Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:13, дипломная работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить роль центрального банка в системе экономических отношений;
проанализировать цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка;
изучить опыт антикризисной политики центральных банков США, Японии и Китая в ответ на развернувшийся финансово-экономический кризис;
проанализировать антикризисные действия ЦБ РФ;
дать рекомендации по совершенствованию антикризисных и превентивных мер.

Файлы: 1 файл

Диплом Гадалова В..doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

Валютное регулирование. Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применяться центральными банками с 30-хх годов ХХ века как реакция на «бегство капитала» в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. «Валютное регулирование – управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы».20

На валютный курс оказывает влияние  множество факторов: экономическая  и политическая ситуация в стране, состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источники его покрытия и др. Центральный банк проводит определенную валютную политику, которая направлена на обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.

В различные периоды центральный банк использует разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменения курсов валют, включая девальвацию и ревальвацию, регулирование правил конвертируемости валюты и режима валютного курса, девизную политику.

«Девизная политика – это метод  воздействия центрального банка  на курс национальной валюты путем  купли-продажи иностранной валюты (девиз): в целях повышения курса  национальной валюты банк продает иностранную валюту, а для снижения – скупает ее в обмен на национальную».21 Эта политика проводится в форме валютных интервенций, особенностью которой является крупные масштабы и сравнительно короткий период применения. Валютная интервенция проводится за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных заемных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям своп.

Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательно способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В занижении курса национальной валюты заинтересованы экспортеры, так как в этом случае их продукция на мировом рынке получает конкурентное преимущество и обеспечивается основная часть валютной выручки. В завышении курса национальной валюты заинтересованы фирмы, использующие импортное оборудование.

Кроме того, для воздействия в  нужном направлении на изменение  курса национальной денежной единицы центральный банк использует также дисконтную (учетную) политику. Очень часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами. Например, повышение процентных ставок в какой-либо стране по отношению к другим странам делает привлекательным для иностранцев размещение средств в банках именно этой страны (с относительно высокими ставками по депозитам). При этом возникает приток капитала из-за рубежа, который увеличивает актив платежного баланса и способствует повышению курса национальной валюты. Если в этот же период правительство проводит курс на оживление экономики и стремится использовать для этого такой инструмент, как низкие процентные ставки, то возникает конфликт интересов.

2) Эмиссионный центр страны. Центральный банк имеет монопольное право на выпуск банкнот. Основным обеспечением банкнот являются коммерческие векселя, золотовалютные резервы и государственные ценные бумаги.

3) Кредитор в последней инстанции («банк банков»). Основными клиентами центрального банка являются кредитно-финансовые учреждения, в основном коммерческие банки. Центральные банки хранят часть денежных средств коммерческих банков в виде кассовых резервов на своем текущем счете, причем размер кассовых резервов устанавливается законом.  В периоды напряженного положения на денежном рынке центральные банки предоставляют кредиты коммерческим банкам (кредитор последней инстанции). При этом центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями. Кроме того, центральный банк осуществляет контроль и надзор над кредитными учреждениями, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе. Является для банков расчетным центром, а также регулирующим и информационным центром кредитной системы страны.

4) Главный расчетный центр страны. Центральный банк выступает посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

5) Функция «банка правительства». Центральный банк поддерживает государственные экономические программы и размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты и выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение бюджета по доходам и расходам, а также является агентом правительства по управлению государственным долгом.

Как агент государства по управлению государственным долгом центральный  банк осуществляет выпуск государственных  займов, организует подписку на займы и размещение облигаций займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других кредитно-финансовых институтов.

6) Банковский контроль и надзор. Следует отличать контроль за деятельностью банков от регулирования банковской деятельности. Если регулирование осуществляется для поддержания надежной и эффективной работы всей банковской системы, то контроль проводится для обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков. Он осуществляется главным образом при помощи непрерывного, целостного надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности.

Банковский надзор проходит в три  этапа:

  1. лицензирование, то есть выдача специального разрешения на открытие банка;
  2. документарный надзор, то есть проверка отчетности, предоставляемой банком в надзорный орган;
  3. инспектирование, то есть ревизия достоверности передаваемой надзорным органам информации.

Начало развитию банковского надзора  положила Великая депрессия 1929-1933 гг. Появилась необходимость сформировать международные правила, стандарты, нормы банковского надзора. При банке международных расчетов (Базель, Швейцария) был создан Комитет по банковскому надзору и регулированию (Базельский комитет), рекомендации которого создали основу для разработки международных стандартов банковского надзора.

Хотя в большинстве стран  сформированы национальные системы  надзора, все они ориентированы  на достижение трех основных целей:

  1. поддержание денежной и финансовой стабильност, то есть недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;
  2. обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;
  3. защита интересов вкладчиков.

В мировой практике используются различные  типы надзорных систем. При этом функции надзора возложены не только на центральный банк, но и на другие специально созданные надзорные органы.22

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленнной  цели или решение какой-то определенной задачи.

Мы рассмотрели основные цели, задачи, функции и инструменты центрального банка. Из всего вышеперечисленного ясно, что центральный банк страны является главным звеном в банковской системе, только центральный банк имеет  монопольное право осуществлять эмиссию денежных средств, проводить денежно-кредитную и валютную политику и тд. Однако, для определения степени эффективности реализации конечных целей денежно-кредитной политики, роли центрального банка в экономических и политических процессах страны очень важна степень его независимости. «Под экономической независимостью подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений».23 «Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельнотси в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики».24

Многие страны сталкиваются с проблемой  определения степени независимости  центрального банка. С одной стороны, независимость главного банка страны является необходимым условием для достижения целей его функционирования. С другой, как добиться, чтобы такая независимость не привела к его бесконтрольной деятельности и нанесению ущерба общенациональным интересам, как проверить и оценить законность и результативность действия банка, какие решения и в каких случаях должны согласовываться с правительственными органами и др.

Будучи основой финансовой системы  государства, банковский сектор во многом определяет возможности ее развития. Особую роль в этом играет центральный банк, который в соответствии с законодательством практически всех стран должен обеспечивать стабильность национальной валюты, развивать и укреплять банковскую систему, поддерживать и совершенствовать платежную систему страны. Однако реализация политики по достижению этих целей и выбор соответствующих инструментов во многом зависят от степени самостоятельности в принятии управленческих решений самого центрального банка, по поводу которой существуют две противоположные позиции: усиление независимости и, наоборот, ее ограничение. Рассмотрим ряд факторов, которые определяют степень независимость от правительства.

  1. Доля собственности государства в капитале центральных банков. По характеру собственности центральные банки можно разделить на следующие виды:
    1. государственные, 100% капитала которых принадлежит государству ( Великобритания, Франция, Германия, Дания, Нидерланды;
    2. акционерные – в США, где 100% капитала федеральных резервов банков находится в собственности банков – членов ФРС, в Италии капитал центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;
    3. смешанные – в Японии (55% в собственности государства и 45% у частных лиц), в Бельгии, Швейцарии.

Наиболее независимым от правительства  являются ФРС США и Немецкий федеральный банк. В то же время в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам-членам ФРС, а в Германии – государству.

  1. Процедура назначения или выбора руководства банка. Можно выделить следующие группы:
    1. страны, в которых руководящие органы центрального банка (президент и директора) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Великобритания, США, Дания, Германия, Франция, Швеция, Япония и др.;
    2. страны, где президент центрального банка назначается советом управляющих банка, который затем должен быть одобрен Советом министров и утвержден президентом страны (Италия);
    3. страны, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком (Нидерланды).

В большинстве стран руководство  центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют центральные  банки Италии, Франции, которые более  зависимы от государства.

3)  Определение в законодательстве целей и задач деятельности центрального банка. Таким образом устанавливаются пределы свободы деятельности центрального банкаи ив законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Швейцарии, Дании, Германии, Японии, Франции основные цели и сфера деятельнотси отражены в конституциях и подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

В США, Италии, Швеции банковское законодательство формулирует задачи центрального банка  в общих чертах.

4) Право правительственных органов на вмешательство в денежно-кредитную политику. При этом наиболее низкой степенью независимотси обладают центральные банки Франции, Италии. Основные направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке определяет правительство, а центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять его решения.

В Великобритании, Швеции, Японии, Нидерландах  законодательно установлена возможность  государственных органов вмешиваться  в политику центральных банков.

Центральные банки ФРГ и Швейцарии по данному признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от ФРС США Немеций банк не подотчетен парламенту.

5) Законодательное ограничение кредитования правительства.  По этому признаку независимыми являются центральны банки Германии, Австрии, Нидерланды. В меньшей степени независимость предоставляется центральным банкам во Франции, Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством. В Дании, Италии, Швеции, Швейцарии формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по данному признаку от государства. В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществлятся при участии центрального банка в операциях на открытом рынке.

     Таким образом, все  вышеперечисленные факторы независимости  центрального банков свидельствуют о месте, которое они занимают в денежно-кредитных системах, об их влиянии на экономические процессы, а также о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны. 

Информация о работе Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах