Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:13, дипломная работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить роль центрального банка в системе экономических отношений;
проанализировать цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка;
изучить опыт антикризисной политики центральных банков США, Японии и Китая в ответ на развернувшийся финансово-экономический кризис;
проанализировать антикризисные действия ЦБ РФ;
дать рекомендации по совершенствованию антикризисных и превентивных мер.

Файлы: 1 файл

Диплом Гадалова В..doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3.3.Инструменты денежно-кредитной политики

В проведении своей денежно-кредитной  политики НБК применяет весьма широкий  набор инструментов как стандартных  для международной практики, так  и специальных, адаптированных к особенностям национального рынка. При этом НБК отдает предпочтение комплексному управляющему воздействию - использованию нескольких инструментов одновременно. К используемым НБК стандартным инструментам управления денежным предложением относятся90:

- эмиссия собственных облигаций НБК (PBC bills);

- операции на межбанковском рынке сделок «репо»;

- регулирование ставок рынка необеспеченных межбанковских кредитов (CHIBOR);

- переучет (дисконтирование) коммерческих ценных бумаг и долговых обязательств;

- покупка-продажа государственных ценных бумаг;

- операции валютного свопа;изменение величины нормативов обязательного резервирования привлеченных средств банков.

Первые четыре типа операций позволяют  НБК регулировать рыночные. Наиболее часто используемая НБК для регулирования денежного предложения комбинация инструментов включает в себя эмиссию собственных облигаций, операции типа «репо» с краткосрочными собственными облигациями и с долгосрочными облигациями министерства финансов.

НБК эмитирует краткосрочные (три месяца), среднесрочные (шесть месяцев, год) и долгосрочные (три года) облигации. Эффективность управления денежным предложением с помощью облигаций НБК обусловлена высокой ликвидностью этого инструмента. Реализация центральным банком собственных облигаций происходит через систему посредников – первичных дилеров. Они от своего имени и по поручению клиентов подают заявки на еженедельно проводимые НБК аукционы. При этом проводятся аукционы двух типов: c фиксированной ставкой и с фиксированным объемом предложения облигаций.

Операции на рынке сделок РЕПО служат НБК для (на ежедневной основе) регулирования ставок и объема денежного предложения. Рынок сделок РЕПО, как и рынок облигаций, обладает высокой ликвидностью и масштабами (годовой оборот выше 20 трлн. юаней).91 Основным ориентиром рынка считается ставка по 7-дневным контрактам. Именно эту ставку стремится регулировать НБК, проводя интервенции на рынке. В качестве дополняющих ориентиров НБК рассматривает ставки по 14- и 28-дневным контрактам. Основными видами ценных бумаг, участвующих и в сделках НБК, являются облигации министерства финансов и самого НБК. В зависимости от ситуации НБК использует рынок сделок «репо» как для расширения предложения денег (покупка ценных бумаг на срок), так и для его сужения (продажа ценных бумаг на срок).

Регулирование ставок рынка необеспеченных межбанковских кредитов (CHIBOR). НБК не участвует в операциях на данном рынке. Тем не менее НБК регулирует ставки СНIBOR, увеличивая или уменьшая денежное предложение с помощью операций на других рынках. Ставки данного рынка (прежде всего, по 7-дневным кредитам) рассматриваются НБК в качестве одного из основных операционных ориентиров денежно-кредитной политики.

Переучет коммерческих векселей и  других обращаемых долговых обязательств. Использование переучета долговых обязательств в качестве действенного инструмента денежной политики предполагает поддержание ставки рефинансирования на уровне, более низком, чем ставки по банковским кредитам конечным заемщикам. Только в этом случае подобный инструмент может быть востребован рынком.

Покупка-продажа государственных  ценных бумаг со стороны НБК не играет значимой роли в качестве источника расширения или стерилизации денежного предложения. В основном эти операции проводятся для оказания поддержки государству при размещении ценных бумаг и для предотвращения резких колебаний рынка.

Изменение величины нормативов обязательного  резервирования по привлеченным средствам банков является одним из основных инструментов регулирования денежного мультипликатора (отношения денежной массы к денежной базе).  Возможность НБК реализовывать оригинальную политику в этой сфере обусловлена низким уровнем депозитных ставок китайского рынка. Последнее обеспечивает достаточную «дешевизну» привлечения банками средств, даже в условиях повышающихся нормативов резервирования.

Используемые НБК специальные инструменты управления денежным предложением включают:

- «руководящее окно» (window guidance);

- «штрафные облигации» (penalty bonds);

- систему базовых и предельных процентных ставок по кредитам и депозитам;

- дифференцированные ставки обязательного резервирования.

