Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:13, дипломная работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить роль центрального банка в системе экономических отношений;
проанализировать цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка;
изучить опыт антикризисной политики центральных банков США, Японии и Китая в ответ на развернувшийся финансово-экономический кризис;
проанализировать антикризисные действия ЦБ РФ;
дать рекомендации по совершенствованию антикризисных и превентивных мер.

Файлы: 1 файл

Диплом Гадалова В..doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

         PDCF (Primary Dealer Credit Facility) - кредиты первичным дилерам58. Данная программа обеспечила первичным дилерам доступ к кредитам центрального банка.

          TSLF (Term Securities Lending Facility) - срочные кредитные аукционы ценных бумаг. Согласно этой процедуре, банки - первичные дилеры могут получать на срок кредиты в форме  ценных бумаг Казначейства под залог других ценных бумаг. Данная программа предоставляет дилерам взаймы ценные бумаги Минфина, взамен принимая, в качестве обеспечения, ценные бумаги с инвестиционным рейтингом. Первичные дилеры затем используют эти, более ликвидные, ценные бумаги Минфина для получения средств частного сектора.

       ABCP (Asset-Backed Commercial Paper Money Market Mutual Fund Liquidity Facility)- программа выкупа обеспеченных коммерческих бумаг паевых фондов денежного рынка предусматривает займы банкам для выкупа качественных обеспеченных активами коммерческих ценных бумаг у паевых фондов. Программа задумана для помощи паевым фондам, которые столкнулись с нехваткой денежных средств, так как многие инвесторы решили отозвать свои вклады.

      CPFF (Commercial Paper Funding Facility) - программа финансирования выкупа коммерческих бумаг59, как обеспеченных, так и необеспеченных, у эмитентов таких бумаг через уполномоченных первичных дилеров. Была введена для улучшения ситуации с ликвидностью коммерческих предприятий.

      MMIFF (Money Market Investor Funding Facility) - программа финансирования инвесторов денежного рынка, задумана для выкупа определенного рода активов у квалифицированных инвесторов, имеющих трудности с ликвидными средствами.

       TALF (Term Asset-Backed Securities Lending Facility) - программа срочного кредитования под обеспечение ценными бумагами, обеспеченными активами заемщиков. Согласно этой программе, ФРС предоставляет до 1 триллиона долларов держателям ценных бумаг, созданных в порядке секьюритизации займов студентам, домохозяйствам, малому бизнесу и т.п. Оценка таких бумаг при выдаче займов проводится по рыночной стоимости. Программа TALF нацелена на восстановление рынков секьюритизации. Это дополнительная программа рефинансирования, в рамках которой финансовые институты имеют возможность получить ссуды под обеспечение секьюритизированных пакетов различного рода кредитов (в т.ч. потребительских). По состоянию на18 февраля 2010 года ФРС предоставила держателям таких ценных бумаг с рейтингом ААА кредиты на сумму 47 млрд. долларов.60 TALF будет завершена в два этапа - 31 марта и 30 июня текущего года.

Как видим, ФРС ввела целую серию программ для облегчения получения ликвидности очень широкому кругу участников.

С самого начала возникновения кризисной  ситуации, ФРС с сентября 2007 года начинает снижать процентные ставки, как учетную, так и FFR. К середине декабря 2008 года процентная ставка была установлена на минимальном возможном значении – в диапазоне от 0 до 0,25%, по сравнению с 5,25% до кризиса. В настоящий момент процентная ставка составляет 0,75%.61

Для целей смягчение кризиса на кредитных рынках, восстановления кредитования домохозяйств и компаний ФРС работала в тесном сотрудничестве с Минфином и другими ведомствами.62

Меры органов  денежно-кредитного регулирования  по расширению предложения ликвидных  средств на более гибких условиях способствовали временному ослаблению напряженности на рынках в начале 2008 года. Однако уже в марте возникновение опасности банкротства американского инвестиционного банка Bear Stearns сделало очевидным системный характер рисков в финансовом секторе США. В июле 2008 года в США обанкротился крупный банк IndyMac Bank, в начале сентября ввели внешнее управление в агентствах Fannie Mae и Freddie Mac. Банкротство в сентябре 2008 года инвестиционного банка Lehman Brothers поставило финансовый сектор на грань системного кризиса.63

Bear Stearns, а точнее  принадлежащие ему два хедж-фонда,  инвестировали в активы низкокачественной ипотеки и страховали свои риски по этим вложениям, в условиях нарастания неплатежей по кредитам и резкого падения цен на ипотечные бумаги столкнулись с нехваткой средств для обеспечения кредита и вынуждены были распродавать свои активы. Компанию купила J.P.Morgan, получившая под эту сделку государственный кредит в 30 млрд долл.64

30 июля 2008 года вступил в силу новый закон (The Housing and Economic Recovery Act of 2008)65, призванный ввести механизмы, смягчающие проблемы на ипотечном рынке. Кроме того, данный закон предусматривал ассигнования в 300 млрд. долл. на займы домовладельцам, испытывающим трудности с рефинансированием долгов.

Государство не могло позволить обанкротиться таким важным институтам, как Fannie Mae и Freddy Mac. В вышеупомянутый закон вошли положения66, разрешающие Министерству финансов в течение 18 месяцев предоставить им безлимитную линию кредита. В нем также предусматривался мониторинг их деятельности.

16 сентября 2008 года на грани банкротства оказался гигант в области страхования финансовых рисков American International Group (AIG). ФРС выделила на его спасение 85 млрд. долл.67

Некоторые финансовые организации стали менять свой статус. В сентябре Morgan Stanley и Goldman Sachs – крупнейшие инвестиционные банки – фактически становятся коммерческими банками с доступом к кредитам ФРС. В ноябре CITY Group, занимающаяся коммерческим кредитованием, подала заявление на то, чтобы стать банком в надежде получить государственную помощь.

20 сентября 2008 года министр финансов США Г.Полсон представил план мер по смягчению проблемы токсичных активов. Он предлагал выкуп у финансовых институтов плохих бумаг, связанных с ипотекой на сумму 700 млрд. долл.  По мере прохождения в Конгрессе план Полсона оформился в новый Закон 110-343.

               Основным блоком Закона 110-343 является Закон об экстренной стабилизации экономики 2008 года. (Emergensy Economic Stabilization Act of 2008), основная цель которого – инициация программы помощи проблемным активам – Troubled Asset Relief Program (TARP) – на общую сумму в 700 млрд. долл. По сравнению с первоначальными предложениями Полсона в него вошли положения об условиях покупки долговых обязательств у финансовых институтов (при предоставлении с их стороны гарантии передачи акций министру финансов), о мерах по защите налогоплательщиков, об увеличении суммы страхового покрытия вкладов со 100 тыс. долл. до 250 тыс. долл. до конца 2009 года, об ограничениях на компенсационные выплаты топ-менеджерам проблемных банков, о формировании механизмов контроля за проведением Программы TARP и другие.

Глобальный характер финансового кризиса, усиление признаков  экономической рецессии заставили государство сразу же после принятия данного закона на ходу пересматривать стратегию. В ходе реализации плана помощи банковской системе министерство финансов вместо выкупа безнадежных долгов пошло на меры рекапитализации банков.  Во многом это было связано с невозможностью адекватной оценки рыночных активов в условиях плохо работающих рынков. В ноябре 2008 года министр финансов официально объявил о пересмотре программы TARP. Девяти крупнейшим банкам были предложены финансовые инъекции на общую сумму 125 млрд. долл. в обмен на гарантии передачи государству неголосующих акций. Такая же сумма выделена на помощь более мелким финансовым институтам.

7 ноября 2008 года директор Federal Housing Finance Agensy объявил, что Агентство берет Fannie Mae и Freddy Mac под опеку. Руководитель ФРС Бен Бернанке подчеркнул, что опека рассматривается как «тайм-аут» для того, чтобы пересмотреть и усовершенствовать роль финансовых посредников.68

Для поддержки мирового рынка кредитования, ФРС открыла  своп-линии с ЕЦБ, ЦБ Японии, Канады, Австралии и др. Кроме того, было осуществлено скоординированное снижение процентных ставок ФРС и другими  центральными банками.

В 2008 году денежные власти предпринимали меры по борьбе с кризисом во главе с администрацией президента Дж.Буша мл. Снижение процентной ставки с 5,25% в начале кризиса до интервала 0 – 0,25% в декабре 2008 года означало, что у новой администрации во главе с Б.Обамой69 регулирование через снижение ставки исчерпаны. В проведении денежно-кредитной политики в 2009 году упор был сделан на финансовые вливания посредством других инструментов и мер.

В январе 2009 года Конгресс одобрил выделение еще 350 млрд. долл. в рамках программы TARP.

Была увеличена доля государства в акционерном капитале Citigroup (к сентябрю 2009 года государство владело 34% ее акций). Был принят новый пакет помощи AIG, общая сумма помощи составила 180 млрд. долл.

ФРС продолжает программу  предоставления краткосрочных кредитов через аукционы. Эта программа помогла предотвратить панику на финансовых рынках в 2008 году.

В 2008 году прошло 30 аукционов, были выданы кредиты на сумму около 2 трлн. долл. За январь-июль 2009 года прошло 15 аукционов. В июне 2010 года ФРС начинает сокращение финансирования данной программы.

Решается вопрос и  о «плохом» банке. Минфин США намерен объединить государственные и частные фонды для выкупа неликвидных активов у коммерческих кредитных организаций. Общий объем программы поддержки американских банков составит 2 трлн долл.

25 марта 2009 года вступила  в действие программа стимулирования  потребительского кредитования  через созданный в ноябре 2008 года  фонд – TALF.70 Цель программы – повышение доступности кредитов для малого бизнеса и потребителей, увеличение займов на образование и автокредитоание. Финансирование TALF планируется на уровне 1 трлн. долл., сроки действия – до 30 июня 2010 года.

ФРС была проведена проверка 19 банков, которые получили государственную  помощь в рамках программы TARP. По результатам проверки был сделан вывод о том, что при неблагоприятных экономических условиях потери этих банков в 2009-2010 гг. могут составить 600 млрд. долл. Десяти банкам было сделано предписание увеличить капитал на 75 млрд. долл. Данная проверка вернула в определенной степени доверие инвесторов к банковскому сектору.

Одним из важных направлений  восстановления стабильности, доверия  населения и инвесторов является оживление строительного сектора. В 2009 году рассматривались разные варианты реформирования Fannie Mae и Fannie Mac. ФРС выкупила у этих компаний долгов и ценных бумаг, покрытых ипотекой, на сумму более 1 трлн. долл., а администрация инвестировала до 400 млрд. долл.

Еще один набор инструментов –  поддержка кредитных рынков путем  покупки долгосрочных ценных бумаг, это высококачественные ценные бумаги, прежде всего бумаги Минфина (Treasuries), долговые бумаги агентств, и MBS71. На апрель 2009 года активы стоят 780 млрд. долл., 490 млрд. долл. из них приходится на Treasuries. Некоторые из этих Treasuries выданы в виде займа по программе TALF. Активы ФРС в виде высококачественных ценных бумаг будут расти, так как FOMC, пытаясь улучшить условия на рынках частного кредита, объявил о крупномасштабных покупках таких бумаг на открытом рынке. В частности, ФРС будет покупать агентские MBS на сумму до 1,25 триллионов долл., и агентские долговые бумаги – до 200 млрд. долл к концу 2009 года, а также долгосрочных Treasuries на сумму до 300 млрд. долл72. «Главная цель этих программ – снизить стоимость и увеличить доступность кредита домохозяйствам и фирмам. Пока, по нашим данным, программы достигают нужного эффекта. Например, ставки по 30-летним ипотечным кредитам с фиксированной ставкой, которые очень слабо реагировали на наше снижение целевых ставок по федеральным фондам, уже снизились на 1 -1,5 процентных пункта с тех пор, когда была объявлена наша первая программа покупок MBS (в ноябре 2008г.). Со временем, более низкие ставки ипотеки должны оживить ситуацию на жилищном рынке, чья продолжающаяся слабость сильно влияет на экономику и финансы в целом, а также улучшит финансовую ситуацию многих домохозяйств, облегчив рефинансирование. Кроме того, покупки на открытом рынке пойдут на пользу кредитным рынкам благодаря дополнительной ликвидности и объемам баланса в системе».73

С начала кризисных явлений в экономике США ФРС приступила к снижению процентных ставок, к спасению системно важных финансовых институтов, находящихся на грани банкротства. ФРС использовала традиционные инструменты денежно-кредитной политики и краткосрочные кредиты, оперативно увеличивая объем предоставляемой ликвидности банковскому сектору. Однако, доведя уровень процентной ставки практически до нуля, тем самым исчерпала возможности применения этого инструмента. Таким образом, ФРС была вынуждена прибегнуть к нетрадиционным мерам. Эти меры были основаны на расширении возможности получения кредитов, включали в себя предоставление дополнительной ликвидности, кредитное расширение и количественное расширение баланса ФРС и денежной базы.74

ФРС прилагала усилия по стабилизации финансовой системы США и поддержанию экономической активности. Синхронные действия ФРС и прочих органов власти помогли избежать худшего сценария развития кризиса. Несмотря на это, кризис нанес серьезный удар по экономике США, остаются значительные отрицательные воздействия и факторы, включая жесткие условия кредитования и слабый рынок труда.

 

2.2. Центральный банк Японии: управление внешним системным риском

 

2.2.1. Место центрального банка Японии в банковской системе

Центральный Банк Японии был основан в 1882 году. Банк решает задачи поддержания стабильности финансовой системы страны и ее устойчивого экономического развития. Срок его полномочий был определен в 30 лет, который позднее (в 1910 г.) был продлен еще на 30 лет, а с 1979 года полномочия стали бессрочными. По Закону «О Банке Японии» 1889 года он получил право банкнотной эмиссии.

        Банк Японии  решает три основные задачи:

- поддерживает стабильность иены внутри страны и за рубежом через регулирование объема денежной массы;

- регулирует денежное обращение, устанавливая официальную процентную ставку;

- поддерживает стабильность кредитной системы.

        Сложные отношения  у Банка Японии с Министерством  финансов. Он не является частью  правительства, хотя правительству  принадлежит контрольный пакет акций Банка. Министерство финансов - одна из наиболее мощных правительственных организаций страны.75 Роль Банка Японии в регулировании финансово-кредитной системы менее значима.

        Комитет по определению политики  Банка Японии - высший орган управления Банка Японии, был создан в 1949 г. Комитет устанавливает уровень учетной ставки. На его регулярно проводимых заседаниях обсуждается экономическое и финансовое положение страны и определяются параметры инструментов денежно-кредитной политики. Исполнительным органом Банка Японии, осуществляющим оперативную работу, является Совет управляющих, в который входят управляющий, заместители управляющего, исполнительные директора, аудиторы и консультанты. Советом управляющих формируется реальная политика, заседания проводятся ежедневно.

Информация о работе Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах