Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:13, дипломная работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить роль центрального банка в системе экономических отношений;
проанализировать цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка;
изучить опыт антикризисной политики центральных банков США, Японии и Китая в ответ на развернувшийся финансово-экономический кризис;
проанализировать антикризисные действия ЦБ РФ;
дать рекомендации по совершенствованию антикризисных и превентивных мер.

Файлы: 1 файл

Диплом Гадалова В..doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

Центральный банк РФ до 31 декабря 2009 г. предоставил Внешэкономбанку кредиты (в виде размещения годичных депозитов по ставке LIBOR+1%) до 50 млрд. долл. на обслуживание и погашение иностранных кредитов российскими компаниями, полученных ими до 25 сентября этого года. Пакет покрывает около 11% негосударственного долга и около 40% погашаемых кредитов на год вперед.125

Дополнительным источником ликвидности  кредитных организаций в 2008 году являлся механизм размещения временно свободных средств федерального бюджета на банковские депозиты (в основном на сроки 7 и 35 дней). За период с апреля по ноябрь общий объем размещения составил 1,8 трлн. руб., а средняя дневная задолженность кредитных организаций — около 280 млрд. рублей. Вместе с тем в ноябре было принято решение о приостановлении использования данного механизма, который фактически был полностью замещен инструментами Банка России по предоставлению ликвидности.

В целях расширения возможностей рефинансирования банковского сектора с 20 октября 2008 года Банк России приступил к регулярному проведению аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения. Условия кредитования предполагают возможность получения кредитными организациями средств на сумму до 150% от собственного капитала в зависимости от кредитного рейтинга (международных или национальных рейтинговых агентств). На конец декабря 2008 года  доступ к данному инструменту рефинансирования получили более 140 кредитных организаций. Объем предоставленных банковскому сектору средств посредством данных операций в октябре—декабре 2008 г. составил 3,0 трлн. рублей. Указанные кредиты предоставлялись на сроки до 6 месяцев. С III квартала 2008 г. Банк России начал предоставлять кредиты под обеспечение «нерыночными» активами (залог векселей, прав требования по кредитным договорам) в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П. За 2008 год объем выданных кредитов составил 87,9 млрд. руб. (и практически полностью пришелся на IV квартал — 87,7 млрд. руб.).

Другим направлением  денежно-кредитной  политики ЦБ РФ было регулирование валютного курса.126 Это связано с необходимостью поддержать внешнюю и внутреннюю конкурентоспособность производителей, с высоким уровнем внешних заимствований, с наличием значительных активов в иностранной валюте и обращающихся в национальной экономике. При этом  сталкивались две противоположные тенденции: с одной стороны, удержание национальной валюты от обесценения, значительный объем внешней задолженности корпоративного и банковского секторов в России в докризисный период, инфляция и отток капитала посредством политики сдерживания от обесценения российского рубля, с другой – поддержание конкурентоспособности национальной продукции путем снижения валютного курса. Россия затратила много иностранной валюты, чтобы преодолеть трудности из-за оттока капиталов, сохранить стабильность курса рубля и помочь предприятиям погасить внешний долг. Это привело к тому, что сумма международных резервов сократилась примерно на 35%, а также к серьёзной девальвации рубля. После завершения этапа обесценения рубля модель денежно-кредитной политики в России вновь изменилась. С весны 2009 года центральный банк стал постепенно наращивать валютные резервы и сокращать объем поддержки банковской системы. В это же время он начал цикл снижения ставки рефинансирования (с конца апреля по конец ноября 2009 года ставка была снижена на 3, 5 п. п.). Общий эффект от денежно-кредитной политики в этот период был связан с некоторым ростом денежной массы (на 15, 7% с 1 февраля по 1 ноября 2009 г.127).

В России норматив обязательных резервов увеличивался вплоть до середины сентября 2008 года, составив 5,5% по обязательствам перед физическими лицами в российской валюте, 8,5% - по обязательствам перед банками-нерезидентами и 6 % - по всем остальным обязательствам. В октябре 2008 года по всем обязательствам был введен единый норматив - 0,5 %. Сейчас нормативы обязательных резервов составляют 2,5% по всем обязательствам.128

Расширение страхового покрытия по депозитам. В 2008 году развитые страны в качестве антикризисных мер единовременно повысили предельный уровень страхового возмещения: в большинстве стран Европы с 20 до 50 тыс. евро, или с 27 до 68 тыс. долл., а в Австрии, Испании и Литве, например, до 100 тыс. евро, Франции - до 70 тыс. евро, США - до 250 тыс. долл., Великобритании - до 50 тыс. ф. ст. (около 80 тыс. долл.)129.

В России с 400 до 700 тыс. руб. (примерно 20 тыс. долл.). Однако, в отличие от развитых стран в России счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не вовлечены в систему депозитного страхования.

В России декларирована прямая бюджетная поддержка фондового рынка (до 450 млрд руб. в 2008-2009 гг.), что составит около 4% капитализации рынка. По экспертным оценкам, при покупке акций сильно упавших в капитализации Сбербанка и ВТБ государство может увеличить свою долю в них на 2, 5 и 5, 9% соответственно. Аналогичные меры предпринимаются в США, Китае.130 По-мнению специалистов, скупка акций на фондовом рынке не является эффективным антикризисным инструментом. Антикризисные меры должны быть направлены на преодоление причин кризиса, вызвавших, в том числе, снижение цен на активы, а не на устранение его проявлений.131

          В целом антикризисные меры соответствуют аналогичным действиям европейских и американских регуляторов. Совокупная цена спасения российской экономики путем поддержки ее финансового институционального сегмента (более 5, 6 трлн руб.) превышает 16% ВВП. Это выше относительного уровня антикризисных мер в США по плану Полсона (7% ВВП).

Подводя итог, отметим, что ЦБ РФ при  проведении антикризисной денежно-кредитной политики использовал традиционные и нетрадиционные инструменты.

К первым относится политика процентных ставок. Используя данный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ РФ преследовал  следующие цели: 1) расширить  денежное предложения 2) повысить   доступность кредита. Эффективность проведение денежно-кредитной политики посредством процентных ставок ограничена, так как в российской экономике ставки ЦБ слабо влияют на ставки конечного кредитования.

Ко вторым – политика предоставления ликвидности. Цель использования: 1) поддержать  ликвидность платежеспособных банков; 2) стимулировать межбанковское кредитование. Инструментами для проведения данной политики являются: смягчение условий кредитования (перечень залога, сроки кредита), доступ более широкого круга участников к кредитам ЦБ, увеличение лимитов по предоставляемым кредитам. Эти цели достигаются при условии, что 1) ликвидность поступает платежеспособным заемщикам 2) существуют разные каналы предоставления ликвидности. Однако политика предоставления ликвидности не решает проблему неплатежеспособности банков и их убытков, не обязательно приводит к росту конечного кредитования, а также не затрагивает небанковские сектора.

Таким образом, анализ предпринятых Центральным  банков РФ антикризисных мер показывает, что наибольшую эффективность имели следующие меры:

  • повышение страховой суммы по вкладам физических лиц до 700 тыс. руб.;
  • поддержка ликвидности:
          • предоставление центробанком беззалоговых кредитов;
          • временное снижение ставок отчислений в ФОР;
          • увеличение сроков размещения средств ЦБ РФ до 6 – 12 месяцев;
          • расширение списка банков, допущенных к средствам Банка России;
          • расширение перечня активов, включенных в ломбардный список;
  • докапитализация банков в виде субординированных кредитов;
  • временное предоставление льготного режима при оценке качества кредитов.

По нашему мнению, антикризисные  меры Банка России были предприняты  своевременно и оперативно. Однако, из-за особенностей экономики эффективность антикризисных мер в России оказалась ниже по сравнению с другими странами (см. табл)

Сравнительная эффективность антикризисных  мер132

Страна

Рост ВВП в результате расходования одной денежной единицы антикризисных мер

Развитые страны

1

Развивающиеся страны

0,5

Россия

0,01


Источник: ОЭСР

Отметим следующие недостатки антикризисных  действий ЦБ РФ:

1) Использование предоставляемой ликвидности не по назначению. Так, в валютных спекуляциях активно используется рублевая ликвидность, получаемая с беззалоговых аукционов ЦБ, депозитных аукционов Минфина и с межбанковского рынка.

2) Отток капитала из страны.

3) Приоритет в предоставлении  кредитов крупнейшим банкам, в  первую очередь государственным.  Мелкие и средние банки, а также реальный сектор кредитовались в недостаточном объеме. Для решения данной проблемы возможно предоставлять помощь не конкретным банкам, а классам активов, подобно тому, как это предусмотрено в плане Полсона.

3.3. Новые направления деятельности Банка России

Следует отметить, что в отличие  от рассматриваемых во второй главе  задач зарубежных центробанков133, в соответствии с ФЗ № 86 «О центральном банке РФ» основной задачей ЦБ РФ является «защита и обеспечение устойчивости рубля». Фактически это означает установление оптимального курса рубля к ведущим мировым валютам с целью стимулирования экспорта, поддержание необходимой структуры платежного баланса и объемов доходов бюджета РФ. Таким образом, денежно-кредитная политика уступает место курсовой. В итоге, приоритетным является обеспечение деятельности экспортоориентированных компаний вместо решения задачи стимулирования внутреннего спроса и конкуреноспособности отечественного производства. Состояние денежного рынка и рынка капитала в этих условиях зависит в большей степени от внешнеэкономической конъюнктуры, чем от политики регулятора. До кризиса, в условиях роста цен на энергоносители и объемов продаж экспортируемой продукции такая политика обеспечивала рост ВВП и доходов бюджета. Ситуация изменилась после падения активности на мировых рынках.                                                                                                                                                              

    По мере накопления  международных резервов приоритетным в проведении денежно-кредитной политики стал контроль над инфляцией. Данная политики осуществляется посредством жесткого контроля объема денежной массы в экономике, так как считается, что причины инфляции носят преимущественно монетарный характер. Поэтому недостаток рублевых средств и толкает компании и банки обращаться к внешним рынкам капитала. Кроме того, внутренние ресурсы, в частности международные резервы страны, из-за инфляционных опасений размещаются на внешних рынках. По нашему мнению, инфляция в России обусловлена не монетарной, а тарифной политикой естественных монополий, низким уровнем свободной конкуренции и связанной с ней высокой нормой прибыли. Таким образом, на данном этапе развития экономики не уровень инфляции, а показатели кредитного рынка должны стать ориентиром для денежно-кредитной политики.