Данные инструменты обеспечивают: управление денежным мультипликатором и динамикой кредитов; управление структурными эффектами (переориентация денежных потоков в те или иные секторы экономики). Значимые риски для ценовой и финансовой стабильности КНР обусловливаются интенсивным ростом кредитования отдельных переинвестированных секторов. Однако стандартные монетарные инструменты малоэффективны для решения этих задач, так как ориентированы на управление денежным предложением и динамикой кредитов в целом. Специальные инструменты, за исключением «штрафных облигаций», не предполагают проведения операций НБК на денежных рынках. Это позволяет избегать издержек, возникающих при операциях на данных рынках (выплата процентов, потери от непогашения размещенных кредитов и др.). Как следствие использование специальных инструментов снижает общую «стоимость» монетарного регулирования.

«Руководящее окно» (window guidance): управление кредитной политикой отдельных банков путем указания на желательность ее корректировки, без применения мер принуждения. Применяется к банкам, не нарушающим законодательных и нормативных требований, но проводящих рискованную с точки зрения системной финансовой стабильности политику.

В 1960-1980-е годы подобный способ воздействия  активно применял Банк Японии, в отдельные периоды – Резервный банк Австралии. В последние годы в политике монетарных властей развитых стран данный инструмент практически не используется.92 Что касается монетарных властей Китая, то они придают ему особую значимость93, активно применяя для предотвращения чрезмерного роста кредитования строительства (в отдельных регионах), производителей стали, алюминия, цемента и других переинвестированных секторов. Также сдерживается концентрация банковских ресурсов в кредитовании отдельных крупных предприятий-заемщиков, а также отдельных регионов. Одновременно стимулируется переориентация средств в пользу финансирования малого и среднего бизнеса, аграрного сектора, потребительского и образовательного кредитования.

«Штрафные облигации» (penalty bonds) – специальные низкодоходные облигации НБК, покупка которых вменяется в обязанность банкам, превышающим определенный предел показателей динамики кредитов. Ставки по penalty bonds устанавливаются приблизительно на 0,5 проц. п. ниже, чем по «обычным» облигациям НБК.

Система базовых и предельных процентных ставок по кредитам и депозитам. С целью ограничить кредитную экспансию, а также чрезмерный приток депозитов в банковскую систему монетарные власти Китая фиксируют нижний предел ставок по банковским кредитам и верхний предел ставок по банковским депозитам. Кроме того, НБК устанавливает базовые процентные ставки по кредитам и депозитам различных сроков. Хотя эти ставки имеют рекомендательный характер, их изменение оказывает сильное воздействие на процентную политику банков.

Дифференцированные ставки обязательного  резервирования, введенные с 2004 года НБК, установлены в зависимости от финансовых показателей банков. Данная система играет роль «встроенного стабилизатора», ограничивающего дальнейшую кредитную экспансию банков, проводящих рискованную кредитную политику. Регулируя степень дифференциации ставок резервирования, НБК может выборочно сдерживать рост кредитов в наиболее рискованных сферах. Таким образом, данный инструмент, наряду с «руководящим окном», позволяет НБК решать задачи управления структурными эффектами расширения денежного предложения.

 

2.3.4. Мировой финансово-экономический кризис и Китай

Мировая практика показывает, что глобальные экономические кризисы  наименее болезненно воздействуют на страны, для которых характерны: сбалансированное развитие важнейших  секторов и отраслей экономики; здоровая финансовая система; невысокие темпы инфляции; сбалансированный бюджет; активное сальдо торгового и платежного баланса по текущим операциям; отсутствие значительного внешнего долга; достаточно высокий объем золотовалютных резервов; реалистичный курс национальной валюты; эффективное государство как макрорегулятор экономики.94 Данные характеристики относятся к современной экономике Китая. Строго говоря, в Китае не было экономического кризиса, если под последним понимать абсолютное сокращение ВВП.95

Рассмотрим особенности  функционирования китайской экономики, которые обеспечили стабильное развитие в условиях кризиса.

Китайский фондовый рынок  является регулируемым и закрытым для  нерезидентов. На нем не обращаются производные финансовые инструменты, что является одной из причин преобладания прямых инвестиций.

Кредитный рынок страны закрыт для иностранных банков. Доля одного иностранного стратегического  инвестора в китайском банке  не может превышать 20%, а максимальная доля для всех иностранных инвесторов - 25%96. Так как угроза дефолта существовала (в некоторых случаях реализовалась) в тех экономиках, где высока была эта доля, можно сделать вывод: ограничения иностранного участия в кредитной системе защитили китайскую финансовую систему от проблем с выводом капитала.

      Особенность современного кризиса, особенно на первоначальном этапе, недостаток ликвидности. Решение этой проблемы в разных экономиках не означало восстановления финансирования реального сектора. Так как во время кризиса снижается склонность к риску. Однако, согласно данным Всемирного банка, среднемесячное кредитование китайской экономики в 2009 году составило почти 5% ВВП, что превышает показатели большинства других экономик мира.

    В условиях  кризиса развитые страны были  вынуждены осуществить в определенной степени национализацию некоторых компаний, в то время как в Китае финансовая система была уже огосударствлена. А это в свою очередь, позволило довести денежные средства до реального сектора экономики посредством функционирования налаженных каналов.

КНР в основном использует внутренние источники финансирования. Китай умело сочетает рост резервов за счет внутренних источников с сохранением достаточного финансирования реального сектора. При этом политика роста резервов повышает уязвимость китайской экономики в условиях кризиса, так как экспорт (в особенности доля США в китайском экспорте) заметно снизился. Именно снижение экспорта, в особенности сокращение спроса на китайские товары со стороны развитых стран, в первую очередь США и ЕС, явилось основной причиной проявления мирового финансового кризиса на экономику Китая.

В ходе кризиса США и ЕС стали в ускоренном порядке вводить протекционистские меры против Китая. Осенью 2009 года разгорелась торговая война между КНР и США. В начале сентября Президент США Б.Обама решил ввести заградительные таможенные пошлины на ввоз автомобильных шин из Китая сроком на три года (в размере 35-процентной ставки тарифа для первого года ограничения импорта, 30-процентной - для второго и 25-процентной - для третьего)97. В ответ на это Китай начинает антидемпинговое расследование в отношении импорта автопродукции и мяса птицы из США98.

В конце сентября 2009 года Евросоюз ввел антидемпинговые пошлины  в размере почти 40% на импорт стальных труб из Китая.

Проблема сокращения экспорта решается путем стимулирования внутреннего спроса за счет наращивания инвестиций. В 2008-2009 гг. рост государственных инвестиций обеспечил Китаю сохранение высоких темпов экономического роста. А в течение 2008-2010 гг. правительство страны намерено израсходовать 4 трлн юаней (более 600 млрд. долл. США) на инфраструктуру99. Следует заметить, что прямые государственные расходы развитых экономик в реальном секторе хотя и увеличились, но они несопоставимы с китайскими, антикризисные меры были направлены в основном на поддержку банковского и финансового сектора, т.е. могла повлиять на ВВП лишь через восстановление банковского финансирования частного сектора и частных инвестиций.

Таким образом, мировой  финансовый кризис затронул экономику  КНР, что выразилось в снижении темпов экономического роста в 2007-2009 гг., снижении экспорта, роста безработицы, падение рынка недвижимости.100 Негативное влияние в финансовой сфере: опасность возникновения дефляции, роста бюджетного дефицита до 950 млрд. юаней (139 млрд. долл.) в 2009 году, опасность финансовых рисков в связи со скупкой КНР огромной массы американских казначейских ценных бумаг.101 По данным на ноябрь 2008 года, Китай является крупнейшим в мире держателем американских казначейских ценных бумаг - на сумму 681,9 млрд. долл.102

 

2.3.5. Антикризисные меры НБК

Снижение темпов экономического роста негативно отразилось на кредитно-денежной политике страны, которая в сентябре 2008 году, была резко изменена. В Китае  перешли к стимулированию хозяйства. Тогда как в 2007 году проводилась  жесткая денежно-кредитная политика в ответ на усиливающуюся инфляцию, были введены различные ограничительные административные меры.

         В конце года Народный банк Китая неоднократно снижал базисные процентные ставки кредитов и депозитов коммерческих банков. К концу октября они составили 6, 66 и 3, 6%, соответственно, к концу ноября - 5, 58 и 2, 52, а к концу декабря - 5, 31 и 2, 25%.

Стараясь поддержать экономический рост, в 2008 году банк Китая 5 раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Несмотря на мировой финансовый кризис, в течение 2008 года денежная масса М2 выросла на 17.8 %, с 40.34 до 47.52 трлн. юаней, объем выданных ссуд за 2008 г. вырос на 4.91 трлн. юаней (около 735 млрд. долл.)103. За январь 2009  года денежная масса выросла до 49.61 трлн. юаней, т.е. на 18.79 % относительно января 2008 года, объем ссуд - на 1.62 трлн. юаней (236 млрд. долларов)104.

Информация о работе Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах