Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:13, дипломная работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить роль центрального банка в системе экономических отношений;
проанализировать цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка;
изучить опыт антикризисной политики центральных банков США, Японии и Китая в ответ на развернувшийся финансово-экономический кризис;
проанализировать антикризисные действия ЦБ РФ;
дать рекомендации по совершенствованию антикризисных и превентивных мер.

Файлы: 1 файл

Диплом Гадалова В..doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

       В начале 2009 года центральный банк снизил процентные ставки и нормы обязательных резервов в банковской системе и ослабил лимиты кредитования. Денежно-кредитная политика преследовала цель стимулирования совокупного спроса посредством расширения инвестиционного и потребительского кредитования. Соответственно процентные ставки поддерживались на минимальном уровне. Народный банк Китая, понизив в декабре 2008 года ставку-ориентир по годовым заимствованиям до 5,31%, сохранял ее на этом уровне.

Для покрытия дополнительных расходов в госбюджете будут выпущены новые облигации госзайма, но общий  размер внутреннего госдолга не должен превысить 20% ВВП, что не угрожает безопасности страны. Вступят в силу новые налоговые послабления, в том числе в результате реализации налоговых льгот в сделках с недвижимостью и ценными бумагами, отмены более 100 видов административных поборов с населения. Налоговые платежи в бюджете сократятся примерно на 500 млрд. юаней (74 млрд. долл.), что усилит бюджетную напряженность, а дефицит бюджета возрастет до 3% ВВП. 105

С января по апрель 2009 года Китай заключил соглашения о «валютном свопе» с Аргентиной, Республикой Корея, Малайзией, Белоруссией. В рамках соглашений по «своп - торговле» Китай выделил 650 млрд. юаней.106

В КНР для обеспечения национальной основы фондового рынка и укрепления его неспекулятивного характера были введены различия по категориям акций (к акциям категории А были допущены только резиденты, а иностранные участники допускались только к акциям категории В, которые выпускает лишь небольшое число публичных компаний). Хотя с 2003 года стал возможен доступ иностранцев к акциям категории А, эти инвестиции сопряжены с ограничениями по объемам, времени нахождения на рынке и репатриации средств. В частности, компания-инвестор должна иметь стаж не менее пяти лет работы на рынке (для страховых или управляющих компаний) и объем активов в управлении не менее 10 млрд. долл. Инвестиционная квота не превышает 300 - 600 млн. долл. для каждого участника. Жестко фиксируются относительные объемы вложений (не более 10% от общего числа акций компании), период нахождения средств в стране (не менее 1 - 3 лет в зависимости от вида инвестиций) и условия репатриации, которая должна осуществляться долями в течение периода от 4 месяцев до 1 года.

Таким образом, особенностью проводимой в Китае политики, является акцент на стимулирование инвестиций, сооружение крупных строительных объектов и создание новых рабочих мест. Подавляющая часть созданного антикризисного фонда (586 млрд. дол., или 4 трлн юаней) была направлена на финансирование ряда отраслевых программ (строительство социального жилья, школ и больниц, инфраструктуры сельских районов и пр.).

При параллельном смягчении  денежно-кредитной политики и снижении налогового бремени, приоритет был  отдан стимулированию внутреннего  платежеспособного спроса с использованием бюджетных средств. Поступательность антикризисных мер и их направленность на реальный сектор обусловили наибольшие успехи Китая по сравнению с другими странами. Быстрому восстановлению способствовали также высокая норма накопления (40% ВВП при среднемировом уровне 20%) и значительный потенциал внутреннего спроса и потребления (удельный вес конечного потребления в ВВП Китая составляет 50%, тогда как в развитых странах - 80%) 107. Кроме того, открытость китайской экономики значительно ниже, чем в развитых странах, и финансовый сектор не так остро затронула проблема неперспективных долгов.

      Мы рассмотрели антикризисные меры центральных банков США, Японии и Китая.

       Эти меры включали использование как традиционных, так и нетрадиционных инструментов денежно-кредитной политики. Была осуществлена национализация особо крупных финансовых институтов, в основном путем вхождения государства в их капитал для финансовой поддержки. В Японии и США эти меры носят временный характер, тогда как в Китае финансовые институты были государственный в той или иной степени и до кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Центральный Банк Российской Федерации: смена приоритетов в денежно-кредитной политике

 

 

В данной главе рассмотрим Центральный  банк Российской Федерации (Банк России), его функции, используемые им инструменты денежно-кредитной политики, а также действия, предпринимаемые в условиях мирового экономического кризиса.

 

3.1. Цели и функции ЦБ РФ

Основными целями Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости российского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.108

Перечень функций Банка России  дан в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года (с изменениями и дополнениями).  Согласно указанной статье, сегодня Банк России выполняет следующие функции:

1) Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

        В современных  условиях из-за преобладания в денежной массе многих стран безналичных денег (от 90 % и выше) роль этой деятельности сильно сужается: сокращаются возможности получения сеньоража (разности между номинальной суммой банкнот и затратами на их изготовление). Для России и ряда других стран с развивающейся экономикой это менее актуально из-за довольно высокой (от 1/3 и выше), хотя и сокращающейся в последние годы доли кассовой наличности в денежной массе. С другой стороны, по этой причине усиливаются требования к организации Банком России эмиссии и обращения наличных денег как самой ликвидной и весомой части национального богатства страны.109

2) Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

3) Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций.

4) Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ.

5) Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

6) Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на проведение банковской и аудиторской деятельности.

7) Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.  Банк России является органом банковского регулирования и надзора, хотя во многих странах ими занимаются специальные органы110.

8)  Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями.

9) Осуществляет в соответствии с законодательством РФ валютное регулирование и валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

10) Принимает участие в разработке провоза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ.

11) Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

12)  Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 Все перечисленные функции Центрального банка РФ тесно взаимосвязаны. Их реализация позволяет создать необходимые предпосылки для выполнения ЦБ РФ функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики.

Банк России независим в своей  деятельности, в пределах своих полномочий. Но необходимо подчеркнуть, что Банк России не освобожден от контроля со стороны органов власти и общества. Формы этого контроля разнообразны, в том числе это подотчетность Государственной Думе, а также постоянное информирование общественности о своей деятельности111. Банк России должен проводить работу, реализуя политику информационной открытости и равного доступа к информации, цель которой – обеспечение прозрачности своей деятельности и завоевания доверия населения к принимаемым решениям по уменьшению инфляции и, соответственно, снижения инфляционных ожиданий.

        Независимость  Центробанка от правительства  необходима112, так как у этих институтов часто разный взгляд на те или иные мероприятия в денежно-финансовой сфере.

 

3.2. Действия ЦБ РФ в условиях мирового экономического кризиса

 

Процессы глобализации оказывают значительное влияние на развитие национальных экономик и проведение экономической политики. Качественные изменения внешней среды влияют и на денежно-кредитную политику. Особенно ярко это проявилось в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Кризис оказал непосредственное влияние  на экономику России.

Российский финансовый рынок - это часть глобального финансового рынка, который сильно зависит от международных событий. Накануне кризиса, в России сложилась благоприятная экономическая ситуация: цены на мировом рынке на энергоносители были высокими, крупнейшие российские компании и банки, используя рост странового рейтинга и укрепление рубля, активно занимали средства за рубежом по низким ценам. Благоприятная экономическая ситуация в совокупности с либерализацией валютного законодательства113 в 2006 году обусловили приток иностранного капитала в страну. В 2007 году ситуация изменилась. В связи с потрясениями на американском рынке, инвесторы стали уходить с российского рынка и переводить средства в безрисковые активы - драгоценные металлы и обязательства Казначейства США. Отток инвестиций из страны вызвал падение стоимости основных финансовых инструментов и рост процентных ставок по межбанковским операциям. Если в начале года ставка овернайт на рынке МБК составляла 2-3 %, то в 2007 году она поднялась до 6-9 %.114 Начался процесс вывода средств из России.

Таким образом, развитие кризисных  явлений в экономике развитых стран вызвало падение спроса на российский экспорт, отток капитала из страны, проблемы с ликвидностью.

В ответ на сложившуюся ситуацию Банк России ослабил денежно-кредитную политику. Основные ее инструменты были ориентированы на предоставление ликвидности.

Однако к концу 2007 года появились признаки ускорения инфляции, вызванного ростом мировых цен на продовольствие. Реагируя на рост темпов инфляции, центральный банк с начала 2008 года начал ужесточать денежно-кредитную политику. За период с января по август 2008 года Банк России четыре раза увеличивал  процентные ставки по своим операциям.115 В результате этих решений нижняя граница коридора процентных ставок Банка России была повышена с 2,75 до 3,75% годовых, а ставка по кредитам овернайт (верхняя граница коридора процентных ставок Банка России) — с 10 до 11% годовых.116

       С августа 2008 года повышение нестабильности  на мировых финансовых рынках  стали причинами ухудшения функционирования  российского рынка, существенное  снижение экспорта вызвало падение  промышленного производства. Банковская система столкнулась с серьезными проблемами в условиях резкого спада фондового рынка, практически полной остановки межбанковского рынка и падения доверия к ней вкладчиков. Вклады физических лиц за сентябрь-октябрь 2008 года сократились на 7, 4%117.

Реакция центрального банка на полномасштабный финансовый и экономический кризис развивалась по следующим направлениям.

Во-первых, была продолжена политика помощи банковской системе, уже проводившаяся  на первой волне кризиса, только в  большем масштабе и с помощью  большего числа инструментов. Банк России смягчил условия получения кредитными организациями денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения. Центральный банк РФ стал предоставлять коммерческим банкам кредиты сроком до 365 дней под залог векселей и прав требований по кредитным договорам, внесены также поправки в Федеральный закон «О Центральном банке РФ», предусматривающие возможность кредитования коммерческих банков без наличия обеспечения на срок до 6 месяцев (при этом коммерческие банки должны иметь рейтинг уровня не ниже В - и В3, присваиваемые международными агентствами Standard and Poors и Moody's, соответственно). При предоставлении кредита на срок до 5 недель допускается наличие рейтингов российских агентств. В целом за 2008 год  по сравнению с 2007 годом объем внутридневных кредитов вырос в стране на 28 %, кредитов овернайт - на 72 %, а ломбардных кредитов - почти в 9 раз118. Используется также практика кредитования банков под залог ценных бумаг определенных компаний.

С августа-сентября 2008 года центральный банк резко увеличил предоставление средств коммерческим банкам по традиционным каналам. При этом основным механизмом кредитования банков были операции РЕПО, а пик предоставления помощи пришелся на конец 2008 - начало 2009 года.

С октября 2008 года Центральный банк РФ начал предоставлять средства коммерческим банкам на основе депозитных аукционов. Лимит размещения денежных средств в банке установлен в пределах до 100% величины его капитала. 119

Рекапитализированы крупнейшие банки. Расширен круг банков - получателей кредитов по сделкам прямого РЕПО120. Повышены лимиты на аукционе РЕПО, отменен дисконт при операциях РЕПО с ОФЗ и ОБР, снижены ставки по ломбардным кредитам121, валютным свопам122. Либерализованы требования к кредитам, обеспеченным залогами (ломбардным кредитам):увеличены сроки, сокращены дисконты, снижены требования по рейтингу бумаг, обеспечивающих кредиты. С 15 октября нормативы ФОР (фонд обязательного резервирования) во внеочередном порядке снижены и унифицированы на рекордно низком уровне - 0, 5%, что обеспечит банковской системе до 350 млрд. руб. дополнительной ликвидности123. В антикризисный пакет входит предоставление субординированного кредита124 в размере 950 млрд. руб. сроком не менее чем на 5 лет, а некоторым банкам до 31 декабря 2019 года: Сбербанку - до 500 млрд руб., ВТБ - до 200 млрд руб., Россельхозбанку - до 25 млрд руб., другим банкам - на сумму до 225 млрд руб. Сбербанк будет прокредитован непосредственно ЦБ РФ, остальные банки - ВЭБом из правительственных ресурсов.

Информация о работе Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах