким увеличением ЧСС после урока физкультуры. М.Р.Могендович еще в 1965 г. пришел к заключению о том, что механизмы изменения рефлекторной регуляции сердечной деятельности тесно связаны со степенью активности проприоцепции, а по степени выраженности хронотропной реакции на мышечное усилие можно судить о развитии приспособительных механизмов и степени созревания сердечно-сосудистой системы (М.Р.Могендович, И.Б.Темкин,1971). В работах Р.А.Абзалова (1998) встречается указание на то, что анализ хронотропной реакции сердца необходимо проводить с учетом абсолютных значений частоты сердечных сокращений до и после нагрузки.
Очевидно, невысокий хронотропный эффект на фоне более высоких абсолютных значений ЧСС до урока физкультуры у мальчиков I группы ВР свидетельствуют о слабом развитии рефлекторной реакции сердца и приспособительных возможностей системы кровообращения этих детей.
Отмечено, что в ответ на физические нагрузки величины показателей МВ-2 и СКО изменяются однонаправленно. При повышении значений показателя СКО растут и значения показателя МВ-2. Однако в различные возрастные периоды проявляются отличия в направлении изменения этих показателей после физкультуры. Так, в возрасте 7 лет после весеннего урока физкультуры у мальчиков I и III групп ВР в ответ на воздействие физической нагрузки отмечался рост значений показателей СКО и МВ-2, а у девочек этих групп - их снижение. Средние величины СКО, характеризующего активность парасимпатического отдела ВНС, у мальчиков I группы ВР в первом классе при исходно более низких значениях СКО увеличивались после урока физкультуры на 42,85% (р<0,05), а у мальчиков III группы - лишь на 14,28%. В результате абсолютные значения показателя СКО, отражающего вклад парасимпатического отдела на ритм сердца, у мальчиков I группы ВР после физкультуры становятся выше, чем соответствующие значения у мальчиков III группы. Средние величины показателя МВ-2, отражающего активность подкорковых нервных центров, у 7-летних мальчиков I группы ВР после урока физкультуры также достоверно возрастали (на 50,0% (р<0,05)), а у мальчиков III группы ВР отмечена лишь тенденция к росту мощности медленных волн 2-го порядка, у них значения показателя МВ-2 увеличивались только в конце первого года обучения (весной) на 16,94%, а в остальные изученные периоды отмечалось снижение МВ-2 после физкультуры. Усиление мощности медленных волн 2-го порядка у мальчиков I группы ВР в конце первого учебного года выражено больше, а исходные значения показателя МВ-2 у них были ниже, чем у мальчиков III группы ВР. В возрасте 7 лет (конец учебного года) под воздействием урока физкультуры у мальчиков I и III групп ВР активность симпатического отдела ВНС снижалась (ИН уменьшался соответственно на 42,98% и на 21,98%), при этом абсолютные значения Pffl у мальчиков обеих групп после урока физкультуры становились практически одинаковыми (табл.4,5).
Информация о работе Совой деятельности коммерческих банков эффективности фина