Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:13, дипломная работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить роль центрального банка в системе экономических отношений;
проанализировать цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка;
изучить опыт антикризисной политики центральных банков США, Японии и Китая в ответ на развернувшийся финансово-экономический кризис;
проанализировать антикризисные действия ЦБ РФ;
дать рекомендации по совершенствованию антикризисных и превентивных мер.

Файлы: 1 файл

Диплом Гадалова В..doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

 Следует отметить, что центральные банки развитых стран предприняли ряд скоординированных действий в ответ на мировой кризис. 

Во-первых, скоординированное снижение ставок центральными банками.

Во-вторых, ряд  центральных банков открыли линии валютного свопа для центральных банков, испытывающих потребности в дополнительном финансировании в соответствующей валюте. Особенно следует отметить соглашения своп, заключенные ФРС с рядом центральных банков41. А также соглашения Народного банка Китая с Белоруссией, Аргентиной и рядом стран Юго-Восточной Азии.42

      В данной главе мы рассмотрели основные характеристики деятельности центральных банков, их  цели и функции, инструменты денежно-кредитной политики, отметили определяющую роль центробанка в экономике страны.

      Были также проанализированы причины мирового финансово-экономического кризиса и среди основных выделены следующие:

                  -    мировые дисбалансы;

  • разрыв между мировой финансовой и экономической сферами;
  • перенакопление капиталов и избыточная ликвидность;
  • перепроизводство финансовых продуктов: фьючерсы, опционы, деривативы, кредитные дефолтные свопы и др.;
  • перепроизводство долгов;
  • недостаточный контроль над финансовой сферой;
  • дезориентирующая деятельность рейтинговых агентств;
  • кризис регулируемости глобальных рынков;

                 -     следствие процесса глобализации.

               Отметили изменения в деятельности центральных банков в связи с развитием кризисных явлений в экономике, основные тенденции антикризисных мер. Так, центральные банки предприняли меры:

     -     по повышению ликвидности банковского сектора;

     -    по стимулированию кредитования реального сектора;

     -    по укреплению национальной валюты.

           Центробанки в условиях кризиса использовали традиционные, классические инструменты денежно-кредитной политики такие, как процентная ставка и операции на открытом рынке, а также нетрадиционные - смягчение условий кредитования (перечень залога, сроки кредита), доступ более широкого круга участников к кредитам центрального банка, увеличение лимитов по предоставляемым кредитам; приобретение центральным банком долговых ценных бумаг частного сектора и Правительства, выплата процентов по резервам банков. Были национализированы некоторые особо крупные, «системообразующие» финансовые институты.

             Также были предприняты скоординированные действия центральных банков разных стран, в том числе открытие валютных линий своп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные направления  деятельности центральных банков в  условиях мирового финансового кризиса

 

            В данной главе рассмотрим опыт антикризисной денежно-кредитной политики в ведущих экономиках мира. Изучение зарубежного опыта позволит извлечь важные уроки и рекомендации для выработки эффективной антикризисной политики Банка России. Выясним, какие меры использовали  центральные банки США, Японии, Китая в условиях мирового экономического кризиса в период 2007-2009 гг.

 

2.1. Новые механизмы Федеральной резервной системы США по борьбе с последствиями мирового финансово-экономического кризиса

 

2.1.1. Структура ФРС США

Банковскую систему США  можно  охарактеризовать как высокомонополизированную сферу экономики, определяющую роль в которой на национальном уровне играет небольшая группа крупнейших коммерческих банков и холдингов. На региональном уровне банки США представлены большим числом мелких и средних банков, поддерживающих малый и средний бизнес. Крупные банковские корпорации являются локомотивом американской финансово-кредитной системы и представляют ее во внешнем мире, а мелкие и средние банки очень важны для миллионов внутренних потребителей банковских услуг.

       Американская  банковская система имеет ряд особенностей. Функции  центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС), основанная в 1913 году.

По своей структуре  ФРС – сложная конструкция43. ФРС состоит из головного Совета управляющих, из двенадцати окружных федеральных резервных банков (ФРБ). Каждый из этих банков управляет банковской системой своего округа (таких округов 12).

Правление ФРС состоит из семи членов, которые назначаются Президентом США и утверждаются Сенатом на 14 лет. При этом для обеспечения стабильности и преемственности введён порядок постепенной замены одних членов правления другими: замены проводятся по одному человеку раз в два года.

    Комитет по операциям на открытом рынке ФРС (Federal Open Market Committee – сокращённо FOMC) был создан в 1933 году. В его обязанности входит разработка монетарной политики. Комитет состоит из 12 «голосующих» участников, в число которых входят все 7 членов правления ФРС, а также президенты пяти ФРБ. При этом глава ФРБ Нью-Йорка является членом Комитета на постоянной основе, тогда как президенты 11 прочих ФРБ ежегодно сменяют друг друга на этом посту.

Задачи ФРС лежат  в  трех главных областях: денежно-кредитная политика и обеспечение финансовой стабильности; надзор за банковской системой; оказание финансовых услуг  банкам (включая управление платежной системой страны), правительству и иностранным правительственным учреждениям.44

 

2.1.2. Цели денежно-кредитной политики ФРС США

Цели денежно-кредитной политики центрального банка (ФРС) в США закреплены законодательно. К ним относятся  поддержание полной занятости и стабильных цен. Очевидно, что в абсолютном смысле эти цели не представляются  достижимыми, поэтому их следует понимать как:

    1. поддержание такой максимально возможной занятости, которая бы не угрожала устойчивости экономического роста;
    2. борьба с инфляцией, а также обуздание инфляционных ожиданий.

ФРС отвечает за надзор и  регулирование банковской системы, в частности, следующих ее сегментов:

  • банковские холдинги, включая диверсифицированные финансовые холдинги (Закон Грамма-Лича-Блайли 1999 г.) и иностранные банки с филиалами в США;
  • коммерческие банки-члены ФРС, лицензируемые на уровне штатов;
  • иностранные филиалы банков-членов ФРС;
  • «корпорации Эджа»45 и корпорации «по соглашению»46, через которые банковские организации США могут осуществлять международные банковские операции;
  • филиалы, представительства и агентства иностранных банков, аккредитованные согласно законам штатов;
  • небанковские операции иностранных банков.47

 

2.1.3. Инструменты денежно-кредитной политики ФРС

          Для проведения монетарной политики Федеральная Резервная Система имеет три главных рычага:

1) Операции на открытом рынке. ФРС покупает и продает правительственные ценные бумаги на финансовых рынках. Эти решения также влияют на объем и цену кредита (процентные ставки). Торговля происходит на открытом рынке, где конкурируют многочисленные первичные дилеры.

Операции на открытом рынке - наиболее важный инструмент денежно-кредитной политики. С помощью торговли ценными бумагами ФРС регулирует процентную ставку на федеральные фонды (FFR - federal funds rate), то есть ставку, по которой банки кредитуют друг друга из своих (временно свободных резервов). Такое межбанковское кредитование оказывается возможным потому, что все банки должны выполнять требования по обязательному резервированию, но часто резервы некоторых банков в ходе текущих ежедневных операций опускаются ниже установленных требований. Чтобы не быть подвергнутыми санкциям, они вынуждены занимать резервы у других банков, у которых, наоборот, образовался кратковременный излишек. Это создает предпосылки для активного развития рынка резервных фондов, где банки занимают и дают взаймы свои временно свободные резервы, которые находятся на счетах ФРС. Сама Федеральная Комиссия по открытым рынкам (FOMC) устанавливает только целевое значение указанной ставки, но не устанавливает саму реальную ставку - она определяется на открытом рынке.

                Ставка по федеральным фондам играет важную роль в кредитно-денежной политике, так как, регулируя ее, ФРС косвенно  воздействует практически на все другие процентные ставки, которые взимаются банками со своих клиентов, и тем самым регулирует экономическую активность в стране.

2) Регулирование учетной (дисконтной) ставки. В данном случае ФРС (как и прочие центробанки) устанавливает жесткую ставку и сама предоставляет краткосрочные займы коммерческим банкам по этой ставке. Учетная ставка тесно коррелирует со ставкой на федеральные фонды, но в разные периоды может быть и выше, и ниже FFR. Кредиты банкам по учетной ставке ФРС предоставляются через так называемое «дисконтное окно». Банки, как правило, неохотно кредитуются напрямую у ФРС, так как это явно свидетельствует о проблемах в данном банке. Кроме того, такие кредиты должны быть полностью обеспечены залогом - как правило, государственными ценными бумагами правительства США, но также и ипотечными закладными и другими активами. Поэтому банки предпочитают занимать друг у друга по рыночной ставке FFR, даже если она иногда выше дисконтной ставки ФРС.

Дисконтную ставку часто путают со ставкой на федеральные фонды. В последнее время ФРС намеренно держит учетную ставку выше FFR, чтобы с одной стороны, стимулировать торги на федеральные фонды как основной кредитно-денежный инструмент, с другой - оставаться на рынке в качестве кредитора последней инстанции.

3) Управление резервными требованиями. Резервы представляют такое количество денежных средств, которое банки должны хранить как гарантию по депозитам на своих счетах. Величина резервов определяет, сколько денег банк может создать через инвестиции и кредиты, и воздействует таким образом на объем денежной массы в стране. Резервные требования устанавливаются Советом Управляющих ФРС, и примерно составляют 10%.

 

2.1.4. Кризис в США

Еще на рубеже XX-XXI вв. в  США возник риск рецессии и дефляции. Это привело к значительному снижению ставок процента. ФРС обеспечила предоставление дешевых денег, чтобы ослабить удар рецессии 2001 года. В этом же году, после падения рынка, массового выхода из бизнеса молодых интернет-компаний, а также в результате террористического акта 11 сентября 2001 года в американской экономике наметились признаки рецессии. Тогда ФРС предприняла значительное снижение процентной ставки: в период с января 2001 года по июнь 2003 года ставка была снижена с 6.5% до 1%.48 Это послужило началом роста ипотечного и кредитного «пузыря», и впоследствии привело к кризису 2007-2008 гг.. ФРС  на протяжении 2002-2005 гг. разогревала экономику низкими процентными ставками, способствовала строительству ипотечных пирамид.49 Коммерческие банки США выдавали огромное количество ипотечных кредитов, рассчитывая на растущий тренд роста цен на жилье, тем самым принимали риски роста процентных ставок ФРС и смены ситуации на рынке недвижимости. Для того, чтобы снять с себя риски, коммерческие банки перепродавали ипотечные долги инвестиционным банкам, а те эмитировали ценные бумаги - залоговые долговые облигации, обеспечением платежей по которым являлись выплаты по ипотечным кредитам. Эти инвестиционные банки получали самые высокие рейтинги от ведущих мировых рейтинговых агентств, вплоть до АА+. Крупнейшие страховщики, такие как AIG, страховали от риска неплатежей.

Дешевые деньги способствовали экономическому росту США, а также обеспечили экономику страны излишней денежной массой. В итоге, спрос на товары со стороны населения рос быстрее, чем их производство. К 2005 году экономика США впервые с начала 1990-х гг. столкнулась с новой проблемой: проблемой инфляции.

Кроме того, в 2001 – 2003 гг. администрация правительства США  во главе с Дж. Бушем младшим значительно увеличила расходы, связанные с планируемыми военными действиями в Афганистане и Ираке, которые дорого обошлись экономике США.50 Для покрытия нарастающего дефицита бюджета правительство США увеличило национальный долг посредством эмиссии облигаций Государственного казначейства. Это также способствовало росту инфляции. В целях подавления инфляции ФРС к концу 2005 года впервые за несколько лет повысила размер учетной ставки.51 В течение 4 лет учетная ставка ФРС США увеличивалась 17 раз подряд и в итоге выросла в 4, 25 раза – с 1 до 5,25%.52

Страховые компании не смогли выплачивать запредельные суммы  по страховым случаям. В августе 2007 года начались банкротства страховых компаний и инвестиционных банков, погоревших на ипотечном рынке.

Рыночная капитализация  американского фондового рынка  сократилась вдвое с 19 трлн. долл. к началу 2007 года до 10, 3 трлн. долл. к концу 2008 года.53 Обанкротился Lehman Brothers, гигантский банк с полуторавековой историей. Убытки понесли крупнейшие банки по всему миру. Начался ускоренный отток инвестиционного капитала с финансовых рынков. Самым ценным товаром стали наличные деньги.

 

2.1.5. Антикризисные меры ФРС США

Рассмотрим антикризисные  меры и действия в период 2007 – 2009 гг., предпринятые ФРС США.

На первом этапе (2007 г. - начало 2008 г.) финансового кризиса основные антикризисные меры были связаны с активным использованием инструментов денежно-кредитной политики.54

ФРС США разработала новый набор  инструментов55, призванных обеспечить финансовые институты необходимым объемом ликвидности. Эти инструменты позволили увеличить сроки заимствования средств ФРС, использовать различные активы в качестве залогового обеспечения кредитов. К кредитам ФРС получил доступ более широкий круг финансовых институтов.

         Новые инструменты,  которые ФРС вынуждена была применить в условиях финансового кризиса56:

       TAF (Term Auction Facility) - срочные кредитные аукционы, на которых банки имеют возможность занимать у ФРС деньги полного обеспечения. С началом кризиса банки стали остро нуждаться в ликвидности, но они неохотно брали взаймы через «дисконтное окно». Обращение к «дисконтному окну» свидетельствует о том, что банк не может получить кредит в другом месте, и обращается к ФРС как «кредитору последней инстанции», что свидетельствует о его финансовых затруднениях; поэтому банки стараются не пользоваться этим кредитом. Это означало, что у ФРС возникли трудности доведения ликвидности до системы. В связи с этим в конце 2007 года ФРС запустила программу срочных аукционов (TAF), которая предоставляет фиксированные суммы срочных займов через механизм аукционов. Так как данная программа обеспечивает для заемщиков анонимность, а также трехдневный срок между аукционом и закрытием сделки, это показывает, что заемщики не нуждаются в средствах в экстренном порядке.57

Информация о работе Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах