Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:13, дипломная работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить роль центрального банка в системе экономических отношений;
проанализировать цели, функции и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка;
изучить опыт антикризисной политики центральных банков США, Японии и Китая в ответ на развернувшийся финансово-экономический кризис;
проанализировать антикризисные действия ЦБ РФ;
дать рекомендации по совершенствованию антикризисных и превентивных мер.
Оплаченный уставный
капитал Банка Японии на 55% принадлежит
государству и 45% - частным акционерам
(финансовым институтам, частным компаниям,
физическим лицам и др.). Акционерам
гарантированы дивиденды в
При проведении денежно-
2.2.2. Мировой экономический кризис в Японии
Со II квартала 2008 года на фоне общего замедления мирового экономического роста и снижения спроса на экспортную продукцию (особенно автомобильной и электронной промышленности) начали замедляться темпы роста ВВП Японии, увеличиваться количество компаний, объявляющих о банкротстве, расти безработица. В конце ноября 2008 года правительство Японии официально зафиксировало рецессию в экономике.
В отличие от финансового кризиса 90-х годов текущий кризис был вызван не внутренними, а внешними факторами. Сложность поиска путей по выходу из него связана с его многогранностью и необходимостью решения проблем как внешнего, так и внутреннего характера. К началу кризиса 2008 года Япония имела созданную во время финансового кризиса 90-х годов достаточно эффективную систему регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений, богатый опыт по выходу банков из финансового кризиса. Однако принятые меры были направлены на управление рисками, вызванными внутренними факторами. В 2008 году надзорные органы столкнулись с проблемой управления внешним системным риском, с необходимостью регулирования деятельности и осуществления контроля за операциями транснациональных банков, риски которых для национального банковского сектора непредсказуемы.
2.2.3. Антикризисные меры Банка Японии
С началом мирового финансового кризиса антикризисные меры Банка Японии были направлены на обеспечение ликвидности на межбанковском рынке путем предоставления субординированных займов банкам. С октября 2008 года нестабильность финансово-банковской системы приняла глобальный характер. Банк Японии перешел к системному использованию всего набора инструментов денежно-кредитной политики. Кроме того, в качестве временных были приняты меры по рекапитализации банков, реструктуризации долгов и финансовой поддержке корпоративного сектора.
Антикризисные меры включают три основных направления77.
1) Использование политики процентной ставки.
С началом финансового кризиса центральные банки шести развитых экономик мира (ФРС США, ЕЦБ, Банк Англии, Банк Канады, Национальный банк Швейцарии и центральный банк Швеции) начали проводить скоординированную политику по последовательному снижению уровня процентной ставки: 8 октября 2008 г. они объявили о снижении базовой процентной ставки на 0, 5 %.
Банк Японии сохранял свою политику в области процентных ставок и не изменял их: краткосрочная процентная ставка на межбанковском рынке - около 0, 5% и действующий уровень базовой процентной ставки - 0, 75%. Однако в результате нарастания финансового кризиса краткосрочная процентная ставка на межбанковском рынке была снижена до 0, 3% в октябре 2008 года и до 0, 1% в декабре 2008 года. Уровень базовой процентной ставки был снижен до 0, 5 и до 0, 3% соответственно.78
В качестве временной меры Банк Японии принял решение с ноября 2008 года ввести выплату процентов из расчета 0,1% годовых на избыточные резервы финансовых учреждений, находящиеся на текущем счете в центральном банке.
2) Меры по обеспечению стабильности на финансовых рынках и расширению возможностей финансирования крупных корпораций.
С целью поддержания ликвидности банковского сектора Банк Японии активизировал проведение операций на открытом рынке. В конце 2008 года общий объем проводимых Банком Японии операций на открытом рынке (дополнительное кредитование банков, кредитование под допустимый залог, операции РЕПО79 с краткосрочными обязательствами и облигациями корпораций, с государственными облигациями, с казначейскими и финансовыми векселями) превысил 50 трлн иен.
Банк Японии расширил перечень операций, проводимых на открытом рынке и стал использовать новые инструменты на нем, а именно: были расширены инструменты и объемы операций по покупке государственных облигаций. Банком Японии была увеличена периодичность проведения операций с государственными облигациями (с 1 раза в квартал до 2 раз в неделю) и размер предложения за одну операцию (от 300 до 600 млрд. иен). Была увеличена возможная сумма операций по покупке государственных облигаций до 21, 6 трлн иен в год (1, 8 трлн иен в месяц). По состоянию на 31 декабря 2009 года текущий объем операций по покупке государственных облигаций увеличился до 48, 2 трлн иен.80
С середины декабря 2008 года центральный банк добавил в список своих операций РЕПО операции с государственными облигациями с плавающей процентной ставкой, с облигациями, индексированными к уровню инфляции, и с 30-летними государственными облигациями. По состоянию на 31 декабря 2009 года текущий объем операций РЕПО составил 7 трлн иен81; стали проводиться операции, направленные на поддержание ликвидности рынка долговых обязательств крупных корпораций. Введение этих операций Банк Японии рассматривал в качестве временной меры на период финансового кризиса. Ранее он принимал краткосрочные обязательства и облигации компаний в качестве одного из видов залога при предоставлении кредитов банкам. С целью предоставления компаниям быстрого доступа к деньгам в январе 2009 года центральный банк приступил к проведению операций по покупке краткосрочных обязательств корпораций на аукционах, а с февраля 2009 года - облигаций крупных корпораций. Планируемые фонды для этих целей были определены в размере 3 трлн иен и 1 трлн иен соответственно. По состоянию на 31 декабря 2009 года указанные программы поддержки рынка долговых обязательств крупных корпораций были выполнены. Проведение операций РЕПО с краткосрочными обязательствами корпораций продолжается в 2010 году, их текущий объем составил 2, 8 трлн иен82.
Меры по стабилизации банковского сектора:
С целью усиления капитализации банковского сектора в декабре 2008 года действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 года. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для этих целей увеличен с 2 до 12 трлн иен. Банки, получающие средства, должны расширять кредитование малого и среднего бизнеса83.
Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости от фондового рынка с марта 2009 года центральный банк возобновил покупки акций корпораций, находящихся в инвестиционных портфелях банков, имеющих рейтинг международных агентств не ниже ВВВ- и достаточную ликвидность. Предполагается до апреля 2010 года выкупить ценные бумаги крупных корпораций на общую сумму 1 трлн иен (лимит на один банк установлен 250 млрд. иен) с последующим обязательством их продажи в период с конца марта 2012 года до конца сентября 2017 года. По состоянию на 31 декабря 2009 года текущий объем выкупленных активов составил 206, 9 млрд. иен84.
С начала 2009 года был расширен перечень видов обеспечения (залога) для получения банками кредитов у Банка Японии. В него были включены облигации корпораций, долговые инструменты инвестирующих в недвижимость корпораций, гарантированные правительством краткосрочные обязательства корпораций и другие. В мае 2009 года перечень был дополнен государственными облигациями США, Великобритании, Германии и Франции.
В апреле 2009 года Банк Японии объявил о возможности привлечения городскими и региональными банками дополнительных ресурсов в рамках предоставления субординированного 10-летнего займа на общую сумму до 1 трлн иен (лимит на один банк составляет 350 млрд. иен). Банки, которые получат займы, смогут учитывать их как дополнительную часть капитала и вернуть средства в любое время по истечении трехлетнего периода после получения85.
Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:
- заключение двусторонних
валютных своп-соглашений с цен
- взаимодействие с центральными банками стран АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 года общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд. долл. США86. В мае 2009 года по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд. долл. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3.
На разных временных отрезках при проведении монетарной политики ставились разные задачи, использовались разные инструменты. В период кризисов неизменно повышалась роль государства. Из кризиса 90-х годов Япония выходила за счет расширения экспорта товаров и капитала. Однако запаздывание принятия оперативных мер для нейтрализации кризиса в банковском секторе в 90-х годах на ранних фазах его развития привело к поздней реакции и со стороны реального сектора экономики. Для восстановления финансовой стабильности использовались неординарные меры: проведение рекапитализации банков за счет государственных средств, временная национализация банков, предоставление гарантий правительством. В 2008 году перед правительством и Банком Японии встала задача по ликвидации диспропорции между предложением и внутренним спросом в экономике, управлению внешним системным риском и обеспечению устойчивости финансового сектора. Меры денежных властей по преодолению финансового кризиса рассчитаны на краткосрочный и среднесрочный период. Краткосрочная программа предполагает возможность использования при осложнении ситуации в банковском секторе экстраординарных мер, но, в основном, она направлена на восстановление функций финансового посредничества банков с целью поддержания реального сектора экономики. В среднесрочной перспективе планируется усиление системы финансового надзора, предполагающей регулирование и управление системным и трансграничным рисками. В регулировании деятельности банковского сектора приоритеты будут отданы обеспечению достаточности капитала банков, управлению риском ликвидности, стандартам прозрачности деятельности и применению кредитных рейтингов.
2.3. Народный банк Китая: стимулирование инвестиций и внутреннего спроса
2.3.1. Народный банк КНР: структура, цели, функции
Народный банк Китая является центральным банком, напрямую подчиняющимся Госсовету. Целью монетарной политики является поддержание стабильности денежного обращения, и, таким образом, содействие экономическому росту.
Основные функции Народного
банка Китая включают приведение
в исполнение денежной политики правительства;
эмиссию юаня; согласование при создании,
а также контроль и управление
финансовыми структурами и
Народный банк КНР ежегодно докладывает в Госсовет о своих решениях, касательно ежегодного выпуска банкнот, процентных ставок, курса зарубежных валют и других важных вопросов.
Народный банк Китая под руководством Госсовета самостоятельно проводит денежно-кредитную политику, осуществляет свои функции и действия без какого-либо вмешательства местных правительств или административных органов любого уровня, общественных организаций и частных лиц.
Организационная структура. Решение о кандидатуре председателя Народного банка КНР по рекомендации премьера Госсовета, принимается Народным съездом, а в случае, когда сессии съезда не проводится, решение принимает постоянный комитет народного съезда. Назначает и смещает председателя банка Президент КНР. Заместители председателя народного банка КНР должны назначаться и смещаться премьером Госсовета КНР.87
2.3.2. Денежно-кредитнай политика Народного банка Китая
Китайская денежно-кредитная политика направлена на поддержание ценовой стабильности и содействия экономическому росту. Эти две цели должны быть достигнуты путем поддержания стабильной валютой.88
Валютная политика КНР является механизмом, компенсирующим отставание Китая от западных экономик и от японской как в уровне развития внутреннего товарного рынка, так и банковской системы. Внешнеэкономическая составляющая основана на ограничении свободного плавания курса национальной валюты, позволяющем одновременно поддерживать конкурентоспособность экспорта и высокую ликвидность финансовой системы, необходимую в период кризиса. Эффективность валютной политики Китая проявляется, в частности, в постоянном профиците его внешнеторгового баланса как важном источнике роста золотовалютных резервов страны. В то время как внешний долг Китая не превышает 15% ВВП, объем государственных золотовалютных резервов страны в 1994 - апреле 2007 гг. вырос с 52 млрд до 1202 млрд долл. (в 23 раза) и составил 45% по отношению к ВВП. По этому показателю Китай в 2006 г. вышел на 1-е место в мире, значительно обойдя Японию89.
Информация о работе Современные тенденции деятельности центральных банков в зарубежных странах