Необходимо повысить роль ЦБ РФ в  качестве посредника при операциях  с ценными бумагами государства. Опыт развитых стран показывает, что процентная политика центральных банков опирается на участии в операциях с государственными ценными бумагами. Возможно, рассматривая опыт проведения данных операций, ввести в России в обращение «инвестиционных» долгосрочных долговых бумаг, за счет которых будут финансироваться инфраструктурные проекты. Если взять в качестве примера ФРС США, которая выкупает долгосрочные облигации Казначейства, тем самым способствуя инвестиционной политике государства посредством процентной политике, основанной в том числе на операциях ценными бумагами государства, управляет финансовыми рынками.

Сложившийся низкий уровень кредитования в стране сдерживает развитие экономики. Восстановление кредитования и расширение на этой основе платежеспособного спроса – необходимое условие выхода из кризиса. Активная кредитная политика должна проводиться в условиях понятной программы действий государства по проведению промышленной и инновационной политики. Один из важнейших рычагов влияния на кредитование – ставка рефинансирования. Как позитивное явление, следует отметить, снижение ставки с 13% до 8,75%. Данный факт, а также другие действия и заявления властей говорят о перемещении акцентов с валютных интервенций на инструменты процентной политики. Это движение лежит в русле перехода к модели денежно-кредитного регулирования, свойственной развитым странам. Но для его практической реализации нужно преодолеть ряд серьезных затруднений. Как показал опыт текущего кризиса, изменения ставки рефинансирования не трансформируются в полной мере в соответствующие изменения процентных ставок по кредитам. И все же следует отметить положительную роль кризиса (и особенно его острой фазы) в развитии инструментов предоставления ликвидности банковской системе и повышении роли процентной политики по сравнению с докризисным периодом. Однако канал передачи сигналов от денежно-кредитной политики, связанный с процентной ставкой, по-прежнему остается недостаточно развитым. Для его развития требуются меры как по повышению эффективности работы финансовых рынков, так и по совершенствованию системы рефинансирования коммерческих банков в России.

    Суммируя вышесказанное,  можем дать следующие рекомендации  для решения проблем, которые обострились во время текущего  кризиса:

  1. Денежное предложение должно ориентироваться на потребности экономики, эмиссию национальной валюты надо осуществлять не для покупки иностранной валюты, а для обслуживания потребностей хозяйствующих субъектов и экономики.
  2. Создать стимулы посредством регулирующих мер для направления средств в приоритетные отрасли экономики.
  3. Повысить роль механизмов рефинансирования, обеспечить экономику внутренними источниками финансирования, облегчить доступ к получению кредитных средств, в особенности для объектов реального сектора.

4)   Осуществлять контроль движения капиталов, причем, не только из страны, но и в страну. Наиболее распространенная форма контроля над движением капитала – косвенное налогообложение в форме беспроцентных резервных обязательств или депозитных требований. Суть заключается в том, что инвесторы обязаны бессрочно депонировать на счетах центрального банка часть денежных средств, равную определенной доли вложений на внутреннем рынке. Депозитные требования позволяют контролировать как приток, так и отток капитала из страны. В этом случае инвестор должен зарезервировать часть экспортируемого капитала. В случае давления на курс национальной валюты центральный банк может повысить требования по иностранным активам до 100% от объема вложений тем самым предотвращая спекулятивные действия.

5)    Регулировать объемы корпоративных внешних заимствований.

6)    Создать инструменты,  способствующие снижению  спекулятивной составляющей фондового рынка.

       7)  В рамках планируемых согласно Вашингтонской декларации G-20 мер по совершенствованию бухгалтерской отчетности, рассмотреть возможность запрета совершение сделок с забалансовыми инструментами.    

       8)   Ввести валютные ограничения при первых признаках внешней дестабилизации экономической системы. Для чего необходимо внести соответствующую статью об антикризисных мерах в закон «О валютном регулировании». Целесообразно использовать данный инструментарий для снижения рисков вовлечения национальной экономики в кризисы.134

Современный мировой экономический  кризис поставил новые вызовы перед  денежно-кредитной политикой, на которые  развитые и развивающиеся страны отреагировали существенным смягчением политики и совершенствованием ее инструментария. В настоящее время для развитых стран особую актуальность приобретает соотнесение денежно-кредитной политики с новыми тенденциями функционирования финансовой системы, при том, что сама эта система требует реформирования. Для России более актуально создание трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики (которые помогут повысить эффективность ее воздействия на экономику, будут способствовать развитию финансовой системы) с учетом рисков, которые высветил современный мировой экономический кризис.

Информация о работе Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах